СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

112 сура Корана - Аль-Ихляс

112 сура Корана - Аль-Ихляс
25 Января
12:30 2020

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта сура, которую некоторые учёные считают мекканской, а некоторые — мединской, названа так потому, что представляет собой искреннее свидетельство единобожия, которое является основой и сутью ислама, и указание на то, что лишь Он достоин поклонения и надлежит посвящать все виды поклонения только Ему, Всевышнему, совершенному, свободному от каких-либо пороков и изъянов.

Скажи, о Посланник: «Он — Аллах, единственный обладающий Божественностью и Господством, а также именами и качествами, подобных которым нет ни у кого, кроме Него, Аллах, Который совершенен в качествах славы и величия, к Которому обращаются творения за удовлетворением своих нужд и желаний, у Него нет ни детей, ни родителей, ни супруги, и нет среди Его творений никого такого же, как Он, или хотя бы подобного Ему — ни в Его именах, ни в Его качествах, ни в Его действиях. Он благодатен, возвышен и свят».

Достоинства этой суры, утверждающей главные вечные истины, несомненно, велики, о чём неоднократно упоминается в Сунне.

Аль-Бухари и авторы других сборников приводят хадис Абу Са‘ида аль-Худри о том, что один человек, услышавший, как другой много раз повторяет [суру]: «Скажи: Он — Аллах, Единственный…», наутро пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и стал рассказывать ему об этом, говоря так, будто он считал её слишком маленькой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, она равна трети Корана!»

‘Аиша передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), ложась спать, каждую ночь соединял ладони, дул на них и читал суры «Скажи: Он — Аллах Единственный…», «Скажи: прошу защиты у Господа рассвета…» и «Скажи: прошу защиты у Господа людей…», а потом проводил руками по телу, по всем местам, до которых доставал, начиная с головы и лица и так продолжая. Проделывал он это три раза [Бухари].

Му‘аз ибн ‘Абдуллах ибн Хубайб передаёт от своего отца: «Мы отправились в дождливую и тёмную ночь к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершил с нами молитву. Когда мы нашли его, он спросил нас: "Совершили ли вы молитву?" Я ничего не сказал. [Посланник Аллаха] сказал: "Скажи". Я снова промолчал. Он сказал: "Скажи". Я снова промолчал. Он сказал: "Скажи". Я спросил: "Что мне сказать, о Посланник Аллаха?" Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "[Суру] ‹Скажи: Он — Аллах Единственный›, и две защитные суры (му‘аввизатан — суры 113 и 114) утром и вечером по три раза, и это убережёт тебя от всего дурного"» [Тирмизи; Абу Дауд].

Главная тема суры — утверждение единственности Всевышнего Аллаха и того, что только Он достоин поклонения. И лишь к Нему — Единственному Богу — надлежит взывать, лишь Ему надлежит молиться и лишь Ему мы должны посвящать все без исключения виды поклонения. Он, Господь миров, ни с кем и ни с чем несравним, Он ни на кого и ни на что не похож, нет никого подобного и равного Ему, и у Него нет никаких детей. Также в суре утверждается абсолютное совершенство Всевышнего Аллаха, Который изначален и бессмертен и Который свободен от любых изъянов, слабостей, пороков и недостатков. Он может всё, Он сотворил всё сущее, Он управляет и распоряжается всем, и лишь на Него надлежит уповать, и лишь с Ним надлежит связывать самые сокровенные надежды.

Это свидетельство чистого единобожия, фундамент нашей религии, ведь ислам суть поклонение Единственному Богу: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне [и не поклонялись никому и ничему иному]» (сура 51 «Рассеивающие», аят 56).

Вместе с тем, эта удивительная сура — предельно возможное утверждение совершенства Всевышнего Аллаха. Несмотря на краткость, она наилучшим образом отражает величайшие по своей значимости истины. Её уникальность в том, что она опровергает и отметает все заблуждения относительно Сущности Господа миров, которые когда-либо существовали.

Начало и конец данной суры тесно связаны, поскольку и начинается она, и заканчивается изложением важнейших истин, связанных с Сущностью Всемогущего и Великого Аллаха. Начинаясь с утверждения единственности Аллаха, она завершается упоминанием об истине, которая естественным образом вытекает из этого утверждения: нет никого равного Ему, Всевышнему Господу миров.

Эта сура также связана по смыслу с предыдущими. Так, если в суре «Неверующие» проводится разделительная черта между верой и неверием и сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не будет поклоняться тому, чему поклонялись многобожники, то в следующей суре «Победа» разъясняется, что победа в противостоянии с многобожниками дарована Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А в суре «Пальмовые волокна» показана участь, уготованная неверующим, враждебно относившимся к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и религии единобожия, на примере его неуверовавшего дяди Абу Ляхаба и его жены Умм Джамиль. А следующая сура, то есть сура «Искренность» знакомит нас с Тем, Кому поклонялся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), давая Ему точнейшие характеристики, позволяющие получить правильное представление о Единственном Боге.

Также важно отметить, что предыдущая сура посвящена Абу Ляхабу, который так жестоко обижал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на близкое родство с ним, просто из-за того, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) исповедовал и проповедовал единобожие, а он, Абу Ляхаб, отвергал истину и был многобожником. Этот злой и коварный человек является олицетворением многобожия, язычества, придавания Аллаху сотоварищей, и от других многобожников, не состоявших с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в столь близком родстве, Пророку (мир ему и благословение Аллаха) довелось претерпеть по той же причине ещё больше. А данная сура посвящена утверждению единобожия, которое по сути своей противоположно язычеству и многобожию.

Суру можно условно разделить на четыре смысловых отрезка, в каждом из которых затрагиваются следующие темы: единственность Всевышнего Аллаха; совершенство Всевышнего Аллаха; изначальность и вечность Аллаха, Которому нельзя приписывать потомков; безмерное величие Всевышнего Аллаха и отсутствие у Него равных и подобных.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Скажи: «Он – Аллах Единый

Сущность Аллаха обрисована здесь несколькими понятными нам словами. Свойства Аллаха описаны во многих местах Корана. Здесь же нам говорится, что мы должны избегать заблуждений, в которые впадали отдельные люди и целые народы, когда они пытались постичь Аллаха. В первую очередь, нам нужно понять, что Его сущность так возвышена, так далеко выходит за пределы нашего восприятия, что единственная возможность ощутить Его — это увидеть в Нем личность. «Он» не есть чисто философское понятие, нет, Он нам близок, Он заботится о нас, Ему мы обязаны нашим бытием. Во-вторых, Он есть Один и Единственный Аллах, Единый, Которому следует поклоняться. Все прочие создания, которых мы только можем себе представить, не что иное, как Его творения и ни в коей мере с Ним не сравнимы. В-третьих, Он вечный, без начала и конца, абсолютно не связанный ни со временем, ни с местом или обстоятельствами, не ограниченный ими, а действительность, по сравнению с которой все прочее — только тени и отблеск. В-четвертых, мы не должны представлять Его себе так, будто Он имеет сына или отца, потому что это значило бы, что мы придаем Ему человеческие физические признаки. В-пятых, Он не кто-то или что-то другое, что мы можем себе представить. Его свойства и Его сущность абсолютно единственны в своем роде.

Аллах Самодостаточный - Вечный

«Ас-самад», «Вечный», непричинная причина всего сущего. Даже используя при переводе несколько понятий, можно лишь приближенно передать полное значение этого слова, которое встречается в Коране только один раз и применяется только к Аллаху. Оно включает представление о первичной причине, вечности, абсолютно независимом существе в сочетании с мыслью о том, что все, что существует или просто представимо, восходит к Нему как к первопричине и поэтому зависит от Него в начале и продолжении своего существования.

Он не родил и не был рожден

Это значит, что реальность Аллаха имеет глубокое основание, она постоянна и вечна. Никакие меняющиеся обстоятельства не могут повлиять на нее. Ее признаком является абсолютное совершенство во все времена. Рождение есть преемство и размножение и указывает на развитое существо, которое вышло из несовершенства и небытия. Оно предполагает физическое соединение, указывающее на тождественность сущностей и свойств. Все это совершенно невозможно по отношению к Аллаху. Поэтому признак единственности включает отрицание всякого отцовства, всякого сыновства.

Тот факт, что Аллах Един и Единственный, причем в любом отношении, т. е. без начала и конца, находится в логической взаимосвязи с утверждением, что нет никого, кто был бы Ему подобен, был бы «с Ним сравним». Тем самым исключается всякая возможность описать или определить Его. Свойства Его бытия необычайно далеки от человеческих представлений, от человеческого восприятия. Этим объясняется также, почему любая попытка «описать» Аллаха, будь то фигурально или с помощью абстрактных символов, должна рассматриваться как греховное отрицание истины. Это для нас предостережение от антропоморфных умозаключений, т. е. стремления представить себе Аллаха по нашему подобию — самонадеянность, которая постоянно проявлялась во все времена и у всех народов.

НЕ РОДИЛ И НЕ БЫЛ РОЖДЕН

Мой друг любит спорить. Он убежден в нашей наивности, что мы живем иллюзиями, смеется над нашими религиозными чувствами (вера в загробный мир, существование рая, прекрасных гурий), считая, что эти соблазны и земные наслаждения исчезнут вместе с нами. Он по этому поводу приехал из Франции. Имеет звание доктора наук. Он сказал мне с усмешкой:

— Вы утверждаете, что Аллах существует и основой доказательства этому считаете закон логики происхождения, который гласит: для каждого изделия есть свой изобретатель, у каждого создания есть свой создатель и у каждого существа есть свой творец. Если мы видим ткань, это значит, что есть ткач, соткавший ее. Рисунок говорит о том, что есть художник, нарисовавший его. Если мы видим скульптуру или другое произведение искусства, у которого автор неизвестен, все равно мы не скажем, что они возникли сами по себе. Ювелирные украшения указывают на то, что есть ювелир, изготовивший их. И по логике вещей вселенная — это сверхдоказательство тому, что есть Всемогущий Аллах, который сотворил ее.

- Мы утверждаем это и верим в Этого Создателя.

- Но логичен вопрос: кто сотворил самого Аллаха? Кто создал того Аллаха, о котором вы рассказываете? Каково твое мнение насчет этого, и какое доказательство ты приведёшь по этому поводу?

Я ответил ему:

— Вопрос твой бессмыслен. Ты признаешь, что Аллах — Создатель, затем спрашиваешь: кто Его создал? Ты делаешь из Него одновременно и Создателя и Созданного, а это противоречиво и несовместимо. Другая сторона бессмысленности твоего вопроса в том, что ты хочешь подчинить Создателя законам Своего создания. Закон логики — это наш закон, закон людей, времени и места.

Аллаху, который создал время и место, необходимо быть выше этого, то есть неподчиняющимся законам места и времени. Невозможно представить Его, связанным с временем, местом и с их законами. Аллаха, который создал законы причин, нельзя считать подчиняющимся этим законам.

Твоя речь похожа на речь куклы, которая движется на пружинах и считает, что так же должны двигаться и люди, создавшие ее. Если ей скажут, что люди двигаются самостоятельно, она ответит: это невозможно, чтобы что-либо двигалось само собой, так как все окружающие ее предметы она видит движущимися на пружинах. Ты похож на эту куклу: ты не допускаешь мысли и не можешь представить себе, что Аллах существует сам по себе, без создателя только потому, что все окружающее тебя нуждается в Создателе.

Ты подобен тому, кто думает, будто Аллах нуждается в парашюте, чтобы спуститься к людям, или в автобусе, чтобы доехать к пророкам. Я очищаю Его от такого определения: Он Всемогущий и Великий.

Немецкий философ Иммануил Кант в своей книге "Противоречие чистого ума" говорит, что человеческий ум, в сущности, не в состоянии постичь безграничные широты знаний; поистине, ум создан для познания вещей и явлений только частично. Он бессилен постичь всеобъемлющее понятие как существование Аллаха. Но мы познаем Аллаха душой, а не разумом. Наше стремление к справедливости — это наш довод на существование справедливости так же, как жажда к воде доказывает существование воды. Так и справедливость. Хотя ее и нет на Земле, она должна восторжествовать, а это возможно лишь на том свете при справедливом Судье.

Древнегреческий философ Аристотель, основоположник науки логика, которого Маркс назвал великим мыслителем древности, терялся в многозначности последовательности причин. Он говорил, что стул делают из досок, доски выпиливаются из дерева, дерево Произрастает из семени, а семя создается сеятелем и т. д. Он вынужден был признаться, что эта последовательность бесконечна во времени, должна довести до первого источника, который не нуждается в другой причине, т. е. довести до первого сдвига, который не имел бы причины и не нуждался бы в том, чтобы кто-то его двигал, до первого Создателя, который не нуждается в Создателе, а это то, что мы называем Аллахом,

Суфитский ученый Ибн-Араби, опровергая вопрос "кто создал Создателя", сказал, что подобный вопрос возникает только у слабоумных. Аллах — это Он, который является доводом на существование всего, нельзя у этого существования искать доказательства на существование Аллаха. Наивно утверждать, что "свет" означает день, но если мы скажем "день", то ясно, что светло. В своем изречении Аллах сказал:

— Мною довод делается, а на Меня довода нет. Это значит, что Аллах является доводом, что мы существуем, что существует земля, солнце, звезды, луна. Аллах является таким доказательством, которому не нужно доказательство, потому что это реальность сама по себе и он является доказательством всех вещей на земле. Аллах виден в строгом и твердом порядке вселенной, в нерушимых законах природы, красоте мироздания, в неповторимости всего, что окружает нас, — в прелестях жизни, листьях деревьев, в перьях павлина, в крыльях бабочки, в аромате цветов, в песне соловья, в сверкании молнии, в шуме ветра, в суждениях и поступках людей, во взаимосвязи звезд и планет — во всей этой прекрасной, гениальной симфонии, имя которой вселенная. И если мы скажем, что все это возникло случайно, само по себе, мы уподобимся тому, кто наивно утверждает, что произвольное бросание в эфир букв и звуков алфавита способно слиться в гениальный сонет Вильяма Шекспира.

Коран ограждает нас от этих споров коротким, ясным и убедительным стихом: "Скажи: "Он — Аллах, един, Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!" (112:1—4) 2.

После этого наш друг спросил, посмеиваясь:

— Почему вы утверждаете, что Аллах только один? Почему богов не может быть множество, чтобы можно было между ними распределить род занятий — один бог людей, другой бог животных, третий бог солнца и т. д.?

Нашего друга не убеждают стихи из Корана, ему нужны доказательства из области науки:

— Создатель, значит Аллах, Один, потому что весь мир состоит из одного материала и построен по одному плану. Из водорода методом "ассимиляции" и использования атомной энергии образовались 92 химических элемента, расположенных в таблице Менделеева. Этим самым водородом сверкают звезды на небе, светит солнце над вселенной. Также и вся жизнь создана из химических соединений углеводорода, так как все виды животного и растительного мира при сгорании превращаются в уголь.

Анатомия лягушки, зайца, голубя, крокодила, жирафа, кита, верблюда доказывает, что все живые существа созданы по единому анатомическому плану, каждый из них наделен зрением, слухом, обонянием, все они имеют скелет, у них единый план артерий, вен, камер сердца, костей, мышц и т.д. Каждая кость имеет себе подобную у другого: крыло голубя — это точное повторение локтя лягушки по составу костей с незначительным лишь изменением. В длинной шее жирафа мы найдем семь позвонков, которые имеются и в короткой шее ежа. Нервная система у всех животных состоит из головного мозга, спинного мозга и нервных окончаний. Пищеварительная система всех животных состоит из желудка, двенадцатиперстной кишки, тонкой и толстой кишок, половая система —из женских яйцеклеток, матки, мужских семенных канатиков и яиц, мочевая система из почек, мочеточника и мочевых каналов.

Во всем огромном многообразии мира растений, животных и микроорганизмов обнаружено единство их строения. Оно заключается в том, что в основе строения и развития почти всех организмов лежит биологическая структурная единица — клетка. Единство структуры организмов — одна из важных общебиологических закономерностей, указывающих на общность происхождения органического мира.

На общность происхождения указывают и такие признаки и свойства: все они способны дышать, умирать, рождаться, размножаться и т. д.

Чему удивляться, если мы скажем, что Создатель Один после того, что мы узнали и увидели?

Почему Совершенному надо быть многочисленным? Разве у Него есть недостаток, чтобы Он нуждался в возмещении или исправлении этого недостатка? Поистине, только те, кто с недостатками, нуждаются в многочисленности.

И если бы богов было много, то между ними возникали бы разногласия, каждый тянул бы свое создание к себе, и мир тогда разрушился бы. Аллах — Величайший и Всемогущий и поэтому Ему не нужны соучастники.

Смеясь над нашим пониманием Аллаха, наш друг продолжает: — Не странен ли тот Бог, который вмешивается во все мелкое и крупное, управляет умом животных, чтобы они узнавали своего хозяина, свой дом, внушает пчеле, чтобы она брала себе "жилище из гор", и. не может ни один лист с дерева упасть без Его ведома, каждая почка на ветке находится на учете, ни одна беременная не носит свое бремя и не рожает без Его ведома. Если муха упадет в пищу, значит Он внушил ей это, если нет дождя, это Он остановил его? Не делаете ли вы Его своим пониманием слишком занятым бесконечным множеством малозначительных дел?

Я внимательно выслушал его и ответил: — Как, по-твоему, Господь Бог способен быть божеством, если Он освободит себя от этой ответственности, отвернется от мира, которого Он создал, и бросит его на произвол судьбы? Что же, по-твоему, Он будет божеством, если Он станет сумасшедшим бездельником, — не будет ни видеть, ни слышать, ни отвечать на мольбы своих созданий, не будет заботиться о них? И как ты определяешь важность одних дел и неважность других и куда именно вмешиваться Богу и куда не надо?

Муха, которую ты считаешь мелочью и безобидной ерундой, способна изменить ход истории. Представь, что вдруг она попадет в пищу. Этот, по-твоему, незначительный факт может повлиять на ход событий. А именно: попав в пищу, предназначенную для армии, она может заразить всю армию дизентерией или холерой. По этой причине воины проиграют сражение, изменив тем самым ход истории. Не погиб ли Александр Великий от москита?

Незначительное предисловие может привести к печальному эпилогу. А печальное предисловие может закончиться ничем. Единственный, кто знает это, — Аллах!

Почему же ты хочешь ограничить круг обязанностей Аллаха. Поистине, быть божеством способен лишь тот Бог, который знает все о каждом, не скрыта от Него ни одна пылинка ни на земле, ни на небе. Бог — Слышащий, Отвечающий, Заботящийся о своем создании — только такой Бог способен быть божеством!

"Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения". (2:256).

"А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?" (10:99).

Нет, Аллах не принуждает и не заставляет никого верить насильно. Человек волен верить или не верить. И поэтому Аллах говорит своему пророку: "Разве ты заставишь, вынудишь людей к вере? Если даже Аллах их не вынуждает".

Судьбу и предопределение нельзя рассматривать как навязывание людям свыше. Аллах предопределил судьбу каждого человека в зависимости от его душевных устремлений, умственных способностей. Аллах желает и хочет каждому в зависимости от рода его занятий и целеустремленности исполнения его замыслов. Нет двуличия у Аллаха. То, что Аллах дает человеку, — это его, человека, точный выбор, потому что Аллах выбирает для каждого то, что он любит и к чему стремится. Как сказано в Коране: "Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому Мы увеличим его посев, а кто желает посева для ближней — Мы дадим ему его". (42:20).

"В сердцах их болезни. Пусть же Аллах увеличит их болезнь". (2:10).

"А тем, которые пошли по прямому пути, Он усилил прямоту". (47:17).

Обращаясь к пленным, у которых взяли выкуп и отпустили, Аллах говорит: "Если Аллах узнает про добро в ваших сердцах, Он дарует вам лучшее, чем то, что взято у вас". (8:70).

Аллах предопределяет и направляет судьбу человека по такому пути, который соответствует его намерениям: если намерения добрые, то по хорошему пути, если плохие, по плохому. Это означает, что нет двуличия. Предопределение судьбы — это точный выбор самого человека, нет двуличия и противоречия, Аллах предопределяет нашу судьбу в зависимости от наших намерений. Поэтому нет притеснения, насилия, принуждения против воли человека. Как сказано в Коране: "Но тот, кто давал и страшился, и считал истиной прекраснейшее, — тому Мы облегчим к легчайшему. А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, — тому Мы облегчим к тягчайшему". (92:5—10).

"И не ты бросил, когда ты бросал, а Аллах бросил!" (8:17). Этот стих рассказывает о битве Бадр, где пророк, мир ему, бросив ком земли в сторону врагов, ослепил их.

Здесь слились воедино два желания: желание раба и желание Аллаха. Это и есть ключ к пониманию судьбы, стремиться выполнить зависит от раба, а предоставить ему возможность это выполнить зависит от Аллаха: если хорошее то злым.

Человеческая свобода — величина непостоянная, а относительная: она может изменяться в зависимости от обстоятельств. Человек может расширить границы своей свободы посредством знаний:

изобретением орудий труда, средств передвижений, сообщений. Он может сократить расстояние, преодолеть ограничения во времени и пространстве. Изучая окружающую среду, \'человек может господствовать над ней и использовать ее. Человек узнал как победить жару, холод, мрак, покорить недосягаемые высоты и тем самым расширил свою свободу действий.

Знание — это способ освобождения от цепей, возможность дать волю свободе... Но главным средством расширения границ свободы является вероисповедание. Благодаря приближению к Аллаху люди получают большую свободу, получают от Него откровения и помощь. Этим средством пользовались пророки и их преемники. Аллах подчинил Сулейману джиннов (существ, невидимых человеческому глазу) и наделил его властью над ветром, даром понимать язык птиц — все это с помощью Аллаха. Муса, мир ему, остановил течение Нила. Иса, мир ему, оживлял мертвых, ходил по воде, возвращал зрение слепым, лечил больных проказой и т. д. — и все это с помощью Аллаха.

Мы читаем о чудесах, которые творили пророки, о преемниках-чудотворцах, обладавших даром сокращать расстояния. Это такие ступени, достигаемые усердным трудом, максимальным приближением душой к Аллаху и безмерной любовью к Нему. Таким людям Аллах даровал знания и способности, недоступные другим. Поистине, эти знания — дарования от Аллаха.

Абу-Хамид Газали изложил проблему судьбы человека в двух словах: "Человек свободен в том, что он знает, и не свободен в том, чего не знает".

Из этого следует, что каждый раз человек, расширяя свои знания, расширяет границы своей свободы, независимо от того субъективные это знания или объективные, полученные от Аллаха.

Материалисты глубоко ошибались, представляя человека пленником исторической неизбежности. Они сделали человека одним звеном в цепи, которое не может вырваться из нее и убежать, не подчиняясь законам экономики и развития общества, как будто человек — это соломинка на ветру, без рук, без желаний.

Сторонники этой позиции не устают повторять, что это закон "неизбежности классовой борьбы". Но это утверждение ошибочно в научном подходе, потому что нет неизбежности в среде человеческих отношений. В большинстве случаев это предположения. И в этом разница между человеком и шестеренкой машины.

Можно предсказать затмение солнца в точности до секунды, можно предсказать его движение по орбите на много дней и лет вперед, но никто не может предсказать что будет с человеком завтра, что он содержит в своей душе. Это можно только предположить.

Предсказания Маркса не сбылись. Не началась коммунистическая революция в развитых капиталистических странах, как он предсказал, а произошла революция в самой отсталой стране России.

И не обострилась борьба между капитализмом и коммунизмом, как ожидал Маркс, они стремятся к мирному сосуществованию, и более того коммунистические страны первыми открыли свои ворота для экономического сотрудничества с капиталистами. Также не обострились противоречия и в капиталистическом обществе, не привели к краху капитализма, как ожидал Маркс, а наоборот процветает капиталистическое производство. Разногласия и противоречия возникли в самом социалистическом лагере.

Все это свидетельство неправильности материалистического подхода к пониманию истории развития человечества и ошибочное представление будущего.

В итоге — все это глубокое заблуждение. Материалисты считают человека мухой в паутине неизбежности и совершенно забыли, что человек свободен и что свобода его реальна.

Но утверждения материалистов о влиянии окружающей среды и общества на человека и что человек не живет один, и что свобода его не движется...

Мы ответим, опровергая эти утверждения о влиянии окружающей среды на общество, как противодействующие индивидуальной свободе, подтверждает диалектическое значение свободы, а не отрицает свободу. Индивидуальная свобода не может доказать себя сама без противодействия, которое нужно устранить. Если перед человеком несколько дорог, из которых он может выбрать одну, то это действительно истинная свобода выбора.

Ахмад Дидат


Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Вторник, 25 Февраля 2020 г.
Фаджр:6:42
Восход:8:12
Зухр:13:26
Аср:16:05
Магриб:18:42
Иша:20:12

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту