СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Свобода и ответственность

Свобода и ответственность
15 Января
15:50 2020

Мы так страстно пользуемся свободой, которую предоставил нам Всевышний, что почти не задумываемся над тем, какой ценой она нам досталась. На самом деле наша свобода весьма иллюзорна. Возможно, поэтому в Коране нет ни слова о том, что человек создан свободным. И всё же в рамках наших жизненных обстоятельств мы вольны выбирать, каким путём следовать и как поступать. Это право, которое помещает весь род человеческий на совершенно особое место среди всего живого на Земле, мы называем свободой, а Коран называет ответственностью.

Всевышний сказал: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались и испугались, а человек взялся нести её. Поистине, он очень несправедлив и очень невежествен» (сура 33 «Полчища», аят 72).

Интереснейшее слово подобрано здесь для обозначения договора с Аллахом — аманат, что переводится как «надёжность», «верность», «вещь, переданная на хранение». То есть небесам, земле и горам было предложено сберечь то, что Аллах доверит им, и если они справятся с этим, то получат награду, а если нет, то будут наказаны. Небеса и земля не возжелали награды Аллаха и убоялись Его наказания. Они предпочли повиноваться Аллаху, не имея возможности ослушиваться Его. Адам же соблазнился наградой и согласился нести ответственность за свои деяния. Но не прошло и половины дня, как Адам и его жена нарушили единственный запрет, наложенный на них Господом, и вкусили запретный плод. Они поступили очень несправедливо и проявили невежество в важнейшем деле, которое сами выбрали для себя.

Так же и мы, их потомки, несём ответственность за то, что Всевышний Аллах доверил нам. Он доверил нам Свою Книгу, чтобы мы изучали её и носили в наших сердцах. Не для того, чтобы она пылилась на полке среди других книг, сочинённых людьми, или завёрнутая в платок лежала в укромном месте. А для того, чтобы мы регулярно читали её, размышляли над её смыслами и соблюдали заповеди, что разъяснены в ней: совершали молитвы, помогали беднякам, соблюдали пост, поддерживали родственные связи, говорили только правду, не мошенничали, возвращали долги, не предавали доверие.

Аллах доверил нам жён и детей, а также всех, кто на нашем иждивении или попечении, чтобы мы кормили их и обеспечивали их безопасность, обучали их полезным знаниям и создавали условия для их духовного, интеллектуального и экономического роста. В достоверном хадисе говорится: «Каждый из вас — пастырь, и каждый в ответе за свою паству. Правитель — пастырь, и он в ответе за своих подданных. Муж — пастырь в семье, и он в ответе за свою семью. Жена — пастырь в доме своего мужа, и она в ответе за него. Слуга — пастырь в хозяйстве своего господина, и он в ответе за его имущество» [аль-Бухари 2409].

Аллах доверил нам сирот, вдов и всех тех, кто не в состоянии обеспечить себя, чтобы мы заботились о них и избавляли их от необходимости просить о помощи, унижаясь перед людьми. Более того, для бедных мусульман установлена определённая доля в нашем имуществе, на которую только они и имеют право. Но они лишены её, потому что богатые забыли то, что они обещали Аллаху, и решили, что своё богатство они заработали знаниями и умением. Они не считают бедных мусульман равными себе и не хотят, чтобы такое положение вещей изменилось. Всё в точности так, как описал наш Господь: «Одних из вас Аллах наделил больше, чем других, и те, кому дарован больший удел, не хотят отдавать его тем, кто принадлежит им, чтобы те не уравнялись с ними. Неужели они отрицают милость Аллаха?» (сура 16 «Пчёлы», аят 71).

Аллах также доверил нам Землю — наш общий дом, чтобы мы бережливо пользовались им и сохраняли его для будущих поколений. Коран и Сунна прививают нам рациональное, а не потребительское отношение к животным, растениям и источникам воды. И хотя эти моря и горы, животные и птицы подчинены интересам человека, сам человек не является хозяином на планете, а лишь наместником. То есть мы пришли в этот мир для того, чтобы осуществить волю Того, Кто нас отправил и уполномочил. Но мы нарушаем созданный Им порядок, и уже происходит то, от чего нас предостерегает Коран: «А если бы истина зависела от их прихотей, то пришли бы в расстройство небеса, земля и те, кто на них» (сура 23 «Верующие», аят 71).

Аллах также доверил нам разум — удивительнейшее свойство, которое отличает нас от других Его творений. Он научил нас постигать суть вещей и выявлять закономерности, созидать и изобретать, преображать мир вокруг нас и преображаться самим. Он дал нам свободу выбора и пожелал, чтобы вместо скоротечных и доступных земных удовольствий мы выбрали тернистый путь к вечному счастью. Разве мы не видим, что всё в природе идёт по пути наименьшего сопротивления? Хищники нападают на самых слабых в стаде, реки огибают скалистые холмы, потоки воздуха устремляются в более свободные области. И только человек преодолевает препятствия и подвергает себя опасности, потому что он создан для этого, и чем сильнее сила его духа, тем дерзновеннее его цели и действия.

Весь вопрос в том, что это за цели и на что человек готов ради их достижения.

Эльмир Кулиев

e-minbar

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Вторник, 29 Сентября 2020 г.
Фаджр:5:41
Восход:7:11
Зухр:13:04
Аср:16:09
Магриб:18:56
Иша:20:26

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту