СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Фатвы касающиеся сыяма

Фатвы касающиеся сыяма
19 Июля
14:08 2012

ВОЗМЕЩЕНИЕ ПОСТА

После выздоровления от болезни необходим возместительный пост

одной женщины началось психическое заболевание, которое сопровождалось повышенной температурой и нервным расстройством, а также другими опасными симптомами. В результате этого она не соблюдала пост в течение почти четырёх лет. Должна ли она в такой ситуации совершить возместительный пост или же нет? Каким будет суждение шариата в отношении её?

Если она прекратила поститься по причине отсутствия у неё физических сил для этого, то ей следует относиться пропущенные ею дни месяцев рамадан за все четыре года, если она способна на это. Всевышний Аллах сказал: "Но, если кто поражен недугом, или путешествует, тот да постится то же число других дней, Аллаху угодно даровать вам облегчение, а не бремя для вас, дабы вы могли выполнить положенное число дней, и дабы вы возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас, и дабы были благодарны." Если же болезнь этой женщины неизлечима, а неспособность совершать пост пожизненна на основании официального заключения медиков, то за каждый день пропущенного ею поста она должна накормить нуждающегося из расчёта предоставления ему половины саа пшеницы, фиников, риса или любой другой обычной пищи, которую едят её родственники у себя дома. Таким образом, она должна поступить так же, как престарелый мужчина или старая женщина, для которых пост изнурителен и очень труден. Совершать возместительный пост ей не требуется.

Постоянный комитет

Возместительный пост следует совершать даже за отдельные дни

В настоящее время я семнадцатилетняя девушка, и мой вопрос заключается в следующем: в течение двух первых лет моего поста я в некоторые дни месяцев рамадан не соблюдала пост и разговлялась. Что я должна теперь предпринять?!

Тебе следует немедленно совершить возместительный пост за пропущенные дни, даже если они и были отдельными. Кроме возмещения ты должна совершить искупительные действия, то есть накормить нуждающегося за каждый день пропущенного тобой поста. Искупительные действия необходимы для тебя в связи с тем, что ты промедлила с возмещением поста более года. Таково авторитетное мнение большинства учёных-богословов.

Абдулла бин Джибрин

Я разговлялась в месяц рамадан по уважительной причине 24 года тому назад и по невежеству не совершила возместительного поста

В 1382 году по хиджре женщина не соблюдала пост в месяц рамадан по уважительной причине, поскольку выкармливала ребёнка. Сын вырос и ему сейчас уже 24 года, но женщина так и не возместила пропущённый ею пост в месяц рамадан. Клянусь Великим Аллахом, что она допустила такой проступок по незнанию, а не по небрежности или умышленно... Прошу разъяснить нам это.

Эта женщина должна в ближайшее время совершить возместительный пост за пропущенный ею месяц, хотя бы даже и не делая этого непрерывно, а согласовывая с теми днями, в которые мусульмане постились в этом году. Наряду с постом она обязана сделать пожертвование, то есть накормить одного нуждающегося за каждый день пропущенного ею поста. Таковым будет её искупительное действие за задержку поста возмещения. Тот, кто не совершил возместительный пост вплоть до наступления следующего месяца рамадан, обязан вместе с возмещением совершить искупительное действие. За пропущенный месяц ей будет достаточно пожертвовать мешок риса весом в 45 килограммов. Она должна была в своё время попытаться разузнать и выяснить для себя все, касающееся этого важного религиозного вопроса. Эта проблема хорошо известна широкому кругу людей, то есть если человек не соблюдал пост по уважительной причине, то должен возместить его как можно скорее, ибо откладывание этого без повода непростительно.

Абдулла бин Джибрин


Должен ли совершать искупительные действия человек,который не соблюдал пост по уважительной причине?

Человек не соблюдал пост два дня в течение месяца рамадан 1395 года. Он не возместил их вплоть до наступления рамадан 1396 года, в котором также нарушил пост в течение трёх дней. Затем в месяц мухаррам 1397 года человек совершил возместительный пост в течение пяти дней подряд. Следует ли ему уплатить выкуп?

Если розговенье, о котором ты упомянул, было обосновано уважительной причиной, то с тебя ничего не причитается, кроме возмещения, которое ты совершил в соответствии с высказыванием Всемогущего Аллаха: "...но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да поститься то же число других дней..." Если же розговенье произошло без уважительной причины, то ты кроме совершенного возместительного поста обязан покаяться, так как розговенье в месяц рамадан дозволяется только по уважительной причине. Тебе не предписаны искупительные действия за три дня несоблюдения поста в месяц рамадан 1396 года. Однако за два несоблюдения поста в месяц рамадан 1395 года ты должен кроме возмещения этих дней накормить нуждающегося за каждый пропущенный день, если возмещение без причины ты отложил до наступления рамадан 1396 года. Количество еды, предоставляемое каждому нуждающемуся должно составлять половину саа пищи, обычной для жителей данной местности. Это в том случае, если твоё розговенье не сопровождалось совокуплением. Если же несоблюдение поста выразилось в совершении совокупления, то кроме возмещения поста за каждый день, когда ты совершил розговенье совокуплением, необходимо искупление путём освобождения верующего племенника. Если такая возможность отсутствует, то ты должен поститься в течение двух месяцев подряд. Если ты не в состоянии сделать это, то должен накормить шестьдесят бедняков. И Аллах ниспосылает успех.

Постоянный комитет


Я нарушила пост преднамеренно по причине экзаменов

Я девушка, которую условия заставила не соблюдать пост в течение шести дней месяца рамадан преднамеренно. Причиной этому явились экзамены, которые начались как раз в месяц рамадан и по трудным предметам. Если бы я не разговлялась в эти дни, то не смогла бы изучить эти предметы из-за их сложности. Прошу разъяснить, что мне делать сейчас, чтобы Аллах отпустил мне грех. Да вознаградит вас Аллах благом...

За это ты должна принести покаяние и возместить потерянные дни поста месяца рамадан. Аллах прощает того, кто покаялся, и истинное покаяние состоит в том, что необходимо возвеличивать Всевышнего Аллаха, страшиться Его наказания, искрение сожалеть о содеянном и преисполниться твёрдой решимости больше этого не делать только в таком случае Аллах отпустит прегрешения и снимет вину с касающегося. И если непослушание явилось прегрешением со стороны слуг Аллаха, то искреннее покаяние восстанавливает их права... Всевышний Аллах сказал: "И покайтесь вы все вместе Аллаху, о верующие, дабы могли вы преуспеть." Всемогущий сказал также: "О вы, верующие, обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием." /Аят/.Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Покаяние уничтожает то, что было до него..." Он сказал также: "Кто допустил несправедливость в чем-либо по отношению к брату своего, пусть восстановит справедливость сегодня же без динара и дирхама. Если у него есть добрые дела, то возьмётся у него из них в меру его несправедливости. Если же у него не было добрых дел, то будет взято из дурных поступков друга его и приписано ему." /Об этом рассказал ал-Бахари в своём сборнике "Ас-Сахих"/. И успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

Суждение по поводу переноса возмещения пропущенных дней поста в месяц рамадан

Разрешается ли переносить возместительный пост в счёт пропущенных дней поста месяца рамадан на зимний сезон?

Возместительный пост за пропущенные дни месяца рамадан следует совершать сразу же после того, как исчезнет причина, препятствовавшая соблюдению поста. Не разрешается необоснованно откладывать возместительный пост, так как ему могут помешать болезнь, путешествие или смерть. Однако если человек отложит совершение возместительного поста и будет поститься зимой, когда дни коротки, то это будет неверно и возмещение не засчитается.

Абдулла бин Джибрин

Опоздание с возмещением до наступления следующего месяца рамадан

Каково суждение по поводу того, кто случайно разговелся в один из дней месяца рамадан и не возместил этот день вплоть до наступления следующего рамадана?

Если человек отложил возмещение дня поста, в который он допустил разговенье, по уважительной причине, как, например, по болезни и т.д., то обязан возместить этот день сразу же, как это будет для него возможным. Если же он необоснованно затянул возместительный пост, то тем самым совершил дурной поступок, после которого кроме возмещения должен накормить нуждающегося...


Каково суждение по поводу того человека, который должен был возместить день поста, несоблюденный им в рамадан 1392 года, но он не сделал этого, пока не наступил рамадан 1393 года?

Если человек по небрежности и без уважительной причины не возместил пропущенный им день или более поста, пока не наступил месяц рамадан следующего года, то ему следует возместить пропущенные дни, а также накормить за каждый день одного нуждающегося из расчёта предоставления ему половины саа пшеницы или любой другой пищи, обычной для жителей этих мест. Если же возместительный пост был отложен по уважительной причине, то есть по болезни или слабости, не позволяющейся поститься, то кормить бедных не приписывается...

Постоянный комитет


Человек по болезни не соблюдал пост в месяц рамадан, а затем умер,не успев возместить его

Человек умер в день праздника розговенья, а в первый или второй день месяца рамадан его сразила болезнь, в результате чего он не соблюдал пост целый месяц. Должны ли его наследники совершить за него пост после его кончины, либо накормить нуждающихся или же умершему и его наследникам ничего такого не предписано?

Если этот больной не соблюдал пост по причине своей неспособности поститься и оказался не в состоянии совершить возместительный пост из-за собственной смерти в день праздника розговенья, то он не обязан был поститься из-за невозможности сделать это по болезни, а его возмещение стало невозможным по причине его смерти в день праздника розговенья. Его наследники не должны поститься или кормить нуждающихся за него.

Постоянный комитет


Суждение о том, кто преднамеренно прекратил поститься, а затем покаялся

Каково суждение относительно мусульманина, который не постился в месяц рамадан в течение многих лет, но соблюдал при этом всё остальные обязательные религиозные предписания? Известно, что он проживал на чужбине вдали от своей родины, но ничто не препятствовало ему соблюдать пост. Предписан ли ему возместительный пост, если он покаялся и вернулся на родину?

Пост в месяц рамадан является одним из столпов ислама. Если совершеннолетний человек преднамеренно прекратил поститься, то это является одним из величайших смертных грехов. Некоторые учёные-богословы расценивают подобный грех как безбожие и вероотступничество. Такой человек должен принести искреннее покаяние и совершать как можно больше праведных и богоугодных дел, особенно дополнительных добровольных молитв. Он должен также самым тщательным образом соблюдать законоположения религии в отношении совершения молитвы, поста, поломничества, закята и всего остального. По справедливому мнению учёных-богословов ему не предписан возместительный пост, поскольку его преступление настолько тяжкое, что возмещение не поможет ему. Успех принадлежит Аллаху, и да благословит Аллах и приветствует Пророка нашего Мухаммеда, род его и его сподвижников.

Постоянный комитет


Соверши сначала предписанный тебе пост возмещения

Разрешён ли шестидневный пост в месяц шавваль прежде, чем человек совершит возместительный пост за пропущенные дни рамадана? Разрешён ли пост в понедельник месяца шавваль с намерением возместить пост месяца рамадан и с намерением получить награду за выдерживание поста в понедельник?

Награда за шестидневный пост в месяц шавваль может быть получена только в том случае, если человек полностью совершил пост месяца рамадан... Тот, кому предписано возмещение несоблюдавшихся дней поста рамадана, может совершать шестидневный пост в месяц шавваль только после возмещения поста месяца рамадан, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: "Тот, кто совершил пост рамадана, затем продолжил его в течение шести дней месяца шавваль..." Исходя из этого, мы говорим тому, кому предписано возмещение: отпостись сначала дни возмещения, а уже затем постись шесть дней в месяц шавваль... Если в течение этого шестидневного поста выпадут понедельник или четверг, то постящийся получит награду за пост в понедельник с намерением получить награду за шестидневный пост и пост в понедельник или четверг, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Деяния определяется только намерением и каждому причитается только согласно его намерению."

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин


НОЧНАЯ МОЛИТВА В МЕСЯЦ РАМАДАН И МОЛИТВЕННОЕ БДЕНИЕ


Служение о чтении Корона с листа во время совершения ночной молитвы

Разрешено ли чтение Корана с листа во время совершения ночной молитвы или молитвы при затмении? Ответьте нам, пожалуйста

Нет никакой беды в чтении Корана с листа во время совершения молитвенного бдения в ночи месяца рамадан, что позволяет верующим, слушающим имама лучше усвоить и заучивать Коран, поскольку содержащиеся в Книге и Сунне доказательства Шариата свидетельствуют о законности чтения Корана во время совершения молитвы, как с листа, так и наизусть. Достоверно известно, что Аиша - да будет Аллах доволен ею! - повелевала своему покровителю Заквану, чтобы он был у неё имамом во время молитвенного бдения в месяц рамадан, и он читал Коран с листа. Об этом упомянул ал-Бухари - да смилостивится над нами Аллах! - в своём сборнике "Ас-Сахих".

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


Ночная молитва - по паре, по паре

Некоторые имамы во время совершения ночной молитвы объединяют вместе четыре и более ракатов, а затем произносится один таслим /приветственная формула/ без паузы/ джулюса/ после двух ракатов. При этом они утверждают, что это делается в соответствии с Сунной. Существует ли этому законное обоснование в нашем пречистом Шариате?

По мнению большинства учёных-богословов подобные действия не только незаконны, но порицаемы или даже запрещенные на основании высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Ночная молитва - по паре, по паре... "Достоверность этого хадиса Ибн Омара - да будет Аллах доволен им и его отцом! - общепризнана. Достоверно установлено, что Аиша - да будет Аллах доволен ею! - рассказывала: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночную молитву из одиннадцати ракатов, произнося таслим после каждых двух ракатов, а затем добавлял ещё один ракат к чётному числу ракатов, чтобы количество ракатов во всей молитве было нечётным /витр/." Достоверность этого хадиса установлена, и есть много других хадисов по этому вопросу.

Существует ещё один известный хадис Аиши: "Истинно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился ночью четыре /раката/, и не спрашивай о красоте и продолжительности этого, а затем молился ещё четыре /раката/, и не спрашивай о красоте и продолжительности этого..." Достоверность этого хадиса установлена и смысл этого заключается в том, что Пророк делал та слим после каждой пары ракатов, а вовсе не в том, что он совершал четыре раката подряд с одним таслимом, ибо в таком случае данное толкование противоречит предыдущему хадису Аиши. Подтверждением этого является также приведённый выше хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что ночная молитва совершается "по паре, по паре..." Различные хадисы подтверждают достоверность друг друга и дополняют друг друга. Долг каждого мусульманина состоит в том, что принимает во внимание все эти хадисы и толкует их в целом по принципу очевидности. И успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


При совершении молитвы в нужные моменты необходима пауза /тума'анина/

Имам в нашей мечети очень спешит, когда руководит ночной молитвой. Мы просто физически не успеваем вознести мольбу, восхвалить Аллаха и проникнуться благоговением во время этого великого таинства. К тому же имам читает только первый ташаххуд "Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, ещё свидетельствую, что Мухаммед Его раб и Посланник." Он говорит, что этого достаточно, и благословляет Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заявляя, что это излишество. Что касается аятов Корана, то он читает один или два, не больше. Просим дать нам совет, а да вознаградит вас Аллах благом.

Во время совершения ночных и обязательных молитв имама предписывается делать паузы, внимательно и чётко читать Коран, смиренно совершать поясные и земные поклоны, полностью возвращаться в исходную позу после поясного поклона и между земными поклонами во всех молитвах, как обязательных, так и дополнительных. Пауза /тума'анина/ является обязательным предписанием, и если молящийся пропустит "тума'анина", то молитва нарушается и считается недействительной. В обоих сборниках "Ас-Сахих" зафиксирован хадис о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывающий, что когда Пророк увидел человека, совершающего молитву без пауз, то повелел ему начать молитву вторично с самого начала, указав на необходимость паузы /тума'анина/ при поясном и земном поклонах, а также при полном возвращении в исходную позу после поясного поклона и между двумя земными поклонами. Имамам предписывается внимательно и чётко читать Коран, благоговея при этом, чтобы была польза для них самих и молящихся сзади них от их чтения. Своим чтением корана имама обязаны всколыхнуть сердца мусульман, чтобы каждый проникся благоговенной покорностью к Владыке и раскаялся перед Ним. Все имамы и те, кто совершают молитву, следуя за имамом, должны благословить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует молитвой Ибрахима после двух шахад и перед таслимом, так как точно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал делать это. Обязательность этого подчёркивает большинство учёных-богословов. Имам и тем, кто совершают молитву, следует за ними /Ма'мумы/ не разрешается нарушать пречистый Шариат как при совершении молитвы, так и во всех других обрядах. Каждому молящемуся, кк имаму, так и тому, кто следует за ним, предписано прибегнуть к Аллаху от мучений ада, от могучей могилы, и от испытаний странствующего Даджала после благословения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и перед таслимом, так как сам Посланник Аллаха дела это и повелел своему народу возносить эту мольбу.

Желательно перед таслимом увеличить мольбу, используя известный зов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который он завещал Муазу Ибн Джабалу - да будет Аллах доволен им! - чтобы он произносил его после каждой молитвы: "О Боже! Помоги мне вспомнить Тебя и благодарить Тебя и лучше поклоняться Тебе." И успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


Ночная молитва бесспорно желательно и одобряемое действие

Является ли ночная молитва просто одобряемым действием или подтвержденным одобряемым действием?

Это подтверждено одобряемое действие, к совершению которого призывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, проводил ночи рамадана в молитвенном бдении, тому Аллах отпустил его прежние грехи." Достоверно известно, что сам Пророк совершал ночную молитву вместе со своими сподвижниками в течение нескольких ночей, а затем, испугавшись, что она будет навязана им, убедил их самим совершать её добровольно. Если совершали в одиночку, вдвоём и в группе из трёх человек, а затем Омар - да будет Аллах доволен им! - счёл целесообразным проводить её с имамом в группе с целью заучивания Корана путём его слушания, что с тех пор стало обычаем мусульман вплоть до наших дней. В те времена ночная молитва проводилась в 23 раката и сопровождалась длительным чтением Корана. Так, например, сура "Аль-Бакара" читалась в течение 12, а иногда восьми ракатов. Учитывая, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не указал на конкретное число ракатов, то в этом деле существует свобода выбора. Если угодно, то сократи число ракатов и удлини арканы молитвы, а можешь и увеличить число ракатов.

Абдулла бин Джибрин


Молитва покорности

Каково суждение относительно чтения молитвы покорности во время совершения витра /ночная молитва с нечётным числом ракатов/ в ночи месяца рамадан и можно ли обойтись без неё?

Молитва покорности во время совершения витра желательна и одобряема, однако, если опускать её иногда, то в этом нет беды.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


Затягивание ночной молитвы

Во время руководства ночной молитвой мусульман имам мечети в течение каждого раката прочитывал целую страницу Корана, то есть около пятнадцати аятов. При этом некоторые говорили, что он затягивает чтение, а другие говорили обратное.Каково суждение шариата по поводу ночной молитвы и есть ли предел времени, определённый Пророком, да благословит его Аллах и приветствует?

Из сборника "Ас-Сахих" известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночью молитву из одиннадцати ракатов, как в рамадан, так и в другие месяцы, однако он удлинял чтение и арканы молитвы, читая проникновенно и чётко более пяти частей за один ракат.Установлено, что Посланник вставал ночью чуть раньше или чуть позже полуночи, а затем молился почти до рассвета, совершая тринадцать ракатов в течение пяти часов. А такой темп требовал удлинения в чтении и арканах молитвы.Достоверно известно, что когда Омар собирал сподвижников Пророка для совершения ночной молитвы, то они молились двадцать ракатов и за один ракат читали около 30 аятов из суры "Аль-Бакара", то есть примерно четыре или пять страниц. С сурой "Аль-Бакара" они молились восемь ракатов, а в том случае если эта сура читалась за двенадцать ракатов, то темп чтения уменьшался. Таков желательный порядок совершения ночной молитвы. По мнению некоторых имамов, если темп чтения замедляется, то увеличивается число ракатов до 41. Желательно не сокращать ночную молитву до менее чем одиннадцати или тринадцати ракатов, но при этом следует удлинять чтение и арканы молитвы. Конкретные число ракатов в ночной молитве не установлено, но при её совершении обязательны неторопливость и паузы в пределах не менее часа или около того. Если же кто-то считает, что это затягивание, то тем самым нарушает унаследованное правило и к такому мнению не нужно прислушиваться.

Абдулла бин Джибрин


В соответствии с законоположением совершающие молитву, следуя имаму, должны прослушать во время ночных молитв весь Коран по порядку

Если я имам на ночной молитве, то следует ли мне каждую ночь новые аяты, продолжая с того, на чём остановился, то есть последовательно все суры Корана по порядку, либо продолжать чтение с того места, на котором я остановился днём?

В соответствии с законоположением во время ночных молитвенных бдений в месяц рамадан имамы должны прочитать молящимся весь Коран, если это для них возможно. Каждую ночь имаму следует последовательно читать аяты и суры, продолжая чтение с того места, на котором он остановился в предыдущую ночь, пока молящиеся сзади него не прослушают всю Книгу их Всемогущего Владыки целиком и в таком порядке, в котором расположены все суры Корана. Лучше всего, если имам за это время успеет прочитать весь Коран с условием четкости, размеренности, благоговения, смирения, почтительными паузами и усвоения прочитанного молящимися. Цель молитвы состоит в том, чтобы приблизиться к Всемогущему Аллаху, смиренно предстать перед Ним, стремясь обрести награду Его и избежать наказания Его. Молитва не есть бездушное совершение ракатов без смирения и без раскрытия сердца Всемогущему и Всевышнему Аллаху. И да ниспошлет Аллах успех мусульманам в том, в чем есть их благо и спасение в этом и ином мирах.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз


При наличии перегородки между мужчинами и женщинами в каких рядах лучше находиться женщинам?

Если в мечети есть надежная перегородка между мужчинами и женщинами, то продолжает ли действовать высказывание посланника, да благословит его Аллах и приветствует: "Благо, когда мужчины в первых рядах, и зло есть, когда мужчины в последних рядах. Благо, когда женщины в последних рядах, и зло есть, когда женщины в первых рядах," либо в таком случае благо есть нахождение женщин в первых рядах? Просим разъяснить это...


Суть блага, когда женщины находятся в последних рядах заключается в их удалении от мужчин. Чем дальше женщина находится от мужчин тем безопаснее для неё, надежнее для её чести и уменьшает соблазн совершить что-нибудь непристойное. Если же место моления женщин находится далеко от мужчин и отделено от них изгородью или стеной, надёжность которой гарантирована, а сами женщины следуют имаму через посредство громкоговорителя, то в таком случае проявляется достоинство первого ряда по причине приближения к кибле и т.д.

Абдулла бин Джибрин


Молитвенное бдение ночью не является привилегией одного месяца рамадан

Совершается ли ночное молитвенное бдение только во время благословенного месяца рамадан, либо в любое время года? С какого времени начинается молитвенное бдение и когда заканчивается? Заключается ли молитвенное бдение только в совершении молитвы, либо в молитве и чтении Свящённого Корана?

Совершение молитвы ночью и чтение Корана являются достоинством и добродетелью, чего придерживался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а также его сподвижники. Всевышний сказал: "Точно, знает Владыка твой, что стоишь ты на молитве почти две трети ночи, и иногда половину или третье её, и некоторые из тех, которые с тобою." Ночное молитвенное бдение совершается не только в месяц рамадан и предназначенное время для этого от наступления ночи и до рассвета, хотя лучшая молитва та, которая совершается в последние часы ночи. Если человек совершил молитву глубокой ночью, то за это он получит награду. Предпочтительнее совершение ночной молитвы после сна или во второй половине ночи. И Аллаху ведомо все наилучшим образом.

Абдулла бин Джибрин



ФАТВЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ


Суждение относительно того, кто нарушил пост один день в месяц рамадан, а затем покаялся

Каково суждение относительно того, кто поел в один день месяца рамадан, сделав это преднамеренно, а затем покаялся перед Аллахом? Будет ли принято его покаяние?

Да, его покаяние будет принять, так как Всемогущий сказал: "Истинно, Я Прощающий того, кто покаялся, уверовал, творил добро и встал на путь истинный." Об этом есть и другие свидетельства в Книге Аллаха и Сунне.

Постоянный комитет


Продолжительность ночи и дня

В скандинавских и других странах, расположенных к северу от Скандинавии перед мусульманином стоит проблема продолжительности ночи и дня с точки зрения их долготы и краткости. День в этих районах может продолжаться 22 часа, а ночь всего два, а в другой сезон года может быть наоборот. С такой проблемой столкнулся один из спрашивающих, когда оказался проездом в этих странах в месяц рамадан. Ему также было сказано, что ночь в некоторых районах продолжается целых шесть месяцев, а день - остальные шесть месяцев. Как же поступать в такой ситуации? Каким образом определять начало и конец поста в таких странах, и каким образом постятся тамошние мусульмане, а также те мусульмане, в которые временно приехали туда для работы или учёбы?

В этих странах сложность не только с постом, но и с молитвой. Однако если в данном государстве существуют день и ночь, то следует делать все в соответствии с этим, вне зависимости от долготы или краткости дня. Что же касается стран, расположенных за Полярным кругом, где нет дня и ночи в нашем понимании. То есть день там продолжается шесть месяцев, а другие шесть месяцев ночь, то находящиеся в этих странах мусульмане должны определять время совершения поста и молитв. Однако исходя из чего они должны определять это время? Ряд учёных-богословов считают, что им следует ориентироваться на мекканское время, поскольку Мекка есть мать всех городов, которые, таким образом, восходят к ней, так как мать есть то, с чего следует брать пример, нечто главное, основа или первоисточник. Один из поэтов сказал: "И голова его есть мать, какой он в жизни должен стать." Другие учёные полагают, что в таких странах нужно брать нечто среднее и определить продолжительность ночи в двенадцать часов и продолжительность дня также в двенадцать часов, поскольку именно такова средняя цифра долготы светлого и тёмного времени суток. Ещё часть учёных считают, что жителям приполярных районов следует ориентироваться на ближайшую к ним страну, в которой смена дня и ночи происходят регулярно. По всей видимости это мнение наиболее правильно, так как ориентирование на ближайшую страну надежнее всего, так как она ближайшая и по климату и по географическому положению. Исходя из этого мусульманам при полярных районов следует придерживаться времени смены дня и ночи в ближайшей к ним стране, определяя сроки поста или совершения молитвы.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин


Страна с поздним заходом солнца

Мы находимся в стране, где солнце заходит не раньше 9.30 или десяти часов вечера. Когда мы можем принимать пищу?

Вам следует разговляться после захода солнца, так как у вас есть временное чередование ночи и дня. поэтому вы должны поститься в дневное время, даже если день продолжителен.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин


Благодать сухура /последнее время приёма пищи перед рассветом/

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: "Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать." Что имеется в виду под "благодатью сухура"?

Благодать сухура двоякого рода: это шариатская благодать и телесная благодать. Шариатская благодать состоит в том, что человек выполняет повеление Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также берёт с него пример. Телесная же благодать состоит в том, что посредством питания тело приобретает силу, необходимую для соблюдения поста.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин


Намерение в посте

Что подразумевается следующим хадисом: "Нет поста у того, кто не дал приют намерению."? Как понимать выражение "дать приют намерению"?

Намерение представляет собой решимость сердца совершить пост, что должно быть присущим и необходимым для каждого мусульманина, который знает, что Аллах сделал пост в месяц рамадан обязательным предписанием. Таким образом, "дать приют" или вселить намерение означает знание мусульманином обязательности этого предписания и его приверженность этому. Тем самым сердце человека как бы само подсказывает ему, что завтра он будет поститься, если у него нет уважительной причины не делает этого. С таким же намерением человек принимает пищу в последний раз перед рассветом. Человеку нет нужды произносить вслух своё намерение совершить пост, либо какой-нибудь другой акт поклонения. Место намерения - это сердце или душа человека, и это намерение должно сопутствовать человеку в течение всего дня, выражающееся в том, что он не собирается совершить незаконное розговенье и сделать свой пост недействительным.

Абдулла бин Джибрин


Маленький ребёнок не должен поститься, но пост велен ему

Мой ребёнок настаивает на том, чтобы соблюдать пост в месяц рамадан, несмотря на то, что пост вреден ему по причине малолетства и может подорвать его здоровье. Следует ли проявить суровость и заставить его есть?

Для малолетнего ребёнка пост необязателен, но если это ему по силам, и он переносит пост без тяготы, то он велел ему. Сподвижники Посланник Аллаха - да будет Аллах доволен ими! - приучали к посту своих детей и побуждали их к этому. Если же кто-то из маленьких начинал плакать, то ему для утешения давали жвачку. Однако если точно известно, что пост идёт во вред ребёнку, то ему следует запретить поститься. Ведь если Всемогущий и Всевышний Аллах запретил нам давать маленьким детям их средства, чтобы тем самым не испортить их, то куда уж как важнее предотвратить вред для их организмов, запрещая им пост в случае опасности этого для здоровья детей. Но при запрете не следует проявлять суровость, так как она неприемлема в обращении с детьми в процессе их воспитания.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин


Условия правильности поста маленького ребёнка

Каковы условия правильности поста маленького ребёнка? Верно ли, что в его посте заслуга родителей?

Родителям предписано с малолетства приучать своих детей к посту, если это им по силам. Делать это следует даже в том случае, если им и нет ещё десяти лет. Когда ребёнок подрастёт, его следует заставлять поститься. Если ребёнок совершает пост в малом возрасте, то он обязан исключить всё, что может сделать его пост недействительным, как и взрослый, то есть ничего не есть, не пить и т.д. Он получит награду за свой пост, а также и его родители за это.

Абдулла бин Джибрин


Разрешено ли розговенье пастухам в месяц рамадан?

Иногда месяц рамадан приходится на жаркое время года. В таком случае пастухи верблюдов и овец испытывают большие затруднения, мучаются от жажды и страдают от неё. Дозволено ли им розговенье или нет?

Если постящийся испытывает острую нужду в разговеньи в дневное время, опасаясь, что без этого ему грозит гибель, то он может разговеться, когда это необходимо. Приняв то, что поддержит ему жизнь, ему следует продолжить пост до наступления ночи. После же окончания месяца рамадан он должен поститься день, в который был нарушен пост на основании универсального предписания Всевышнего: "Аллах не обременяет никакую душу превыше сил её." Всевышний сказал также: "Не угодно Аллаху вводить вас в затруднение."

Постоянный комитет


Начинай розговенье по объявлению диктора

В один из дней рамадан диктор по радио объявил, что через две минуты прозвучит призыв на ночную молитву, но в то же самое мгновение районный муэдзин возвестил призыв. Кому лучше следовать в подобной ситуации?

Если муэдзин достоен доверия и возвращает азан на основе своего личного наблюдения за солнцем, то мы следуем муэдзину, так как он возмещает азан на основе своего чувственного восприятия, увидев, что солнце закатилось в реальности. Если же муэдзин возвещает азан по часам, не наблюдая солнца лично, то можно с достаточной долей уверенности сказать, что диктор более близок к истине, поскольку часы у всех часто показывают разное время. Так что следовать диктору будет более надёжно и правильно.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

Пост продолжения / висал/

Что такое пост продолжения и желательно ли это действия?

Пост продолжения означает, что человек два дня не разговляется и продолжает пост два дня подряд. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил такой пост, сказав: "Если кто-то захотел продолжить, то пусть продолжает до рассвета." Продолжение поста до рассвета допускается, но не обязательно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, настаивал на ускорении розговенья, говоря: "С людьми всё будет в порядке, если они ускоряют розговенье." Вместе с тем он разрешил им продолжать пост до рассвета, но не более того. Люди спросили: "О Посланник Аллаха, но ведь ты сам продолжаешь?" Пророк ответил: "Но я не такой, как вы."

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

Суждение по поводу того, что называется "ужином родителей". Есть люди, которые в месяц рамадан устраивают богатое угощение, режут животных, называя это ужином родителей. Каково суждение Шариата по этому поводу?

Пожертвование за упокой родителей допускается и в этом нет ничего плохого. Однако помолиться за них будет лучше пожертвования, поскольку на это наставлял людей Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дав конкретное указание по этому поводу. Он сказал, что дело человека не прекратится при соблюдении трёх условий: наличие пожертвований, полезное знание или праведный сын, который молится за него. При этом Пророк не сказал "праведный сын, который делает пожертвования за него или молится ему." Однако не возбраняется наряду с этим и сделать пожертвование за усопшего, так как когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили об этом, он разрешил такое действие. Однако то, что делают некоторые люди в ночи месяца рамадан, устраивая многочисленные пиршества, на которых режутся животные, и где присутствуют только богатые, не предписано законом, и так не поступали наши праведные предки. Человеку не следует поступать подобным образом, так как по своей сути это ничто иное, как пиршества, на которых присутствуют люди с тем, чтобы приблизиться к Всевышнему Аллаху, зарезав животное. Они считают, что зарезать животное лучше, чем купить мясо. В данном вопросе допускается расхождение с Шариатом, поскольку зарезанные животные, посредством которых человек приближается к Аллаху это специальные жертвенные животные, приносимые в жертву в определённых случаях. Резать животных в месяц рамадан с целью приближения к Аллаху не является желательным и похвальным делом.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

1. Каково суждение, если человек поиграл, устал, а затем розговелся? 2. Суждение об откладывании возместительного поста.

В один из дней месяца рамадан человек сильно утомился после утренней физзарядки и попил воды, а затем соблюдал пост. Действителен ли его пост или нет?!Человек, которому причитался возместительный пост в течение двух дней не совершил его до настоящего времени, хотя прошёл уже и первый и следующий месяцы рамадан. Что он должен сделать?!

Эти физические упражнения не так уже обязательны, чтобы из-за них пренебрегать столпами ислама. Если человек знает, что такие упражнения утомляют его, то ему следует прекратить их делать, чтобы не уставать. Розговенье при утомлении разрешается только в том случае, если человек всерьёз почувствовал опасность для собственной жизни, и в таком случае он причисляется к разряду больных. Как бы то ни было, он должен покаяться за содеянное и поспешить совершить однодневный возместительный пост за тот день, когда он нарушил пост, испив воды.Нарушивший пост в месяц рамадан обязан немедленно совершить возместительный пост, необоснованно не откладывая этого. Если человек без уважительной причины не совершил возместительный пост до наступления следующего месяца рамадан, то кроме возмещения ему причитывается искупление, то есть кормление нуждающегося за каждый день нарушения поста.

Абдулла бин Джибрин

Благочестивое уединение и его условия. Является ли благочестивое уединение в месяц рамадан подтвержденным одобряемым действием? Каковы его условия не в месяц рамадан?

Благочестивое уединение в месяц рамадан является одобряемым действием, которое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал в своей жизни, а после него благочестивое уединение совершали его жёны. Все учёные-богословы единодушны в том, что это действие одобряемо, но уединение должно совершаться таким образом, который бы позвонил достичь цели, ради которой этот обычай был установлен. Человеку следует находиться в мечети для повиновения Всемогущему и Всевышнему Аллаху, отрешившись ради этого от всех мирских дел и от всего земного. Он должен совершать акты повиновения Аллаху, то есть молиться и поминать Аллаха, а также исполнять другие обряды. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, благочестиво уединялся в предверии ночи могущества. При благочестивом уединении человек отдаляется от любых мирских дел, ничего не продаёт и не покупает, не покидает мечеть, не участвует в похоронах и не навещает больного. Что же касается того, что делают некоторые люди, которые якобы находятся в уединении, а сами принимают посетителей ночью и днём, ведя зачастую при этом недозволенные беседы, то это совершенно расходится с сутью и целью благочестивого уединения.
Если человека в уединении посетит один из его родных и побеседует с ним, то в этом нет беды. О Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, известно, что в период его благочестивого уединения к нему приходила Сафийа и разговаривала с ним. Важно, чтобы человек сделал уединение актом своего приближения к Всемогущему и Всевышнему Аллаху.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ

Возместительный пост не заменяет собой шестидневного поста в месяц шавваль. Если девушка совершила шестидневный пост в месяц шавваль в качестве возмещения нарушенного поста в месяц рамадан, то достаточно ли это, чтобы получить награду, предназначенную для того, кто совершил шестидневный пост в месяц шавваль?!

Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто постился месяц рамадан, а затем продолжил пост в течение шести дней месяца шавваль, то это равно посту года." В этом хадисе содержится доказательство того, что необходимо завершить пост в месяц рамадан, который является обязательным, а затем добавить к нему шесть дней добровольного поста в месяц шавваль с тем, чтобы пост стал подобным году. В другом хадисе сказано: "Пост в рамадан приравнивается к десяти месяцам." Это означает, что праведное дело увеличивается в десять раз. Отсюда вытекает, что если человек относился часть месяца рамадан, а затем разговелся по причине болезни, поездки, менструации или послеродового периода, то он должен возместить пропущенные в рамадан дни постом в шавваль или другой месяц в обязательном порядке, прежде чем совершать любой добровольный пост, как шестидневный, так и любой другой. Когда человек совершит обязательный возместительный пост за пропущенные дни, то он может совершать дополнительный добровольный пост в течение шести дней месяца шавваль, чтобы получить упомянутую награду. Таким образом, возместительный пост девушки не подменяет её добровольного поста.

Абдулла бин Джибрин

Возмещение шестидневного поста после месяца шавваль

Женщина ежегодно совершала шестидневный пост в месяц шавваль. В один из годов начало месяца рамадан совпало у неё с послеродовым периодом, и она очистилась уже после окончания рамадана. После очищения она совершила возместительный пост. Следует ли ей также возместить пропущенный шестидневный пост после возмещения поста месяца рамадан, даже если это будет уже не месяц шавваль, либо же для неё обязательно возмещение только поста рамадана? Обязательно ли совершение шестидневного поста в месяц шавваль постоянно или нет?

Шестидневный пост в месяц шавваль является одобряемым действием, но не предписан в обязательном порядке, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто постился месяц рамадан, а затем продолжил пост в течение шести дней месяца шавваль, то это равно посту вечности." Этот хадис изложен имамом Муслимом в его сборнике "Ас-Сахих". Данный хадис свидетельствует по своей сути о том, что данный пост может быть непрерывным, либо прерываться. Наилучшим будет, если человек поспешит совершить его, так как Всемогущий сказал: "Я поспешил к Тебе, Владыка мой, дабы снискать благосклонность Твою." Аяты Корана и хадисы Пророка свидетельствуют о добродетели состязания и ускоренного рвения в стремлении творить добро. Постоянное соблюдение шестидневного поста не обязательно, но это будет наилучшим в соответствии с высказыванием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Самое угодное Аллаху дело такое, которое человек совершает постоянно, даже если оно и маленькое." Законом не предписано возмещать пост месяца шавваль после его завершения, так как это добровольное и достойное дело, для которого предусмотрено специальное время. Если человек не совершил этот пост вовремя по причине или без причины, то возмещения не требуется. И успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

Шестидневный пост в месяц шавваль, и что сказано о нём в книге "Муватта" имама Малика

Каково ваше мнение по поводу шестидневного поста в месяц шавваль после окончания поста в месяц рамадан? В своём своде "Ал-Муватта" имам Малик Ибн Анас относительно шестидневного поста после завершения рамадан сказал, что он не видел ни одного учёного-правоведа или богослова, который бы совершал этот пост и ему не известно, чтобы это делал кто-нибудь из праведных предков. По мнению имама учёные порицают этот обычай, опасаясь, что это вредное нововведение, и что к рамадану ничего присоединять не нужно. Это сказано в "Ал-Муватта" /№ 228/.

Из хадиса Абу Айуба - да будет Аллах доволен им! - достоверно известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто постился месяц рамадан, а затем продолжил пост в течение шести дней месяца шавваль, то это равно посту вечности." Об этом рассказал Муслим и ещё пятеро учёных - собирателей хадисов. Это достоверный хадис, который доказывает, что шестидневный пост в месяц шавваль является одобряемым действием, которое совершали аш-Шафаи, Ахмад и группа других имамов-учёных. Было бы неверным противопоставлять этому хадису доводы некоторых учёных, порицающих этот пост из опасения того, что невежественные люди сочтут его постом месяца рамадан, либо подумают, что он обязателен. Беспочвенны их утверждения о том, что об этом неизвестно ни от кого из предков, либо что никто из учёных не совершал этого поста. Всё это беспочвенные измышления, которые не идут ни в какое сравнение с истинной Сунной. И тот, кто знает доказательство сильнее того, кто этого не знает.

Постоянный комитет

Добровольный пост не возмещается. Ежемесячно я соблюдаю пост в течение трёх дней. В один из месяцев я заболел и не смог поститься. Предписано ли мне возмещение или искупление?

Добровольный пост не требует возмещения, даже если человек не совершил его по собственному усмотрению. Однако желательно, чтобы мусульманин постоянно совершал праведное дело в соответствии с тем, что об этом сказано в хадисе: "Самое угодное Аллаху дело такое, которое человек совершает постоянно, даже если оно и маленькое." Тебе нет необходимости возмещать пост или совершать искупительные действия, так как если человек прекратил совершать праведное дело, которое он выполнял по причине болезни, неспособности, путешествия и т.п., то награда ему обеспечена, так как в хадисе сказано, что если сын Адама заболел или отправился в путешествие, то ему суждено должное за дела его. /Хадис достоверен/.

Постоянный комитет

Добровольный пост с разрешения мужа. Имею ли я право запретить жене добровольный пост, например, в течение шести дней месяца шавваль? Совершаю ли я грех в таком случае?

Если муж не отсутствует, то жена может совершать добровольный пост только с его разрешения по причине необходимости не прерывать интимных отношений. Если женщина совершает добровольный пост без дозволения мужа, то ему разрешается разговеть её, если ему необходимо совокупление. Если у него такой нужды нет, то не следует мешать жене поститься при отсутствии вреда для её здоровья, препятствия для воспитания ребёнка, кормления грудью и т.п. Это распространяется как на шестидневный пост месяца шавваль, так и на любой другой дополнительный пост.

Абдулла бин Джибрин

Дни, в которые запрещено совершать пост. В какие дни пост неприемлем?

Пост запрещён в пятницу, так как человеку не разрешается совершать добровольный пост только в течение одного пятничного дня, поскольку такой запрет исходит от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Точно также не допускается добровольный пост в течение одного субботнего дня. Однако, если человек совершает непрерывный пост в течение пятницы и субботы, либо пятницы и четверга, то в этом нет беды, о чём свидетельствуют достоверные хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Запрещается также поститься в день праздника розговенья /ид ал-фитр/, ибо это абсолютно исключено и недопустимо. Нельзя поститься в праздник жертвоприношения /ид ан-нахр/ 10-го зу-ль-хиджжа, а также в три следующие за ним дня, поскольку Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, запретил это. Однако имеются достоверные факты, свидетельствующие о допустимости поста в эти дни взамен принесения в жертву животных, особенно для того, кто не может позволить себе этого. Ал-Бухари приводит достоверное высказывание Аиши и Ибн Омара - да будет Аллах доволен всеми ими! - "Пост в течение трёх дней, следующих за праздником жертвоприношения, дозволен только тому, кто не смог сделать жертвоприношения в виде жертвенного животного." Если же человек собирается поститься в эти дни по своей доброй воле, либо по каким-то другим причинам, то это не разрешается, как и не разрешается пост в день праздника, а также в тридцатый день месяца шаабан, если видение полумесяца не установлено достоверно. Этот день сомнителен и по авторитетному мнению большинства учёных во время его поститься не разрешается, как в ясную, так и в пасмурную погоду на основании наличия достоверных хадисов, которые свидетельствуют о неприемлемости этого. И успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАЗДНИКА

О том, что желательно и предпочтительно делать в день праздника. Что желательно и предпочтительно для нас делать в день праздника розговенья?

В день праздника асе мусульмане проявляют свою радость по поводу успешного завершения поста, молитвенных бдений, а также других обрядов поклонения, совершенных ими в месяц рамадан. Этот праздник есть одно величайших благ, дарованных Аллахом Его слугам. Ночь праздника они начинают прежде всего с возвеличивания Аллаха и продолжают это в день праздника перед совершением молитвы. Затем в начале дня они направляются в мечеть, чтобы совершить этот особо величественный акт поклонения, то есть праздничную молитву, которая проводится особым образом. Как упомянуто в хадисе, на эту молитву направляются мужчины и женщины, совсем молодые девушки и девственницы, чтобы участвовать в ней, обрести благо и воочию убедиться в силе призыва мусульман. Затем радостные и осененные счастливой вестью об этом великом благе, они возвращаются домой, приветствуют и поздравляют друг друга, наносят визиты, ходят в гости и разговляться в этот день праздничной трапезой в знак завершения важного обряда их поклонения.

Абдулла бин Джибрин

Если день праздника совпал с пятницей, то совершается ли групповая пятничная молитва? Если один из праздников выпал на пятницу, то совершается ли в таком случае групповая пятничная молитва с её проповедью в этот день или нет?

Если день праздника выпадает на пятницу, то законным для мусульман является совершение праздничной и пятничной молитв в мечетях, в которых проводятся пятничные молитвы. Тому, кто присутствовал на праздничной молитве, разрешается не присутствовать на пятничной молитве и ограничиться совершением полуденной молитвы, что вытекает из следующих хадисов:
В хадисе Зайда Ибн Аркама - да будет доволен им Аллах! - сказано: "Совершив праздничную молитву, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил пятничную молитву, а затем сказал: "Тот, кто хочет молиться, пусть молиться." Этот хадис приводят пять авторов, за исключением ат-Тирмизи, и он подтверждён Ибн Хузаймой.. В хадисе Абу Хурайры - да будет Аллах доволен им! - о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приводится его следующее высказывание: "На этот ваш день пришлись два праздника. Кто пожелает, может не совершать пятничной молитвы или же совершит их обе." Этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа. В хадисе ан-Наомана Ибн Башира, да будет Аллах доволен им! - говорится: "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прославляя имя Господа твоего Всевышнего и спрашивал: "Известна ли тебе история о дне воскресения из мертвых?" Когда же праздник выпадал на пятницу, он говорил то же самое во время совершения обеих молитв." Этот хадис приведён Муслимом.В приведённых хадисах содержится свидетельство о том, что мусульмане совершают праздничную и пятничную молитву в том случае, если праздник выпадает на пятницу. В первом и втором хадисах содержится довод о допустимости неприсутствия на пятничной молитве того, кто присутствовал на праздничной молитве, если два этих события происходят в один день. Если человек не присутствовал на пятничной молитве, то он обязан совершить полуденную молитву, поскольку бесспорным является постулат о необходимости совершения пяти обязательных, и если кто-то по причине болезни, путешествия или присутствия на праздничной молитве, если праздник выпадает на пятницу, не совершил пятничную молитву, то он обязан возместить её полудённой молитвой, в чём единодушны учёные-богословы.
Я испрашиваю у Аллаха ниспослать нам, вам и всем нашим братьям успеха в глубоком усвоении религии и твёрдом её соблюдении. Пусть Аллах сделает нас и вас её убеждёнными сторонниками и проповедниками. Истинно, Он Щедрый и Великодушный.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

Суждение о пропуске праздничной молитвы

Разрешается ли мусульманину пропускать праздничную молитву без уважительной причины? Разрешено ли запрещать женщине совершать эту молитву вместе с другими людьми?

По мнению многих учёных праздничная молитва является религиозным предписанием, не обязательным абсолютно для всех без исключения, поэтому некоторым категориям людей позволяется пропускать её. Однако что касается братьев-мусульман, то их присутствие на праздничной молитве и участие в ней является безусловно похвальным действием. Пропускать её позволяется только на основании уважительной с точки зрения шариата причины. Некоторые деятели науки утверждают, что праздничная молитва представляет собой одно из главных и обязательных религиозных предписаний, каким является, например, пятничная молитва. Исходя из этого, ни одному из совершеннолетних мужчин, из числа проживающих оседло, не разрешается пропускать праздничную молитву, о чём имеются достаточно убедительные и веские доказательства. Согласно Шариату, женщинам разрешается присутствовать на праздничной молитве с соблюдением необходимых предосторожностей, то есть при условии закрытия всего тела и неиспользования благовений. В обеих сборниках "Ас-Сахих" приводится хадис Ум Атийи - да будет Аллах доволен ею! - которая сказала: "В дни обеих праздников нам было велено выходить всем, даже молодым девушкам и тем, у кого были менструации, чтобы приобщиться к благу и воочию убедиться в силе призыва мусульман. При этом женщины, имевшие менструации, должны были находиться в изолированном месте." Одна из женщин сказала: "О Посланник Аллаха! Но одна из нас не имеет джильбаба, чтобы выйти в нём на улицу!" Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть её сестра даст её свой джильбаб!" Несомненно, что это очевидно доказывает необходимость выхода женщин для участия в праздничной молитве, чтобы приобщиться а благу и увидеть силу призыва мусульман. И успех принадлежит Аллаху!

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

Суждение о переносе праздничной молитвы на второй день

Разрешается ли переносить праздничную молитву со дня ночи видения полумесяца месяца шавваль на следующий день с тем, чтобы все мусульманские рабочие и служащие на заводах и офисах смогли успеть взять отпуск для проведения праздника у своего начальства? Дело в том, что заранее день праздника им точно неизвестен и поэтому им трудно заранее сообщить руководству в какой именно день они желают взять отпуск.

Молитва, совершаемая в дни обоих праздников, является религиозным предписанием, не обязательным абсолютно для всех без исключения, и если её совершает достаточно большое количество людей, то для остальных неучастие в молитве не будет грехом. Учитывая, что исламские центры устраивают праздничную молитву на основании наблюдения за появлением полумесяца во всех арабских странах в целом, и в Королевстве Саудовская Аравия в частности, то это обстоятельство освобождает от данного необязательного предписания тех людей, которые не присутствовали на ней. Не разрешается переносить совершение праздничной молитвы на второй или третий день месяца шавваль только для того, чтобы на ней могли присутствовать все мусульмане, например, Лондона, так как это станет расхождением с тем, что делали сподвижники Пророка и те, кто были после них. И нам неизвестен ни один учёный, который бы допускал такой перенос. Да, перенос молитвы на следующий день допускается только в том случае, когда людям стало известно о наступлении праздника только после захода солнца. И да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммеда, его род, его сподвижников, и да приветствует.

Постоянный комитет

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Среда, 25 Ноября 2020 г.
Фаджр:7:28
Восход:8:58
Зухр:13:00
Аср:14:42
Магриб:17:02
Иша:18:32

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту