СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Время послеполуденного намаза ('Аср)

Время послеполуденного намаза ('Аср)
26 Октября
18:04 2019

В наше время возникают споры по поводу начала времени намаза Аср. Время начала незначительно различается в разных правовых школах.

Существует два основных мнения о том, как рассчитывать время Аср. Большинство мазхабов (Шафиитский, Маликитский, Джафаритский и Ханбалитский) говорят о том, что это время, когда длина тени любого объекта равна длине самого объекта плюс длина тени этого объекта в полдень. Доминирующее мнение в в Ханафитском мазхабе говорит о том, что Аср начинается, когда длина тени любого объекта в два раза превышает длину объекта и длину тени этого объекта в полдень.

Следующая формула вычисляет разницу во времени между серединой дня и временем, в течение которого тень объекта равна t раз больше длины самого объекта плюс длина тени этого объекта в полдень:

Формула для определения времени Аср

Таким образом:

AH = Z + А(2)

AS = Z + А(1)

где AH — время Аср согласно Ханафитскому мазхабу

AS — время Аср согласно остальным мазхабам

Z — время Зухр

A — разница времени, расчитываемая по формуле выше.

Пример времени намаза по методу Ум Аль-Кура - Мекка, в Прокопьевске, Прокопьевский городской округ, Кемеровская область, СФО, Россия

По Ханафи

По Шафии, Малики, Ханбали, Джафари

«Оберегайте молитвы, и особенно среднюю молитву. И стойте перед Аллахом смиренно» (аль-Бакара 2: 238). То есть: "Совершайте молитвы должным образом, выполняя все их условия, и совершайте их своевременно и особенно послеобеденную (аср) молитву" (Тафсир Ибн Касир" 1/578, "Тайсируль-Карими-Ррахман 97).

Ангел Джибрил, мир ему, пришел (однажды) к Пророку Мухаммаду ﷺ и воскликнул: "Встань же и соверши намаз!" Пророк Мухаммад ﷺ совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: "Встань и соверши намаз!" Посланник Всевышнего ﷺ совершил очередной намаз, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джибрил, мир ему, явился вечером, повторив свой призыв к намазу. Пророк ﷺ совершил намаз сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: "Встань и соверши намаз!" Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) совершил его, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Аллаха пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк ﷺ совершил намаз с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж). На следующий день в полуденное время ангел Джибрил опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, совершил намаз, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) совершил намаз, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночной намаз. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) совершить утренний намаз Фаджр. После чего ангел Джибрил сказал: "Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных намазов]". Во всех этих намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джибрил, приходивший для того, чтобы научить Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) намазам. Первый полуденный намаз и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных намазов. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.

Время намаза Аср намаза

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о том, когда совершать Аср намаз: «Совершайте послеобеденную (‘аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине». (ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281). Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани. По ханафитскому мазхабу, аср-намаз наступает позже, чем по всем остальным. Длится же время аср-намаз до захода солнца.

Время Аср намаза по ханафитскому мазхабу

Существует три мнения в ханафитском мазхабе о том, когда начинается время для выполнения Аср намаза.

1. По одному мнению, имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) говорил, что при определении времени Аср намаза необходимо учитывать «файу ззаваль» или как ее еще называют - тень отклонения. Тень отклонения это минимальную тень предмета, которую предмет отбрасывает, когда солнце находится строго в зените. В результате, время аср намаза начинается, когда тень от предмета равна сумме двух высот предмета и длины тени отклонения.

Этот способ считается наиболее используемым в Ханафитском мазхабе. И большинство халифов этого мазхаба считают передачу этого способа имама Абу Халифа истинной.

2. Следующее мнение переданное от имама Абу Ханифа подтверждается его соратниками имамами Абу Юсуфом и Мухаммадом (да будет доволен ими всеми Аллах), а так же имам Абу Джафар ат-Тахави. Это мнение опирается на другую версию хадиса по этой теме. В ней говорится, что ангел Джибриль (мир ему) начал руководить молитвой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после того, как тень предмета стало равной длине этого предмета плюс тень отклонения.

Предпочтительно брать за основу первое мнение, которое гарантирует исполнение аср намаза вовремя.

3. В ханафитском мазхабе есть еще третье мнение. Передача его идет от имама Асада, одного из соратников имама Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), которое имам ас-Сарахси передает в книге «аль-Мабсут». По этому мнению между окончанием Зухр намаза и началом Аср намаза есть промежуток времени, равный по времени увеличению тени от предмета на его длину. Причем это время является заброшенным временем - «вакту мугмаль». Это значит, что фард намаза в это время не совершается. Считается, что если совершить в это время намаз, то он будет считаться «када» (восстановленной), а не совершённой вовремя. Поэтому намаз зухр следует сделать до наступления заброшенного времени, а аср намаз - после. Такой способ позволяет соединить две противоречащие друг другу передачи, которые приведены выше.

О необходимости своевременного совершения средней молитвы – Аср

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)говорил: «Тот, кто пропустил послеполуденную (‘аср) молитву, подобен лишившемуся своей семьи и своего имущества». (аль-Бухари 552, Муслим 1/435).

Бурайда (да будет доволен им Аллах) сказал: "Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!»" (аль-Бухари 553).

Время, когда после полуденный намаз делать запрещено – макрух

Время, когда солнце становится красным и перестает слепить глаза, приближаясь к горизонту, является порицаемым (макрух) для совершения намаза. По этой причине, мусульманин не должен откладывать аср-намаз до этого времени без уважительной причины «Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана» (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).

Если обязательный намаз все же был отложен до времени макрух, его все равно нужно сделать до того, как солнце зайдет за горизонт.

Когда намаз считается сделанным вовремя

Время послеобеденной (аср) молитвы длится до захода солнца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы Аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал Аср». аль-Бухари 579, Муслим 608. То есть под земным поклоном молитвы имеется в виду первый полноценный рак’ат намаза Аср

О запрете откладывания Аср намаза на позднее время без причины

Беспричинное откладывание выполнения Аср намаза до конца его времени считается качеством лицемера. Аль-‘Аля ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал: « что однажды они зашли к Анасу (да будет доволен им Аллах) домой в Басре, и Анас спросил: "Вы уже совершили послеобеденную (аср) молитву?" Они сказали: "Нет, мы совершили только обеденную (зухр) молитву!" Тогда Анас сказал: "Совершите аср!" После того, как они совершили молитву, он сказал им: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Это молитва лицемера, который сидит и ждет, пока солнце не начнет заходить между рогов шайтана, а затем встает и быстро совершает четыре рак’ата, не поминая в них Аллаха, кроме как немного!»" (Муслим 622).

Кады ‘Ийяд разъяснил это так: «В словах «Это молитва лицемера» - порицание их поступка и предостережение от уподобления лицемерам в затягивании молитвы до такого времени без причины! Спешить со своевременным совершением молитвы является похвальным деянием, а оттягивание молитвы является порицаемым и запретным делом!" См. "Шарх Муслим" 2/589.

Время намаза Аср для мест, где трудно определить время по солнцу

Если мусульманин проживает в стране, где не возможно определять время намаза по солнцу. Потому что дни бывают не пропорционально большими или маленькими или же идет полярный день или ночь. В таких случаях, мусульманин должен пользоваться расписанием молитв по мекканскому времени или ориентироваться на заход и восход солнца в близлежащей стране. Второй способ предпочтительнее.

Почему в ханафитском мазхабе аср намаз начинает позже, чем в других трех мазхабах?

Дело в том, что в ханафитском мазхабе, время намаза аср начинается, когда тень от предмета будет равна двум длинам самого предмета, а в других мазхабах, время аср намаза начинается, когда тень от предмета будет равна длине самого предмета, то есть тень будет такая же как и сам предмет.

Но надо заметить, что в наших более северных широтах, в время зенита уже имеется определённая тень, примерно равная половине длинны предмета, в отличии от районов солнечного экватора, там во время зенита тени у предмета нет, солнце стоит прямо над головой.

Значит при расчёте намаза аср, надо учитывать наличие тени во время зенита. Таким образом намаз аср у нас наступает когда тень от предмета будет равна длине самого предмета + тень которая была во время зенита. Проще говоря аср наступает когда тень от предмета станет равна 1,5 длинны самого предмета. А у ханафитов 2,5. Это приблизительно.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: وصلى بي جبريل العصر حين كان كل شيء مثل ظله "Джибриль читал со мной Аср, когда всякая вещь была той же длинны, что и её тень" (Абу Дауд и Ахмад, иснад достоверный).

Ввиду этого довода мнение о том, что время аср намаза наступает, когда тень от предмета будет равна длине самого предмета, является правильным.

Время намазов в Мекке

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Вторник, 10 Декабря 2019 г.
Фаджр:7:50
Восход:9:20
Зухр:13:06
Аср:14:36
Магриб:16:51
Иша:18:21

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту