СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Дозволено ли мусульманам возвеличивать мощи известных людей?

Дозволено ли мусульманам возвеличивать мощи известных людей?
Мощи в Томске 21-22 сентября сего года
23 Сентября
15:43 2019

В последние годы особую популярность у мусульман обрело выставление некоторых реликвий и останков, принадлежащих Милости миров Мухаммаду (Мир ему и благословение Аллаха), его сподвижникам (Да будет доволен ими Аллах) или иным известным учёным ислама.

Часто можно наблюдать картину, как верующие выстраиваются в очередь для того, чтобы взглянуть, скажем, на волос заключительного посланника Всевышнего (Мир ему и благословение Аллаха) или его накидку, а некоторые даже верят в чудодейственные свойства этих предметов. Бывает, что их выставляют на всеобщее обозрение во время празднования Дня рождения Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха) – Мавлида ан-Наби, и акцент на таких мероприятиях делается именно на эту реликвию.

Разберемся, дозволено ли верующим просить что-то у великих людей через их останки или личные вещи. И насколько эти предметы способны принести пользу человеку или же, наоборот, нанести вред.

Поклонение останкам

Поклонение останкам любого человека, даже самого Пророка (Мир ему и благословение Аллаха), в исламе расценивается как форма многобожия (ширка). Согласно концепции Таухида, лишь Аллах достоин поклонения, и только в Его ведении находится всё, что есть в обоих мирах. Следовательно, наделение божественной силой мощей приравнивается к приданию Творцу сотоварищей, что считается самым тяжким грехом. Подтверждением тому служит аят из суры «ан-Ниса»: «ВОИСТИНУ, АЛЛАХ НЕ ПРОЩАЕТ, КОГДА К НЕМУ ПРИОБЩАЮТ СОТОВАРИЩЕЙ, НО ПРОЩАЕТ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ (ИЛИ МЕНЕЕ ТЯЖКИЕ) ГРЕХИ» (4:48)

Кроме того, обращение с мольбой к останкам, определённым предметам или их владельцам также запрещено. Все просьбы и дуа человека должны быть адресованы лишь к Аллаху, так как лишь Он способен помочь правоверным. В Книге Всевышнего сказано: «ВЗЫВАЙТЕ КО МНЕ, И Я ОТВЕЧУ ВАМ» (40:60)

Табаррук останками и личными вещами Пророка (Мир ему и благословение Аллаха)

Среди части мусульман популярна практика прошения благословения (табаррук) посредством тех или иных предметов и останков, принадлежащих великим людям. Верующие стремятся дотронуться до реликвии, считая, что тем самым они получают благословение от Всевышнего. Как правило, в таких ситуациях люди, прикоснувшись к останкам или вещи, обтирают лицо, руки и другие части тела.

Подобные религиозные обряды вызывают одобрение отнюдь не у всех богословов, что породило очередную дискуссию в среде алимов.

Доводы «за»

Сторонники табаррука ссылаются на множество хадисов, в которых говорится о том, как сподвижники обретали баракат от Посланника Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха) через его тело или вещи. Имам Бухари приводит историю, в которой рассказывается, что человек по имени Сахль попросил у Пророка (Мир ему и благословение Аллаха) его плащ, надеясь получить благословение, надев этот предмет гардероба. Кроме того, сообщается, что известный сахаб Абдуллах ибн Умар старался совершать намаз в тех местах, где это делал Посланник Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха). Этот хадис тоже приводит Бухари. В нём так же идёт указание на обретение бараката через Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха).

Самой распространённой реликвией сегодня стали волосы Посланника Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха), о которых так же упоминается в хадисах. Так, одна из жён Пророка (Мир ему и благословение Аллаха) – Умм Саляма постоянно собирала его волосы после того, как он переночует у неё (Бухари).

В качестве аргументов «за» приводятся и мнения авторитетных учёных, таких как Навави, Захаби и Ибн Сирин, которые заявляли о дозволенности обретения бараката через личные вещи Милости миров Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха).

Современная практика такого табаррука восходит к тем временам, и немало людей сегодня стремится улучшить свою жизнь, притронувшись или взглянув на какую-либо реликвию, как это делали сподвижники и табиины.

Доводы «против»

Противники подобных ритуалов апеллируют к собственным аргументам.

Во-первых, они утверждают, что имеются большие сомнения в том, что те предметы, которые сегодня пытаются представить как личные вещи Посланника Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха), на самом деле ему принадлежали. Пророк (Мир ему и благословение Аллаха) жил практически 1500 лет назад, и вероятность того, что какая-то из его вещей могла дойти до нас, стремится к нулю. При этом известно, что немало вещей Мухаммада (Мир ему и благословение Аллаха) были утеряны ещё в первые века по Хиджре, что тоже указывает на низкую вероятность принадлежности именно самому Пророку (Мир ему и благословение Аллаха). И поскольку имеющиеся сомнения мы устранить не можем в силу объективных причин, прибегать к табарруку через подобные предметы не стоит, считают сторонники такой позиции.

В одном хадисе сказано: «Существует разрешённое, которое явно, и запретное, которое так же очевидно. Между ними – сомнительное. Тот, кто остерегается его – очищает свою веру…» (Бухари, Насаи).

Во-вторых, противники табаррука через предметы утверждают, что существует множество других способов обретения бараката, при выполнении которых отсутствует угроза впадения в ширк. Например, совершение намаза в Ночь предопределения (Лейлятуль-Кадр), чтение Корана, раздача милостыни и т.д. При табарруке через вещи многие рискуют уподобиться многобожникам, даже не заметив этого. Например, люди начинают верить в какие-то сверхъестественные способности мощей Посланника Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха), обращаться к ним или самому Пророку (Мир ему и благословение Аллаха), вознося его до уровня Всевышнего, что ведёт к греху. Поэтому баракат целесообразнее обретать более безопасными с точки зрения религии методами.

Табаррук через вещи сахабов и праведников

Встречается также табаррук через предметы, которые принадлежали сахабам, табиинам или известным мусульманским учёным. Данная практика, конечно, менее популярна, но имеет определённое число сторонников.

Например, немало их среди последователей суфизма, которые возвеличивают вещи своих шейхов и устазов. Представители различных тарикатов ссылаются на имама ас-Субки, который прикасался к тем местам, где сидел имам Навави.

Однако большинство богословов выступают против такой практики. Главным аргументом их позиции служит утверждение о том, что из людей благословенны лишь пророки Аллаха. И если дозволено получение бараката через предметы, то только через принадлежащие пророкам (Мир им). Кроме того, отсутствуют сообщения о том, что мусульмане после смерти Пророка (Мир ему и благословение Аллаха) добивались бы для себя саваба от останков и вещей праведных халифов или же других сподвижников. Также нет сведений, что правоверные совершали табаррук через реликвии, связанные с известными богословами, учёными или факихами. А значит, подобная практика считается новведением (бид`а), которое не имеет отношения к религии и вредит людям.

Источник

Об испрашивании благословения через вещи Пророка (Табаррук)

Новостные сайты пестрят сообщениями: «В очередном городе прошла выставка реликвий, связанных с Пророком». Сразу же рождается вопрос: о каких «реликвиях» тут идет речь? Действительно ли до сих пор существуют личные вещи Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)? И насколько разрешено по Исламу искать благословение через материальные предметы, такие как халат, прядь волос и тому подобное? Результатом наших исследований стала эта статья, в которой на основе аятов Корана, хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и высказываний ранних мусульманских ученых, мы разъяснили, как можно и как нельзя искать благословение Всевышнего.

Об испрашивании благословения через вещи Пророка (Табаррук)

В последнее время всё чаще можно услышать о том, как в тот или иной регион привезли якобы личные вещи Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), как это было недавно в Томске. Люди, услышав об этом, естественно стремятся взглянуть на них. Кто-то из любопытства, кто-то из желания перенять от этих вещей благословение нашего благородного Пророка (мир ему и благословение Аллаха)…

Вряд ли в такие места будут ходить те, кто не любит Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однозначно, этих людей ведёт любовь и уважение к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Однако, как известно, одних благих намерений недостаточно в наших делах, особенно в вопросах поклонения, но необходимо, чтобы наши дела соответствовали тому, что пришло в Священном Коране и Пречистой Сунне. Поэтому хотелось бы в этой небольшой статье попытаться разобраться в этой актуальной для всех мусульман теме в свете аятов из Священного Корана и достоверных хадисов нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Во-первых, что такое баракят и что такое «табаррук»?

Термин «табаррук» означает перенимание благословения (баракята) от кого-либо или от чего-либо, испрашивание благословения. Этот термин произошёл от арабского слова «баракят», что означает множество блага в чём-либо, непоколебимость и неразлучность этого блага. Таким образом, буквально переводя это слово на русский язык, можно сказать: перенимание и испрашивание блага, требование непоколебимости и неразлучности этого блага.

Во-вторых, благословение исходит только от Аллаха

Священный Коран и сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) указывают, что благословение исходит только от Аллаха. Всевышний говорит в Коране: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу различение (Коран)…» (Сура «Аль-Фуркан», 1).

Также Всевышний Аллах сказал: «Мы благословили его (Ибрахима) и Исхака» (Сура «Выстроившиеся в ряды», 113).

Также Всевышний Аллах сказал про пророка Ису (мир ему и благословение Аллаха): «Он (Аллах) сделал благословенным меня (Ису), где бы я ни был…» (Сура «Марьям», 31).

Таким образом, все эти аяты указывают, что благословляет только один Аллах, и только Он (свят Он и велик) может делать некоторые из Своих созданий благословенными. Поэтому нельзя говорить в отношении созданий: «Ты благословил что-то», или «Такой-то благословил ваши дела», потому что благословение и приумножение блага, его непоколебимость и неразлучность исходят только от Аллаха.

В-третьих, Аллах благословил некоторые места и времена

Например, Всевышний благословил Заповедную мечеть, а также окрестности мечети аль-Акса. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей (для поклонения), является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров» (Сура «Семейство Имрана», 96).

Также Всевышний сказал: «… в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (Сура «Ночной перенос», 1).

Благословенность этих мест заключается в том, что в них много блага, и это благо в них непоколебимо и неразлучно. Всё это побуждает людей, которые были воззваны к этим местам, чаще приходить к ним и пребывать в них как можно дольше.

Но сказанное ни в коем случае не означает, что нужно обтираться землёй этих благословенных мест или протирать свои вещи о стены мечетей, которые там находятся. Дело в том, что благословение этих мест связано только с этими местами и не переходит от них к другим. Если человек дотронется до земли в благословенных местах или же будет похоронен в них, или будет пытаться перенять их благословение, то благословение этой земли не перейдёт к нему.

Таким образом, благословение в отношении мест имеет смысловое значение. Так, например, Заповедная мечеть в Мекке является благословенной. Это означает, что Аллах сделал мечеть благословенной, собрав вокруг неё многочисленные блага. Эти блага заключаются в том, что сердца людей привязываются к ней. Те люди, которые направляются и приходят к этим местам, совершают различные виды поклонения там, достигают великих благ. В этом и заключается благословенность этих мест.

Доказательством вышесказанному являются слова Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Однажды он поцеловал Чёрный камень и сказал: «Поистине, я знаю, что ты – камень, и ты не приносишь ни пользы, ни вреда. И если бы я не видел, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) целует тебя, то я также не стал бы целовать тебя» (это сообщение приводят Аль-Бухари (1597, 1605, 1610) и Муслим (1270)).

Несмотря на то, что Черный камень был благословенным, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что сам по себе камень не приносит пользы и не может навредить. Тогда в чём же заключается благословенность этого камня? Благословение этого камня заключается в поклонении Аллаху посредством целования и прикосновения к нему, следуя Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Таким образом, человек получает благословение и благо от того, что последовал Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме того, существуют благословенные времена, как, например, благословенный месяц Рамадан. Благословенность этого месяца заключается в том, что поклоняясь в эти дни, человек получает столько вознаграждений и блага, сколько не сможет получить в любое другое время.

В-четвёртых, Аллах благословил некоторых людей

Также Всевышний Аллах сделал благословенными некоторых людей, уверовавших в Него, в первую очередь это относится к пророкам и посланникам (мир им всем и благословение Аллаха).

Что касается пророков и посланников, то Всевышний Аллах даровал их телам благословение, т.е. сделал их самих, их тела благословенными. Если кто-то из народов этих пророков совершал табаррук (перенимал благословение от тел пророков), дотрагиваясь до них, обтираясь их потом или прикасаясь к их волосам, то для них это было дозволенным, потому что Аллах сделал тела пророков благословенными и сделал это благословение переходящим.

Тело нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) также является благословенным. Сообщается в достоверной Сунне, как сподвижники растирали свои лица и кожу каплями от слюней Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и готовы были драться за остатки воды, которые стекали с Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после частичного омовения.

Так, сообщается, что ‘Урва, один из язычников, пришёл на переговоры с мусульманами. Придя к сподвижникам, он начал внимательно смотреть на них. Он увидел, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сплёвывал и капли его слюны попадали на ладонь кого-либо из людей, этот человек обязательно растирал их по своему лицу и коже. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал омовение, люди готовы были сражаться друг с другом за оставшуюся после его омовения воду».[1]

Сообщения о волосе Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Также пришло в достоверной Сунне, что некоторые сподвижники оставляли у себя волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Абу Тальха был первым человеком, взявшим себе часть волос посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после того, как он (однажды) обрил себе голову.[2]

Имам Аль-Бухари одну из глав в «Книге о пятой части (военной добычи)» назвал так: «О том, что говорилось относительно доспехов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его посоха, меча, чаши и кольца, о том, чем из этих вещей, о разделе которых ничего не упоминается, после его смерти пользовались халифы, а также о том, что было сказано о его волосах, сандалиях и сосуде, через которые после его кончины получали благословение его сподвижники и другие люди».

Нужно особо отметить, что это благословение касается только пророков и посланников. При этом перенимание благословения от останков Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не ограничилось только сподвижниками. Сообщаются достоверные предания о получении благословения от вещей Пророка и во время табиинов.

Передаётся от Ибн Сирина (да одарит его Аллах Своей милостью), что он сказал Абийде: «У нас есть волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который достался нам от Анаса или от семьи Анаса». Затем он сказал: «Пусть даже один волос от пророка (мир ему и благословение Аллаха) желаннее для меня, чем этот мир и то, что в нём есть».[3]

Также передаётся в «Сахих аль-Бухари» от Усмана ибн Абдуллы ибн Маухаба (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Моя семья отправила меня к Умм Саляме, жене Пророка (мир ему и благословение Аллаха), с водой в посуде… Она клала в него волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если человека постигал сглаз или ещё что-либо, то отправляли к ней с посудой».[4]

Ибн Хаджар сказал в комментарии к хадису: «Если кто-то жаловался на какой-нибудь недуг, то его отправляли к Умм Саляме. Она клала волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в посуду, мыла их там и возвращала посуду с водой. Этот человек пил из этой посуды или умывался, а потом исцелялся. Тем самым, он получил благословение от волос Пророка».[5]

Сообщение о чаше Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к навесу рода бану саа‘ида и сказал: "Дай нам воды, о Сахль!" — и я вынес им эту самую чашу и напоил их из неё». Передатчик этого хадиса сказал: «Затем Сахль вынес нам ту самую чашу, и мы напились из неё. А потом ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз попросил (Сахля) подарить ему (эту чашу), и он подарил её ему».[6] Имам Аль-Бухари привёл этот хадис в главе «Использование для питья чаши и сосуда пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

От других людей благословение не перенимается

Что касается праведников и учёных, то нет доводов, которые указывали бы, что можно испрашивать или перенимать благословение от них. Наоборот, есть неоспоримые доводы, которые указывают, что нельзя испрашивать благословение от других людей, пусть даже очень праведных.

Так, например, ни сподвижники, ни табиины не пытались перенять благословение ни от Абу Бакра, ни от Умара, ни от Усмана, ни от Али (да будет доволен ими Аллах) подобно тому, как они перенимали благословение от волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или от остатков его омовения, или от его пота, или от его одежды. Поэтому становится ясным и очевидным, что благословение сподвижников заключалось в их делах, а не в их телах, и поэтому их благословение не может передаваться в отличие от благословения пророков. Поэтому сообщается в достоверном хадисе: «Среди деревьев есть такое, благословение которого подобно благословению мусульманина».[7] Этот хадис указывает, что у каждого мусульманина есть благословение.

Также приводится у Аль-Бухари в истории ниспослания аята о тайяммуме слова Усайда бин Худайра, который воскликнул: "О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение, ниспосланное вам!"[8].

Таким образом, благословение, приписанное к каждому мусульманину или к семейству Абу Бакра, о котором говорится в этих хадисах, является благословением дел. Этот вид благословения связан с верой, знаниями, призывом и делами, и этот вид не переходит от одного человека к другому. Табаррук (перенимание благословения) от праведников означает перенимать их праведность и религиозность, а табаррук от учёных означает перенимать их знания.[9]

В-пятых, что касается останков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на сегодняшний день

Здесь необходимо обратить внимание на следующие моменты:

— во-первых, у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после его смерти осталось очень мало вещей.

Так, сообщается, что ‘Амр бин аль-Харис (да будет доволен им Аллах), брат жены посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Джувайрийи бинт аль-Харис, сказал: «После кончины посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (выяснилось, что) он не оставил после себя ни динара, ни дирхема, ни раба, ни невольницы, и ничего иного, кроме белой мулицы, на которой он ездил, своего оружия и той земли, доходы с которой он велел раздавать в качестве милостыни для путников».[10]

— во-вторых, многочисленные сообщения и легенды о некоторых личных вещах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые передаются со времён сподвижников по сей день, зачастую оказываются недостоверными. Недостоверность многих историй возвращается либо к недостоверности цепочки передатчиков, либо к недостоверности приписывания той или иной вещи к Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

Ахмад Тимур Паша в своей книге «Оставленные вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха)» пишет: «Не секрет, что некоторые предания, возможно, являются достоверными. Однако мы не видели никого из тех, кому можно доверять, чтобы он подтвердил бы или отрицал бы эти предания. Поэтому, только один Аллах знает об этом лучше. По поводу некоторых из этих преданий, не будем скрывать, есть сомнения».[11]

— в-третьих, достоверно известно о потере многих личных вещей Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

На протяжении истории со времён сподвижников и по сей день, во время войн, смут и прочего многие вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были утеряны. Например, потерян серебряный перстень, который Усман (да будет доволен им Аллах) уронил в колодец.[12]

Кроме того, некоторые люди, у кого имелись личные вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха), завещали похоронить их вместе с этими вещами (так было, например, с волосом Пророка (мир ему и благословение Аллаха)).

— в-четвёртых, обратите внимание на то, как много стало людей, заявляющих об обладании волосами Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или другими вещами. Подобное утверждение широко распространилось во многих странах Исламского мира. В одном только Стамбуле в 1327 году по хиджри существовало 43 волоса, приписываемых к Пророку, 25 из которых было раздарено, а 18 осталось (см: «Аль-асар ан-набауийя», с. 91).

Понятно, что все эти останки, приписываемые к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) являются сомнительными, их достоверность ещё нужно доказать. Но как это сделать? Некоторые современные ученые так и пишут: «Всем нам прекрасно известно, что вещи Пророка (мир ему и благословение Аллаха), такие как его одежда, волосы, прочие останки были потеряны. И невозможно в наше время достоверно и убедительно доказать существование этих вещей».[13]

Необходимо учитывать тот временной промежуток между временем Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нашим временем, это более 1400 лет! Кроме того, всегда было большое количество обманщиков и шарлатанов, которых ничто не останавливало, если они хотели возвести ложь на Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

В-шестых, лучшее благословение от Пророка – это следование его Сунне.

Давайте помнить, что наилучшим перениманием благословения от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) является следование его Сунне. Ибн Таймия (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал прекрасные слова по этому поводу: «Благословение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) для жителей Медины, когда он прибыл в их город, состояло в том, что они уверовали в него и покорились ему. По причине этого благословения они добились счастья и в этом мире, и в следующем. Таким образом, каждый верующий, который уверует в Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и покорится ему, добьётся благословения Посланника (мир ему и благословение Аллаха) по причине своей веры и покорности, достигнет стольких благ обоих миров, о чём знает только один Аллах».[14]

Благословение, которым Всевышний Аллах наделил своих пророков и посланников, является чудом и знамением. Однако давайте посмотрим ещё раз, для чего Всевышний Аллах посылал своих пророков. Разве не для того, чтобы призывать людей поклоняться только одному Аллаху? А раз так, то не нужно привязываться к вещам, ведь в дальнейшем это чревато тем, что может превратиться в многобожие. Тем более, как уже было сказано, нет уверенности, что те вещи, которые нам сегодня показывают, действительно являются вещами Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Кроме того, следует заметить, что перенимание благословения от вещей Пророка (мир ему и благословение Аллаха) превратилось в некую церемонию. Но на это уже точно нет никаких доказательств в законах Ислама – Шариате.

В конце хотелось бы обратить внимание, что даже если когда-то и будет доказано, что некая вещь действительно принадлежала Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то разве мы не сказали, что благословенной её сделал Аллах? Поэтому необходимо поклоняться только Ему одному, и просить свои нужды только у Него. Именно в этом и будет заключаться благословенность верующего.

И Аллах более Сведущ!

Подготовил: Вахитов М.

www.whyislam.to

[1] Аль-Бухари, (2731).

[2] Аль-Бухари, 171; Муслим, 1305

[3] Аль-Бухари, (170).

[4] Аль-Бухари, (5896).

[5] «Фатх аль-Бари», 13\415.

[6] Аль-Бухари, (5637).

[7] Аль-Бухари, (5444).

[8] Аль-Бухари, (334).

[9] Материал из книги «Ат-тамхид ли шарх китаб ат-таухид», шейха Салиха Али Шейха, стр. 123-127, с небольшим сокращением.

[10] Аль-Бухари, (2739).

[11] «Аль-асар ан-набауийя», стр. 78.

[12] Аль-Бухари, (5873), Муслим, (2091).

[13] «Ат-тауассуль виды и их положение», стр. 146.

[14] «Маджму’ фатауа», 11\113.

Комментарии: 

Тавассуль – понятие, охватывающее все одобренные Шариатом средства приближения к Аллаху. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Боитесь Аллаха и ищите приближения к Нему…» (Сура 5 «Трапеза», аят 35).

Верующего приближает к Аллаху исполнение обязательных и желательных предписании религии.

Тавассуль в мольбе, узаконенный и дозволенный Шариатом, бывает только трех видов:

1) Поиск близости к Аллаху и Его расположения посредством упоминания Имен и Атрибутов Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «У Аллаха – Прекрасные Имена, так взывайте же к Нему посредством них». (Сура 6 «Скот», аят 180). Например, человек, обращаясь к Аллаху, говорит: «О Милостивый! Помилуй меня! (Иа Рахман! Ирхам-ни!)».

2) Поиск близости к Аллаху посредством упоминания человеком совершенных им благих дел. Мусульманин может обратиться к Всевышнему Аллаху и попросить о чем-то важном для него, упомянув при этом о своих благих делах. Вспомним историю о троих, которые оказались запертыми в пещере: каждый из них обратился к Аллаху с мольбой об избавлении и при этом упомянул о благом деле, которое он совершил. В конце концов, Всевышний сделал так, что огромный камень, заваливший вход в пещеру, отодвинулся, и они смогли выбраться наружу. Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим со слов Ибн ‘Умара. («Сады праведных», 12.)

Другим доводом на дозволенность такого вида тавассуля являются слова Всевышнего: «Аллах видит рабов, которые говорят: «Господь наш! Поистине, мы уверовали, прости же нам наши грехи…». (Сура 3 «Семеиство Имрана», аяты 15-16). В этом аяте приводится мольба, в которой содержится поиск близости к Аллаху посредством упоминания о вере, а вера относится к благим делам.

3) Поиск близости к Аллаху посредством мольбы живого праведного человека. Мусульманин может попросить праведного человека (живого, а не умершего!) обратиться к Аллаху с мольбой за него. Аль-Бухари и Муслим приводят хадис со слов Анаса бин Малика, в котором говорится: «Однажды в пятницу, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял, читая проповедь, через дверь, расположенную напротив кафедры, вошел мужчина. Он встал лицом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: О посланник Аллаха! Скот погиб, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки и сказал: О Боже, напои нас! О Боже, напои нас! О Боже, напои нас! Нет, клянусь Аллахом, мы не видели на небе ни единой тучи, ни единого облачка, мы не видели ничего. Между нами и Саль’ не было ни одного дома, и вдруг из-за нее появилась туча, подобная щиту. Достигнув середины неба, она стала распространяться, а затем полил дождь. Клянусь Аллахом, шесть дней мы не видели солнца. В следующую пятницу, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял, читая проповедь, через ту же самую дверь снова вошел мужчина. Встав лицом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: О посланник Аллаха! Имущество погибло, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он остановил дождь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял руки и сказал: О Боже, вокруг нас, а не на нас. О Боже, на возвышенности, на горы, на холмы, на заросли деревьев. Тут дождь прекратился, и мы вышли и пошли под солнцем».

Муслим приводит сообщение о том, что ‘Умар бин аль–Хаттаб, да будет доволен им Аллах, попросил Увейса аль-Карни, чтобы он обратился к Всевышнему с мольбой за него. («Сады праведных», 372).

Что же касается обращения к мертвым, то всем нам следует знать, что ни сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни остальные наши праведные предшественники никогда не просили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он уже умер, обратиться к Аллаху с мольбой за них.

Шайтану удалось распространить среди мусульман великий ширк под тем предлогом, что это не что иное, как способ приближения к Аллаху (тавассуль). Многие мусульмане поддались на его обман. Но неужели ложь, если ее назвать истиной, перестает быть ложью?!

Многие из распространившихся сегодня нововведении также именуются приближением к Аллаху (тавассуль). Например, обращение к Аллаху с мольбой: «Прошу Тебя ради положения Твоего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует». Передают даже хадисы на эту тему (конечно же, ложные и выдуманные). Среди них такой: «Если будете просить Аллаха о чем-то, просите ради моего положения, ибо, поистине, мое положение у Аллаха велико». Подобные сообщения – ложь, возводимая на посланника Аллаха.

whyislam

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Среда, 23 Октября 2019 г.
Фаджр:6:25
Восход:7:55
Зухр:12:57
Аср:15:26
Магриб:17:59
Иша:19:29

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту