СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Уроки благословенного месяца

Уроки благословенного месяца
19 Июля
12:50 2012

Урок 7. Пост во время путешествия и болезни

На предыдущем уроке мы отметили, что пост является обязательным предписанием религии, однако по разным причинам далеко не все люди могут совершить этот обряд. Поэтому в месяц поста люди делятся на несколько категорий, пять из которых мы уже подробно рассмотрели.

К шестой категории относятся люди, которые находятся в поездке. Из нее сразу нужно выделить тех, кто отправляется в путешествие для того, чтобы уклониться от соблюдения поста. Такие люди обязаны поститься, и если они не соблюдают пост, то совершают тяжкий грех. Если же у того, кто отправился в поездку, нет таких намерений, то он имеет право либо поститься, либо перенести пост на другое время, независимо от продолжительности путешествия. Это утверждение справедливо как к тем, кто отправляется в случайную поездку с какой-либо целью, так и к тем, кто регулярно совершает дальние поездки. Это могут быть пилоты самолетов, стюардессы, водители междугородних автобусов и т.п. Исключение, сделанное в Коране, одинаково распространяется на всех, кто находится в поездке: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (аль-Бакара, 185). Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Когда мы отправлялись в поход вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни те, которые постились, ни те, которые прерывали пост, не упрекали один другого» (аль-Бухари и Муслим). А в хадисе Абу Саида аль-Худри говорится: «Мы считали, что хорошо поступает и тот, кто находит в себе силы и постится, и тот, кто прерывает пост, когда чувствует слабость» (Муслим).

Передают, что Хамза б. Амр аль-Аслами рассказывал, что однажды он спросил: «О посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы продолжать поститься во время путешествия. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это – льгота, дарованная Аллахом, и кто пользуется этой льготой, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха» (Муслим). Таким образом, если водитель междугороднего автобуса испытывает трудности во время поста в рамадане, например, из-за сильной жары, которая утомляет его в поездке, то ему разрешается прервать пост и возместить его в более холодные месяцы, когда легче переносить пост. Одним словом, во время поездки разрешается выбирать между соблюдением поста и перенесением его на более позднее время, и лучше выбрать то, что легче.

Если же соблюдение поста не обременяет путешественника, то для него лучше соблюсти пост вовремя, во-первых, потому что так он быстрее выполнит свою обязанность перед Аллахом; во-вторых, потому что поститься и разговляться вместе с остальными мусульманами легче; в-третьих, потому что праведные поступки в рамадане превосходят такие же поступки в другие месяцы; наконец, в-четвертых, потому что так поступал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Передают, что Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды мы отправились в поход вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в рамадане. Тогда стоял такой сильный зной, что кое-кто из нас прикрывал рукой голову, и постились среди нас только посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Абдуллах б. Раваха» (Муслим).

Когда же во время одного из походов посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стало известно, что люди продолжают пост, перенося страдания, он разговелся, чтобы они последовали его примеру. Передают, что Джабир б. Абдуллах рассказывал, что в год покорения Мекки посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправился в путь в рамадане. Он постился до тех пор, пока не доехал до Кура аль-Гамим. Там он попросил принести ему кружку воды и поднял ее над головой, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Спустя некоторое время ему сообщили, что все еще есть такие, которые продолжают поститься. В ответ он сказал: «Это – ослушники! Это – ослушники!» (Муслим).

Передают также, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Однажды в жаркий день Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подъехал к водоему, образовавшемуся из дождевой воды. Люди шли пешком, но постились, а посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ехал верхом на своей мулице. Он сказал: «Напейтесь, о люди!» Они отказались, и он сказал: «Я не такой, как вы. Мне легче всего переносить пост, к тому же я еду верхом». Они все равно отказались, и тогда он слез с мулицы и напился. Люди напились вслед за ним, но он не хотел делать это» (Ахмад).

Таким образом, если путешественнику тяжело переносить пост, то он должен прервать его. Передают со слов Джабира, что во время одного из походов Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел толпу, в которой был человек, которого прикрывали от солнца. Он спросил: «В чем дело?» Люди ответили: «Он постится». Тогда он сказал: «Пост во время поездки не является добродетелью» (аль-Бухари и Муслим).

Если постящийся человек отправляется в поездку днем в рамадане, и ему тяжело продолжать пост в поездке, то ему разрешается прервать пост после того, как он покинет город. Мы уже отмечали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прервал свой пост у горы Кура аль-Гамим, когда ему сообщили, что люди тяжело переносят пост. Кура аль-Гамим – это черная гора, расположенная на одном из концов лавовой местности аль-Хирры. Она простирается до долины аль-Гамим, находящейся между Усфаном и Марр аз-Захраном.

Если прервавший пост путешественник вернулся в родной город днем в рамадане, то он не имеет права поститься в этот день, потому что в начале дня он был разговевшимся, а обязательный пост необходимо начинать с рассвета. Однако богословы разошлись во мнениях по поводу необходимости воздержания от еды, питья и полового возбуждения в оставшиеся часы до заката солнца. Одни считали, что он обязан воздерживаться от этого из уважения к месяцу поста и возместить этот день после окончания рамадана. Этого мнения придерживались многие правоведы ханбалитского толка. Другие ученые считали, что он не обязан воздерживаться от того, что нарушает пост, потому что это не принесет ему никакой пользы, ведь этот день он все равно должен возместить. Передают, что Абдуллах б. Масуд сказал: «Кто ел в начале дня, пусть ест и в конце его». Это значит: кому было позволено есть в начале дня по какой-либо причине, тому разрешается есть и в конце дня. Этого мнения придерживались Малик и аш-Шафии. Согласно одному из сообщений, его разделял и имам Ахмад. Конечно же, при этом человек не должен есть и пить в присутствии других людей, чтобы никто не подумал о нем плохо или не последовал его примеру.

К седьмой категории относятся больные, которые надеются на выздоровление. На них непременно распространяется одно из трех правил.

Во-первых, если больной может соблюдать пост без излишнего напряжения, не вредя при этом своему здоровью, то он обязан поститься, потому что нет никакой причины для прерывания поста.

Во-вторых, если он может поститься с трудом, но пост не повредит его здоровью, то он должен прервать пост, потому что в Коране сказано: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 185). Поститься в таком положении нежелательно, потому что, поступая так, человек словно отказывается от льготы, предоставленной Аллахом, и причиняет себе страдания. Передают со слов Ибн Умара, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах любит, когда пользуются предоставленными Им льготами, так же, как не любит, когда ослушаются Его» (Ахмад, Ибн Хиббан и Ибн Хузейма).

В-третьих, если пост вредит его здоровью, то он обязан прервать его, потому что Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам» (ан-Ниса, 29). Всевышний также сказал: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель» (аль-Бакара, 195).

Передают, что Абу Джухейфа рассказывал: «Салман и Абу ад-Дарда побратались друг с другом по инициативе Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Однажды, когда Салман пришел навестить Абу ад-Дарду, он увидел Умм ад-Дарду в изношенной одежде и спросил: «Что с тобой?» Она сказала: «Твой брат Абу ад-Дарда не нуждается в этом мире». Тем временем пришел и сам Абу ад-Дарда, который принес угощение для него. Салман сказал: «Поешь». Тот ответил: «Я пощусь». Салман сказал: «Я не стану есть, пока не поешь ты!» Он поел, а когда настала ночь, Абу ад-Дарда встал на намаз, но Салман сказал ему: «Спи». Он лег спать, но через некоторое время снова встал на намаз. Салман снова сказал: «Спи». А в конце ночи Салман сказал: «Теперь вставай», – и они совершили намаз. Потом Салман сказал ему: «Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом должное!» А потом Абу ад-Дарда пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему об этом, Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Салман сказал правду» (аль-Бухари и ат-Тирмизи).

Из этого длинного хадиса следует, что человек несет ответственность как перед своей душой, так и перед своим телом, и их право состоит в том, чтобы он не причинял им вреда, тем более что Всемилостивый Господь облегчил обязанности тем из Своих рабов, которые больны. В другом хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, по этому поводу говорится: «Не причиняй вреда ни себе, ни другим» (Ахмад, Ибн Маджа и аль-Хаким).

Если постящийся верующий заболеет в дневное время суток в рамадане и не сможет переносить пост, то ему позволяется прервать его, поскольку у него появляется уважительная причина. А если прервавший пост больной выздоровеет в дневное время суток в рамадане, то он не имеет права поститься в этот день, потому что он не имел намерения поститься весь день до начала рассвета. Что же касается воздержания от всего, что нарушает пост, до заката солнца в этот день, то между богословами существуют известные разногласия, о которых мы уже упоминали, когда речь шла о путешественнике, вернувшемся домой днем в рамадане.

Если компетентный врач заявляет, что пост может повлечь за собой заболевание, осложнить положение больного или замедлить его выздоровление, то больному разрешается не соблюдать его. Если такая опасность исчезнет со временем, и больной сможет поститься, то он должен возместить пропущенные дни поста до следующего рамадана. Если же надежды на выздоровление нет, то он должен накормить за каждый пропущенный день одного бедняка.

Если же после выздоровления верующий не возместил пропущенные дни до наступления следующего рамадана, то ему следует после окончания месяца поста не только возместить пропущенные дни, но и накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Если же он не успел возместить пропущенные дни по причине затяжной болезни, то он обязан только возместить пропущенные дни и не должен кормить бедняков. Этого мнения придерживались Зейд б. Аслам, аз-Зухри и Малик.

Урок 8. Пост во время менструации, беременности и кормления

На предыдущих уроках мы рассмотрели семь категорий, на которые делятся люди во время поста. Нам осталось поговорить еще о нескольких категориях, включающих в себя беременных и кормящих матерей, женщин во время месячных кровотечений, а также людей, которые вынуждены прервать пост ради других.

К восьмой категории относятся женщины во время менструаций. Они не имеют права поститься и обязаны прервать пост на время менструации. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «То ли в праздник жертвоприношения, то ли в праздник разговения посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел из дома и направился к месту моления. По пути ему встретилась группа женщин, и он сказал им: «Раздавайте милостыню, женщины, потому что мне было дано увидеть, что вы составляете большинство мучеников Ада!» Они спросили: «Почему же, посланник Аллаха?» Он сказал: «Потому что вы часто проклинаете других людей и проявляете неблагодарность по отношению к мужьям, и я не видел никого из тех, кому недостает ума и совершенства в делах религии, кто более вас был бы способен лишить благоразумного мужчину его разума!» Женщины спросили его: «А в чем же заключается наше несовершенство в делах религии и недостаток нашего ума, посланник Аллаха?» Он сказал: «Разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины?» Они ответили: «Да». Он сказал: «Это из-за того, что у нее не достает ума. А разве женщина не прекращает молиться и поститься, когда у нее начинается менструация?» Они ответили: «Да». Он сказал: «А это свидетельствует о ее несовершенстве в делах религии» (аль-Бухари и Муслим).

Менструация – это естественное ежемесячное кровотечение у женщин, которое протекает в определенные дни. Менструальная кровь темная, густая, имеет неприятный запах, и женщины обычно легко устанавливают начало и конец регулов.

Если менструация у постящейся женщины начинается днем в рамадан, то ее пост нарушается, даже если это произошло всего за одно мгновение до заката солнца. Возместить этот и все последующие пропущенные дни поста женщина обязана в течение года до следующего рамадана. Если же менструация началась во время обязательного поста, то его возмещение является не обязательным, а желательным.

Если женщина очистится от менструации днем в рамадане, то она не имеет права поститься оставшуюся часть дня, потому что в начале дня имело место обстоятельство, несовместимое с постом. Богословы разошлись во мнениях по поводу необходимости воздержания от еды до заката солнца, и это разногласие подобно тому, о котором мы говорили, когда речь шла о путешественнике, вернувшемся из поездки днем в рамадане.

Если же она очиститься ночью в рамадане, то она обязана поститься, даже если это произойдет за один миг до наступления рассвета. Причем пост засчитывается даже в том случае, если она не успела искупаться до рассвета. То же предписание распространяется на тех, кто оказался в половом осквернении: их пост засчитывается, если даже они не успели искупаться до наступления рассвета. Это подтверждается хадисом, рассказанным со слов Аиши: «Случалось так, что в рамадане Пророк встречал рассвет в состоянии осквернения после половой близости, а не после сна, после чего он соблюдал пост» (аль-Бухари и Муслим).

Все упомянутые ранее предписание в равной степени распространяются и на женщин с послеродовыми кровотечениями. Как и женщины, пропустившие пост из-за менструации, они обязаны возместить пропущенные дни. Всевышний Господь по этому поводу сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 185).

Передают, что однажды Муаза спросила Аишу: «Почему женщина после менструации должна возмещать пост и не должна возмещать намазы?» Она спросила: «Неужели ты стала одной из харуритов?» Та ответила: «Я не принадлежу к ним – я всего лишь поинтересовалась». Она сказала: «Когда с нами случалось такое, нам было велено возмещать пост, но нам не приказывали возмещать намазы» (Муслим).

Девятая категория включает в себя беременных женщин и кормящих матерей, которые опасаются того, что пост навредит их здоровью или здоровью их детей. Им разрешается прервать пост, что подтверждается хорошим хадисом, рассказанным со слов Анаса б.Малика аль-Каиби: «Поистине, Аллах избавил путешественников от бремени поста и половины намаза, а беременных и кормящих грудью женщин – от бремени поста» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).

При этом если женщина прерывает пост, опасаясь за свое здоровье, то она обязана возместить его, когда ей представится такая возможность. Это предписание похоже на то, что распространяется на больных, которые надеются на выздоровление.

Если же беременная или кормящая женщина не соблюдает пост, опасаясь за здоровье своего ребенка, то она должна накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Суфьян, Малик, аш-Шафии, Ахмад и некоторые другие богословы считали, что в этом случае женщина должна не только накормить одного бедняка за каждый пропущенный день, но и возместить пост. Исхак считал, что в этом случае женщина может выбрать между кормлением бедняком или возмещением поста. Имам аш-Шаукани писал, что первое мнение является наиболее достоверным, потому что подтверждается высказыванием Ибн Аббаса по этому поводу.

К десятой категории относятся те, кто вынужден прервать пост ради другого человека, например, ради спасения утопающего или горящего в пламени. Если для спасения таких людей постящийся непременно должен прервать пост и набраться сил, то ему разрешается сделать это. Более того, он обязан прервать пост, потому что спасение невинного человека от гибели является обязанностью каждого, кто в силах сделать это, а все, что необходимо для выполнения обязательного предписания, также является обязательным. В этом случае после окончания рамадана верующий обязан возместить прерванный пост.

То же самое распространяется на тех, кто готовится к боевым действиям, если для полноценной подготовки они нуждаются в еде и питье. В таком случае мусульманам разрешается прервать пост и возместить его впоследствии, независимо от того, находятся они в поездке или окружены противником в родном городе. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы отправились в поход на Мекку вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда соблюдали пост. На одном из привалов посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы приблизились к чужакам, и разговеться для вас будет лучше, чтобы сохранить силы». Это было льготой, и некоторые из нас продолжили поститься, а некоторые прервали пост. Когда же мы сделали очередной привал, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На рассвете вы встретитесь с неприятелем, и разговеться вам будет лучше, чтобы сохранить силы. Поэтому прервите свой пост!» Это был строгий запрет, и мы прервали пост» (Муслим).

Таким образом, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал причиной для прерывания поста не нахождение в походе, а сохранение сил для сражения с неприятелем. Именно поэтому повеление прервать пост во время первого привала не было категоричным. Из этого можно сделать вывод, что сохранение сил для участия в боевых действиях, для отражения агрессии и защиты мусульманских земель, является уважительной причиной, не связанной с поездкой или походом.

Нам осталось рассмотреть несколько важных предписаний, касающихся тех, кому разрешается прерывать пост в рамадане по уважительной причине. Прежде всего,каждому из них разрешается рассказывать о том, что он прервал пост, если его уважительная причина очевидна для остальных, как в случае болезни или старости. Если же причина разговения неочевидна, например, если женщина прерывает пост из-за начала менструации или если человек спас утопавшего из воды, то есть и пить при людях не следует, чтобы они не подумали о верующем плохо или не обольстились его примером. Ведь глядя на того, кто прерывает пост в рамадане, невежественные люди могут счесть такое поведение дозволенным и нарушить свой пост.

Что же касается правил возмещения поста, то возмещать необходимо столько дней поста, сколько было пропущено в рамадане. Если человек по какой-либо причине не постился целый месяц, то он обязан поститься тридцать дней, если рамадан длился тридцать дней, или двадцать девять дней, если рамадан продолжался всего двадцать девять дней.

Предпочтительно возмещать пост сразу после того, как уважительная причина исчезнет, и представится возможность сделать это. Поступая так, человек демонстрирует свое рвение в добрых делах и поскорее избавляется от ответственности. Всевышний Аллах сказал о верующих: «…все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (аль-Муминун, 61).

Однако разрешается откладывать возмещение поста до начала следующего рамадана, потому что в Коране сказано: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней…» (аль-Бакара, 185). Упомянутое в аяте облегчение от Аллаха проявляется и в том, что разрешается возмещать пропущенный пост до начала следующего месяца поста. Передают, что Аиша рассказывала: «Бывало так, что я должна была возместить пропущенный в рамадане пост, и мне удавалось это только в шабане» (аль-Бухари).

Однако не разрешается запаздывать с возмещением пропущенного поста до начала следующего рамадана без уважительной причины, и тому есть несколько причин. Во-первых, это приводит к накоплению невыполненных обязанностей, которые могут стать довольно обременительными для человека, и может случиться, что он не сумеет выполнить их или умрет, так и не выполнив их. Во-вторых, пост в рамадане является периодическим обрядом поклонения, который регулярно повторяется, а такие обряды, как известно, нельзя откладывать до наступления времени очередного из них. То же самое относится к обязательным намазам – задерживать один намаз до наступления времени следующей молитвы запрещается. Если же это произошло по затянувшейся уважительной причине, то мусульманин не несет за это ответственность. И если даже он скончается, он все равно не будет отвечать за то, что не успел возвестить пост.

Но если человек имел возможность возместить пост, но не сделал этого по своей оплошности, то его опекун обязан возместить пост за него. Передают со слов Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его опекун» (аль-Бухари и Муслим).

Опекуном покойного является его наследник или близкий родственник. Разрешается, чтобы пост за покойного возместила группа из нескольких человек, распределив между собой пропущенные дни. Имам аль-Бухари передал следующие слова аль-Хасана аль-Басри: «Разрешается, чтобы за него постилось сразу тридцать человек – каждый по одному дню». Если же у покойного нет близких родственников и наследников, или если они не хотят поститься за него, то за каждый пропущенный день поста следует накормить одного бедняка из его наследства до того, как оно будет поделено. При этом каждому бедняку полагается дать один мудд еды. Как мы уже отмечали ранее, во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один мудд вмещал 510 г. высокосортной пшеницы.

Урок 9. Несколько мудростей поста

Хвала Аллаху, сменяющему день и ночь, управляющему днями и месяцами, Властелину, Святому, Пречистому! Он обладает безграничным величием и живет совершенной жизнью. Он далек от любых недостатков и совершенно не похож на Своих рабов. Он видит все, что течет по жилам Его творений, и что находится в их животах и утробах. Он слышит самые тихие голоса и молитвы людей, взывающих к Нему на разных языках с самыми разными просьбами. Он неустанно одаряет живые твари бесчисленными благами и предоставляет отсрочку тем, кто блуждает во мраке заблуждения. Благодаря Его могуществу по небу плывут облака, а звезды освещают ночное небо. И благодаря Его милости день и ночь сменяют друг друга, позволяя людям трудиться и отдыхать.

Его власть неограниченна, и Его мудрость совершенна. Ею преисполнено все, что Аллах творит и повелевает. Ее можно увидеть во всех творениях Божьих и во всех Его повелениях и запретах. Он не создал рабов ради забавы и не предоставил их самим себе. Напротив, Он создал их ради великой цели и подготовил их к выполнению важной миссии. Он разъяснил им прямой путь и установил для них законы, укрепляющие их сердца и приумножающие их веру и набожность. И нет такого обряда поклонения, который бы не был преисполнен совершенной мудрости и не приносил бы людям огромную пользу. Часть этой мудрости Господь открывает некоторым из рабов Своих, а часть ее остается сокрытой от них до того дня, когда Он пожелает посвятить их в нее. Поистине, если нам не известен смысл религиозного предписания или обряда, то это совершенно не означает того, что он лишен какого-либо смысла вообще. Напротив, это указывает лишь на ограниченность наших познаний и на недостаток нашего разума. Правдив Премудрый Господь, сказавший в Своем писании: «…вам дано знать очень мало» (аль-Исра, 85).

Он предписал обряды поклонения и определил характер взаимоотношений между творениями для того, чтобы испытать Своих рабов, чтобы можно было отличить тех, кто поклоняется Господу и Покровителю, от тех, кто поклоняется собственным страстям. Кто благодарно принимает эти законы и подчиняет себя воле Божьей, находя в этом радость и успокоение, кто довольствуется шариатом Аллаха и отдает ему предпочтение перед собственными страстями и желаниями, тот поклоняется своему Господу. А кто выбирает из этих законов только то, что совпадает с его желаниями, и беспечно относится к остальным требованиям религии, тот потакает своим страстям и обожествляет свои желания. Такие люди далеки от Аллаха, они питают ненависть к Его законам и желают, чтобы эти законы подчинялись их воле, забывая о том, что их познания далеко не совершенны. Всевышний сказал по этому поводу: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них. Мы даровали им их Напоминание (Коран), однако они отвернулись от своего Напоминания» (аль-Муминун, 71). По Своей мудрости Аллах установил разные обряды поклонения, чтобы они не утомляли верующих, а доставляли им удовольствие. Очень часто людям нравится один вид поклонения больше, чем остальные, и они уделяют ему больше внимания, совершают его с большим рвением и усердием. Поэтому одни обряды поклонения, такие как намаз, совершаются телом. Другие, такие как закят, связаны с расходованием имущества,которое так мило и угодно человеку. Третьи совмещают в себе поклонение телом и расходование имущество, и к ним относятся, например, хадж и джихад. Есть и такие обряды поклонения, которые сводятся к воздержанию от того, что манит и привлекает человеческую душу. К таким обрядам и относится пост, в течение которого верующий воздерживается от всего, что привязывает его душу и тело к мирским благам и бренным удовольствиям. И если человек совершает все эти разные обряды совершенным образом, не выказывая негодования и не делая упущений, если он отрекается ради Господа своего от того, что ему приятно, и всеми силами стремится снискать Его довольство, то он достигает высшей ступени, на которую только может взойти раб Божий. Его любовь к Аллаху, его покорность и повиновение достигают совершенства, и он по-настоящему заслуживает право называться рабом Аллаха. Это – то особое рабство, о котором сказал Всевышний: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба?» (39:36).

Пост – это один из обрядов поклонения, который приближает человека к этой высокой ступени. Он заключает в себе великий смысл и приносит огромную пользу, благодаря чему по праву считается одним из важнейших предписаний и столпов ислама.

Во-первых, пост приближает человека к Господу, ведь ради Его довольства он отказывается от еды, питья и половой близости, которые так угодны человеческой душе. Подобное воздержание является свидетельством искренней веры, сильной любви к Аллаху и надежды на Его вознаграждение. Ведь благоразумный человек не станет отказываться от того, что ему любо и мило, если он не надеется получить взамен нечто большее. Верующий твердо знает, что, воздерживаясь от мирских удовольствий, он может снискать благоволение Господа и заслужить его любовь и милость, и от этого он испытывает еще большее блаженство и умиротворение. Вот почему верующий не согласится поесть или выпить воду в рамадане, если даже ему будут угрожать за это наказанием или тюремным заключением, и тому есть немало примеров в истории.

Во-вторых, пост является одним из факторов, укрепляющих богобоязненность. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 183). Под богобоязненностью подразумевается выполнение приказов Аллаха и избежание грехов. Можно сказать, что богобоязненность – это страх перед Аллахом, воплощенный в праведные слова и поступки. А это – именно то, что требуется от постящегося человека.

В хадисе, рассказанном со слов Абу Хурейры, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек не прекратит лгать и поступать лживо, то Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья» (аль-Бухари).

Поэтому, если человек постится и душой, и телом, и языком, он не станет ослушаться Аллаха, если даже искушение совершить нечто запретное будет слишком велико. А если кто-либо станет оскорблять его, он непременно возьмет себя в руки и воздержится от ссоры и перебранки. Повинуясь приказу Посланника, мир ему и благословение Аллаха, он скажет: «Я соблюдаю пост». Тем самым он напомнит себе о том, что постящийся обязан избегать непристойного поведения, и продемонстрирует своему обидчику силу своей воли и преподаст ему прекрасный урок добропорядочности и набожности. В-третьих, душа постящегося освобождается от мирских забот и беспокойных раздумий для того, чтобы он мог чаще задумываться над мирозданьем и больше поминать Аллаха. Мирские удовольствия обязательно прибавляют человеку беспечности и могут сделать его жестокосердным и безразличным к истине. Для того чтобы верующие могли избежать такой участи, Аллах велел им избегать расточительства в еде и питье. Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (аль-Араф, 31).

Передают, что Нафи рассказывал: «Ибн Умар никогда не начинал есть, пока к нему не приводили какого-нибудь бедняка, который ел вместе с ним. Однажды я привел к нему какого-то человека, чтобы он поел вместе с ним, и тот поел очень много. После этого Ибн Умар сказал: «О Нафи, больше не приводи ко мне этого, поскольку я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий наполняет одну кишку, а неверующий – семь» (аль-Бухари, Муслим и другие).

Передают со слов аль-Микдама б. Мадикариба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сын Адама не наполнял более скверного сосуда, чем его живот. Сыну Адама достаточно всего лишь нескольких кусочков, чтобы он мог выпрямить спину, но если он непременно хочет большего, то пусть знает, что треть предназначена для еды, треть – для питья, а треть – для него самого» (Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

В связи с этим один из праведных богословов, шейх Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Поистине, когда человек голоден и испытывает жажду, его душа очищается и смягчается, а года он сыт, она слепнет».

Мирские блага и заботы неизбежно отвлекают человека от Будущей Жизни, отдаляют его от Аллаха, и избежать этого удается только тем, над кем смилостивился Всевышний, кто усердствует в поклонении Ему и поминает Его по утрам и вечерам. В Коране говорится: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята» (24:36-37).

Передают, что Ханзала аль-Усейиди, один из писарей посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал: «Однажды я встретил Абу Бакра, и он спросил меня: «Как ты, Ханзала?» Я ответил: «Ханзала стал лицемером». Он воскликнул: «Пречист Аллах! Что ты говоришь?!» Я сказал: «Когда мы находимся возле посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он напоминает нам о Рае и Аде, мы словно видим их своими глазами. Когда же мы выходим от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и возвращаемся к своим женам, детям и занятиям, то забываем многое из этого». Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, с нами происходит то же самое». Тогда мы с ним отправились к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и зашли к нему. Я сказал: «Ханзала стал лицемером». Он спросил: «В чем дело?» Я сказал: «О посланник Аллаха, когда мы находимся возле тебя, и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, мы словно видим их своими глазами, когда же мы выходим от тебя и возвращаемся к своим женам, детям и занятиям, то забываем многое из этого». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, если бы вы всегда оставались в таком состоянии, в котором вы оказываетесь возле меня и при поминании Аллаха, то ангелы здоровались бы с вами за руку на ваших постелях и на дорогах. Но, Ханзала, так бывает лишь время от времени». И он повторил это трижды» (Муслим).

В-четвертых, пост имеет большую социальную значимость, поскольку в рамадане состоятельные люди получают возможность переосмыслить жизненные ценности и понять значимость оказанной им милости. Всевышний Господь в изобилии наделил их богатством, едой и питьем, одарил их женами и детьми – всем тем, чего лишены многие бедняки. И человек обязан воздавать хвалу своему Благодетелю за эти милости, благодарить его не только устами, но и душой и телом. Господь непременно увидит его чаяния и приумножит его блага, о чем сказано в Священном Коране: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Ибрахим, 7).

Воздерживаясь от еды и питья, верующие вспоминают о своих нуждающихся братьях и сестрах, которые, возможно, засыпают голодными или проводят бессонные ночи под плач голодных детей. Это непременно побуждает их поделиться своим имуществом с бедными родственниками и соседями, накормить, одеть и обуть их тогда, когда они больше всего нуждаются в помощи. Именно так поступает тот, кто постится не только телом, но и душой, кто осознает смысл этого обряда и использует его, чтобы приблизиться к Господу. И поэтому посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проявлял наибольшую заботу о бедняках именно в рамадане.

Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был самым великодушным человеком, но наибольшую щедрость он проявлял в рамадане, когда с ним встречался Джибрил. Он приходил к нему каждую ночь в рамадане, чтобы прочесть вместе с ним Коран, и тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, делал добро быстрее, чем вольный ветер» (аль-Бухари и Муслим).

В-пятых, пост помогает верующему одолеть собственную страсть и воспитать себя в духе добропорядочности и нравственности. Для того чтобы верно следовать прямым путем и удержать душу от уклонения в сторону, человек должен уметь контролировать свою страсть, управлять порывами своей души, направлять ее к тому, что принесет ей пользу и благо. Поистине, душа велит человеку творить зло и подталкивает его к тому, что может навредить ему. Это качество присуще душам всех людей, кроме тех, кому Господь оказал великую милость.

Если раб Божий распустит себя и пойдет на поводу у своих низменных влечений, то он обречет себя на верную погибель. Но если он сумеет обуздать свои желания и направит свою душу по крутому склону к вершине совершенства и праведности, то он обретет вечную жизнь и благой конец. Безусловно, душа должна быть готова к такому «восхождению», преодолеть которое по силам далеко не каждому. Всевышний сказал о человеке: «Разве Мы не указали ему на две восходящие тропы? Но он не стал преодолевать крутую тропу. Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа? Это – освобождение раба или кормление в голодный день сироту из числа родственников или приникшего к земле бедняка. А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (аль-Балад, 10-17). В-шестых, пост способствует избавлению от самодовольства и высокомерия. Он помогает смириться перед истиной и быть добрее к людям, а ведь самой скверной формой высокомерия является отрицание истины и пренебрежение Божьими заповедями. Когда человек сыт и доволен, когда он не чувствует холода и жажды и наслаждается обществом красивых женщин, он может легко отвернуться от истины и превознестись над рабами Аллаха.

Передают со слов Абдуллаха б. Масуда, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не войдет в Рай тот, в чьем сердце будет высокомерие весом хотя бы в одну пылинку». Тут его спросили: «Но ведь человек любит, чтобы его одежда и обувь были красивыми». Он ответил: «Поистине, Аллах красив и любит красоту. Высокомерие же – это надменное отрицание истины и пренебрежительное отношение к людям» (Муслим).

Гордыня и высокомерие – одни из самых опасных грехов. Всевышний сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (аль-Исра, 37). Люди редко проявляют высокомерие, если они испытывают нужду. В таком положении они, как правило, стремятся обрести мирские блага, и если им удается это, то ими овладевает гордыня. Они ликуют, забывая о Тот, Кто наделил их благами, и тем самым обрекают себя на погибель и страдания. И спасается от этого только тот, кого защищает Всевышний Аллах.

В-седьмых, пост оберегает верующего от наущений сатаны, потому что от голода и жажды суживаются сосуды, а «сатана перемещается по человеческому телу с током крови» (аль-Бухари и Муслим). Во время поста уменьшаются наущения дьяволов, и постящиеся реже гневаются, меньше испытывают страстные влечения.

В хадисе Абдуллаха б. Масуда сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не способен вступить в брак, должен поститься, потому что так он сможет подавить вожделение» (аль-Бухари и Муслим). Таким образом, именно пост является верным способом погасить вожделение и уберечься от греха.

В-восьмых, пост приносит многочисленную и разностороннюю пользу организму человека. Во время поста уменьшается нагрузка, выпадающая на пищеварительную систему, желудочно-кишечный тракт очищается от вредных шлаков, нормализуется ферментативная деятельность желез внешней секреции, успокаивается нервная система. Пост очищает не только душу, но и тело человека, и в этом – одна из мудростей Всемогущего Господа, ниспославшего для людей самые полезные и приемлемые законы.

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Среда, 25 Ноября 2020 г.
Фаджр:7:28
Восход:8:58
Зухр:13:00
Аср:14:42
Магриб:17:02
Иша:18:32

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту