23 Октября- 6 Раби аль-авваль 1442

СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи: "Тальбис Иблис" - 2

Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи:
6 Января
18:10 2013

Глава 3: Предостережение от смуты Иблиса и его хитростей.

Сказал шейх Абу аль-Фарадж [ибн аль-Джаузи] (да помилует его Аллах): Знай же, что человеку, когда он был сотворен, были вселены его страсти и желания для того, чтобы он посредством этого достиг того, что принесет ему пользу; и также [Аллах] заложил гнев в человека для того, чтобы он защищался от всего, что принесет ему вред; и [наконец] Аллах заложил в человека разум (‘акъль), который [подобно воспитателю] приказывает [человеку] поступить справедливо в той или иной ситуации.

И был создан Сатана для того, чтобы [испытывая людей] бросать их то в одну крайность, то в другую – [например, человек, быть может, совершает поклонение для показухи, либо, наоборот, отказывается от поклонения, боясь этой же показухи].

И обязанностью для человека является защищаться от своего врага, который уже показал свою вражду с человеком, начиная со времен [Пророка] Адама (мир ему). И он (Иблис) потратил свои годы и самого себя, чтобы разрушить положение сыновей Адама.

И Аллах приказал нам защищаться от него, сказав: «Не следуйте по следам дьявола. Поистине, он – ваш явный враг. Он велит вам творить зло и мерзость, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (2:168-169).

А также Всевышний Аллах сказал: «Дьявол пугает вас бедностью и призывает вас творить мерзость» (2:268).

И Всевышний сказал: «Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60).

И Всевышний сказал: «Поистине, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (5:91).

И Всевышний Аллах сказал также: «Поистине, он является явным врагом, вводящим в заблуждение» (28:15).

И сказал Аллах: «Поистине, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (35:6).

И также Всевышний сказал: «И пусть соблазнитель (дьявол) не обольщает вас относительно Аллаха» (31:33).

И сказал Всевышний: «Разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом» (36:60).

И в Коране содержится много подобных аятов, [предостерегающих от козней и хитростей шайтана (дьявола)].

И далее Абу аль-Фарадж сказал: Знай же о том, что главная задача Иблиса – это тальбис – то есть покрыть [людей своими хитростями, кознями, приукрашенной мерзостью и ложью].
Первое: когда ему был дан приказ совершить земной поклон перед Адамом, то он отстранился (т.е. отказался), начав разбираться в своих основах (т.е. сущности): «Ты создал меня из огня, а его – из глины» (7:12) Затем он отстранился от Аллаха, сказав: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною» (17:62) И это означает: скажи мне, почему ты возвысил Адама передо мною? И затем он (Иблис) проявил высокомерие и сказал: «Я лучше него» (38:76) И отказался совершать земной поклон перед ним. [И тем самым], Сатана, захотев возвеличить свою душу, наоборот, унизил ее, заслужив проклятие [Аллаха] и Его наказание.

И каждый раз, когда у человека возникает возможность совершить какой-либо поступок, он должен отстраняться от этого [высокомерия и желания возвеличить себя перед другими] самым сильным образом. И сказано, что каждый раз, когда дьявол пытается сделать что-либо с человеком, он пытается достичь это через его страсти.

И как же человек может принять совет своего врага, но не прислушаться к самому себе?

Человек должен обратиться к своему разуму, чтобы понять, что для него является благом, а что – злом; и это для того, чтобы с помощью своего разума понять какого будет наказание за тот или иной грех, дабы разрушить козни шайтана, [которые он устраивает на этой земле].

[И далее Ибн аль-Джаузи передает хадис, в котором сказано, что] со слов ‘Ияда ибн Химара передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, люди! Поистине, Всевышний Аллах велел мне научить вас тому, чего вы не знали и чему Он научил меня сегодня. [Он сказал]: «Любое имущество, которое Я даровал рабу, является дозволенным для него. Поистине, Я создал всех своих рабов ханифами [единобожниками], но к ним стали являться шайтаны, чтобы отвратить их от их религии, и [и шайтаны также] велели им поклоняться наряду со Мной тому, относительно чего Я не приводил никаких доводов».

И передается от Джабира ибн Абдуллаха, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Иблис возводит свой трон над водой. Затем оттуда он посылает своих помощников-шайтанов. И самый ближайший его помощник – это тот, кто распространяет больше всего смуты на земле. И вот приходит один из [шайтанов], и говорит, что совершил то-то и то-то, и тогда Иблис говорит: «Ты ничего не сделал!» Затем приходит другой шайтан и говорит: «Я прибывал с человеком до тех пор, пока он не развелся со своей женой».
И тогда Иблис приближает его и говорит ему: «Лучший ты!»» Этот хадис приводит Муслим, а также имам Ахмад.

Также передается, что Джабир ибн Абдуллах сказал: «Иблис отчаялся, поняв, что ему никогда не будут покланяться молящиеся [Аллаху], но он будет добиваться того, чтобы сеять смуту и раздор между ними».

А в другой версии, приводимой от Муслима, сказано: «Иблис отчаялся от того, что ему не будут поклоняться молящиеся на Арабском полуострове».

И далее передается, что Анас бин Малик сказал: «Шайтан положил свой рот и нос на сердце сына Адама; и если человек вспомнит Аллаха, то шайтан будет побежден, а если нет – шайтан проглотит его сердце».

И передается, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, шайтан обходит людей, которые сидят, вспоминая [Аллаха], для того, чтобы посеять между ними смуту, но у него не получается разделить их; тогда он приходит к тем людям, которые вспоминают лишь про мирскую жизнь, и он сеет между ними раздор до тех пор, пока они не начинают убивать друг друга. Тогда приходят люди поминания (ученые) для того, чтобы разделить их, дабы они не враждовали».

Также Абдуллах [ибн Мас’уд] сказал: Сообщается от Али ибн Муслима, что Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Иблис зашел к Яхье ибн Закариййе (мир им обоим), и тот увидел, что на Иблисе висят какие-то вещи». И Яхья (мир ему) обратился к нему: «О, Иблис! Что это за вещи?» И он ответил: «Это страсти, с помощью которых я охочусь на сыновей Адама».

И затем Яхья (мир ему) спросил: «Что-нибудь есть у тебя, что ты используешь против меня?» Иблис ответил: «Да! Иногда ты переедаешь и не можешь подняться на молитву, и мы делаем так, что ты не можешь вспоминать [про Аллаха]». Тогда Яхья (мир ему) вновь спросил: «А если что-нибудь другое?» Тогда Иблис сказал: «Нет». И тогда Яхья (мир ему) сказал: «Я даю обет перед Аллахом, что никогда не наполню свой живот больше меры». А Иблис сказал: «А я даю обет перед Всевышним Аллахом, что никогда больше не буду давать наставление мусульманину [покорившемуся Аллаху]».

Также Абдуллах ибн Ахмад передал от А’маша, а тот от Хасайма, что Харис бин Кайс (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда к тебе приходит шайтан, а ты в этот момент совершаешь молитву, он говорит тебе: «Люди смотрят на тебя, так совершай ее (молитву) длинней»».

[Далее Ибн аль-Джаузи приводит хадис] от ‘Убады бин Рафа’а, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди сыновей Израиля был один [глубоко верующий] поклоняющийся монах; шайтан, вселившись в одну из красивых девушек, наущал родственников [этой девушки], что лекарство от этой болезни знает именно тот монах; тогда они привели ее к этому монаху, но он отказался встречаться с ней; и они продолжали настаивать до тех пор, пока монах не согласился; и тогда этот шайтан предложил совокупиться с ней, и она забеременела от него; затем шайтан пришел к монаху и сказал: «Ты будешь опозорен! К тебе придут ее родственники, и ты будешь казнен. Так лучше убей её» И он убил ее и похоронил. После чего шайтан пришел к семье убитой девушки и стал их наущать, что ваша дочь забеременела от того монаха, а он [из страха, что его казнят] убил ее и похоронил в таком-то месте. И эти родственники пришли к тому монаху, а он ответил, что их дочь умерла; и тогда они схватили его. И тогда шайтан пришел к нему (монаху) и сказал: «Это я был тот самый, кто ввел в тебя в такую ситуацию, и это я им наущал, чтобы они схватили тебя! Так подчинись же мне, и я спасу тебя! Соверши передо мной два земных поклона» И этот монах совершил это». И он стал подобен тому, о ком Аллах сказал: «Они подобны дьяволу, который говорит человеку: «Не веруй!» Когда же тот становится неверующим, он говорит: «Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров»» (59:16). (То есть совершай ее как можно длинней, чтобы окружающие подумали, какой ты сильно верующий человек. Шайтан пытается превратить искреннее поклонение верующего в Бога человека в показуху. Поэтому автор книги приводит этот пример, объясняя тем самым всю опасность козней Иблиса, и что он (да проклянет его Аллах) всегда нас преследует и пытается сбить с верного пути. (Прим. ред.))

Также этот хадис приводится в других версиях. От Вахба бин Мунаббиха (да будет доволен им Аллах), что один поклоняющийся из числа сыновей Израиля был самым упорным и сильным в поклонении [Аллаху]. И в той местности, где он жил были трое братьев, у которых была сестра, и она была девственницей. И когда к ним пришел приказ, выйти на джихад, то они не знали, кому оставить свою сестру. И тогда они решили, что следует оставить ее под присмотром этого праведного, поклоняющегося человека из числа сыновей Израиля. Когда они пришли к нему, то спросили: «Можем ли мы тебе оставить нашу сестру, дабы ты присматривал за ней, до тех пор, пока мы не вернемся обратно?» И этот раб отказался и просил у Аллаха защиты от них и их сестры. Но они продолжали просить его об этом до тех пор, пока он не согласился, сказав: «Хорошо, поселите ее рядом с моим жилищем».
Затем, эти братья оставили свою сестру в этом доме, и отправились на битву. И она оставалась в этом доме долгое время; он же [поклоняющийся Аллаху раб] приносил еду из своего дома, затем подносил к ее двери и уходил обратно. Но однажды, к нему пришел дьявол и стал наущать его до тех пор, пока не сказал ему: «Что с тобой? Если бы ты попробовал поговорить с ней?» Праведник отказывался до тех пор, пока Иблис не внушил ему, что это будет наилучшим для нее. И в один из дней, когда он вновь приносил ей еду, он заговорил с ней, а она ответила ему. После чего дьявол вновь пришел к нему и сказал: «Она в очень тяжелом положении!». И этот человек [который так искренне поклонялся Аллаху] послушался шайтана и начал подолгу разговаривать с этой девушкой. И это происходило до тех пор, пока Иблис не сказал ему: «Нет ничего такого в том, что ты зайдешь к ней в гости и посидишь с ней, поговоришь». И все дошло до того, что Иблис начал наущать его, чтобы он совокупился с ней. И этот человек совершил прелюбодеяние, а она забеременела от него и родила ему сына.
Тогда пришел Иблис вновь и сказал: «Как ты поступишь, если придут ее братья? Она же родила уже ребенка! Я не могу гарантировать, что ты не будешь опозорен! Отправляйся же к своему ребенку и убей его! А после – закопай! Она тебе ничего не скажет, если ты заставишь ее это сделать, ведь она будет бояться своих братьев». И он сделал все, что велел ему дьявол. Но шайтан вновь сказал ему: «Неужели, ты думаешь, что она ничего не скажет своим братьям?» Он спросил: «Так как же мне поступить?» Иблис ответил: «Иди и убей ее и похорони рядом с сыном». И этот раб сделал это преступление. После этого он вернулся домой и начал вновь заниматься своими поклонениями. Затем вернулись братья убитой девушки с битвы, пришли к тому человеку [у которого они оставили свою сестру] и сказали: «Где наша сестра?»
И тогда он сказал: «Она умерла! Пусть Аллах помилует ее! Она была лучшей женщиной! Вон там могила, посмотрите на нее!» И братья пошли к ней на могилу и стали оплакивать ее; потом они разошлись по своим семьям. И когда они засыпали, шайтан пришел к старшему брату во сне и начал спрашивать про сестру. Он же ответил, что она жила у праведника какое-то время, а затем умерла. Но дьявол сказал: «Нет! Он убил ее! И ее тело погребено в другом месте». И также Иблис поступил со средним и младшим братом, рассказав, как тот поклоняющийся раб убил ее, как она родила от него ребенка. Тогда братья отправились к нему и начали спрашивать о том, как погибла их сестра. Но раб, рассказывая, начал запинаться [и братья поняли, что к чему], и, [узнав, где действительно похоронена их сестра], разрыли могилу сестры, и убедились в том, что шайтан был прав. И когда этого человека привязали к дереву [чтобы казнить], к нему явился дьявол и сказал: «Ты знаешь, это я был спутником твоим. Это я ввел тебя в смуту относительно этой девушки, пока она не забеременела. Затем я внушил тебе убить ее и вашего ребенка. И сейчас, подчинись мне! И тогда я спасу тебя!» И этот человек впал в неверие, подчинившись Иблису. А тот, в свою очередь [не сдержал обещания] и оставил его этим братьям, которые [в итоге] распяли его.
И далее передатчик этого хадиса – Вахб бин Мунаббиха - сказал: «И это относительно него были ниспосланы аяты: «Они подобны дьяволу, который говорит человеку: «Не веруй!» Когда же тот становится неверующим, он говорит: «Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров». Концом тех и других станет попадание в Огонь, в котором они пребудут вечно. Таково воздаяние беззаконникам!» (59:16-17).

Далее приводится, что Вахб бин Мунаббиха (да будет доволен им Аллах) также сказал: «Однажды, во времена Мессии [Исы] (мир ему) жил человек, который поклонялся Аллаху [и был он из числа праведников сыновей Израиля]. Иблис пожелал искусить его, но не смог войти к нему. И тогда он (Иблис) предстал перед этим праведником в облике Исы и сказал: «О, монах! Выйди ко мне, чтобы поговорить со мной». На что монах ответил: «Отправляйся по своим делам. Я не хочу искушать себя и свой возраст, что я потратил в поклонении [Аллаху]». Тогда Иблис сказал: «Поднимись ко мне! Я – Мессия [Иса]». На что монах ответил: «Если же ты являешься Мессией, то я не нуждаюсь в тебе! Разве ты не приказал нам поклоняться [Аллаху] и не рассказал нам про Судный День? Так отправляйся же по своим делам! У меня нет потребности, общаться с тобой!» И после этого проклятый Иблис оставил его и ушел».

Далее приводится в книге от Салима бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что его отец сказал: «Когда Нух (мир ему) поднялся на свой ковчег, то увидел в нем старика, которого он до этого не знал. Тогда Нух (мир ему) сказал: «Что тебя привело сюда?» И старик ответил: «Я пришел, дабы поразить твоих спутников; и их сердца будут со мной, а их тела будут с тобой». И Нух ответил: «Уйди! О, враг Аллаха!» И тогда Иблис сказал: «Есть пять вещей, с помощью которых я уничтожаю людей! И если ты хочешь, то я расскажу тебе про три вещи, но не расскажу про остальные две». И тогда Великий Аллах внушил Нуху (мир ему), что он не нуждается в тех трех вещах, [о которых желает поведать Иблис], и что он (Нух) хочет, чтобы [Иблис] поведал ему о тех двух вещах [которыми Иблис губит людей]». [Тогда Иблис согласился], сказав: «Я гублю людей с помощью: хасада [зависти] и хирса [- алчность, жадность, боязнь потерять свое имущество]». [И Иблис продолжил]: «И из-за зависти я был проклят [Аллахом] и превращен в дьявола. А из-за хирса, [когда] Адаму был разрешен полностью Рай, я смог искусить и вывести его (Адама) из этого самого Рая».

[И далее Ибн аль-Джаузи] сказал: «Передается, что Иблис встречался с Мусой (мир ему) и сказал ему: «О, Муса! Ты тот, кого Аллах выбрал для посланнической миссии и [ты также тот, с кем Аллах] общался. Меня же Всевышний Аллах сотворил и [затем] я совершил грех и сейчас хочу покаяться. Так заступись же за меня перед Всемогущим Господом, чтобы Он принял мое покаяние». Тогда Муса обратился к Своему Господу, и Он (Свят Он и Велик) сказал: «О, Муса! То, что ты попросил, будет исполнено!» И тогда Муса обратился к Иблису, сказав: «Тебе Аллах приказывает совершить земной поклон у могилы Адама, и тогда твое покаяние будет принято». [На что Иблис вновь проявил] высокомерие и разозлился, сказав: «Я не поклонился перед ним, когда он был живой! Так неужели я поклонюсь [Адаму], когда он мертв?» И затем Иблис продолжил: «О, Муса! Я обязан перед тобой за то, что ты был заступником за меня перед Господом, [и поэтому даю тебе наставление]: вспомни меня в трех случаях: (1) вспомни меня, когда ты гневаешься, ибо в этот момент я вселяюсь в твое сердце, и я вкладываю свои глаза в твои глаза, и я теку вместе с твоей кровью; (2) и [также] вспомни меня [продолжил Иблис], когда встречаются две армии [в битве]: я прихожу к сыну Адама, когда он находится в ряду армии [в битве против врага из числа неверующих и] напоминаю ему о его детях, женах и семействе до тех пор, пока он [в страхе за свою семью, с позором] не отступает; [и также вспоминай меня в то время], когда ты остаешься наедине с женщиной, не являющейся для тебя махрамом, потому что я [- Иблис -] являюсь третьим между вами»».

Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто сможет сдержать свой гнев, когда он гневается, тому Аллах дарует райских гурий в День Суда».
То есть во время гнева, Иблис заставляет человека смотреть на окружающие его вещи с агрессией, злобой, ненавистью. Естественно, это положение для человека является очень опасным, ибо в этот момент человек легко теряет самоконтроль и совершает тяжкие грехи. Поэтому Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) указал нам на высокую награду Аллаха, если мы переборем чувство гнева и не поддадимся дьяволу, который «вкладывает свои глаза в наши глаза». (прим.ред). То есть Иблис говорит о том, что он всегда рядом, подобно крови, которая течет по всему телу человека (прим.ред)

Передается от Абу Хафса ас-Сафара от Джа’фара бин Сулеймана от Шу’бы от ‘Али бин Зейда от Са’ида бин аль-Мусаййиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Поистине, Аллах не ниспосылал Пророка, который бы не боялся [наущений и козней] Иблиса, губящего [при помощи] женщины».

И [также] передается от Аль-Касима бин Хишама от Ибрахима бин аль-Аш’аса от Фудейля бин ‘Ияда, который сказал: «Мне передавали некоторые наши ученые-шейхи, что Иблис (да проклянет его Аллах) пришел к Мусе (мир ему), когда тот обращался к Всевышнему Господу. И сказал Тот, Кому принадлежит власть: «На что же ты надеешься в этом положении [о, Муса]?» Тот ответил: «Я надеюсь на то же, на что надеялся наш отец Адам, когда он был в Раю»».

И передается от Ахмада бин Абд аль-А’ля аш-Шайбани от Фарадж бин Фадаля от Абд ар-Рахман бин Зияда (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Когда Муса (мир ему) находился вместе со своими сподвижниками, к нему пришел Иблис, который был [одет в одежду с] капюшоном, [который был одет на голову так, чтобы его не было видно]. Когда [Иблис] приблизился к ним, то снял свой капюшон и обратился к Мусе: «Мир тебе, о Муса!» Тогда Муса (мир ему) спросил: «Кто ты?» Он сказал: «Я - Иблис». И тогда [Муса] сказал: «Да не приветствует тебя Аллах! Что привело тебя к нам?» Сказал [Иблис]: «Я пришел для того, чтобы поприветствовать тебя из-за того, какое [высокое] место ты занимаешь перед Аллахом!» Муса сказал: «Так как же ты поступаешь с [сыновьями Адама]?» На что Иблис ответил: «Я забираю их сердца. И каждый раз, когда человек захочет что-то сделать и попросит [у Аллаха] защиты от меня, то я ему не смогу ему ничего сделать. И каждый раз, когда человек удивляется самому себе [из-за своего самолюбия], [это проявляется в обольщении] своими многочисленными [благими] деяниями и [как следствие] забвением своих грехов. Я - [продолжает Иблис ] – предостерегаю вас [также] от трех вещей: (1) не оставайтесь с женщиной наедине, которая не является дозволенной для вас, и если же так произойдет, то я буду [третьим] вместе с вами до тех пор, пока не искушу вас [совершить грех]; (2) когда человек клянется Аллахом, давая обещания совершить, что-либо, я [Иблис] буду находиться вместе с таким человеком до тех пор, пока он не нарушит данного им обещания; (3) Если ты собрался дать садака, то дай ее. [Ибо] когда человек собирается дать садака, то я [Иблис] становлюсь между [этим человеком и его намерением дать садака] до тех пор, пока он не передумает»».

И далее передается от Мухаммада бин Идриса от Ахмада бин Юнуса от Аль-Хасана бин Салиха, который сказал: «Я слышал, что шайтан сказал женщине: «Ты [о, женщина] – половина моих войск! Ты – мои стрелы, которые я бросаю в сердца людей! И я не ошибаюсь [в этом]! И я посылаю тебя [к людям] за своими потребностями, [которые заключаются в том, чтобы сбивать людей с истинного пути]»».

И передается от Исхака бин Ибрахима от брата Вахба бин Мунаббиха, который сказал: я слышал, как Вахб говорил: «Один монах сказал шайтану о том, какое из нравственных качеств человека является самым сильным, дабы сбить его с истинного пути?! На что Иблис ответил: «Аль-Хидда [- проявление жестокости в человеке]! И если человек будет жестоким, то мы [Иблис и его войско] перевернем его, подобно тому, как ребенок переворачивает [с легкостью] свои игрушки»».

Передается от Сулеймана бин Мугира от Сабита (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Когда был ниспослан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), Иблис (да проклянет его Аллах) начал посылать [свое войско из числа] шайтанов к сподвижникам Пророка. И они приходили к ним, но ничего не могли поделать. Тогда они спросили [Иблиса]: «Почему мы не можем ничего сделать?» Он ответил: «Оставьте их! После них придут народы, для которых откроется мирское [целиком и полностью], и тогда вы поразите их сердца»».

Передается от Абу Мусы [аль-Аш’ари], который сказал: «Когда просыпается Иблис, он посылает свое войско по земле и говорит: «Тот, кто собьет с истины мусульманина, на того я надену корону». И вот приходит один шайтан к [Иблису] и говорит: «Я был с человеком до тех пор, пока он не дал развод своей жене!» На что Иблис отвечает: «Но он может жениться заново!» Тогда приходит другой шайтан и говорит: «Я был с человеком до тех пор, пока он не ослушался своих родителей!» Иблис ответил: «Ты не достиг ничего! Быть может, после этого, он поступит со своими родителями наилучшим образом!» Тогда приходит третий и говорит: «Я был с человеком до тех пор, пока тот не совершил прелюбодеяние». И тогда Иблис отвечает: «Ты [- лучший]!» И приходит следующий и говорит: «Я был с человеком до тех пор, пока он не выпил спиртное!» А Иблис вновь отвечает: «Ты [- лучший]!» И приходит другой шайтан и говорит: «Я был с человеком до тех пор, пока тот не совершил убийство!» На что Иблис отвечает: «Ты! Ты [- лучший]»».

Передается от Мубарака бин Фудейля от Хасана [аль-Басри], который сказал: «Было дерево, которому покланялись помимо Аллаха. И однажды пришел мужчина, чтобы срубить это дерево, гневаясь ради Аллаха. И этого человека встретил Иблис по дороге и сказал ему: «Куда ты идешь?» И мужчина ответил: «Я иду срубить то дерево, которому [люди] покланяются помимо Аллаха!» И сказал тогда Иблис: «Оставь же это дерево, ведь ты же не покланяешься ему!?» [Но мужчина был настойчив и вновь] сказал: «Я срублю его!» Тогда шайтан сказал: «Не трогай это дерево! И я сделаю так, что ты каждое утро будешь [просыпаться и] находить у себя над головой два динара». И этот мужчина согласился. На утро он, [проснувшись, действительно нашел] два динара, но на следующий день не нашел ничего. Тогда он [вновь] отправился, чтобы срубить это дерево, гневаясь [из-за двух динаров]. [И этим самым Иблис победил его, ибо] в первый раз, мужчина хотел срубить дерево ради Аллаха, а второй раз он хотел срубить это дерево ради двух динаров». Тем самым, Иблис выделяет шайтанов, которые заставляют людей совершать различные грехи. И чем хуже бывает вид греха по своей степени, тем выше выделяет это Иблис, хваля шайтана, который искусил совершить этот грех. (прим.ред)

Передается от Бишра бин Валида аль-Кинди от Мухаммада бин Тальхи от Зейда бин Муджахида, который сказал: «У Иблиса есть пятеро детей, у каждого из которых есть свой приказ [свое направление]: (1) Первый – это тот, который приходит к человеку тогда, когда на него наваливаются различные трудности и тяжести, и он [это дитя шайтана] призывает к погибели, [внушая человеку отчаяние, страх, бесперспективность дальнейшей жизни]; (2) Второй дьявол является косоглазым, он наущает человека совершить прелюбодеяние, и он разукрашивает девушку [в глазах мужчины]; (3) Третий сын Иблиса – это лжец, который передает человеку ложь, рассказывая то-то и то-то, а тот [в свою очередь] передает ее дальше [другим]; (4) Четвертый шайтан – это тот, который входит вместе с человеком в его семью, и начинает наущать мужчину о недостатках [его жены, детей и т.д.] до тех пор, пока тот не гневается; (5) И, наконец, последний шайтан – это обладатель рынков, который устанавливает свое знамя на рынке».

И передается, что Хасан [аль-Басри] сказал: «Никогда не было такого, чтобы Аллах приказывал человеку сделать что-то, и не приходил бы Иблис, который показывал две крайности: либо чрезмерное совершение этого [приказа], либо, наоборот, оставление его».

И сказал Абдуллах ибн Умар [ибн аль-Хаттаб]: «Поистине, Иблис закован в цепи под низом земли, и когда он движется, происходит сотрясение земли».

Абу аль-Фарадж, автор книги, говорит далее: Я говорю, что смуты и козни шайтана очень распространены, и мы постарались привести в этой книге из того, что мы знаем, по воле Аллаха. Худшее же – это когда смута шайтана нападает на сердце [человека]. Ибо дьявол подобен тому, кто набрасывается на корабль, раскачивает его и [в конце концов] переворачивает [верх дном].
Страсти погубили [в свое время] ангелов Харута и Марута; и если я [- говорит Иблис -] увижу верующих ангелов, которые умерли на своей вере, я удивлюсь тому, что ничто не повредило [их иману].

[И далее] сообщается от Мухаммада бин Абу Мансура от Джа’фара бин Ахмада от Хасана бин Али ат-Тамими от Абу Бакра бин Хамдана от Абдуллаха бин Ахмада от Сурайджа от ‘Утбы бин Абд аль-Вахида от Малика от Абд аль-Азиза бин Рафи’а, который сказал: «Когда поднимается душа верующего на небеса, ангелы говорят: «Слава Аллахe, Который спас этого раба от шайтана! О, как же он спасся?!»»

Упоминание о том, что следует знать, что у каждого человека есть [свой] шайтан.

Сообщается от Абу аль-Хусейна аш-Шайбани от Абу Али аль-Мазхаба от Абу Бакра бин Хамдана от Абдуллаха бин Ахмада бин Ханбаля от его отца [Ахмада бин Ханбаля] от Харуна от Абдуллаха бин Вахба от Абу Сахра от Ибн Касита о том, что ‘Урва бин Зубейр рассказывал, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находился у нее дома, и ночью вышел от нее по нужде. [И Аиша сказала, что] она заревновала его; и когда пришел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), она смотрела на то, что он будет делать. И тогда Пророк спросил: «Что с тобой, Аиша? Неужели ты заревновала?» Тогда Аиша ответила: «Как же я могу не проявлять ревность по отношению к тебе?» И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Или [быть может] к тебе пришел твой шайтан?» И Аиша воскликнула: «О, Посланник Аллаха! Неужели со мной есть шайтан?» Он сказал: «Да! ». Тогда Аиша спросила: «И он есть у каждого человека?» Он ответил: «Да!» Аиша продолжала: «И [даже] у тебя, о, Посланник Аллаха?» И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да! Но мой Господь помог мне [бороться] против него до тех пор, пока он не принял Ислам [или до тех пор, пока не был защищен от его смуты]». Этот хадис приводит Муслим.

[По поводу этого мнения имеется некоторые расхождения]. Имам аль-Хаттаби сказал: «Большинство передатчиков утверждают, что в хадисе приводится слово ‘асляма’ [принятие Ислама] в виде глагола прошедшего времени, кроме Суфьяна бин ‘Уейны, который сказал: «В данном хадисе правильнее читать [не ‘асляма’, а] ‘усляма’, [что означает: был защищен от его смуты], потому что шайтан не принимает Ислам»». Сказал шейх [Ибн аль-Джаузи]: «Слова Ибн ‘Уейны хороши, [ибо это] указывает на, как он вел джихад против шайтана, но в хадисе от Ибн Мас’уда приводится противоположное мнение: сообщается от Ибн аль-Хусейна от Ибн Мазхаба от Абу Бакра бин Малика от Абдуллаха бин Ахмада от Яхьи от Суфьяна от Мансура от Салима от Абу Джа’да от его отца, что Ибн Мас’уд сказал: «У каждого человека есть свой шайтан из числа джиннов и его ближайший спутник из числа ангелов. И сподвижники, [слушая Пророка], спросили: «Неужели и у тебя, о, Посланник Аллаха?» И он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И у меня. Но, поистине, Великий Господь помог мне против него, и [поэтому] он (джинн) приказывает мне только истину». А в другой версии говорится: «и он приказывает мне совершать только благое». И этот хадис приводит Муслим. И из этого текста следует, что шайтаны могут принимать Ислам, потому что [Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал, [что его джинн приказывает ему совершать лишь благое].

Разъяснение [о том], что шайтан течет внутри сына Адама вместе с кровью.

Приводится от Абдуллаха бин Ахмада от его отца [Ахмада бин Ханбаля] от Абд ар-Раззака от Ма’мура от Зухри от Али бин Хусейна от Софии – жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – что она сказала: «Однажды я пришла ночью к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и мы разговаривали; после чего он (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся для того, чтобы проводить меня. Она же (София) жила в доме Усамы бин Зейда. И в этот момент мимо них прошли два человека из числа ансаров; и когда они увидели Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то они отправились быстрее в путь. И сказал тогда Пророк: «Подождите! Это София бинт Хуей – [моя жена]!» И они ответили: «Хвала Аллаху! О, Посланник Аллаха!» И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, шайтан течет внутри сына Адама вместе с кровью! И я боялся, что в ваши сердца будет вселено какое-то зло!» Или [как сказано в другой версии этого хадиса] «будет вселено что-то». Этот хадис приводит Аль-Бухари и Муслим.

[По поводу этого хадиса] имам Аль-Хаттаби сказал: «В этом хадисе есть огромная польза в том, что человек должен предостерегать остальных людей от вещей, которые могут показаться людям плохими, [и они являются] опасными для сердца [человека]. [И в данной ситуации это было сделано для того], чтобы [у тех двоих из числа ансаров] не возникли мысли [о том, с кем был Пророк]. И это разъяснил имам аш-Шафи’и (да помилует его Аллах), который сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) боялся то, что в их сердца попадет что-то, и они [в результате чего] станут неверующими; и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал это, проявляя сострадание [жалость] по отношению к этим двум [ансарам], но не по отношению к себе»».

Упоминание [о том, что следует] прибегать [за защитой к Аллаху] от проклятого шайтана.

Сказал шейх Абу аль-Фарадж (да помилует его Аллах): «Всевышний Аллах приказал прибегать [за защитой к Нему] от проклятого шайтана перед чтением [Корана]». Как сказал об этом Сам Всевышний: «Когда читаешь Коран, то ищи у Аллаха защиты от дьявола изгнанного, побиваемого» (16:98) А также [Аллах приказал искать защиты у Аллаха от шайтана] утром, как сказано [в Коране]: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета»» - и до конца суры (113 сура). [И автор книги продолжил]: Если Аллах приказал нам просить защиты у Него от шайтана в этих двух ситуациях, то, как же быть с остальными?!

Сообщается от Абдуллаха ибн Ахмада, что Абу Сайар Джа’фар ат-Таях сказал: «Мы спросили Абдуррахмана бин Хунейша: «Ты видел Пророка?» Он ответил: «Да!» Мы тогда спросили: «Что же Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал тогда, когда шайтаны приходили к нему ночью?» Он ответил: «Однажды, шайтаны пришли ночью к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из каждых долин и расщелин пустыни. И среди них был шайтан, который держал в руке огонь, чтобы обжечь лицо Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Но был в этот момент ниспослан на землю Джибриль (мир ему), который сказал: «О, Мухаммад! Скажи!» И Пророк спросил: «Что мне сказать?» И Джибриль ответил: «Скажи: Я прибегаю к совершенным Словам Аллаха от зла того, что Он сотворил, от того зла, которое ниспосылается с неба, и от то того зла, которое поднимается туда; а также от зла искушения ночи и дня, и от зла каждого, кто стучится в дверь, кроме того, кто стучится с благом! О, Милостивый!» И сказал [Абдуррахман]: «И огонь этих шайтанов был потушен, и Всевышний Аллах разрушил их (дьяволов), разогнав!»»

Передается от Исма’иля бин Ахмада ас-Самарканди, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, шайтан приходит к каждому из вас и говорит: «Кто создал тебя?» И тогда вы отвечаете: «Всевышний Аллах!» Тогда шайтан вновь вопрошает: «А кто создал Аллаха?» [И Посланник Аллаха сказал]: «Если кто-то из вас услышал это (или почувствовал это10), то пусть скажет: «Я уверовал в Аллаха и Его Посланника!», [потому что эти слова] уведут от вас [козни и хитрости шайтана]»».

И передается, что [Абдуллах] бин Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, шайтан оказывает свое влияние на сына Адама; а Аллах вкладывает в душу [человека] благо и подтверждение истины. А что касается шайтана, то он вбрасывает в душу [человека] зло и отвержение истины. Тот же, кто почувствовал в своей груди (в сердце) что-то из [благого], то пусть знает – это от Аллаха, и пусть восхвалит Аллаха. А тот, кто чувствует в своей груди [нечто злое], то пусть прибегнет [за защитой к Аллаху] от шайтана. А потом [Ибн Мас’уд] прочитал: «Дьявол угрожает вам бедностью и велит творить мерзость»» (2:268).

Далее передается, что Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллаха) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) просил защиты [у Аллаха] для Хасана и Хусейна, говоря: «Я прибегаю к защите Слов Аллаха от каждого шайтана и от каждого сглаза» И затем [Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: «Так же, мой отец, Ибрахим – да благословит его и его род Аллах и приветствует – просил защиты [от всякого шайтана и сглаза] для Исма’иля и Исхака»». И этот хадис приводится как у Аль-Бухари, так и у Муслима.
Также передается, что Сабит (один из таби’инов) передал слова Мутаррифа бин Шазир: «Я увидел, что положения сына Адама такого: он находится между Аллахом и Иблисом. И тот, кого Он (Аллах) хочет защитить от искушения Иблиса, тот защитится; если же Он оставляет его (сына Адама), то Иблис забирает его вместе с собой».

И далее [Ибн аль-Джаузи продолжил]: «От некоторых саляфов (наших праведных предков) приводится, что они спрашивали учеников о том что они сделают, если к ним придет шайтан и будет их наущать. Ученики отвечали: «Я буду бороться с ним!» «А если он вернется к тебе?» - говорили саляфы. Они вновь отвечали: «Я буду бороться с ним!» - «А если снова?» - «Я вновь буду биться против него!» Тогда [учителя из числа саляфов] говорили: «Это будет продолжаться долго! Посмотри же! Если ты проходишь через какое-то стадо и на тебя начала лаять собака, охраняющая это стадо, или запрещает тебе пройти через него (через стадо)?» Ученики отвечали: «Я буду отгонять эту собаку» На что [учителя] говорили: «Это займет много времени! Но ты лучше обратишься к хозяину собаки, дабы он отозвал ее»».

[И толкуя это высказывание], шейх [Абу аль-Фарадж] (да помилует его Аллах) сказал: «Знай же, что Иблис приходит к двум людям! [И это подобно тому, как] к человеку, который кушает, приходит собака, а он говорит: «Уходи!» И она (собака) уходит; и другому человеку, который сидит за едой и не может отогнать эту собаку, и она нападает на него. И точно также шайтан: он приходит к одному человеку, но тот отгоняет его, прибегая за защитой к Аллаху. Тогда шайтан приходит к другому, но тот не может отогнать шайтана, поскольку не прибегает за защитой к Аллаху от него».

Глава 4: Смысл [слов] ‘тальбис’ [покрытие] и ‘гурур’ [обольщение].

Автор книги [шейх Абу аль-Фарадж ибн Аль-Джаузи] говорит: ’Ат-тальбис’ – это выставление лжи в образе истины, а ‘аль-гурур’ – это одна из разновидностей джахля – [то есть невежества], [за которым] следует убеждение того, что нечто порочное является правильным и наоборот. Это [тальбис] происходит тогда, когда у [человека] возникают какие-либо сомнения. [Знайте же], что Иблис входит в каждого человека настолько, насколько дает ему войти сам человек; и он (Иблис) добавляет им заблуждения или же он не может с ними совладать по причине того, бодрствуют они или же спят. [Иблис воздействует на человека, исходя из его] невежества или же, наоборот, знания. Знай же, что сердце подобно крепости, и эта крепость окружена стенами, а у стен есть врата и, также, [поставлены] лестницы. И знайте, что эта крепость [также] окружена врагами. Внутри же крепости находятся страсти человека и другие шайтаны, которые пытаются уничтожить [крепость изнутри], но у них не получается. Если человек пребывает в беспечности, то войска шайтана ищут лазейки, пытаясь подняться через эти самые лесенки или ворота. И тот, кто хочет защитить свое сердце, он должен знать все ворота, которые ведут внутрь него и защищать его всеми возможными способами. Потому что если враг зайдет в сердце человека, то он уже просто так не выйдет оттуда и захочет остаться там навсегда.

Однажды человек спросил Хасана аль-Басри : «Скажи, спит ли Иблис?» Тогда Хасан ответил: «Если бы Иблис спал, мы бы почувствовали облегчение». [И Ибн аль-Джаузи продолжил]: И поэтому эта крепость охраняться, но шайтан всегда пытается разжечь огонь и посредством дыма выкурить защитников крепости или же взобраться на нее. И дым – это сомнение.

Некоторые из числа наших праведных предков говорили: «Когда мы видим шайтана и то, что он творит с людьми, то мы знаем, что он воздействует даже на обладающего знанием человека, ибо он приносит с собою страсть. И такой человек оставляет свои знания, становясь джахилем, по причине того, что он смотрит на свои страсти».

Самые сильные оковы, которыми шайтан сковывает человека – это невежество (джахль). Среднее же в этом – страсти. А самые слабые [оковы шайтана] – это беспечность. И до тех пор, пока доспехи имана будут на верующем, то стрелы врагов не попадут в него.

И передается, что Абу Гассан ан-Нахдий сказал, что слышал как Хасан бин Салих (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, шайтан открывает девяносто девять врат из блага для того, чтобы этот человек выбрал одну дверь, через которую он совершит зло».

И также сообщается, что имам А’маш сказал: «Один человек передал то, что он говорил с джиннами, которые сказали: «Не существует для нас человека, которого можно атаковать, труднее, чем человека следующего по Сунне; а те, кто следуют за своими страстями, то мы ими играемся, как только захотим»».

Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Пятница, 23 Октября 2020 г.
Фаджр:6:25
Восход:7:55
Зухр:12:57
Аср:15:26
Магриб:17:59
Иша:19:29

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту