СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Из 73 течений в Исламе, только одна идёт в Рай ин ша Аллах

Из 73 течений в Исламе, только одна идёт в Рай ин ша Аллах
19 Января
17:46 2020

Хадис о том, что община мусульман разделится на семьдесят три течения

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения».

В другом хадисе от Му’ауии сказано: «Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». И ещё в другой версии от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сказано: «И разделится моя община на семьдесят три группы: все они окажутся в Огне, кроме одной». Люди спросили: «Кто же они, о, посланник Аллаха?» На что он ответил: «Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники».

В другой версии хадиса, рассказанном со слов ‘Ауфа ибн Малика сказано, что на вопрос, «Кто же они, это спасшаяся группа?» – пророк ответил: «Это – джама’а».Эти хадисы содержатся в сборниках Ахмада 4/102, Абу Дауда 2/503, Ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджи 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хакима 1/128, и Ибн Абу ‘Асыма 63.

Что касается степени достоверности, хадис достоверный, передается многими путями, от таких сахабов, как абу Харайра, Му’ауя ибну аби Суфьян, Анас ибну Малик, ‘Ауф ибну Малик аль-Ашджа’ий, абу Умама аль-Бахилий, Са’д ибну аби Уаккас, ‘Амр ибну ‘Ауф аль-Музаний, ‘абдуЛлах ибну ‘Амр ибнуль-’Ас, абу Дарда да будет всеми ими доволен наш Господь!

Многие из этих иснадов достоверные, есть же в некоторых из них слабость, которая не влияет на хадис в совокупности, и принимается как довод, и поступается в соответствии с ним.

Достоверность его подтвердили такие имамы как Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Так же сказал аль-Хаким в отношение передачи от абу Хурайры: «Сахих, удовлетворяет условиям имама Муслима». Т.е. передатчики надежны, иснад крепкий.

Что касается передачи от Му’ауии, да будет доволен им Аллах, то аль-Хаким так же сказал: «Эти иснады соответствуют тому, чтобы брать этот хадис в довод, и подкреплять его достоверность». С ним же согласился имам аз-Захаби.

Хафиз ибну Хаджар сказал в «тахридж аль-ахадис аль-кяшшаф», стр. 63: «хасан» (хороший хадис).

О достоверности этого хадиса так же говорил ибну Касир в «тафсире», 2/482, аш-Шатыбий в «аль-и’тисам», 2/186, имам аль-Багдадий в «фирк бейналь-фирак», стр. 7 и др.

Это подтверждается другим известным хадисом: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это "коренными зубами" и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»Сказал абу ‘Асым: «избегайте новшеств, ибо каждое нововведение – заблуждение!»(хадис приводит абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, ибн Маджах 42. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, хафиз ибн ‘абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макдиси, шейх аль-Альбани. Версия хадиса от ад-Дарими, 96 из «сунан»).

Так же его приводят Ахмад, аль-Бейхаки, ат-Табараний, аль-Хаким, имам ан-Науауи, абу Ну’айм, аль-Багауий, ибну Хиббан и др.

Вот так же понимание другого хадиса, в котором говориться о спасшейся группе:

«Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: "Кто же они, это спасшаяся группа?!" На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это – аль-джама’а».В другой версии сказано: «Это – сауадуль-а’зам».

Смысл слов "аль-джама’а" и "сауадуль-а’зам" разъяснил в другой версии хадиса сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники». Которая приводилась выше.

(Хадис приводит имам Ахмад 4/102, абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128. Обе версии хадиса достоверные).

Имам аль-Аджурри сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос: «Кто спасшаяся община?», отвечал: «Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники». В другом хадисе: «Это Сауадуль-а’зам». А в другом хадисе «Это аль-Джама’а». Все эти названия имеют один смысл!" (См. "аш-Шари’а" 1/14).

Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах защитил членов моей общины от объединения на заблуждении». Этот хадис передал Ибн Абу ‘Асым 82, 83 со слов Анаса ибн Малика.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1786, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 82, 83, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1331.

Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Поистине, моя община не объединится на заблуждении, а если вы увидите разногласия, то придерживайтесь Великой общины/савадуль-а’зам/*"». Этот хадис передали Ибн Маджах 3950, Ибн Абу ‘Асым в «ас-Сунна» 84, ‘Абд ибн Хумайд в «аль-Мунтахаб миналь-муснад» 2/133 и аль-Лялякаи в «Усуль ахлю-с-Сунна» 1/105/653. Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым исключая первую его часть, которая является достоверной. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 2896, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1815, «Сильсиля ас-сахиха» 3/319.

*«Савадуль-а’зам» — Великая община. Исхакъ ибн Рахавайх сказал: «Если ты спросишь у джахилей (невежественных людей) о Великой общине (савадуль-а’зам), они скажут: "Это джама’а людей (т. е. община, сборище обычных людей)" А они не знают, что джама’а это – ‘алим (ученый), который следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), и те, кто с ним, тот и в джама’а, а тот, кто противиться ему, тот и оставил джама’а». См. «Хильятуль-аулия» 9/239.

Имам аш-Шатыби сказал: «Ученые – это и есть Великая община (савадуль-а’зам), не смотря на их малочисленность». См. «аль-И’тисам» 2/776.

Имам аш-Шатыби также сказал: «Те, кто считает, что "аль-джама’а" – это просто община людей, не смотря на то, что среди них нет ученого, те ошибаются, и это понимание глупцов, а не ученых!» См. «аль-И’тисам» 2/267.

Ибн аль-Къаййим сказал: «Поистине, и иджма’ и худжа (довод) и савадуль-а’зам (Великая община) – это ‘алим, следующий истине, даже если он будет один, и даже если все обитатели земли будут ему противоречить!» См. «И’лямуль-муваккъи’ин» 3/397.

В хадисе переданном от Анаса ибн Малика сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, моя община не объединится ни на одном из заблуждений, и когда вы увидите разногласия среди мусульман, следуйте по пути большинства*». ат-Табарани в «Муснаду-ш-шамийин» 2069, ‘Абд бин Хумайд в «аль-Муснад» 1220. *(Так переводят термин «савадуль-а’зам» суфисты-аш’ариты. Здесь этот и последующие два хадиса приведены в их варианте перевода, а затем даётся ответ на их ошибки. прим. пер.).

В другом хадисе говорится: «Всевышний Аллах не допустит, чтобы моя община объединилась даже на одном из заблуждений, и милость Аллаха с большинством мусульман, и вы следуйте по пути большинства мусульман, поистине, тот, кто отделился от него, тот отделился в Ад». Абу-Ну’айм «Хульятуль-аулияъ» 3/37.

«Поистине, моя умма не объединится ни на одном из заблуждений (пока перед Судным днем не дунет приятный ветерок, который заберёт души всех, у кого в сердце есть частица веры), и когда вы увидите разногласия, следуйте по пути большинства (ибо, единое мнение большей части мусульман является близким к иджма’ — единогласие всех учёных, который наряду с Кораном, хадисами и суждением по аналогии является основой Шариата). См. «Хашия ас-Синди ‘аля Ибн Маджах» 7/320.

В иснаде этих хадисов полно проблем, о чем говорил хафиз аль-‘Иракъи. Например, Абу Халяф, которого зовут Хазим ибн ‘Аттар. Это очень слабый передатчик, чьи хадисы являются отвергаемыми, как сказал хафиз Ибн Хаджар. А имам Ибн Ма’ин вообще назвал его лжецом. См. «ад-Да’ифа» 6/436.

Также в иснаде присутствует ‘Утба ибн Аби Хаким, который является слабым передатчиком, допускавшим множество ошибок.

Также иснад первой версии от Анаса, прерывается между Абу ‘Ауном и Самурой ибн Джундубом.

По этой причине этот хадис называли слабым многие мухаддисы, среди которых хафиз Ибн Хаджар в «Мухтасар ат-тахридж», хафиз аль-Бусайри в «Мисбах аз-зуджаджа».

В другой версии этих хадисов также от Анаса ибн Малика сообщается, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о расколе уммы и сказал, что все течения в заблуждении, кроме савадуль-а’зам, его спросили: "О посланник Аллаха, а кто такие савадуль-а’зам?!" На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем был я и мои сподвижники!» ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 8/178.

Несмотря на то, что иснад этого хадиса слабый, его смысл является достоверным, что подтверждается другими хадисами, как например:

«Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: «Кто же они?!» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники». Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128. Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа в «Маджму’уль-фатава» 3/345, Ибн аль-Къаййим в «Мухтасар ас-Сава’икъ» 2/410, имам аш-Шатыби в «аль-И’тисам» 1/189, хафиз аль-‘Иракъи в «аль-Мугъни ‘ан хамалиль-асфар» 3/199 и шейх аль-Албани в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5343.

Таким образом, понимание термина «савадуль-а’зам», как то, чему следует большинство мусульман – не является правильным!

Более того, такое понимание этого хадиса противоречит тому, как понимали этот термин саляфы.

Абу Гъалиб рассказывал, что Абу Умама сказал: «Эта община разделится на 73 течения и все они в Огне, кроме савадуль-а’зам, а это аль-джама’а!» Ибн Наср в «ас-Сунна» 2/23. Иснад хороший.

Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, истолковал нам этот термин, что «савадуль-а’зам» означает «аль-джама’а». А термин «аль-Джама’а» истолковал сам посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!».

Более того, нет никаких указаний на то, что большинство – это истина! Наоборот, все доводы указывают на обратное!

Например, хадис о том, что умма разделится на 73 течения, что указывает на то, что следующих истине будет мало, так как из 73 течений Ислама только одно в Раю.

Также и известные хадисы: «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них!» аль-Бухари 4/187, Муслим 6/52.

То, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит именно о группе из его уммы, указывает на то, что истины всегда будет придерживаться меньшинство.

Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во многих хадисах упоминал о «аль-гъураба» (чуждых).

‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в один из дней, когда мы находились рядом с ним, сказал: "Туба (дерево в Раю) для чуждых /гъураба/". Его спросили: "А кто такие эти гъураба?" Он сказал: "Малочисленная группа праведных людей, находящаяся в окружении многочисленных людей, погрязших во зле. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет им повиноваться"». Ахмад 2/177, Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 775. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани подтвердили достоверность данного хадиса.

Все это ясные доводы тому, что большинство – не указывает на однозначную истину! Большинство — это не иджма’, и они часто ошибаются!

Также ясное опровержение их пониманию — это известные слова Ибн Мас’уда, который сказал: «О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному аль-джама’а, ибо аль-джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!» аль-Лялякаи 160. Иснад достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 1/61.

Ну’айм ибн Хаммад говорил: «Если испортится джама’ат (т.е. община), то следуй тому, на чем был аль-джама’а до того, как он испортился. И даже если ты будешь один, ты и будешь в то время аль-джама’а!» См. «И’лямуль-муваккъи’ин» 3/338.

Имам Абу Шама говорил: «Все тексты, которые указывают на обязательность следовать аль-джама’а, под этим подразумевается следование истине и тем, кто придерживается её, даже если придерживающихся истины мало, а противоречащих ей много! Ведь истина – это то, на чем был первый аль-джама’а во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Поэтому нет смысла смотреть на многочисленность заблудших, которые после них!» См. «аль-Ба’ис» 91.

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо одного человека, который говорил: «О Аллах, сделай меня из числа малочисленных!» И удивленный ‘Умар спросил: «Что это?!» Он сказал: «О амир — правоверных, ведь Аллах Всевышний говорит: "Но уверовали вместе с ним (Нухом) лишь немногие" (Нух 71: 40). И Он также говорит: "И лишь не многие из Моих рабов благодарны" (Саба 34: 13). И Аллах также говорит: "Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало!" (Сад 38: 24). И ‘Умар сказал: "Поистине, ты прав!"» Ахмад в «аз-Зухд» 1/114.

Что же касается версии хадиса: «Поистине, Аллах не соберет общину Мухаммада целиком на заблуждении!» без упомянутой аш’аритами добавки, то некоторые ученые считали её достоверной, как например хафиз ас-Суюты и шейх аль-Албани. Именно ту версию, что приводят Ахмад 5/145, аль-Хаким 1/115 и др. от Ибн Умара.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью погибших!» См. «аль-Азкар» 238.

Шейх Ибн аль-Къаййим говорил: «Верующих мало среди людей, а среди верующих мало ученых. Так остерегайся же впасть в заблуждение, как это случилось с людьми времен невежества, которые говорили: "Если бы эти люди были на истине, то их не было бы мало!"» См. «Мифтаху дари-с-са’ада» 1/147.

Имам аль-Муваффакъ аль-Макъдиси говорил: «Из числа удивительных вещей, это то, как приверженцы нововведений в качестве подтверждения своей правоты по отношению к приверженцам истины приводят свою многочисленность! И они в качестве довода на ошибочность Сунны приводят то, что её последователей мало и они слабы. И то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал доводом в отношении истины и признаком Сунны, они делают доводом на их ложь! Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, известил о том, что приверженцев истины в конце времён будет мало». См. «Хикая аль-муназыра филь-Къуран» 57-58.

Спросили имама Ибн аль-Мубарака: «Насколько разделится эта община?» Он ответил: «Основой являются четыре группы: это шииты, хариджиты, кадариты и мурджииты. Шииты разделятся на 22 группы, хариджиты на 21, кадариты на 16 и мурджииты на 13». Тот, кто его спросил, сказал: «Я почему-то не слышу упоминание о джахмитах?» Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Потому что ты спросил меня про течения мусульман!» Источник: Ибн Батта в «аль-Ибана аль-кубра» 1/379.

Имам аль-Хаттаби относительно хадиса: «Разделится моя община на семьдесят три течения и все они окажутся в Огне, кроме одной», сказал: "В этом хадисе содержится указание на то, что все эти группы являются мусульманами, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что все они будут из его общины!" Источник: "Ма’алиму-Ссунан" 4/273.

Имам аш-Шатыби сказал: "Несмотря на заблуждение этих групп, они не выходят из общины Ислама, и на это указывают слова пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Разделится МОЯ община». И если бы они за совершение нововведения вышли бы из Ислама, он не причислил бы их к своей общине!" Источник: "аль-Мууафакъат" 4/194.

Шейх аль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Тот, кто сказал, что все 72 течения впали в неверие, которое выводит из Ислама, тот пошел в противоречие Корану, Сунне и единогласному мнению (иджма’) сподвижников, да будет доволен ими Аллах! Более того, сказавший это пошел в противоречие иджма’у имамов четырех мазхабов и других имамов, поскольку никто из них не говорил, что все эти 72 течения являются неверными!» Источник: «Маджму’ аль-фатауа» 7/218.

О 72 сектах и краткое описание их заблудших убеждений

От Абу Хурайры передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане на 72, а эта умма [мусульман] разделится на 73 группы» Сказал ат-Тирмизи [величайший хадисовед, автор сборника хадисов «аль-Джами’а ат-Тирмизи», в который вошли 4058 хадисов]: «Хадис достоверный».

В еще одной версии, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) добавляет: «И все они в Огне, кроме одной; и это те, которые придерживаются того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники». В другой версии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И это аль-Джама’а».

Из книги "Тальбис Иблис" Ибн аль-Джаузи: Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи спрашивает: «Знаете ли вы какие будут те секты, [о которых сказано в хадисе]?»

Мы ответим: Мы знаем разделение, которое произошло в нашей умме и знаем основы этого разделения; и каждая секта разделилась на добавочные секты. Даже если мы не знаем большинство имен этих групп и их убеждения, то мы знаем основных категорий нововведенцев.

И это:

1) Хавариджы (хариджиты);

2) Кадариты;

3) Джахмиты;

4) Мурджи’иты;

5) Джабариты;

6) Рафидиты (ши’иты).

Ибн аль-Джаузи пишет: «В основе умма разделилась на 6 этих сект, и каждая секта разделилась на 12 других сект. [В общей сложности получается 72 секты. И сразу же вспоминается хадис о 73 течениях, 72 из которых в Огне]».

Кратко опишем эти 6 основных течений. Если на то будет воля Аллаха:

1. Аль-Харурийа (хавариджы)

Они были прозваны Харуритами, потому что они жили в селении, которое так называлось, близ Куфы [город в Ираке]. Они [хавариджы] нашли там прибежище после того, как враждовали с ‘Али ибн Абу Талибом, и после того как он разгромил их войска; [они обвинили ‘Али неверующим (кафиром)].

Также есть история, в которой рассказывается, что к ‘Аише бинт Абу Бакр [жене Пророка] (да будет доволен ею Аллах) пришла женщина и спросила: «Почему женщина, у которой были месячные восстанавливает пост, но не восстанавливает намаз?». И ‘Аиша ответила: «Ты [случайно не из числа] харуритов?».

Также из числа их имен – аш-Шурат. Они прозваны так оттого, что они сказали: «Мы продали наши души ради Аллаха, [в результате чего пошло название «проданные» (шурат)]».

И также из их названий – «аль-хукмиййа». Их стали так называть, потому что они стали отрицать то, что договор между ‘Али и Му’авией [ибн Абу Суфьяном] мог решать кто-то из людей. Они сказали: «Хукм принадлежит только Аллаху, [и в результате этого они вышли из войск обеих сторон, и тем самым еще и вышли из Ислама]».

Они отрицали Абу Мусу аль-Аш’ари и Амра ибн ‘Аса, которые выступали судьями [со стороны ‘Али и Му’авии соответственно].

Также хавариджей называют «аль-марика» (отступники, вышедшие из Ислама).

Ибн аль-Джаузи сказал: [Почему их называют ‘аль-марика’, то есть отступники?] Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они выходят из религии точно также как стрела, выпущенная мимо цели». Конечно же сами хариджиты отрицают это положение и не называют себя таковым именем.

2. Кадариты

Группа [кадаритов] была названа так, потому что они отрицают предопределение Аллаха [т.е. кадр отсюда - кадариты] и [соответственно отрицают] Его Всезнание. Они сказали [следующее по этому поводу]: «Все поступки рабов сотворены, они сами творят их без участия Аллаха». [То есть, если человек совершил какой-то поступок, то он является сам творцом этого поступка, а не Аллах. Это было одно из крупнейших заблуждений]. [Затем они сказали]: «Аллах хочет чего-то от людей, но не добивается этого». (А’уузу биЛлях!).

И первый, кто произнес этот куфр [неверие] был христианин из Басры. От него же взял это выс-казывание Ма’абад аль-Джухани. И это же высказывание потом [во времена правления халифа Умара ибн Абд аль-Азиза] распространил Гейлан ад-Димашки, [который стал известен как родона-чальник секты кадаритов].

3. Джахмиты

Это сторонники Джахма ибн Сафвана. Он был родом из города Термез.

Они [джахмиты] сказали: «Люди вынуждены делать те или иные поступки, потому что Аллах предписал им это сделать; человек не может выбрать [между тем или иным поступком], потому что за него уже решено».

И они сказали: «Рай и ад - не вечен [они будут уничтожены рано или поздно]».

И они сказали: «Иман (вера) – это [лишь] знание об Аллахе [то есть Аллах существует, мы это знаем, нам этого достаточно и у нас есть иман]».

Кстати, в этом убеждении они полностью схожи с мурджи’итами [о которых речь пойдет дальше (по воле Аллаха)].

4. Мурджи’иты

Название течения берет свое начало от слова «аль-ирджа’ (дословно – оттягивание, отстранение)». Они были названы так, потому что отстраняли поступки от имана (веры). [То есть они говорят, что поступки и иман это не единое целое: они отстраняют поступки и оставляют только иман].

Они [также] сказали: «Иман – это то, что человек признает Аллаха, верит в Его Пророков и то, что пришло от Аллаха [Коран]».

[Что касается поступков (деяний)], они сказали: «Это не относится к вере (иману) ни в чем».

Мурджи’иты являются крайними в понимании ‘надежды на Аллаха’ (ар-Раджа).

[Как мы знаем каждый обязан поклоняться Аллаху из трех качеств: из любви к Аллаху, из боязни Аллаха, надеясь на Аллаха. Но страх перед Аллахом должен преобладать над нами, пока мы живы].

Мурджи’иты отличаются тем, что они полностью отвергают угрозы Аллаха, которые пришли к нам из Корана и Сунны, о наказании неверующих.

Они говорят, что Аллах не накажет верующих, и все уже [являются из обитателей] Рая.

5. Рафидиты (ши’иты)

Название [рафидиты] происходит от слова ‘рафида’ («отрицающие»).

Зайд ибн Али ибн Хусейн выступил против Ибн Абу аль-Малика [правителя]. И к Зайду [к его войскам] присоединились ши’иты. Когда они собрались выходить на битву, они (ши’иты) стали ругать и проклинать Абу Бакра. И Зайд, услышав эти [мерзкие и отвратительные] слова и запретил им так говорить. И они отвергли [этот приказ Зайда], покинув его лагерь. Передается, что вместе с Зайдом осталось только 200 человек.

[Что касается основных вероубеждений шиитов], они верят, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завещал халифат именно ‘Али ибн Абу Талибу. Они также считают, что большинство сподвижников впали в заблуждение и вышли из Ислама [потому что не поддержали ‘Али после смерти Пророка].

[Что касается имама], то он может быть только из [числа] потомков Хусейна ибн ‘Али ибн Абу Талиба.

6. Джабариты

Вероубеждение джабаритов похоже на «джахмийское», то есть раб Аллаха вынужден делать те или иные поступки без права выбора.

Сказали джабариты: «У него [раба Аллаха] нет поступков. Все что он делает – это делает Аллах».

И их смысл [в отрицании выбора у человека] состоит [например] в том, что если человек неверующий, то не надо призывать его к Исламу, ибо Господь не хочет этого.

Передается, что однажды один человек плыл на корабле вместе с одним огнепоклонником. Он обратился к нему: «Прими Ислам!» Огнепоклонник спросил: «Зачем?» Тот ответил: «Потому что Аллах хочет этого от тебя». Огнепоклонник парировал: «Но ведь если Аллах хочет от мне принятия Ислама, почему же я не принял его» На что он ответил: «Потому что шайтан не хочет этого!» И огнепоклонник сказал: «Зачем я буду поклоняться Ему (Аллаху)? Я лучше буду поклоняться тому, кто сильнее Его» (а’уузу биЛляхи мин-аш-шайтони-рраджим!).

Продолжает шейх Абу аль-Фарадж в своей книги, разъясняя характерные черты этих сект, [раскрывая на какие добавочные секты распались]:

Хаваридж (хариджиты)

1). Из числа хариджитов 1 секта – это «аль-Азарика» (азракыйа). Это те люди, которые в свое время последовали за Ибн Рашидом Нафи’а аль-Азрака. Эта группа является самой многочисленной среди хариджитов. К их вероубеждениям относятся: тот, кто вышел против нас [против наших убеждений], тот является мушриком (т.е. многобожником), и тот, кто не переселяется к нам, будучи согласными с нашими убеждениями, они тоже мушрики.

А также: любой, кто приходит к ним (т.е. кто переселился к ним) они испытывают его тем, чтобы он убил человека, который противоречит им. Также эта секта утверждает о том, что допустимо убивать женщин и детей [тех мусульман, которые противоречат им].

И ибн аль-Джаузи пишет о них: они сказали: «Мы не знаем верующих людей за исключением нас, и все, кто читают намаз в сторону киблы (Ка’абы) неверующие, кроме тех, которые последовали за их высказываниями [убеждениями]».

2) Вторая секта из числа хариджитов – «аль-Ибадыйа». Они сказали: «Тот, кто придерживается наших слов, то он верующий, тот же, кто отвернулся от нас, тот лицемер (мунафик)».

Эту секту основал Абдуллах аль-Ибауд. И они впоследствии раскололись на 4 группы. И они сказали, что любой, кто вышел против них – это неверующие (кафиры), но не мушрики (многобожники). Так-же они сказали: «Запрещено проливать их кровь, если между нами не объявлен джихад, но если это произошло, тогда их кровь, имущество и женщины являются для нас дозволенными». Ибадиты считают, что тот, кто совершил тяжкий грех, тот будет находиться вечно в Аду.

3) «Ас-са’лябийа» является третьей сектой среди хариджитов. Из их убеждений то, что Аллах не устанавливал ничего [то есть их слова сошлись со словами кадаритов, которые отвергли Всезнание Аллаха о будущем]. Эту секту основал Са’ляби ибн Мишкана. И также они сказали, что они должны поддерживать добрые отношения со всеми до тех пор, пока они твердо не убедятся в том, что они вышли из их секты.

4) Четвертая секта хариджитов – это «Аль-Хазимийа». Они сказали: «Мы не знаем, что такое иман (вера). Все создания Аллаха имеют право оправдываться». Как сказали ученые: они разделяли мнение кадаритов, как и предыдущая секта са’лябийа.

5) Пятое движение хариджитов – «аль-Халяфийа». Они сказали: «Тот, кто оставил джихад [будь то мужчина или женщина], тот кафир, и их кровь дозволена [то есть их разрешено убивать]». Это последователи человека, которого звали Халяф. Они также считают, что джихад допустим только тогда, когда правитель (халиф) является из их числа (из хариджитов-халяфитов).

6) «Аль-Каузийа» - шестая секта. Сказали каузиты: «Никто из наших мусульман не имеет право прикасаться к другим людям [которые не в их секте]». Почему? Потому что никто не знает какой человек является чистым, а какой грязным (наджасом).

Они также сказали: «Со всеми мушриками, [которые не с нами] запрещено сидеть вместе до тех пор, пока этот человек не покается и не совершит полное омовение тела (гусль)».

Про них сказал хафиз аль-‘Ираки: «Эта группа, которая не допускает того, чтобы мочу (или испражнение) проливали на землю. Они это положение объясняют тем аятом, в котором сказано: «Вся земля для вас сделана мечетью и чистой…»» И когда у них возникает потребность, они справляют свою нужду в реках.

7) «Аль-Канзийа». Они сказали: «Никто не имеет никакого права отдавать другому часть своего имущества (садаку), [потому что он не знает, достоин ли он получить эти деньги или же нет]». А на вопрос, что же делать с этими деньгами (или имуществом, они ответили: «Мы должны прятать их в земле (делать клад)». [Отсюда их название – «Аль-Канзийа» - аль-канз с арабского переводят, как клад]. Далее они продолжили: «После того как зарыли клад, мы можем их обратно раскопать и отдать лишь тем людям, которые действительно находятся на истине».

8) «Аш-Шамрахийа». Они сказали: «Нет ничего противозаконного в том, чтобы прикасаться к чужим женщинам».

9) «Аль-Ахнасийа». Последователи этой секты сказали: «Умерший человек после своей смерти не получает никакого блага и никакого зла [ни один грех и ни одно благое дело не записывается после смерти]». Они отрицают тем самым хадис, в котором передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После того, как человек умирает все книги его деяний закрываются за исключением трех: 1. Садака джария [Когда человек что-то построил или дал садака так, что оно приносит пользу после его смерти]; 2. Знание, [которое приносит пользу другим людям]; 3. Праведный сын, которого он обучил».

Они также сказали, что все те, которые находятся в «даруль-куфр» [о которых они не знают ничего из их акыды] лучше не говорить верующий он или нет, кроме тех, чьи вероубеждения мы открыто знаем. И они считают, что до того, как надо начинать боевые действия против мушриков [коими они считают других людей, не принимающих их убеждения] необходимо призвать их [к этим своим убеждениям].

10) «Аль-Хакимийа». Они сказали: «Тот, кто обратился за судом к сотворенному Аллахом (т.е. человеку), он является кафиром». И они последовали в свое время за ‘Урвой ибн Хайдаром, который отверг положение суда между ‘Али и Му’авией, сказав, что они все вышли из Ислама.

11) «Му’тазилиты». Отдалившиеся от хариджитов, но оставшиеся внутри них. Они сказали: «Мы впали в вопросах Али и Му’авии в большие сомнения, и мы отстраняемся от них всех».

12) «Аль-Маймунийа». Они сказали: «Не существует ни одного законного правителя, кроме того, кем мы довольны».

Их основал человек по имени Маймун, который считал, что необходимо выступать и бороться со всеми правителями. И они допускали, что если дедушка женится на своей внучке, то это не запретно, поскольку на это нет доказательства в Коране. И они отрицают, что сура «Юсуф» (12 сура) относится к Корану, сказав: «Как мог Юсуф – Пророк Аллаха - просить власти у правителя Египта?!».

Тем самым они совершили худший вид куфра – отрицание книги Аллаха (да упасет нас Аллах от этого!)

Вот на эти 12 течений и разделились хариджиты. Они были раньше и существуют в тех или иных проявлениях сегодня.

Аль-Кадарийа. Они разделились на следующие секты, коих 12:

1) «Аль-Ахмарийа». Они сказали: «Условие справедливости Аллаха по отношению к Его рабам, чтобы они могли сами выбирать свои поступки; и оставить их (людей) между ними и своими грехами».

2) «Ас-Санавийа». Они сказали: «[Любой человек, считающий себя верующим должен знать], что благо приходит [только] от Аллаха, а зло – от Иблиса».

3) «Аль-Му’тазиля». Они сказали следующее: «Коран является сотворенным; и они отрицали видение [Аллаха в Судный День]».

4) «Аль-Кайсанийа». Они сказали: «Мы не знаем о поступках, которые мы совершаем – являются ли они от Аллаха или же они от самих рабов. Мы также не знаем, наградит ли Аллах кого-то после смерти или будет наказывать».

5) «Аш-Шайтанийа». Они сказали: «Поистине, Аллах не сотворил Шайтана». Их основателем был Мухаммад ибн Ну’ман ар-Рафидый, который получил прозвище «Шайтан-Так».

6) «Аш-Ширкийа». Они сказали: «Все грехи имеют определенно наказание, кроме куфра (неверия); [и Аллах сотворил все эти грехи и благие деяния (то есть все поступки), а иман и куфр были изначально]».

7) «Аль-Вахмийа». Они сказали: «Поступки не принадлежат творениям; и благие поступки человека не имеют никакой награды, а плохие поступки - наказания».

8) «Ар-Равандийа». Они сказали: «Совершение деяния [человеком], опираясь на любую Книгу, ниспосланную от Аллаха, является истиной, даже если [эта Книга является] отменяющей (то есть Коран, который отменил Тору и Евангелие) или же наоборот – отмененной (например, если человек берет шариат Мумы (мир ему) и судит им по Корану, а все то, что написано в Коране, но противоречит Торе – он отвергает)». Их основал Ахмад ибн Яхья ар-Равандий, по прозвищу Зиндик (лицемер, вольнодумец).

9) «Аль-Минбариййа». Они сказали: «Тот, кто ослушался Аллаха, а потом совершил покаяние (тауба), его покаяние не будет принято».

10) «Ан-Накисийа». Они сказали: «Разрыв договора с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешен [и ничего в этом плохого нет]».

11) «Аль-Каситыйа». Они сказали: «Любой, кто стремиться получить свою долю из этой мирской жизни (дунья) [то есть любой, кто стремится заработать в этой мирской жизни], тот является заблудшим, и каждый должен совершать зухд - [отрешиться от этого мира]».

12) «Ан-Низамийа». Они сказали: «Что Аллах ничего не сможет сделать, если этого не захотят рабы» (А’уузу биЛляхь!) Также из их убеждений, что Аллах не может добавить наслаждения в Раю, и наказание обитателей Ада не уменьшается. И их основал Ибрахим ан-Низам.

Аль-Джахмийа. И они также разделились на следующие 12 подгрупп:

1) «Аль-Му’аттыля». И они сказали, что тот, кто утверждает, что Аллах видит, он является неверующим (кафиром). Они отменили полностью Атрибуты (Сыфаты) Аллаха, сказав: «Если человек видит и Аллах видит, значит, они одинаковы». Проще говоря, они считали, что человек может жить не только по Корану, но и по другим Книгам – Торе, Евангелии.

2) «Аль-Мурайсийа». Они утверждали, что большинство Атрибутов Аллаха сотворены. Также они сказали, что иман (вера) – это лишь подтверждение истины; и сказали, что куфр (неверие) – это всего-навсего отрицание. Они были последователями Бирша ибн Гаяса аль-Мариси.

3) «Аль-Мультазима». Они говорят: «Аллах находится в каждом месте».

4) «Аль-Варидийа». И их слова – «тот, кто познал Своего Господа, не войдет в Огонь Ада; а тот, кто войдет в Огонь Ада, он уже никогда не выйдет оттуда».

5) «Аз-Занадика». Они сказали: «Тот, кого мы не можем постичь своими чувствами [- слухом, зрением, вкусом, обонянием, прикосновением -], то это не является нашим господом».

6) «Аль-Харкыйа». Они сказали: «Огонь Ада прикасается к неверующим и грешникам только один раз; после прикосновения Огня обитатели Ада сгорают, и этот Огонь им больше не вредит, [поскольку сгоревшее творение становится одной природы с Огнем]».

7) «Аль-Махлюкыйа», которые сказали, что Коран является сотворенной вещью.

8) «Аль-Фания». Они сказали, что Ад и Рай не вечны.

9) «Аль-‘Ирийа». Они сказали, что отвергают всех Посланников, назвав их просто мудрецами, [доносившими Истину].

10) «Аль-Вакыфийа». Они же сказали, что не будут говорить сотворен ли Коран или нет, решив отойти от этого вопроса подальше.

11) «Аль-Кубурийа». Они сказали, что не существуют наказания в могиле и заступничество [Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)].

12) «Аль-Ляфзыйа». Они сказали: «То, что мы произносим, читая Коран, является сотворенным».

Аль-Мурджи’а. Они разделились на следующие 12 сект:

1) «Ат-Тарикийа». Они сказали: «Аллах не устанавливал на Своих творениях какие-либо обязательства (фард), кроме имана (веры); и тот, у кого есть иман, тот может делать все, что пожелает».

2) «Ас-Са’ибийа». Они сказали: «Аллах сотворил Свои создания для того, чтобы они делали все, что захотят».

3) «Ар-Раджийа». Они сказали: «Мы не можем называть человека, покорившемуся [Аллаху и Его Посланнику] покорившимся, а грешника – грешником, по причине того, что мы не знаем какого его положение перед Аллахом». (Но позиция Ахлю-Сунна заключается в том, что мы должны учитывать в человеке то, что видим в нем. И если мы видим, что человек покорился и делает намаз, говорит, что он верующий, то мы верим ему до тех пор, пока не придет явное доказательство обратного. Ибн Таймия).

4) «Аш-Шакийа». Они сказали, что подчинение Аллаху (то есть выполнение Его приказов) не относится к вере (иману). И они запрещали говорить: «Поистине, я - верующий», говоря, что это никто не может знать. И они добавили: «И это (иман) будет видно только в Судный День».

5) «Ас-Сайбийа» (или «аль-Байхасийа»). Они сказали, что иман – это лишь знания, а тот, кто не знает об Аллахе, не знает где истина, а где ложь, где харам, а где халяль, тот кафир (неверующий).

6) «Аль-‘Амилийа». Они сказали: «Иман – это [лишь] поступок».

7) «Аль-Манкусыйа». Они сказали, что иман не увеличивается и не уменьшается.

8) «Аль-Мустаснийа». Они сказали, что допустимо исключение [ряда вещей] в имане.

9) «Аль-Мушаббиха». Они сказали: «Его (Аллаха) взгляд подобен взгляду человека, а Его Рука – руке человека».

10) «Аль-Хашавийа». Они сказали: «Любой хадис, [который пришел к нам от Посланника Аллаха (без проверки иснада)] одинаков, и [например] тот, кто оставил добровольное [поклонение], тот оставил [словно] обязательное (фард)».

11) «Аз-Захирийа». Они сказали: «Не существует в шари’ате понятия кыяс (суждение по аналогии)». [И далее они сказали, Ученые мужи Ислама сказали: «Их слова [относительно схожести Аллаха с творениями] были самыми омерзительными в отношении Аллаха».

12) «Аль-Бид’ыйа». Они были первыми, кто выдумал новшество в этой умме. [Также из их убеждений было то, что они считали обязательными только два рака’ата намаза утром и вечером].

Ар-Рафида. Они разделились на следующие 12 групп:

1) «Аль-‘Алявийа» («Алавиты»). Они сказали: «Посланническая миссия предназначалась Али [ибн Абу Талибу], но ангел Джибриль ошибся и передал ее Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует)».

2) «Аль-Амрийа». Они сказали: «Али [ибн Абу Талиб] был таким же пророком, как и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)».

3) «Аш-Ши’а». Они сказали: «Али (да будет доволен им Аллах) является наследником Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)» И они сказали, что вся умма [мусульман] впала в неверие (куфр) из-за того, что она оставила присягу [Али].

4) «Аль-Исхакыйа». Они сказали: «Пророческая миссия [не заканчивается на Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует)] и будет вплоть до Судного Дня, и любой, обладающий знанием семейства Пророка (ахлюль-бейт), разделяет пророческую миссию».

5) «Ан-Навусийа». Они сказали: «Али является лучшим человеком в этой умме; а тот, кто поставил кого-либо выше него, тот неверующий (кафир)».

6) «Аль-Имамийа». Они сказали: «Никогда не может дунья (т.е. этот мир) стоять без имама, который является потомком Хусейна (ибн Али ибн Абу Талиба)». Они считают, что Джибриль всех их обучал правлению (имамату).

7) «Аль-Йазийдийа». Они сказали: «Имамат держится только на детях Хусейна. И только они могут быть имамами в молитвах, а намаз, совершенный без них, не допустим».

8) «Аль-‘Аббасийа». Они сказали, что ‘Аббас имел, право на власть больше, чем Али.

9) «Аль-Мунатанасиха». Они сказали: «Души [людей] переселяются».

10) «Ар-Роджи’ыйа». Они сказали: «Али со своими сподвижниками вернутся в этот мир, [воскреснув из своих могил]».

11) «Аль-Ля’ыйнийа». Они так и названы – проклинающие, поскольку проклинают Усмана, Таль-ху, Зубайра, Му’авию, Абу Мусу, ‘Аишу и других сподвижников Пророка – да будет доволен ими всеми Аллах!

12) «Аль-Мутараббиса». Они сказали: «В каждом времени есть свой Махди. А когда умирает один [Махди], то приходит другой».

Аль-Джабарийа. И они разделились на следующие секты:

1) «Аль-Мудтарибба». Они сказали: «Человек не может совершать ни одного поступка, однако Аллах совершает их». [И сказал Ибн аль-Джаузи]: Эти же слова были произнесены Джахмом ибн Сафваном – основателем секты «джахмийа».

2) «Аль-Аф’алийа». Они сказали: «Человеку принадлежат его поступки, но он не может их делать; и человек, как животное, которое ведут на веревке».

3) «Аль-Мафругыйа». Они сказали: «Все вещи уже были сотворены, и сейчас Аллах уже не может сотворить ничего».

4) «Ан-Наджарийа». Они сказали: «Аллах наказывает людей не за их поступки, а за Свои поступки».

5) «Аль-Матанийа». Они сказали: «То, что тебе кажется благим – то и делай!».

6) «Аль-Касабийа». Они сказали: «Раб [Аллаха] не может заработать ни награды, ни наказания».

7) «Ас-Сабикыйа». Они сказали: «Тот, кто захочет что-либо сделать, то пусть делает, а кто не хочет – не делает; ибо тот, кто изначально будет в Раю, его грехи и так не повредят ему, а тот, кто записан, как обитатель Ада, все равно окажется там, несмотря на свои благие деяния».

8) «Аль-Хуббийа». Они сказали: «Те, кто познали любовь к Аллаху, то для них спадает ответственность в поклонении Аллаху».

9) «Аль-Хавфийа». Они сказали: «Тот, кто полюбил Аллаха – Свят Он и Велик -, тот не может бояться Его, ибо тот, кто любит, не может бояться своего любимого».

10) «Аль-Фикрийа». Они сказали: «Тот, кто получил знание, с того спадает ответственность за поклонение».

11) «Аль-Хасибийа». Они сказали: «Вся мирская жизнь (дунья) распределена между рабами поровну».

12) «Аль-Ма’ыйа». Они сказали: «Нам предоставляется возможность только что-то сделать, [а поступки за нас совершает Аллах]».

Итак, по воле Аллаха, мы кратко разобрали каждую из шести основных сект, и на какие группы они также разделились. В общем, их получилось семьдесят две.

(Из книги "Тальбис Иблис" Ибн аль-Джаузи).

Далее будет дана информация о некоторых сектах:

Комментарий сделал: Шейх Мухаммад ибн Сáлих ибн Мухаммад аль-‘Усеймúн ат-Тамúми.

Перечисление заблудших сект. Упомянуто 9 сект.

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:

Вот некоторые секты из числа Ахлуль-бид’а:

1 Рафидиты.

Это те, которые перешли все границы относительно похвалы семейства пророка Мухаммада (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям), и считают за неверующих тех, кто не относится к семейству пророка (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям) из сподвижников; или считают их за грешников. Рафидиты еще разделены между собой на множество различных групп, среди них есть перешедшие границы слишком, которые говорят, что Али является божеством. Среди рафидитов есть те, убеждения которых меньше чем это».

Но мы говорим, что все рафидиты являются неверующими, потому что очень много моментов, которые выводят их из религии. Например, то, что они считают то, что Коран недостаточный сегодня. Считают, что только треть существует, а две трети утеряно. Они считают, что сунна не является обязательной для следования за ней. И более того, они вообще отвергают сунну, они сегодня топчут Коран и снимают это же самое на видео и тому подобное. Множество вещей, около 14 есть причин или моментов, по которым за каждый из-за которого рафидиты выходят из ислама.

«И начало их появления (когда появились рафидиты) было во времена правления ‘Али ибн Абу Талиба (радыяЛлаху ‘анхум), когда сказал ему (‘Али ибн Аби Талибу) АбдуЛлах ибну Саба: «Ты божество». И ‘Али ибн Аби Талиб приказал собрать их всех и сжечь, и их главный, то есть, АбдуЛлах ибн Саба сбежал или убежал в Мадаин (это название одного из городов). Их идеология относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха разнится. Среди них те, которые сравнивают Всевышнего Аллаха с творениями; те, которые вообще отрицают Атрибуты Всевышнего Аллаха; те, которые придерживаются середины. А почему они называются рафидитами? Потому что отказались от Зейда ибн Али ибн Хусейн ибн ‘Али ибн Аби Талиб (у ‘Али ибн Аби Талиба был сын Хусейн, у Хусейна был сын ‘Али, и у сына его ‘Али был сын Зейд). Когда Зейда (Ибну Али ибн Хусейна) спросили об Абу Бакре и ‘Умаре, он сделал для них тарахум (сказал «рахимахуЛлах», да простит их Всевышний Аллах). Он похвалил их, тогда рафидиты отказались от него и удалились от него из-за этого «рафда» их назвали «рафидиты». Сами же себя они назвали шиитами, потому что они убеждены в том, что они оказывают помощь семейству пророка (саляЛлаху ‘алейхи уассаллям), то есть, оказывают помощь и поддержку. Шия – это партия, которая поддерживает что-либо. Оказывают им помощь и требуют, чтобы правителями были именно люди из семейства пророка (саляЛлаху ‘алейхи уа ссаллям).

2 Джахмиты.

Приписываются они к Джахму ибну Сафуану. Этого Джахма ибн Сафуана казнил человек по имени Салим ибн Ахуас в 121 году хиджры, их убеждения относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха заключались в том, что они полностью их аннулируют и отрицают, говорят: «мы не придаем Всевышнему Аллаху никаких Атрибутов».

(Более того, мы зачитывали с вами слова Джахма ибну Сафуана, где он говорил: «Я не описываю Всевышнего Аллаха чем-либо, чем можно описать творения»).

Что касается вопросов предопределения, то они являются джабаритами (джабритами). Джабриты, говорят, что человек принужден к своим деяниям.

Имáн, по их убеждению, — это простое свидетельство сердцем, что же касается его произнесения и выполнения того, что от тебя требует Шари‘ат, то это не входит в имáн, такое убеждение называется «Аль-Ирджáу» (То есть, чтобы быть верующим, достаточно верить в душе и можно ничего не делать).

Того, кто совершает тяжкие грехи, они считают человеком с полноценной верой. Из-за всего этого их называют Му‘аттила (Толкующие и отрицающие атрибуты Аллаха), Джабрийя (Отрицающие волю человека и утверждающие что он вынужденно совершает свои деяния) и Мурджиа (Утверждающие что вера в душе достаточна, без произнесения и без дел). Эта секта делится на многие группы.

3 Хариджиты.

Это те, которые выступили войной против правителя мусульман ‘Али бин Абу Талиба, и их последователи. Причиной выступления против него стало его согласие провести суд между двумя воюющими сторонами.

Основополагающие принципы их течения это:

- отречение от ‘Усмáна и ‘Али;

- вооруженное выступление против имама, если он поступит вопреки Сунне;

- утверждение, что верующий, совершивший тяжкий грех, становится неверным и вечно будет в аду.

Эта секта делится на многие группы.

4 Кадариты.

Это те, кто отрицают «аль-кадар», то есть отрицают предопределение относительно деяний раба, и утверждают, что у раба есть желания и сила, независимые от желаний и силы Всевышнего. (То есть, его желания и возможности не зависят от желаний и могущества Всевышнего).

То есть, человек делает, что захочет, и Всевышний Аллах не имеет к этому никакого отношения. Человек сам творит свои деяния так, что Всевышний Аллах ему этого не творит и человек может сделать то, что Всевышний Аллах даже не захочет. То есть, Всевышний Аллах этого не захочет в бытие, но человек все равно это сделает.

Первый, кто об этом сказал, был Ма‘абад Аль-Джухани в конце эпохи сподвижников. Эти убеждения он перенял у одного из огнепоклонников в городе аль-Басра (один из городов Ирака). (В других источниках приходит то, что он взял это от одного из христиан).

Они делятся на две группы:

1 Крайние фанатики. Те, кто отрицает знание Всевышнего, Его волю, могущество, и то, что Он создатель деяний раба. Эта секта исчезла или близка к этому.

А отрицают они это исходя из своего сомнения, что если мы скажем, что Всевышний творит деяния рабов, а рабы совершат несправедливость, значит Всевышний совершает несправедливость. Вот такая логика привела их к таким убеждениям.

2 Обычные Аль-Кáдарийя. Те, кто веруют, что Всевышний знает о деяниях раба еще до того, как он их совершит, но отрицают происхождение этих деяния по воле Всевышнего и в зависимости от Его могущества, а также отрицают то, что деяния раба созданы Аллахом.

И это то, на чем утвердился мазхаб кадаритов.

5 Мурджииты.

Те, кто убеждены в том, что деяния раба второстепенны, и отделены от самой веры. Вера, согласно их убеждениям, — это свидетельство сердцем, не более того, а человек, отступающий от заповедей Аллаха, является мусульманином с полноценной верой, даже если он грешит и проявляет непокорность Всевышнему.

Потому, что вера у них либо есть, либо нет. Вера у всех одинакова, если ты веришь в Аллаха – то все, у тебя вера есть. Ты тоже веришь в Аллаха, у тебя тоже вера есть, у вас вера одинаковая? Одинаковая, потому что это нечто, что либо есть либо нет, как знание, либо ты знаешь о чем то, либо ты о нем не знаешь. Здесь говорит то же самое, поэтому грешность не влияет у них на веру. Человек может совершать большие грехи, а второй быть праведным, но они говорят, что вера у них одинаковая, потому что оба они верят во Всевышнего Аллаха.

Если они и обвинят в неверии кого-либо, кто оставил действие, предписанное Всевышним, то только из-за отсутствия в сердце веры в необходимость этого действия, но не из-за отсутствия самого действия. Этого же придерживаются и Аль-Джахмийя. Как мы видим, Аль-Мурджиа являются прямой противоположностью секты Аль-Хавáридж.

Сказал Исхак ибн Рахавейхи, учитель имама Бухари: «Перегибают мурджииты, когда говорят: «Тот, кто оставил предписанные намазы, пост в рамазан, закят, хадж и все фарзы, не отрицая их, то мы их не считаем кафирами. Надеемся на Аллаха, т.к. они признали их». И нет сомнения в том, что они мурджииты». «Т’азим кадр Ас-салят» 2\929.

Сказал шейх Фаузан: «Муржиитов четыре группы:

Первая из них – черзмерные муржииты, и это джахмиты говорящие что иман – лишь просто познание сердцем.

Вторая группа – ашариты, говорящие что иман – это тасдик (подтверждение сердцем) только, даже если человек не будет произносить свидетельство языком, но не просто познание.

Третья группа – Карамиты, говорящие что иман – произношение языком, даже если нет убеждений в сердце.

Четвертая группа – Мурджииты фукаха, говорящие что иман – это слово языком и убеждение сердцем. Но они не вводят дела в сущность имана.

И есть пятая группа которая появилась сейчас, которые говорят что дела – условие полноценности в обязательном имане, или желательном. См. «Ат-Ta’лик аль-Мухатасар аля аль-Касидати ан-Нуния» 647\2.

6 Му’атаззилиты.

Последователи человека по имени Вáсиль бин ‘Атáа (Он посещал мечеть, в которой Аль-Хасан Аль-Басари учил людей Исламу и был его учеником) который удалился* от Аль-Хасана Аль-Басари после того, как их мнения относительно некоторых вопросов разошлись.

*(Глагол «удалился» в арабском языке звучит как «и‘атазала», из него и образовано то имя которое им дали).

В соответствии с их убеждениями, верующий, отступивший от заповедей Аллаха, находится в положении между двумя состояниями, то есть он не верующий, но и не безбожник, и вместе с тем, он будет вечно пребывать в аду. Таких же убеждений придерживался и ‘Амр бин ‘Убайд (это товарищ Вáсиля бин ‘Атáа, они вместе посещали уроки Аль-Хасана АльБасари, а затем, не согласившись с мнениями учителя, удалились и вместе стали призывать к своим убеждениям).

Относительно атрибутов Аллаха они придерживаются их отрицания, как и секта АльДжахмийя. Они отрицают предопределение и убеждены в том, что предопределение и пред устоновление не связано с действиями людей.

Согласно их учению, человек, совершивший тяжкие грехи, будет вечно в Аду, он не является верующим, но и безбожником они его не называют. В этом они являются прямой противоположностью секты Аль-Джахмийя.

7 Аль-Карáмийя (Карамиты).

Последователи Мухаммада бин Каррáма, скончавшегося в 255 году хиджры. Они склоняются к уподоблению атрибутов Всевышнего и к тому, что верующим человека считают, если он уверовал в душе, не произнося свидетельство и не делая ничего для подтверждения своей веры. Они также делятся на группы.

8 Ас-Сáлимийя (салимиты): они последователи Ибну Сáлима, который также прибегал к уподоблению атрибутов Всевышнего атрибутам Его созданий.

9 Аль-Куллáбийя (куллабиты): последователи ‘АбдуЛлаха бин Куллáба Аль-Басри. Они убеждены что речь Аллаха не слышна, а то, что ниспослано посланникам, — это всего лишь изложение речи Аллаха, в котором отсутствует Его повеления, запреты и рассказы о том, что было. Атрибуты Аллаха, по их убеждениям, не связаны с Его желанием и выбором, а Его действия отделены от Его Божественной Сущности.

Мы перечислили все те секты, которые упомянул автор книги, в том же порядке что и он.

Далее автор сказал: «и подобные им», из числа подобных им это Аль-Аш‘арийя, то есть последователи Абу Аль-Хасана ‘Али бин Исмá‘ил Аль-Аш‘арии. До самого сорокалетия он придерживался убеждений Аль-Му‘атазиля, но по достижению сорокалетнего возраста он объявил, что он раскаялся в этом. Он разъяснил людям несостоятельность и ложность убеждений Аль-Му‘атазиля и стал приверженным вероучениям последователей Сунны, да помилует его Всевышний.

Что касается тех, кто относит себя к нему, то они придерживаются определенного течения, которое известно как течение Аль-Аш‘арийя.

Из всех атрибутов Всевышнего они утвердили только семь, на которые, по их мнению, указывает разум, в отношении остальных атрибутов они прибегают к толкованию.

Вот те семь атрибутов, которые они утвердили: «жизнь», «знание», «могущество», «речь», «воля», «слух» и «зрение». Среди новшеств, к которым они причастны, такие которые относятся к атрибуту «речь», к «предопределению» и к прочему.

Секты и течения в Исламе... Прочитать и изучить полностью...

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Понедельник, 28 Сентября 2020 г.
Фаджр:5:39
Восход:7:09
Зухр:13:04
Аср:16:11
Магриб:18:58
Иша:20:28

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту