18 Января- 5 Джумада ас-сани 1442

СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Проповедь - наставление в день Джума (24 Джумада аль-уля 1442х.)

Проповедь - наставление в день Джума (24 Джумада аль-уля 1442х.)
8 Января
10:00 2021

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас просто так?» (сура 23 «Верующие», аят 115). 

Неужели вы думаете, о люди, что сотворены просто так, без цели, от вас ничего не требуется и в вашем сотворении Мы не заключили никакого смысла? Наши праведные предшественники с неодобрением смотрели на человека, который бесцельно проводил свою жизнь, не имея определённого занятия и не стремясь ни к каким достижениям. И их позиция вполне понятна.

Абдаллах ибн Масуд признавался: «Для меня тяжко видеть человека праздного, который не занят ни делами мира этого, ни делами мира вечного». Почему? Да потому что это противоречит духу нашей религии, которую сподвижники благодаря общению с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) понимали очень глубоко. 

Человеку свойственно стремиться к долголетию. Но сколько людей, прожив долгую жизнь, не оставили после себя ничего стоящего, ничего полезного и нужного. А были люди, чьё земное существование было весьма недолгим, но их имена помнят до сих пор благодаря их великим достижениям. Имам аш-Шафии покинул этот мир в возрасте чуть больше пятидесяти лет. Имам ан-Навави не дожил до пятидесяти. А Хафизу ибн Ахмаду аль-Хаками было на момент смерти всего тридцать пять. Но это не помешало им оставить огромное и крайне важное для мусульманской уммы наследие. 

Каждый человек уникален, уникальны и его обстоятельства. Тем не менее мы и сегодня можем ориентироваться на проекты, которые были у первых мусульман — лучших людей после пророков. Главный жизненный проект Сальмана аль-Фариси заключался в том, чтобы найти истину. Это было делом всей его жизни. И он осуществлял свой проект, не жалея ни сил, ни времени, с самым искренним намерением. И мы знаем, чем закончился для него этот поиск. После долгих испытаний он попал в Медину, познакомился с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и, приняв ислам, стал одним из его ближайших сподвижников. Он нашёл истину, которую искал, и был счастлив в служении ей до конца дней своих. Его проект был прекрасен и принёс прекрасные плоды.

Внук Пророка (мир ему и благословение Аллаха) аль-Хусайн ибн Али передал такой хадис: «Поистине, Аллах любит дела возвышенные и благородные и ненавидит дела никчёмные» [Табарани]. А ещё Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо» [Муслим]. Трудясь на поприще религиозном и мирском и осуществляя свои уникальные жизненные проекты, мусульманин раскрывает свой потенциал, которым наделил его Всевышний Аллах как раз для того, чтобы он был раскрыт и употреблён во благо. У мусульманина непременно должны быть мечты. Эти достойные мечты и оформляются в жизненные проекты, которые будут тщательно, пошагово спланированы и осуществлены как можно лучше. 

Каждого из нас Всевышний наделил определёнными способностями, склонностями талантами, которые помогут нам в осуществлении наших жизненных проектов. А проекты могут быть самыми разными — грандиозными и не очень, долгосрочными и краткосрочными, индивидуальными и коллективными, личными и затрагивающими других людей. Важно, чтобы у каждого из нас было что-то, кроме обычной мирской суеты и повседневных забот, что-то, что мы оставим миру. Не просто плыть по течению, подстраиваясь под обстоятельства, а ставить цели, брать на себя ответственность и идти до конца по выбранной стезе. 

Кто-то посвящает себя приобретению и передаче полезного знания, делая это своим жизненным проектом. Кто-то ставит перед собой цель знакомить немусульман с исламом, и через него Всевышний приводит кого-то из них в лоно ислама. Кто-то отдаёт себя благотворительной работе и помощи нуждающимся, находя в этом своё призвание. Кто-то видит свою земную миссию в том, чтобы воспитать своих детей образцовыми мусульманами, людьми с большой буквы, не жалея сил на осуществление этого непростого и очень достойного проекта. Кто-то, используя свои способности и возможности, зарабатывает большие деньги, чтобы помогать тяжело больным и обездоленным единоверцам, а также финансировать проекты, приносящие пользу мусульманам и направленные на их развитие. Кто-то с юных лет мечтает стать врачом, чтобы возвращать людям здоровье и спасать жизни с позволения Всевышнего.

Есть люди, которые научились правильно читать Книгу Аллаха, а потом обучили ей тысячи других, и это был их жизненный проект. А кто-то обладает даром собирать людей вокруг себя и направлять их к благу, а также виртуозно примиряет людей и улаживает ссоры и конфликты между ними. Он делает роль лидера общины своим жизненным проектом, и через этот его талант Всевышний Аллах приносит пользу многим людям. Кто-то много лет упорно копит на строительство мечети. А кто-то оставляет миру полезные изобретения, книги или даже университет. 

Важно не забывать, что многие большие проекты начинались как маленькие. Выучившие Коран наизусть начали с заучивания первых аятов. Серия научных работ учёного началась с первых неуверенных строк, сеть хороших ресторанов — с маленькой закусочной, большая библиотека — с первых поставленных на полки книг, крупный телеканал — с первых, возможно, не очень удачных передач. А международная благотворительная организация наверняка началась с небольшой группы людей, проявивших инициативу. Это верно в отношении достижений как религиозных, так и мирских. 

Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что в жизни мусульманина все проекты тесно связаны между собой и направлены в конечном итоге на достижение самой большой и важной цели — снискать довольство Всевышнего. Правильное намерение делает даже устремления мирского характера частью нашего поклонения Всевышнему, и в таком случае наши усилия приносят не только пользу миру, но и награду нам самим. 

Правнук Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Али ибн аль-Хусайн долгое время носил по ночам мешки с едой и вещами к домам бедняков и вдов, и люди жили, не зная, откуда приходит к ним пропитание. И только когда он умер и эта материальная помощь вдруг прекратилась, они поняли, кто был их благодетелем. Многочисленные мешки даже оставили след на его спине.

Такой вот общественно полезный проект, религиозный и мирской одновременно… Если человек выраженно талантлив, то ему остаётся лишь развивать и применять свои таланты. Если же он ничем особо не выделяется, то всегда можно чему-то научиться и найти свою нишу в этом огромном и пёстром мире, который Всевышний задумал и создал таким, что каждый из нас при желании непременно найдёт в нём своё место. У нас есть все возможности для того, чтобы осуществлять свои мечты, приносить пользу и зарабатывать награду от Всевышнего многочисленными благими делами. Осуществляя свои замечательные и полезные в отношении религиозном и мирском проекты, мы создаём тем самым прекрасное, созидательное, творческое движение в мире, двигаем колесо жизни вперёд и при этом зарабатываем свой Рай. Чем раньше человек определится со своими жизненными целями и примется за их осуществление, тем лучше будут результаты, если будет на то воля Всевышнего, но и здесь действует знаменитое правило: «Лучше поздно, чем никогда». 

Любой человек, достигший многого, сумевший принести огромную пользу людям, может положа руку на сердце сказать, что он не достиг бы всего этого, если бы в один прекрасный день не сделал первые неуклюжие шаги на том пути, на котором ему суждено было достичь невероятного успеха. Трагедия многих людей в том, что они даже не пытаются браться за определённые дела, вполне подходящие и посильные для них, как религиозные, так и мирские. Они заранее возводят перед собой мысленную преграду и убеждают себя в том, что у них ничего не получится. И это — губительная халатность. Ведь итог нашей деятельности зависит от Всевышнего, а не от обстоятельств. 

Если человек что-то задумал и запланировал, это может осуществиться, а может и нет. Но если целей и проектов нет, то и осуществляться нечему. Об этом важно помнить в каждодневном круговороте мирской суеты. Имам аш-Шафии рассказывал, что выучил Коран полностью в семь лет, а весьма объёмный сборник хадисов имама Малика — в пятнадцать. И сегодня учёные не устают доказывать, что возможности человеческого мозга намного больше, чем мы думаем. И пример ранних улемов, хранивших в памяти и мастерски использовавших огромные объёмы информации, — лучшее тому доказательство.

Самопознание, самоанализ относится к нашим обязанностям. Не зная себя, своих способностей и талантов, сильных и слабых сторон, мы не сможем максимально реализовать себя и прожить насыщенную полезными и достойными делами жизнь. Имам Ибн аль-Каййим настоятельно рекомендовал присматриваться к детям, подмечать их способности и направлять их к тому, к чему они склонны, будь то науки, ремёсла или что-то иное, чтобы впоследствии они могли успешно применить свои умения и навыки. 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал в числе достойных дел и тот случай, когда мы помогаем другому в полезной деятельности или предоставляем ему возможность эту деятельность осуществлять, или используем собственные умения для того, чтобы сделать для человека то, в чём сам он не смыслит и что неспособен сделать самостоятельно. Многие замечательные проекты начинаются совершенно неожиданно — с просьбы, подсказки, совета и даже случайно услышанного слова. Именно так начались сборник хадисов имама аль-Бухари, прекрасный труд имама аш-Шафии «Рисаля» и одно из известнейших в мусульманском мире сочинений «Найль аль-аутар» имама аш-Шаукани. 

А выдающийся мусульманский учёный Мухаммад ибн Ауф, о котором имам Ахмад сказал, что в Шаме за последние сорок лет не было подобных ему, рассказывал, что в детстве он гонял мяч, подобно многим мальчишкам, и мяч его однажды упал возле одного учёного, который знал его отца. Шейх сказал мальчику, что его отец изучал науки и хадисы вместе с ним и что хорошо бы и ему последовать благому примеру отца. Это запало в душу мальчику, и из него вырос блестящий знаток религиозных наук. С подобных историй началась научная «карьера» Ибн Хазма, Сибавайхи и многих других имамов, известных в исламском мире и за его пределами. 

Нет ничего страшного в том, чтобы вносить коррективы в свои жизненные проекты и шлифовать свои планы или, оценивая результаты, пересматривать своё отношение к тому или иному проекту. Страшно, когда мусульманин сидит сложа руки, имея все возможности действовать. Наша религия требует от нас активной жизненной позиции, и в то же время мы знаем, что «Аллах возлагает на душу только то, что она в силах вынести. Будет ей на пользу то, что она приобрела [благими деяниями], и будет ей во вред то, что она приобрела [дурными деяниями]» (сура 2 «Корова», аят 286). А это значит, что, найдя что-то своё, нам остаётся лишь поставить цель, спланировать путь к ней, позаботиться об искренности намерения и приступить к делу, полностью полагаясь на Всевышнего и всецело уповая на Него. 

Самое главное — «Трудитесь, и увидит ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали» (сура 9 «Покаяние», аят 105).

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Понедельник, 18 Января 2021 г.
Фаджр:7:51
Восход:9:21
Зухр:13:23
Аср:15:07
Магриб:17:27
Иша:18:57

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту