СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Запрещено ли приветствовать не мусульман, говоря: "Ас-саляму алейкум"

Запрещено ли приветствовать не мусульман, говоря:
14 Марта
15:30 2020

لا تبدؤا اليهود والنصارى بالسلام "Не начинайте приветствовать иудеев и христиан салямом". (Хадис приводят имам Ахмад, Муслим, аль-Бейхакый, ат-Тирмизи, имам аль-Багауий в "шархус-Сунна", хадис сахих).

Сказал имам Бухарий, рахимаху Ллах и другие, что не дается салям так же нововведенцам (мубтади'а, которые вводят новшества в религию) и тем кто совершает большие грехи, опираясь на хадис Ка'ба ибну Малика, как привел это имам аль-'Айний в "'умдатуль-карий".

Сказал имам ан-Науауи в "шарх Муслим": "Ученые единогласны в том чтобы отвечать на салям людей Писания если они приветствуют, однако не говорится им "уа 'алейкум ас-салям", а говорится "'алейкум" только или "уа 'алейкум", что приходит в сахих хадисах.." Это что касается саляма. Что касается другого приветствия, типа: "привет", "здрасте", то в этом нет таких условий, как говорят обладающие знанием.

Abu-Dujana писал(а): А вот можно ли давать салам тому, кто не делает намаз, это уже другой вопрос потому, что у некоторых ученых ахли Сунна не делать намаз это куфр а не фиск. Что касается оставление молитвы по убеждению - то такой человек неверный и нет в этом разногласия. Того же кто оставил намаз по лени или халатности, то в этом вопросе есть разногласие.

Вот слова имама ахдис-Сунна, шейхуль-Ислама ибну Теймии, рахимуху Ллах: Он говорил: «Ученые разногласили в отношении такфира за оставление 4 столпов Ислама, при убеждении их обязательности. У Ахмада в этом вопросе много мнений. Первое мнение ученых: это то, что оставление любого столпа выводит из Ислама, и даже Хаджа. Второе мнение: Оставление всего этого при убеждении, что это уаджиб, не делает человека неверным! И этом мнение известно у многих факихов из числа сторонников Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и и это одно из мнений Ахмада, которое выбрал также Ибн Батта и другие! Третье мнение: Не становится человек неверным кроме как за оставление намаза, и это третье мнение Ахмада и многих саляфов, а также группы из сторонников Малика и аш-Шафи’и. Четвертое мнение: Неверным становится тот, кто оставил намаз и закят». (см. «Маджму’уль-фатауа» 7/609). Так же он сказал: «Мусульмане единогласны в том, что не произнесший два свидетельства является кафиром! А что касается остальных четырех столпов Исламе, то они разошлись в этом вопросе». (см. «Маджму’уль-фатауа» 7/302).

И известно, что ученые, кот. считали оставление молитвы большим неверием, не делали такфир определенному человеку без постановления и доведения довода, вынесения решения судьи, отведения сомнений и того что препятствует этому.

В этом вопросе ведь нет иджмы (единого мнения) и некоторые ученые говорили, что если немусульманин четко произносит "ас-саляму алейкум", то нет проблем ответить "уа алейкум ас-салям", а повеление отвечать "уа алейкум", которое приходит в хадисах, было связано с тем, что некоторые иудеи вместо "ас-саляму алейкум" (мир тебе) говорили "ас-саму алейкум" (смерть тебе) и поэтому если существует сомнение, то тогда следует отвечать просто "уа алейкум" (и тебе).

Здесь тоже существуют разногласия среди ученых и некоторые запрещали первыми приветствовать немусульман, на основании кыяс (аналогии) с запретом на салам. Но какого-то конкретного довода на это, насколько мне известно, не существует и поэтому нет проблем приветствовать немусульман общими фразами, вроде "привет", "добрый день" и т. п., естественно, соблюдая при этом аль-уаля уаль-бара. К тому же мнение о полном запрете приветствовать немусульман первыми получается противоречит сире пророка (ﷺ), ведь он сам приветствовал различных правителей немусульман, когда посылал им послания.

Хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

إِذَا سَلَّمَ عَلَيْكُمْ أَهْلُ الْكِتَابِ فَقُولُوا وَعَلَيْكُمْ "Если приветствуют вас Люди Писания, то отвечайте "и вам" (уа 'алейкум)". (приводят этот хадис имам Ахмад в "муснад", имам Бухари, 6258, Муслим 2163 и другие).

В другом хадисе, который приводит имам Муслим говорится:

أَنَّ أَصْحَابَ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- قَالُوا لِلنَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- إِنَّ أَهْلَ الْكِتَابِ يُسَلِّمُونَ عَلَيْنَا فَكَيْفَ نَرُدُّ عَلَيْهِمْ قَالَ « قُولُوا وَعَلَيْكُمْ » "Сахабы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказали ему: "Люди Писания приветствуют нас (дают салям) как нам отвечать им ? Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Говорите: и вам" (уа 'алейкум)".

Те же кто говорил о дозволенности отвечать "уа 'алейкум ас-салям", как шейх Альбаний, опирались на сообщение от ибн Аббаса, да будеи доволен им Аллах, который сказал:

ردوا السلام على من كان يهوديا أو نصرانيا، ذلك بأن الله يقول:

وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا

"Возвращайте ас-салям иудеям и христианам, т.к. Аллах сказал: "Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым"". (сура ан-Ниса, 86. Хадис сахих, приводит его имам Бухари в "адабуль-муфрад", 1107)

Ибну Хаджар, рахимаху Ллах, сказал: "Группы ученых из числа саляфов выбрала то, что дозволено отвечать им (неверным) " 'алейкум ас-салям", так же как и мусульманину, и некоторые взяли себе в довод слова Всевышнего: "Отвернись же от них и скажи: "Мир!" (салям), это выбрал аль-Мауардий от некоторых шафиитов. Однако не говорится им "уа рахмату Ллахи уа баракатуху", хотя некоторые и сказали что можно все говорить.

Более правильное мнение же из этих все мнений то, что основывается на хадисе, однако только для Людей Писания, хадис, который привел Ахмад с хорошим иснадом от Хумейда ибну Задауай, это не Хумейд ибну ат-Тауииль по правильному мнению, от Анаса, кот. сказал: "Было приказано нам не добавлять в ответе Людям Писания более чем " уа 'алейкум". Это передал ибну Батталь, от Хаттабий то же что и сказал ибну Хабийб". (см. "фатхуль-бари", 11/44).

К большому сожалению, некоторые мусульмане не видят проблем и вреда в приветствии салямом немусульман первыми, и даже считают это одним из похвальных качеств и адабов. А ведь Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) ясно запретил этот дурной поступок. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) говорил: "Не приветствуйте (салямом) первыми людей Писания" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1103. Хадис достоверный. См. "Ируа" 1271).Абдур-Рахман рассказывал о том, что однажды Ибн Умар проходил мимо одного христианина, и поприветствовал его салямом, после чего тот ему ответил. Затем ему сообщили, что этот человек был христианином, и после того, как он узнал об этом, он вернулся к этому христианину и сказал: "Я возвращаю свой салям (т.е. «Я тебе как будто и не давал салям»)" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1115. Хадис хороший. См: "Ируа" 1274).

Шейх Ибн Усаймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Дозволено ли приветствовать немусульман первыми, и если они нас поприветствуют салямом, как нам ответить им?».

Ответ: «Поистине, нам не дозволено приветствовать салямом тех из числа немусульман, которые прибыли к нам из запада и востока, поскольку Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми». А если они нас поприветствуют салямом, то мы отвечаем тем же приветствием, которым они нас поприветствовали, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (ан-Ниса, 86).

Их приветствие нас исламским приветствием не лишается (ответа) в двух случаях:

Первое: Они ясно произносят букву «лям» (ас-саляму ‘алейкум), то в таком случае нам можно ответить: «’Алейкум ас-салям», - или же можно просто сказать: «’алейкум».

Второе: Если они не произносят ясно букву «лям», например, скажут: «Ас-сам ‘алейкум», - то мы отвечаем: «’Алейкум (и вам того же)» и все . Это потому, что иудеи приходили к Посланнику Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) и приветствовали его словами: «Ас-сам ‘алейкум», - не выговаривая ясно букву «лям». А «ас-Сам» - это смерть. То есть они желали Пророку (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) смерти. После этого Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) повелел нам отвечать им: «’Алейкум (и вам того же)». Поэтому если они скажут нам: «Ас-сам ‘алейкум», - то мы отвечаем им: «’Алейкум», - то есть: «И вам тоже смерть». И это то, на что указывает Сунна.

А что касается приветствовать салямом их первыми, то подобное запретил нам наш Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям)» (См. «Аль-Маджмуъ ас-Самин» 2\97-98). Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) также говорил, что «если вероятно, что они произнесли либо: «Ас-сам ‘алейкум», либо «Ас-саляму ‘алейкум» - то обязательным для нас является ответить: «’Алейкум (и вам того же)» и все. Поскольку, если он (в действительности) произнес: «Ас-салям», - то ему полагается того же, а если он сказал: «ас-Сам», - то ему (пожелание) того же» (См. «Шарх Мумтиъ» 3\453).

О злых последствиях приветствия салямом неверующих первыми

Приветствие неверующих салямом первыми приводит к следующим дурным последствиям:

Первое: Ослушание Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), попадая тем самым в запретное.

Второе: Проявление заботы и благосклонности к неверующим, тогда как мусульманин должен проявлять к ним ненависть за их неверие.

Третье: Устранение от их сердец зависти к мусульманам, тогда как иудеи ни в чем так сильно не завидуют нам, подобно их зависти, когда мы приветствуем друг друга салямом. Когда мусульманин приветствует их первым салямом, тем самым он вводит в их сердца радость, из-за того, что это приветствие касается так же и их.

Четвертое: Приветствие первым салямом, является знаком дружбы и любви, тогда как мусульманин не должен их любить (См. Шейх Абдус-Салям ибн Барджас "Ахкамус-Салям", стр. 133).

Поэтому запрещено начинать приветствовать неверующих с салямом. Имам Науауи, да смилуется над ним Аллах, в "Шарх «Сахих» Муслим" говорил: "В нашем мазхабе является запретным первыми приветствовать салямом неверующих. И нашим доводом этому служат слова Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), который говорил: «Не приветствуйте первыми салямом иудеев и христиан". И об этом говорили большинство ученых". Однако если в каком-то месте собрались и мусульмане и неверующие, то дозволено дать салям этому обществу, намереваясь этим самым поприветствовать мусульман, которые находятся там.

Усама ибн Зейд передает о том, что однажды Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сел на осла и посадил его позади себя. После чего они отправились навестить С'ада ибн Убаду. И когда они проходили мимо маджлиса, в котором присутствовал АбдуЛлах ибн Убай ибн Салюль. В то время этот враг Аллаха еще не заявил о своем принятии Ислама, и там также находились и многобожники и мусульмане. Затем Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) поприветствовал их салямом. (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1108. Хадис достоверный).

Спросили имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах: "Мы работаем с иудеями и христианами, и приходим в их заведения, но там также находятся и мусульмане. Приветствовать ли нам их салямом?". На что он ответил: "Да, однако, намеревайтесь этим дать салям мусульманам". Также имам Науауи, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Дозволено первым приветствовать сообщества, среди которых находятся и мусульмане и неверующие, или мусульманин и неверующий. Однако он должен намереваться дать салям (только) мусульманам".

Однако, если у мусульманина есть какая-либо нужда к людям Писания или к подобным им людям из числа многобожников, то нет проблем поздороваться с ними со словами: "Мир тому, кто последовал прямым путем", или "Доброе утро, как провел ночь?" – и прочими видами приветствия, кроме саляма. (См. Шейх Абдус-Салям ибн Барджас "Ахкамус-Салям", стр. 136).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Дозволено говорить немусульманам: «Как твои дела? Как встретил утро? Как ты? Поскольку Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) запретил приветствовать их первыми салямом. Салям же содержит в себе проявление уважения и мольбу (ду’а), ибо если ты скажешь ему (немусульманину): «ас-Саляму ‘алейк», - то, таким образом ты обращаешься за него с мольбой. А что касается этого (т.е. слов «Как дела?» и т.п.), то это просто проявление радушия и приветствие».

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Следует сказать, что (в данном вопросе) мы в отношении их поступаем так же, как они поступают с нами. Или если это делается для пользы, как, например, для склонения их сердец (к Исламу), или же из-за опасения вреда с их стороны, то в таком случае мы совершаем подобное по отношении к ним (то есть, приветствуем их без саляма). Например, ты находишься в какой-либо компании, которой руководит немусульманин, и если ты войдешь к нему, чтобы проконсультироваться по какому-нибудь вопросу касательно этой компании, и при этом не поприветствуешь его, то, непременно, в его сердце поместится что-то, вследствие чего, он может причинить тебе вред. А если ты ему скажешь: «Как дела? Как ты встретил утро?», - то это устранит то, что в его сердце из неприязни, и ты избавишься от его зла. И такое отношение не входит под запрет Посланника (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) приветствовать их первыми салямом» (См. «Шарх Мумтиъ» 3\452).

А Высший Совет ученых Саудовской Аравии постановил: «Не дозволено приветствовать салямом немусульман первыми, так как пришло в хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретитесь с кем-либо из них, то вытесняйте его на самую узкую тропинку». Хадис передал Муслим. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если люди Писания поприветствуют вас салямом, то ответьте: «’Алейкум (и вам того же)». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Поэтому отвечают им таким образом, как указывает на это хадис, а это, чтобы мы ответили: «’Алейкум (и вам того же)». И нет проблем сказать немусульманину: «Как твои дела? Как ты встретил утро? Как ты встретил вечер?», - и прочее, если это вызвано необходимостью. Об этом говорила группа ученых, и среди них: Абу аль-‘Аббаc, шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах).

А помощь только от Аллаха. Да восхвалит Аллах и избавит нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См. «Фатауа Ляджнатуль-Даима»3\212).

Примечание: Приветствуют словами «Ас-саляму ‘аля мани-т-таба’аль-худа» ("Мир тому, кто последовал прямым путем") только неверующих. Что же касается мусульман, то приветствовать их такой формулой недозволено, ибо Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) приветствоал таким образом только неверующих. Однако приветствием Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) к его сподвижникам и их приветствием к нему было только «ас-Саляму алейкум уарахмату-Ллахи уа баракатух». После выше сказанного стало ясно, что приветствие верующих друг друга должно осушествляться именно такими словами. Что же касается упомянутого приветствия «Ас-саляму ‘аля мани-т-таба’аль-худа», которым приветствуют только неверующих, то является обязательным сторониться его в отношении мусульман. (См. "Ахкамус-Салям" стр. 88).

Как правильно понимать хадис: «Если встретитесь с кем-либо из них (неверных), то вытесняйте его на самую узкую тропинку».

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретитесь с кем-либо из них, то вытесняйте его на самую узкую тропинку». То есть: Не расширяйте для них проход, если встретитесь с ними, чтобы не стало место для их прохода широким, а для вас тесным. Напротив, продолжайте идти как шли по вашему направлению, и оставляйте для них то узкое место, которое имеется на (дороге). Известно, что не являлось руководством Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) при виде немусульманина, отправляться к нему и прижимать его к стене (к обочине), дабы плотно стеснить его. Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) никогда не относился подобным образом к иудеям в Медине, так же, как и его сподвижники не обращались с ними таким образом, когда завоевывали державы.

Поэтому, смысл этого хадиса состоит в том, чтобы вы, как не приветствуете их первыми салямом, точно так же и не уступайте им место на дороге. Если вы их встретите, то не расступайтесь для того, чтобы они прошли. Напротив, продолжайте идти как шли, и оставляйте для них тесное место, если есть на дороге таковое. И в хадисе нет указания на отпугивание от Ислама, напротив, в хадисе имеется проявление величия и достоинства мусульманина, и что он не унижается ни перед кем, кроме как перед своим Господом» (См. «Маджмуъ Фатауа уа Расаиль» 3\38-39).

И в заключении мы воздаём хвалу Аллаху Господу миров!

Перевод: Абу Сумая Казахстани

Редактор: Абу Тальха Казахстани

Источник

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Вторник, 31 Марта 2020 г.
Фаджр:5:20
Восход:6:50
Зухр:13:17
Аср:16:47
Магриб:19:46
Иша:21:16

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту