СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Есть ли высказывания ученых о том, что Аллах находится над Троном?

Есть ли высказывания ученых о том, что Аллах находится над Троном?
23 Марта
14:56 2020

Вера в высокое положение Аллаха над творениями относится к основным исламским убеждениям. Божественная сущность Аллаха находится над Троном, она отделена от творений, однако Он присутствует рядом с ними знанием, слухом, зрением и прочими совершенными качествами. Это подтверждается Кораном, сунной, высказываниями выдающихся мусульман, включая сподвижников и их последователей, а также здравым смыслом.

В семи местах Священного Корана сообщается о том, что Аллах вознесся на Трон: «Воистину, ваш Господь - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон» (сура 7 «Ограды», аят 54);

«Воистину, ваш Господь - Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон» (сура 10 «Йунус», аят 3) и т.д.

В других аятах сообщается, что Аллах находится над Его творениями: «Они (ангелы) боятся своего Господа, который над ними» (сура 16 «Пчёлы», аят 50);

«Он - Одолевающий и находится над Своими рабами» (сура 6 «Скот», аяты 18, 61);

«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас?» (сура 67 «Власть», аят 16);

«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не нашлет на вас ураган с камнями?» (сура 67 «Власть», аят 17).

В некоторых аятах упоминаются имена Аллаха, подчеркивающие Его величие: «Славь имя Господа твоего Всевышнего» (сура 87 «Всевышний», аят 1);

«Он - Ведающий сокровенное и явное, Большой, Превознесшийся» (сура 13 «Гром», аят 9);

«Он - Возвышенный, Великий» (сура 2 «Корова», аят 255). Здесь речь идет не только о совершенстве и величии Божьих качеств, но и Его высоком местонахождении, что также относится к качествам совершенства.

В ряде аятов указывается на то, что праведные поступки возносятся к Аллаху, а ангелы нисходят от Него: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» (сура 35 «Зиждитель», аят 10);

«Ангелы и Дух (Джибрил) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» (сура 70 «Ступени», аят 4);

«Это Аллах вознес его (Ису) к Себе» (сура 4 «Женщины», аят 158);

«Скажи, что Святой Дух (Джибрил) спустил его (Коран) от твоего Господа» (сура 16 «Пчёлы», аят 102).

Коранических текстов на данную тему много, и они подробно разъясняются в соответствующей литературе. То же самое относится к хадисам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и поэтому мы ограничимся упоминанием лишь трех из них.

Муслим передал, что Му‘авийа б. аль-Хакам: рассказывал: «У меня была молодая рабыня, которая пасла овец перед Ухудом и аль-Джавванией. Однажды я увидел, как волк увел у нее овцу. Я - такой же человек, как и все потомки Адама. Я могу огорчиться, также как и все остальные. Случилось так, что я ударил ее. А когда я пришел к посланнику Аллаха, он назвал это большим грехом. Тогда я сказал: "О посланник Аллаха! Не даровать ли ей свободу?" Он велел привести ее к нему, а затем спросил ее: "Где Аллах?" Она сказала: "На небе". Он спросил: "А я кто такой?" Она ответила: "Ты - посланник Аллаха". Тогда он сказал: "Освободи ее, потому что она - верующая"». Из хадиса очевидно, что вера в Аллаха неразрывно связана с признанием Его высокого положения.

В хадисе Джабира сообщается, что во время прощального паломничества Посланник, мир ему и благословение Аллаха, прочел проповедь и сказал: «Вас будут спрашивать обо мне, и что же вы тогда скажете?» Люди ответили: «Мы свидетельствуем, что ты донес свое послание, выполнил свою миссию и дал нам верные наставления». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: «О Аллах, будь Свидетелем! О Аллах, будь Свидетелем! О Аллах, будь Свидетелем!» Его передали Муслим, Абу Давуд и Ибн Маджа. Обращаясь к Аллаху, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднял палец к небу, а не вытянул руку в каком-нибудь другом направлении, что также свидетельствует о Его высоком положении над творениями.

Ахмад, аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он написал запись, которая хранится у Него над Троном: "Моя милость опережает Мой гнев"».

Эти и многие другие предания недвусмысленно указывают на то, что Аллах находится над Троном. Мы не можем описать словами или вообразить, как Он вознесся на Трон и как пребывает там, поскольку человек не способен постичь качественную сторону божественных имен и атрибутов. Вера требует от нас признания имен и качеств Аллаха, упомянутых в Коране и сунне, не лишая их смысла, не изменяя его в угоду собственным желаниям, не уподобляя их качествам творений и не описывая их качественную сторону. Эти взгляды разделяли последователи Пророка, мир ему и благословение Аллаха, со времен его верных сподвижников.

Аль-Бейхаки в книге "аль-Асма ва ас-Сифат" и Ибн Абу Хатим передали со слов Абу Йазида, что однажды какая-то женщина подошла к ‘Умару, когда он шел вместе с людьми. Она попросила его остановиться, и он внял ее просьбе. Подойдя к нему поближе, женщина наклонилась к нему. Передав ему свою просьбу, она ушла, а один из присутствовавших спросил: «О повелитель правоверных! Почему ты задержал столько мужчин из рода Курейша из-за этой престарелой женщины?» Он сказал: «Горе тебе! Разве ты не знаешь, кто это?» Он ответил: «Нет». Он сказал: «Эта - та самая женщина, чью жалобу Аллах услышал из-за семи небес. Это - Хаула бт. Са‘лаба. Клянусь Аллахом, если бы она сама не ушла, то я не отвернулся бы от нее, пока не выслушал бы ее просьбу до конца. Если бы наступило время намаза, я совершил бы его, а потом снова вернулся к ней». Ибн ‘Абд аль-Барр привел это сообщение в книге "аль-Исти‘аб", сказав: «Он дошло до нас через разные цепочки рассказчиков».

Ахмад, аль-Бухари, ат-Тирмизи и ан-Насаи передали со слов Анаса б. Малика, что мать правоверных Зейнаб похвалялась перед остальными женами Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вас выдали замуж ваши родственники, а меня выдал замуж Всевышний Аллах из-за семи небес». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.

Ахмад передал, что Ибн ‘Аббас сказал матери правоверных ‘Аише: «Ты была любимой женой Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а ведь Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, любил только благое. Аллах ниспослал аяты в твое оправдание из-за семи небес, и с ними явился Верный Дух». Ибн Са‘д передал это сообщение в книге "ат-Табакат аль-Кубра", и цепочка его рассказчиков достоверна согласно требованиям Муслима.

Сунейд ибн Давуд передал слова Ибн Мас‘уда: «Аллах находится над Троном, но ни один из ваших поступков не сокрыт от Него». Цепочка рассказчиков сообщения достоверна. В сборниках хадисов приводятся десятки подобных высказываний сподвижников и их последователей, что позволяет нам считать, что ранние мусульмане были единодушны в данном вопросе.

Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Ученые сподвижники и их последователи, от которых мы узнали толкование Корана, были единодушны по поводу смысла слов Всевышнего: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым» (сура 58 «Препирающаяся», аят 7). Аллах находится над Троном, а Его знание повсюду. Никто из тех, к чьим словам следует прислушиваться, не придерживался иных взглядов». См. «Маджму‘ аль-Фатава» Ибн Теймийи, т. 5, с. 193.

Абу ‘Умар ат-Талманаки сказал: «Мусульмане единодушны в том, что у Аллаха есть Трон и что Он вознесся на него. В то же время Его знания, могущество и власть объемлют все, что Он сотворил». Он же сказал: «Приверженцы сунны единодушны в том, что в словах Всевышнего «Он с вами, где бы вы ни были» (сура 57 «Железо», аят 4) и других похожих аятах речь идет о Его знании. Сам же Аллах находится над Троном так, как Ему угодно». См. «Маджму‘ аль-Фатава» Ибн Теймийи, т. 5, с. 519.

Абу Бакр аль-Халлал в книге «Китаб ас-Сунна» передал слова имама Исхака ибн Рахавейха: «Ученые единодушны в том, что Аллах находится над Троном, вознесся на него и ведает обо всем, что происходит даже под седьмой землей».

Имам аз-Захаби в книге «аль-‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар» передал слова имама Кутейбы ибн Са‘ида: «Мусульманские имамы, приверженцы сунны и единой общины признают, что наш Господь находится над седьмым небом, над Троном. Он - свято Его величие! - сказал об этом: «Милостивый вознесся на Трон» (сура 20 «Та ха», аят 5).

Он же передал со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Абу Хатима, что тот расспросил своего отца и имама Абу Зур‘у об основных воззрениях приверженцев сунны, которые разделяли ученые во всех странах. Они сказали: «Мы встречали ученые во всех странах - Хиджазе, Ираке, Египте, Шаме, Йемене, и все они считали, что Всеблагой и Всевышний Аллах находится над Троном, отделен от Своих творений, как Он сказал об этом в Своем Писании и устами Своего Посланника. Это не поддается описанию. Он объемлет Своим знанием всякую вещь. Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». Цитаты взяты из книги шейха Хамуда ибн Абдуллаха ат-Тувейджири «Исбат ‘Улувви-ллах ва Мубайанатих ли Халких» («Доказательства высокого положения Аллаха и того, что Он отделен от творений»).

Более подробно о божественных качествах можно прочесть в книгах «аль-Ибана ‘ан Усуль ад-Дийана» Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари, «аль-Асма ва ас-Сифат» аль-Бейхаки, «ат-Таухид ва Сифат ар-Рабб» Ибн Хузеймы, «аль-‘Улувв ли аль-‘Али аль-Гаффар» аз-Захаби и др. А наставить на прямой путь может только Всемогущий Аллах!

Эльмир Кулиев

e-minbar

Как известно из Священного Корана, Аллах, будучи Господом обоих миров, а также Властелином и Владыкой всего сущего, является единственным Богом, достойным поклонения. Лишь Ему принадлежит власть на Земле и лишь по Его воле происходят те или иные события.

Творениям Всевышнего присущи вполне конкретные пространственные и временные рамки, так как пространство и время составляют основные атрибуты бытия. Люди, звери, птицы, растения имеют свои рост, длину, ширину, они когда-то были рождены и рано или поздно умрут.

Что же касается самого Создателя, то Он не имеет никаких временных ограничений. То есть Он никогда не был рождён (о чём ясно указано в суре «Ихлас»), и Его никогда не постигнет гибель, поскольку Он вечен и существовал во все времена. А вот относительно пространственных показателей нашего Творца в среде мусульманских учёных имеются разногласия.

Так где же находится Аллах и присущи ли ему какие-либо атрибуты, свойственные земным созданиям? По этому вопросу наибольшее распространение получили две точки зрения. Одни богословы уверены, что Всевышний – Он на небесах, другие же утверждают, что у Аллаха нет никаких пространственных ограничений, потому как Он находится везде. Разберём их подробнее.

«Небесная» версия

Среди мусульман превалирует точка зрения, что Аллах восседает на Троне, и находится он на небесах. К сторонникам данной позиции причисляют таких авторитетов прошлого, как Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Мухаммад ибн Юсуф, Имам Захаби и другие.

Первый из них, основоположник ханафитского мазхаба, отвечая на вопрос некой женщины о том, где расположен Всевышний, пояснил: «Воистину, Он находится на небе, а не на земле».

Родоначальник маликитского мазхаба – имам Малик ибн Анас придерживался мнения, что Создатель располагается на Своём Троне. В частности, Абу Дауд приводит следующее высказывание имама Малика: «Творец на небесах, а Его знания охватывают всё сущее».

Мухаммед ибн Юсуф (один из наставников великого хадисоведа, имама аль-Бухари, чей сборник признан вторым после Корана письменным источником исламского права – прим. Islam.Global) и вовсе считал, что те мусульмане, которые отрицают факт нахождения Господа миров на небесах, впадают в куфр, т.е. становятся неверующими.

Сторонники данной позиции в качестве аргументов приводят ряд коранических аятов. В частности, следующий: «ВОИСТИНУ, ВАШ ГОСПОДЬ – АЛЛАХ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ ЗА 6 ДНЕЙ, А ПОТОМ ВОЗНЁССЯ НА ТРОН» (10:3)

В хадисах Пророка Мухаммада (с.г.в.) так же имеется немало подтверждений подобной точки зрения. К примеру, история о том, как Заключительный Божий посланник (мир ему и благословения Аллаха) поинтересовался у одной женщины, где же находится Всевышний. И та ответила: «На небесах». Затем Милость миров (мир ему и благословения Аллаха) спросил: «Кто я?» На что собеседница сказала: «Посланник Аллаха». Закончив разговор, Пророк (мир ему и благословения Аллаха) заявил во всеуслышание: «Поистине, она – мусульманка» (данный риваят приводится Муслимом).

Однако противники «небесной версии» настаивают на необходимости понимать этот хадис не в прямом, а в переносном смысле. На их взгляд, здесь подразумевается всё величие Господа и возвышение Его над всеми существами, а не местоположение в физическом смысле на небесах.

Еще одним хадисом с конкретным указанием места нахождения Создателя можно назвать следующее высказывание Посланника (мир ему и благословения Аллаха): «Вы не выражаете мне доверие в то время, как мне доверяет Тот, Кто на небесах» (Бухари).

Доводом в защиту данной позиции служит также изречение в адрес верующих ближайшего сподвижника Пророка ислама (мир ему и благословения Аллаха) – Абу Бакра ас-Сиддыка (да будет доволен им Аллах), ставшего во главе мусульманской уммы после кончины своего соратника: «Кто поклонялся Мухаммаду – тот пусть знает, что Мухаммад умер. Кто же поклоняется Аллаху, то Он на небесах, и Он вечен» (Бухари).

Таким образом, этот лагерь мусульманских учёных приписывает конкретный пространственный ориентир места расположения Аллаха. По их мнению, вопрос о нахождении Господа миров является дозволенным для мусульман и не вступает в противоречие с Благородным Кораном.

«Всеобъемлющее присутствие»

Другая довольно распространённая точка зрения заключается в том, что Аллах не имеет пространственных ограничений и находится везде. Так считали мусульманские богословы Ибн Хаджар, аль-Куртуби, Абдул Кадир аль-Багдади и другие.

Имам ат-Тахауи писал, что Господь наш свободен от каких бы то ни было ограничений, не имеет частей тела, и ему не свойственны все шесть сторон. Исходя из этого, Аллах не может располагаться наверху относительно чего-либо, что, соответственно, свидетельствует о его нахождении во всём существующем пространстве. Аль-Багдади так же говорил, что Творец не имеет пространственно-временных ограничений, а присутствует везде и всегда.

Сторонники данной позиции ссылаются и на высказывание одного из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), которое приводит аль-Багдади в своём произведении «Аль муктабатуль-асрия»: «Аллах создал Трон не для того, чтобы расположиться на нём, а лишь для демонстрации Своего величия. Аллах существовал ещё до того, как было создано пространство». Согласно этому изречению, Всевышний не ограничивается лишь Своим Троном. И если Творец появился раньше, чем пространство и Трон, тогда где Он пребывал до этого? Кроме того, Господь миров во все времена остаётся неизменным идеалом. Исходя из этой предпосылки, Он не мог изначально пребывать вне какого-то места, а затем расположиться лишь в нём. Именно поэтому Всевышний есть везде.

Вид Земли из Космоса

В подтверждение своей версии богословы приводят астрономические факты. Как они отмечают, сегодня мало у кого вызывает сомнения, что наша планета имеет форму шара. Следовательно, участок небосвода, находящийся непосредственно над человеком в одной точке Земли, на противоположной её стороне будет находиться внизу, а не вверху. Таким образом, мнение о том, что Аллах на небесах, ошибочно, заключают эти учёные.

Доказательством своей позиции они считают и выдержки из Корана. Например: «ОН (АЛЛАХ) С ВАМИ ГДЕ БЫ ВЫ НИ БЫЛИ...» (57:4)

Однако оппоненты этой группы богословов настаивают, что здесь подразумевается не физическое расположение Творца рядом с верующими, а то, что люди всегда находятся под Его защитой.

Ещё одним подтверждением «вездесущности» Аллаха называют следующий аят: «МЫ БЛИЖЕ К НЕМУ (ЧЕЛОВЕКУ), ЧЕМ ЯРЕМНАЯ ВЕНА...» (50:16),

то есть Всевышний присутствует и в самом человеке, причём вне зависимости от его местонахождения. Учитывая то обстоятельство, что пребывание людей в современном мире не ограничивается лишь нашей планетой, и сегодня человек имеет возможность летать в космос, то получается, что Создатель находится во всей Вселенной.

Приверженцы данной версии приводят и хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха), трактуемый как противоречащий мнению о небесном расположении Бога: «Ближе всего к своему Господу раб Аллаха оказывается во время земного поклона» (Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи). То есть если бы Господь находился на небе, то верующий, будучи в состоянии земного поклона, был бы не ближе к Нему, а дальше. И этот хадис, как уверяют они, служит ярким свидетельством того, что Господь вездесущ и не ограничивается пребыванием лишь на небесах.

В целом, дискуссия мусульманских богословов о местонахождении Господа миров, равно как и о дозволенности задаваться подобного рода вопросами, продолжается по сей день. Каждая из сторон приводит свои доводы, заслуживающие уважения. Однако истина известна лишь Самому Аллаху.

islam.global

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Воскресенье, 5 Апреля 2020 г.
Фаджр:5:07
Восход:6:37
Зухр:13:16
Аср:16:52
Магриб:19:56
Иша:21:26

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту