СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (18 Раби-уль-авваль 1441х.)

Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (18 Раби-уль-авваль 1441х.)
15 Ноября
10:09 2019

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Можно ли совершать нововведения, сохраняя при этом доступ к минбарам и возможность донесения Таухида?

Спрашивают относительно дозволенности совершения бид’атов /нововведений в религии/ и участия в бид’атах под предлогом сохранения доступа к минбарам и возможности донесения до людей таухида. Этот вопрос не имеет однозначного ответа, а требует уточнений и соблюдения определенных норм, на которые указывают ученые на основе доводов. Сразу необходимо сказать, что основой является отказ от совершения того, что не соответствует Сунне, избегания бид’атов в любых их проявлениях, из-за той огромной опасности и того разрушительного влияния, которые таят в себе нововведения. 

В своей основе религиозные нововведения хуже больших грехов из-за того, что приводят к искажению религии и ее подмене. Это значит, что человек, тем более призывающий или имам, не имеет права совершать какие-то бид’аты. Это является основным действующим правилом в данном вопросе, отступление от которого является редким исключением, допускаемым в крайне узких рамках при наличии ряда условий и норм. Ни в коем случае нельзя допускать широкое и неподчиненное строгим правилам использование принципа «совершение бид’атов ради сохранения призыва и минбара». Нужно быть крайне осторожным при открытии этой двери. 

Из того можно сказать следующее. 

Во-первых, нужно провести различие между двумя вещами: Отказ от порицания каких-то действий, которые не соответствуют Сунне. Участие в таких действиях или их одобрение. Первое допускается в некоторых случаях и является элементом мудрого призыва, основанного на принципе постепенности и учета приоритетов. Этот принцип основывается на двух аспектах: Постепенность призыва и начало призыва с исправления самого главного и закладывания основ. На этот принцип есть указания в Коране и Сунне. Отказ от исправления мункара, если это приводит к худшему. Всевышний говорит: «Не ругайте тех, к кому они взывают помимо Аллаха — иначе они начнут ругать Аллаха преступно и без знания». Сура «аль-Ан’ам», аят 108. Призывающий может повременить с исправлением какого-то мункара, если видит, что это приведет к худшим последствиям, нанесет сильный удар призыву к Единобожию. Это не значит, что можно навсегда отказаться от порицания этого бид’ата. Нет! Однако призывающий будет начинать с самых главных вещей, закладывать в людях основы таухида и приверженности Сунны, и когда увидит, что созрели условия для исправления и порицания данного бид’ата, непременно сделает это. Этот принцип мудрости и своевременности в призыве ученые именуют «мударат». Что же касается второго (то есть участия в бид’атах и их одобрение), то это в своей основе недопустимо и называется потаканием и потворством /мудахана/. Всевышний сказал: «Они хотят, чтобы ты уступил, и тогда они тоже уступят». Сура «аль-Калам», аят 9. 

Во-вторых, действия, которые так или иначе не соответствуют Сунне, не одинаковы по своей степени. Есть действия, которые являются предметом разногласий среди ученых. Часть ученых считает их несоответствующими Сунне, и их мнение на самом деле более весомо и правильно, другая часть говорит об их законности, ссылаясь на доводы Шариата и при этом, действительно, имеют определенные, заслуживающие уважения и рассмотрения, обоснования, хоть их мнение и является слабым. Например, обтирание лица после ду’а. Такого рода действия можно допустить в определенных случаях, когда это требуется для устранения реального вреда для призыва. 

Есть действия, которые относятся к бид’атам хакыкыйя, то есть такие вещи, которые не имеют никакого обоснования — ни общего, ни конкретного, ни из Корана, ни из Сунны, ни из иджма’. Более того, они противоречат Корану и Сунне, и иногда в шариатских текстах или асарах сподвижников даже упоминается специальный запрет по их поводу. Сюда нужно отнести разного рода бид’аты, содержащие ширк (посещение могил с целью получения бараки, резание на могилах, празднование Навруза, и т.д.). Или действия, которые являются и бид’атами, и еще и запрещены сами по себе, относясь к кабаир: например, поминки (сподвижники относили собрания для еды в доме умершего к оплакиваниям /нияха/), или отмечать маулид (помимо того, что это бид’а, это еще и уподобление христианскому рождеству) и так далее. Участие в этих действиях недопустимо. Нельзя оправдывать желанием сохранить призыв то, что не совместимо с ним в корне, и то, устранение чего, собственно говоря, и является целью призыва. В такие собрания можно идти только с одной целью — устранение этого мункара. Если же это невозможно, значит нужно отказываться, мудро находить возможности не участвовать в этом. 

Есть действия, которые относятся к бид’атам идафийя, то есть такие действия, которые в своей основе имеют на себя некий общий довод, но в частностях, связанных со временем, или местом, или образом их совершения лишены довода. Эти действия бывают разными по своей степени. Некоторые из них близки к бид’атам хакыкыйя, к примеру, выделение какого-то дня или какой-то ночи для совершения какого-то определенного вида поклонения, которое есть в шариате, не имея довода. Например, специальный кыям в 15 ночь Ша’бана. Некоторые же из таких действий близки к Сунне, то есть само действие в своей основе установлено в шариате, но приобрело некоторые признаки, не соотвествующие Сунне: например, все время совершать рауатиб в мечетях, произнесение вслух чего-то, что произносится про себя и т.д. Чем дальше от Сунны и ближе к бид’атам эти действия, тем больше нужно остерегаться участия в них и тем невозможнее будет оправдать отклонения желанием сохранить призыв. В любом случае, то, о чем говорится в вопросе к фетве, а именно, участие в поминках под предлогом призыва, видится недопустимым, так как поминки — это нияха. Идти туда можно только с одной целью — порицать их совершение. Уа Ллаху а’лям».

Поистине, Аллах, Всемогущ Он и Велик, создал творения с определёнными врождёнными свойствами, как об этом сказал Всевышний: «… врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (30:30). Из таких врожденных качеств – это любовь к истине и стремление к ней. Шейх аль-Ислам бин Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Сердце любит истину, желает и ищет ее". Он также сказал: "Истина любима естеству, предпочтительна для него, почетна и приятна, нежели неправильное и ложное, не имеющее подлинности, поистине, естеству не любо это". 

Помимо того, что человеческой душе изначально привита любовь к истине, она еще и наделана способностью познания истины, как сказал об этом Всевышний Аллах, передавая слова Мусы (мир ему): «Он ответил: "Господь наш – Тот, Кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь"» (20:50). И как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Греховное - это то, что шевелится в твоей душе, и ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди» Муслим №2553. Шейх аль-Ислам бин Теймия сказал: "В душе есть то, что отдает предпочтение истине над неправильным и ложным в убеждениях и желаниях, и этого достаточно как доказательство, что душа сотворена с естественной предрасположенностью [к истине]". Он также сказал: "Аллах сотворил Своих рабов с определенными врожденными свойствами, и из них: любовь к истине, убежденность в ее правдивости, умение познать ложное и убежденность в ее ложности, умение познать одобрительное приносящее пользу, и любовь к этому, умение познать противное наносящее вред и отвращение к этому. 

Все что бы ни было истиной, врожденное свойство будет считать истинной, и все что бы ни было истинной и полезным, врожденное свойство распознает это, полюбит и почувствует уверенность в этом, что и есть одобряемое. А всякое ложное врожденное свойство посчитает ложным и предосудительным, и будет оно для нее ненавистным. Всевышний сказал: «Он велит им совершать одобряемое и запрещает им совершать предосудительное» (7: 157)". 

Присущее душе естественная предрасположенность к истине, желание ее и любовь к ней, подкрепляется шариатским свидетельством, как об этом сказал Всевышний: «Разве тот, кто опирается на ясное доказательство от своего Господа, за которым следует свидетель от Него…» (11:17). Ясное доказательство – это откровение ниспосланное Аллахом, а свидетель - это еще одно доказательство – непорочное врожденное свойство и здравый рассудок, подтверждающее правдивость всего, что ниспослал и узаконил Всевышний Аллах. 

Выдающийся ученый ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ади (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Частью религии является мудрость, а это правильные познания и воплощение их в делах, а также познание истины и руководство ею во всем". Если душа сохранит врождённые свойства в неприкосновенности, то она будет искать только истину, а истина ясна, не запутана и не окружена неясностями. Му‘аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: "Истина освещается светом". 

Яркий тому пример, история принятия Ислама иудеем ‘Абдуллахом бин Салямой (да будет доволен им Аллах). Увидев Пророка (мир ему и благословение Аллаха) переселившегося в Медину, он понял, что это лицо правдивого человека. ‘Абдуллах бин Саляма рассказывал: "Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, люди устремились к нему, и я был в числе тех, кто устремился к нему, и когда я увидел его лицо, то понял, что это не лицо лжеца. Первым же что я от него слышал, это были слова: «О люди, распространяйте приветствия, кормите других, поддерживайте родственные связи, молитесь [по ночам], когда остальные люди будут спать, и вы войдёте в Рай с миром»" Ахмад 5/451, ат-Тирмизи №485. 

Аллах, Всемогущ Он и Велик, руководствуясь Своей мудростью вводит в заблуждение кого пожелает, и наставляет на правильный путь кого пожелает, ибо Всевышний отправляя посланников и делая истину явной, всем предоставляет знамения и доводит до них доводы, после которых они лишаются возможности оправдаться перед Аллахом собственной неосведомленностью. Поэтому, обязательным для раба Аллаха является следование этим врожденным свойствам, и остерегаться причин, которые могут отклонить его от истины и сбить с нее. 

А если все же его что-то отклонит от истины, то он должен возвратиться к ней и придерживаться ее, а это свойство является одной из великих милостей Аллаха, оказанных Своему рабу, когда раб любит истину отдает ей предпочтение перед всем, стремится к ней и придерживается ее. Абу Мухаммад бин Хазм (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Одно из наилучших милостей Аллаха оказанных рабу – быть по своей природе склонным к справедливости и склонным любить ее, а также склонность к истине и ее предпочтение".

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Поистине, человеческое совершенство зиждется на двух основах: умение отличать истинное от ложного и предпочтение первого. И поистине, положение творений перед Всевышним Аллахом в мирской жизни и в последней разнятся в соответствии их различия в воплощении этих двух основ. Именно за эти два качества, воздавая хвалу Своим пророкам, Аллах Всевышний, пречист Он и возвышен, сказал: «Вспомни рабов Наших, Ибрахима, и Исхака, и Йа‘куба, обладателей могущества и проницательности» (38:45). 

Из факторов, способствующих следованию истине – это знание того, что сбивает с истины, и в этой хутбе приведены ряд причин отклонения от истины, которые достойны оповещения для того чтобы в дальнейшем избегать их. Я прошу Аллаха, Всемогущ Он и Велик, сделать нас из числа сторонников истины, и её проповедников, отдалить нас от причин и путей заблуждения!

А Аллах знает обо всем лучше!

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Вторник, 10 Декабря 2019 г.
Фаджр:7:50
Восход:9:20
Зухр:13:06
Аср:14:36
Магриб:16:51
Иша:18:21

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту