22 Октября- 5 Раби аль-авваль 1442

СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Качества, которыми необходимо обладать имаму – руководителю намазами

Качества, которыми необходимо обладать имаму – руководителю намазами
31 Января
15:46 2013

1. Быть мусульманином. Все ученые единодушны, что кафир (неверный) никак не может имамом. Если же духовные взгляды лица, руководившего намазом, выяснятся после выполнения намаза, всей общине следует этот намаз совершить заново.

2. Быть здравомыслящим. Недействителен намаз, совершенный за душевнобольным, так как намаз, выполненный лицом, лишенного рассудка, сам по себе является батылом. Если же потеря контроля над собой случается в виде приступа, то те намазы, которые совершены в здоровом состоянии, являются действительными. При всем этом, выполнение намаза за таким человеком является макрухом. Человек в состоянии алкогольного опьянения похож на сумасшедшего, поэтому недействителен не только его намаз, но и намаз тех, кто выполнял за его спиной.

3. Достичь совершеннолетия. По-мнению большинства ханафитов, запрещается быть имамом взрослых (руководить фард или нафиль намазом взрослых людей) ребенку, еще не достигшему совершеннолетия. В свою очередь, маликиты и ханбалиты утверждают, что запрещается быть имамом только при фард намазах. Несовершеннолетнему мальчику можно быть имамом только при намазах кусуф (кусуф – намаз, совершаемый при солнечном затмении) и таравих. Шафииты считают, что взрослые люди вполне могут совершать намазы за мальчиком, нижний возрастной порог которого отсчитывается с семи лет и, кончается достижением совершеннолетия

4. Быть представителем мужского пола. Совершение намаза группой женщин без мужчин, пусть это будет даже намаз таравих, нежелательно, то есть, является макрухом. Если же женщины пожелают совершить намаз джамаатом, та, которая руководит намазом (является имамом), должна стоять в строю и ни в коем случае не выходить вперед. Но в любом случае выполнение намаза джамаатом для женщин является макрухом. Утверждение, что совершение женщинами намаза джамаатом является макрухом, исходит из следующего хадиса: «Лучше всего, если женщина совершает намазы у себя дома, чем вне дома. Совершение намаза во внутренних покоях гораздо лучше, чем в каких-либо других комнатах». Также нежелательно чтение женщинами азана, так как азан предназначен для призыва людей к намазу. Если совершение намаза женщинами джамаатом не было бы макрухом, то и чтение азана было бы позволительным. Исходя из всего этого, можно сказать, что если обстановка спокойная и женщины будут чувствовать себя в полной безопасности, можно им позволить постоянное посещение мечети.Также для мужчины является макрухом руководство намазом в том доме, где нет других мужчин, где нет его сестры или супруги. Но если же в доме будут находиться кто-либо из вышеперечисленных лиц, то руководство намазом женщин для имама не будет являться макрухом. Нежелательность руководства намазом объясняется тем, что Пророк запретил мужчинам оставаться наедине с чужими женщинами. Кроме того, из-за наущения шайтана в подобных собраниях вполне могут возникнуть различные неприглядные случаи.

5. Быть в состоянии ритуальной чистоты. Недействительно руководство намазом имамом, который не совершил вуду или же на теле или одежде которого есть наджаса. По-мнению большинства факихов, независимо от того, знает об этом имам или нет, проблема остается и намаз становиться батылом. Если имам поймет, что руководил намазом без вуду, то есть, после того, как все люди разошлись, ему необходимо по-возможности сообщить это общине. Однако некоторые ученые заявляют, что не стоит сообщать об этом.

6. Имам не должен следовать за другим имамом. После того, как имам, подобно «масбуку» (лицо, которое присоединилось к общине позже), встанет на ноги для восполнения пропущенных ракятов, никто не может следовать за ним, так как по сути этот имам выполняет намаз за другим, то есть, свой такбиру ифтитах прочитал после другого имама.

7. Быть физически здоровым. Согласно мнению ханафитов и ханбалитов, у имама не должно быть физических недомоганий, типа: постоянные кровотечения из носа, частые газы, недержание мочи и т.п. Лицо, страдающее такими заболеваниями, может быть имамом только для таких людей, которые подвержены аналогичным заболеваниям. Но необходимо учесть, что как у имама, так и у следующих за ним людей, заболевания должны быть одинаковыми.

8. Иметь правильное произношение. Имам должен иметь правильно поставленную речь и четко выговаривать все буквы арабского языка. Например, лицо, страдающее косноязычием, вместо буквы «ра» прочитает «гайн», вместо «син» – «зал» или «зе», он не имеет право быть имамом, так как в этих случаях между имамом и общиной нет целостности и единства. Самый достойным человеком на должность имама является тот, кто хорошо знает все условия и предписания, касающиеся намаза. Но если кандидаты на эту должность обладают одинаковыми достоинствами, то при выборе нужно учитывать следующие критерии:

* Имам обязан избегать совершения запретных деяний и грубых ошибок (быть праведным). Знать наизусть столько аятов Корана, сколько необходимо для соответствия требованиям для действительности намаза. Наиболее достойным является тот, кто лучше знает все положения фикха, касающиеся намаза.

* У кандидата должен хороший кираат (чтение), ибо Пророк повелел: «Кто лучше остальных знает книгу Аллаха, тот будет имамом джамаата. Если же (кандидаты) одинаково хорошо читают, то имамом становится тот, кто хорошо знает сунну».

* При выборе имама предпочтение отдается самому благочестивому, то есть, тому, кто больше других остерегается сомнительного. Признаки благочестия – это избегание харамов, макрухов и всего того, что вызывает сомнения. Благочестивый человек – этот тот, кто тщательно соблюдает фарды, ваджибы, сунну и мустахабы. В связи с нашей темой Мухаммад (Мир ему) говорил: «Если вы желаете, чтобы ваши намазы были угодны Аллаху, пусть вашими имамами будут ваши ученые, ибо они являются вестниками между Аллахом и вами».

* Наиболее достоин на должность имама тот, кто старше по возрасту, так как пожилые люди больше боятся Аллаха и поэтому послужат увеличению количества людей джамаата, так как пророк (Мир ему) приказал ибн Абу Мулайку следующее: «Пусть самый старший из вас будет вашим имамом!»

* Предпочтение отдается тому, кто обладает прекрасным характером и легко находит общий язык с людьми. Но если и в этом кандидаты равны между собой, то предпочтение отдается тому, кто обладает более приятной внешностью. Данный критерий объясняется тем, что у того, кто постоянно встает ночью и совершает намаз тахаджуд, светлый лик и благородная внешность.

* Также предпочтение отдается тому, у кого хорошая родословная, прекрасный голос и тому, кто опрятно и чисто одевается. Но если и здесь кандидаты равны, то после этого между ними бросают жребий. Если при коллективном намазе присутствует глава исламского государства, руководство намазом передают ему. Если его нет, то руководителю края, затем главному кадию. И так по нисходящей линии доходит до главы дома. Данное правило остается в силе даже в том случае, если хозяин дома арендует его.Кроме того, если в обществе присутствует хозяин дома или специально назначенный имама мечети, предпочтение отдается им. Причем, даже если они не подходят под вышеизложенные критерии. Лицо, которое пожелало стать имамом в чужом доме, может это сделать только после разрешения хозяина дома. Кто желает один совершить намаз в чужом доме, обязательно должен спросить на это позволения у хозяина дома. Так поступает культурный и воспитанный человек.Все это свидетельствует о том, насколько огромное значение придается должности имама. И именно поэтому эту почетную обязанность исполняли Хулафаи рашидин (четыре праведных халифа) и праведные правители, правившие исламским государством в последующие времена.

Лица, которым макрух (нежелательно) выполнять обязанности имама:

* Фасыку, который знает все положения, касающиеся намаза. Человека, который пренебрегает фардами или же совершает харамы, называют фасыком или «асы» (грешник). По-мнению ханафитов, фасык может быть имамом для таких же лиц, каким является он сам. Нежелательность выбирать имамом фасыка исходит из следующего хадиса: «Пусть женщина не руководит намазом мужчины, бедуин – мухаджира, фасык – намазом мумина (верующего). Исключением являются те случаи, когда правитель страны заставит при помощи меча или плети (силой)».
Передают, что Абдуллах бин Умар (р.а.а.) постоянно выполнял намаз за спиной Хаджаджа (Его настоящее имя Абу Юсуф ас-Сакафи), наместника провинции Хиджаз. Прославился своей жестокостью и свирепостью.

* Человеку, который совершает «бидаты». Это такое лицо, которого нельзя называть кафиром, но в тоже время известного своими неприглядными действиями. Это человек, который своими взглядами и поступками противоречит положениям сунны и воззрениям «Ахлю сунна ва джамаа».

* Незрячему человеку. По-мнению ханафитов, маликитов и ханбалитов, руководство намазом слепым является танзихан макрух, ибо такие люди не могут избежать попадания наджаса на тело или платье. Однако ханафиты делают оговорку, что можно быть имамом в том случае, если незрячий человек является самым знающим в обществе и поэтому лучше всего имамом выбрать его. Шафииты не видят ничего плохого в руководстве намазом незрячего человека и в качестве доказательства приводят историю с Абдуллой ибн Умм Мактумом (р.а.а.), который был слепым, но, несмотря на это, порой руководил намазом.

* Руководство намазом лицу, которого в общине не желают. Выполнение должности имама в той местности, где его недолюбливают, является тахриман макрух, ибо в хадисе сказано: «Аллах не примет намаз того, кто, став имамом, встал впереди людей, несмотря на то, что общество не желает его». Тирмизи со слов Абу Умамы передал следующий хадис: «На свете есть три человека, намазы которых не поднимутся выше их ушей. И один из них тот, кто – хотя его не желают видеть – стал имамом». Но если нет другой, более подходящей кандидатуры, недовольство общества не берется во внимание, так как в таких случаях настроение джамаата считается незаконным.

* Затягивать намаз. Слишком долгое чтение Корана (кираат) по сравнению с тасбихами, зикрами и дуга, то есть, чрезмерное затягивание намаза является макрухом. При этом желание джамаата (касательно быстрого или долгого выполнения намаза) ничего не меняет. Как сообщил Абу Хурайра (р.а.а.), Пророк (Мир ему) однажды сказал: «О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от религии)! Пусть же проводящий молитву с людьми не затягивает её, ибо, поистине, позади него находятся и старые, и малые, и те, (у кого есть неотложные дела). Но когда выполняете один, совершайте столько, сколько желает ваша душа!» Но при всем этом, имам никогда не должен спешить и обязан дать возможность людям выполнять руку и сажда, тасбихи и ташаххуды соответственно требованиям сунны. Чрезмерное затягивание руку со стороны имама, чтобы дать возможность опоздавшим успеть на намаз, также является макрухом.

* Если имам читает с такими ошибками, которые не нарушают намаз, но при этом в обществе есть люди, которые лучше читают Коран, чем он, то выполнение им обязанности имама является макрухом. Например, если имам букву «д» в слове «аль-Хамду» читает с «и»; букву «х» в слове «Лилляхи» читает как «ху»; букву «б» в слове «Раббиль алямин» читать как «бу»; или же имам не может четко произносить буквы «дал», «каф» и другие, то руководство намазом такого лица является макрухом.

Особенности джамаат намаза относительно того, за кем совершается намаз

«Одним из основ ахлюc-сунна уаль-джамаат является следующее:

Они совершают солятуль-джумъа и праздничные намазы, не оставляют джамаат, подобно тому, как это делают рафидиты и другие бидъатчики. Если даже имам с неизвестным положением, при этом не известно о его открытых грехах и бидъатах, по мнению всех четырех факихов и других имамов разрешено совершать намаз.

Ни один из имамов не говорил, что можно совершать намаз только за тем, внутреннее состояние которого ты знаешь. Наоборот, мусульмане совершали намаз после смерти пророка (Мир ему) только за теми, внутреннее состояние которых не было известно им. Когда становится известен факт совершения явного греха, или что он фасик или нововведенец и есть возможность совершить намаз за другим, то лучше делать намаз за благочестивым мусульманином.

Относительно того, что если нет выбора за кем делать намаз, то в таком случае по мнению всех имамов и факихов можно делать намаз за фасиком и бидъатчиком. И по этому поводу нет ихтиляфа. Да, некоторые считают предпочтительным совершать намаз только за тем, внутреннее состояние которого известно.Таково и мнение имам Ахмада, однако он не говорил, что намаз принимается только в том случае, когда внутреннее состояние имама известно.

Вообщем, если есть ихтиляф относительно имама фасика, можно за ним совершать намаз или нет, то относительно имама кафира нет сомнения в запретности совершения намаза за таковым.
Имам Малик тоже считал макрухом совершать намаз за имамом бидъатчиком, также считал неуместным совершать намаз на имама убитого по причине вынесения судебного приговора.
Если заглянуть в корень, за фасиком и бидъатчиком совершение намаза является макрухом и действительность поклонения является источником сомнения, подобно этому в тоже время
совершение за ним намаза, согласно шариату, является опасным источником фиска и бидъата. Здесь независимо от обстоятельств, если бы существовал бы строго определенный хукм запретности совершения намаза, не было бы приказано совершать к примеру и джума намаз. Джаназа намаз тоже таков.

Предпочтительнее совершать намаз за имамом преклоных лет, чем за имамом фасиком, рабом, слепым, глухим или незаконорожденным. За таковыми совершать намаз макрух.Так как раб, находится в службе у некоего и у него нет нужного количества времени и возможности для получения знаний, фасик может пренебрегать уаджибами, слепой не сможет очищаться должным образом, незаконорожденный из-за отсуствия отца выросший в нужде зачастую остается невежественным. Одним словом выполнение функций имама этими людьми менее предпочтительнее.(Однако при всем этом не запрещено им быть имами). Например,пророк (алейхис-саляту уас-салям)говорил: «о возможности совершения намаз за каждым ненавистным (или плохим)» (Даракутни, 185, Абу Дауд(Джихад) 1/350, Байхаки 3/121)

Имам Науауи, Минхаджутталибин: Когда станет известен куфр имама, намаз подлежит восстановлению, т.е. переделать его является уаджибом. Однако, не подлежит переделке намаз совершенный за имамом, джунуб которого и нечто из наджаса обнаружится в нем после намаза. . . Хукм имама, куфр которого скрыт равносилен хукму имама, куфр которого известен, по сахих мнению, мнению самого имама и мнению абсолютного большинства Уа Аллаху аълям. Самое правильное мнение относительно намаза за неграмотным человеком подобно намазу,
совершенному за женщиной. Некий совершивший намаз за гермофредитом, потом выяснится что он мужчина, по самому известному мнению намаз его подлежит восстановлению.

Джабир(р.а.а) передает, что пророк (Мир ему) сказал: « Ни одна женщина не может быть имамом для мужчин, ни один джахиль бедуин не может быть имамом в намазе для мухаджиров, которые совершили хиджру из Мекки в Медину. В тоже время ни один распутник не может быть имамом для му'мина. Если даже замучен султаном, напуган его мечом или ударами палок. » (В таком случае имамату фасика и распутника можно не противостоять ).

От ибн Аббаса, что пророк(Мир ему) сказал: «Выбирайте имамами из ваших лучших мужей. Так как имамы (как это было) являются между вами и вашим Господом представителями (и посланниками) вашими.»

Абдуль-Карим аль-Бекка говорит: «Я застал 10 сподвижников Пророка(Мир ему) все они совершали намаз за жестокими и агрессивными имамами.».

Рекомендации факихов, аргументированные хадисами:

а) По мнению ханафитов: каждому неумалишенному муслиму разрешается быть имамом. Достаточно того, чтобы он знал ахкамы намаза и правильное чтение. Исходя из этого не запрещено совершать намаз за рабом, бедуином, за человеком с дефектом зрения на оба глаза, за незаконорожденным и фасиком. Ханафиты используя хадисы, в которых приходит повеление пророка, (Мир ему): «Совершайте намаз за каждым хорошим и грешным» аргументируют свои рекомендации. Нет сомнения в том, что совершать намаз за упомянутыми выше, только при отсуствии лучшего варианта,нет запрета.

б) По мнению Шафиитов, имамат справедливого предпочтительнее чем имамат фасика, т.е. если есть соблюдающий границы религии, совершать намаз за фасиком является макрухом. Также и за бидъатчиком совершать намаз является макрухом. За имамом со слабым зрением на оба глаза или за имамом, являющимся чьим-нибудь рабом совершать намаз никак не запрещено.

с) По мнению Ханбалитов: нельзя совершать намаз за бидъатчиком и рафидитом. Однако, если со стороны султана будет угроза или опасность наказания, можно совершить намаз, но потом его надо будет восстановить. Имамы ханбалитского толка аргументировали это хадисом от Джабира.

д) По мнению имам Малика: Не разрешается совершение намаза за имамом фасиком. Так как имамат является аманатом, фасик нарушает аманат, не соблюдает аманат. Исходя из этого не заслуживает доверия свидетельство фасика. Так как свидетельство входит в аманат.

Суть этих четырех мнений в том, что по иджме совершать намаз за кафиром запрещено. Алимы, упоминающие об этом ни один не сделал исключение для совершения его из-за боязни или же якобы не совершая нията.

Короче говоря, часть из них даже за фасиком и бидъатчиком запрещают намаз. Также даже совершение за них джаназа некоторые считают неприемлимым. Исходя из этого есть
предостережения от групп фасиков и бидъатчиков и запрещения узаконивания их ложных убеждений и деяний.

Эти деяния если принимаются некоторыми из людьми ахлю сунна, то у кафиров это проходит
свободно. Если даже не было бы другой опасности в совершении за кафиром намаза, то достаточно погрешности принятия его за муслима или узаканивания куфра. В этом положении намеренно или ненамеренно совершает человек за кафиром, вред его будет виден в каждом положении.

Когда уалием умершего кафира является муслим, уалий омоет его как грязную одежду, запеленает его в тряпку и захоронит в яме. То есть не омоет его по сунне и не завернет в саван по сунне и не похоронит его по сунне. (имам Маргинани, Аль-Хадиййа)

Если сунну наподобие джаназа нельзя применить по отношению к кафиру, так как же можно в поклонении наподобие намаза предоставить возможность быть имамом кафиру.

А вот, что говорит аль-Мугни по поводу совершения намаза за имамом, положение которого неизвестно. Ибну Кудама в «аль-Мугни» говорит: «Если имамом является тот, который временами бывает муслимом, временами муртаддом, пока не будет известно его положение, за ним запрещено совершать намаз.» (аль-Мугни, Имамат: «Совершение намаза за имамом, в исламе которого
есть сомнения»).
Он также говорит: «Если до намаза или после намаза обнаруживается куфр имама, за таким строго запрещено совершать намаз. Совершившие за таковым намаз, обнаружив факт его
куфра, обязаны переделать, т.е. восстановить намаз. Это точка зрения шафиитов и ханифитов.

По мнению абу Севра и Музани, намаз, совершенный за тем, иман которого не был известен, не подлежит переделыванию. Так как совершивший за таковым не знал о его положении и
это подобно тому как, если бы он совершил намаз за имамом у которого не было омовения. (аль-Мугни, Имамат)

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Четверг, 22 Октября 2020 г.
Фаджр:6:23
Восход:7:53
Зухр:12:58
Аср:15:28
Магриб:18:01
Иша:19:31

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту