22 Января- 27 Джумада аль-авваль 1441

СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (16 Рабиу ас-Сани 1441х.)

Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (16 Рабиу ас-Сани 1441х.)
13 Декабря
10:16 2019

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Воистину, человек не познает себя, смысл своей жизни и суть своего предназначения до тех пор, пока не познает своего Творца и не преклонится перед Ним. Люди нуждаются в познании своего Господа, хотят они того или нет. Потребность человека в знании об Аллахе является еще более великой, чем потребность его тела в душе, его глаз в свете и его души в жизни. Любую потребность, которую только может себе представить человек, превосходит его потребность в познании своего Господа. Одним из проявлений совершенной мудрости Великого Творца, Его безграничной милости и доброго отношения к творениям является то, что чем сильнее их потребность в какой-то вещи, тем больше ее дается, а пути, ведущие к ее получению, являются многочисленными и легкими. 

Это явление касается как мироздания Всевышнего Аллаха, так и Его религии. Например, если нужда творений в воздухе намного превосходит их нужду в воде и еде, то воздух находится с ними во все времена и на всех территориях и его больше, чем чего-либо другого. Таким же образом, когда потребность творений в воде (после воздуха) является сильнейшей (так как вода является основным компонентом их организмов, еды, питья и одежды), то Аллах наделяет их водой намного больше, чем каким-либо другим продуктом. Таким же образом, когда нужда творений в еде (после воды) сильнее, чем их нужда в жилье, то еды существует намного больше, чем жилья, и добыть пищу легче, нежели получить кров над головой. Подобно этому в религии Аллаха также все распределено по степеням нужд. 

Известно, что потребность людей в знании об их Творце, их объекте поклонения, превосходит все степени каких-либо остальных потребностей, ведь для них не существует иного счастья, иной праведности, иного блаженства, кроме как в познании их Господа и в поклонении Ему одному, поэтому пути, знакомящие нас с нашим Творцом, являются самыми легкими путями знаний, самыми простыми и доступными, самыми прямыми и короткими, и разъяснение Аллахом этого знания превосходит разъяснение Им всего остального. А затем знайте, что ты не добьешься успеха, пока Всевышний Аллах не будет целью всех твоих стремлений и пределом всех твоих желаний, пока поминание Его и приближение к Нему не станет биением твоего сердца и отрадой твоих глаз. Если же ты потеряешь эту заветную жизненную цель, то твое положение станет премного хуже, чем положение неразумных животных, ведь животные выполняют функцию, для которой они были созданы, а ты, ходя по земле Аллаха, не воплощаешь свое истинное предназначение. 

А еще хуже, когда ты узнаешь о том, кто такой Аллах, но после этого не любишь Его. Ты слышишь призывающего к Аллаху, но запаздываешь с ответом Ему. Ты узнаешь о великой прибыли от взаимоотношений с Аллахом, а затем ведешь дела с кем-то другим. Ты узнаешь величину Его гнева, а затем продолжаешь совершать то, что Его гневит. Ты вкушаешь горечь отчужденности от ослушания Аллаха, а затем не ищешь Его расположения посредством подчинения Ему. Ты ощущаешь сердечную боль от общения не с Аллахом или бесед не о Нем, а затем не стремишься устранить сжатость груди и черствость сердца с помощью Его поминания или тайной беседы с Ним. Ты вкушаешь муку от привязанности сердца к кому-то другому, помимо Аллаха, и при этом не бежишь от этого к Господу и не возвращаешься к Нему. И удивительнее всего этого то, что ты не можешь жить без Аллаха, и что ты больше всего нуждаешься именно в Нем, а ты отворачиваешься от Него, и стремишься к тому, что тебя от Него отдаляет. 

Воистину, самое великое наказание для раба в этой жизни - это черствость сердца и отдаленность от Аллаха. Воистину, знание об Аллахе и поклонение Ему одному оживляет сердце и душу человека, ведь человек состоит из души и тела. И душа человека также, как и его тело, нуждается в пище. Если тело будет питаться полезной и благой пищей, то оно будет здоровым и живым. Если же тело будет питаться вредной, грязной и ядовитой пищей, то вскоре оно заболеет и погибнет. Таким же образом и душа. Она тоже нуждается в пище. И благой пищей для души является истинная вера, знание об Аллахе и поклонение Ему одному. Если душу лишить настоящей духовной пищи и кормить ее искусственными и вредными продуктами, то она непременно умрет, и будет мертвой до тех пор, пока однажды ее не пожелает оживить Аллах, наставив на истинный путь. 

Поэтому можно с уверенностью сказать, что человек нуждается в знании об Аллахе и в поклонении Ему одному больше, чем его тело нуждается в воздухе, воде и пропитании. Что же касается Аллаха, то Он нисколько не нуждается в нашем поклонении, так как Он независим, богат и самодостаточен. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне (одному). Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня (т.е. Аллах нисколько не нуждается в Своих творениях, в отличие от хозяев слуг и рабов, которые зависят от своих подневольных). Поистине, Аллах - Наделяющий (т.е. наделяет Свои творения средствами жизнеобеспечения), Обладатель силы, Непоколебимый»

Аллах повелел людям и джиннам поклоняться Ему одному не ради забавы и не из-за того, что нуждается и зависит от их поклонения. Он нисколько не нуждается в нашем поклонении, ибо нужда не присуща совершенству Истинного Бога, напротив, в поклонении Аллаху нуждаемся мы сами, так как оно является исцелением для душевных ран, успокоением для смятенных душ и пищей для голодных сердец. Всевышний Аллах сказал: «О, люди! Вы нуждаетесь в Аллахе (во всех ваших делах и состояниях), а Аллах - Богатый (Который нисколько в вас не нуждается), Достохвальный (достоин всяческих похвал)»

Всеблагой Аллах из милости Своей повелел всем людям поклоняться Ему одному и исповедовать Его истинную религию единобожия - Ислам, так как в этом заключена великая польза для самих людей. Всевышний сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, -дабы вы стали богобоязненными (которыми доволен Аллах)». Единобожие является первозданным естеством каждого человека и отход от этого качества ведет его к неминуемой испорченности и гибели, ведь если бы у этих небес и этой земли были еще какие-то иные божества, помимо Аллаха, то вся система мироздания пришла бы в упадок и полностью испортилась. Таким же образом, если в сердце человека будет какой-то другой объект поклонения и любви вместо Аллаха или наряду с Ним, то оно тоже непременно испортится и будет пребывать в таком безнадежном состоянии до тех пор, пока любовь к Господу не изгонит этого идола из сердца, сделав Аллаха единственно любимым Истинным Божеством. 

Действительно, сердце может успокоиться и стать счастливым только тогда, когда найдет Истинного Покровителя и Настоящего Бога. Невозможно, чтобы сердце обрело покой у двух или нескольких божеств, одинаково, как и невозможно, чтобы оно было создано двумя или более богами. Сердца созданы только Единственным Господом сердец, а значит, и покой они могут обрести только у Него одного. Сказал Всевышний Аллах: «Кто лучше: множество различных (сотворенных немощных) божеств или Единственный и Могущественный Аллах?»

Сделай одного Аллаха единственной целью всех твоих стремлений и пределом всех твоих желаний, направляйся к Нему по одному прямому пути - пути пророка Мухаммада, и тогда твои шаги станут твердыми и решительными, и ты зайдешь в рай ближайшей жизни прежде, чем ты зайдешь в Рай жизни будущей! Хвала Аллаху за то, что Он провел грань между истиной и ложью и указал своим невежественным рабам на прямой путь! Однако большинство людей продолжает приобщать к Аллаху соучастников в поклонении, обрекая себя тем самым на мучительное наказание.

Как известно, дела с точки зрения требований шариата очень сильно разнятся друг с другом. Исполнения некоторых действий шариат требует в обязательном порядке, другие – в добровольном. Из обязательных действий некоторые являются обязательными для всех, а некоторые – спадают с остальных членов общества, если будут исполнены его частью. Общеобязательные действия также не одинаковы. Некоторые из них относятся к столпам религии, как намаз, пост, закат и хадж. Другие – не относятся к столпам религии. 

Ислам отдаёт предпочтение более важному перед важным, а важному – перед желательным. Также в отношении желательных действий наблюдается большая мягкость, нежели в отношении обязательных, а основным обязанностям уделяется большее внимание, чем второстепенным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам основан на пяти столпах: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, исполнении намаза, соблюдении поста, выплате заката и совершении хаджа». 

Однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) явился какой-то человек с растрёпанными волосами. Он громко говорил и спрашивал об исламе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты должен совершать пять намазов в течение дня и ночи». Человек спросил: «А должен ли я молиться сверх этого?» Пророк ответил: «Нет, если только дополнительно не пожелаешь сам». Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ты должен соблюдать пост в течение месяца Рамадан». Человек спросил: «А должен ли я поститься сверх этого?» Пророк ответил: «Нет, если только дополнительно не пожелаешь сам». Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему о необходимости выплаты закята. Этот человек спросил: «А должен ли я выплачивать что-нибудь сверх этого?» Пророк ответил: «Нет, если только добровольно не пожелаешь сам». После этого человек повернулся и направился к выходу со словами: «Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и не стану убавлять». На что посланник Аллаха воскликнул: «Он преуспеет, если будет правдив». Этот, а также один из предыдущих хадисов указывают на то, что столпы ислама, его первостепенные обязанности, являются практической основой религии, и выполняющий их в полной мере, ничего не упуская, открыл для себя врата Рая, даже если он при этом не выполнит ничего из желательных действий. 

Практикой посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в обучении исламу было сосредоточивание внимания на основах, а не на второстепенных положениях. Отвлечение человека от его обязанностей и исполнение вместо них добровольных дел, будь это даже намаз, пост или хадж, является большой ошибкой. Сегодня можно видеть, как некоторые мечети наполняются на добровольные намазы таравих в месяц Рамадан так, как они не наполняются даже на пятничный. Не говоря уже о том, что многие люди, посещающие намаз таравих, не совершают обязательного пятикратного намаза. Безусловно, посещение таравиха является благом, и никто не призывает его оставлять. Однако в первую очередь людям следует позаботиться о намазе, который Аллах вменил им в обязанность. 

Без сомнения, обязательное (фард) приоритетнее желательного (сунна). В свою очередь, обязательное (фард) подразделяется на несколько категорий, и каждая из них имеет разную степень приоритетности. Естественно, что индивидуальная обязанность (фард айн) человека является для него более приоритетной, чем коллективная (фард кифая). Потому что, возможно, есть люди, которые исполнят фард кифая, сняв тем самым ответственность с других, однако фард айн за человека никто не исполнит. Его должен каждый исполнять лично. 

Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл человек и сказал: «Я присягаю тебе, что совершу переселение и буду бороться на пути Всевышнего, стремясь к Его награде». Посланник Аллаха спросил его: «Жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Человек ответил: «Да, они оба живы». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Ты стремишься к награде Аллаха?» Он ответил: «Да». Тогда посланник Аллаха сказал: «Возвращайся к своим родителям и хорошо к ним относись». Следует отметить, что и фард кифая также имеет различные степени. Некоторые из видов коллективной обязанности исполняются мусульманами в достаточном количестве, другие – выполняются недостаточно, а некоторые – не исполняются вообще. 

В своё время имам Аль-Газали порицал своих современников за то, что те слишком увлеклись изучением фикха, которое относится к фарду кифая, оставив изучение других наук или же уделяя им недостаточно внимания. Как, например, медицина. Это могло привести к тому, что в населённом пункте будут десятки знатоков фикха и не будет ни одного врача мусульманина, несмотря на то что медицина является крайне важной для жизни человека и общества. При таком раскладе грех отсутствия в населённом пункте врача-специалиста ляжет на всё его население, поскольку в таком случае это будет неисполненная им коллективная обязанность (фард кифая). 

Фард кифая, который вообще не исполняется в обществе, является более приоритетным, чем фард кифая, который исполняется в недостаточной мере. В свою очередь, обязанности, которые не исполняются достаточным образом, приоритетнее обязанностей, которые исполняются в полной мере. Также исполнение коллективной обязанности (фард кифая) может стать индивидуальной для конкретного человека, если кроме него никто не в состоянии её исполнить. Например, если населённый пункт нуждается в имаме, который помогал бы мусульманам в решении их повседневных вопросов, связанных с поклонением, отношениями, договорами, сделками, браком, разводом, наследством и т.д., и при этом среди жителей данного населённого пункта достаточными знаниями в области фикха обладает только один человек, либо только один человек имеет возможность его изучить, то должность имама стала бы для него индивидуальной обязанностью. То же самое касается преподавателей, врачей, инженеров и т.д.

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Среда, 22 Января 2020 г.
Фаджр:7:46
Восход:9:16
Зухр:13:25
Аср:15:13
Магриб:17:34
Иша:19:04

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту