22 Октября- 5 Раби аль-авваль 1442

СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Закят аль-Фитр деньгами

Закят аль-Фитр деньгами
18 Мая
15:35 2020

Уважаемый шейх Сулейман аль-Ульван, да хранит вас Аллах, Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух! А затем:

Случилось противоречие между некоторыми братьями в вопросе выплаты закята ль-фитр деньгами вместо продуктами еды; и у каждого есть свой взгляд на это, что можно обобщить в следующие три точки зрения:

1. Один сказал, что выплата закята аль-фитр деньгами запрещена, потому что это противоречит действию пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

2. Второй говорит, что предпочтительнее выплата его продуктами питания, но выплата деньгами позволительна, хотя и противоречит сунне;

3. Третий же считает, что лучше всего посмотреть на конкретное положение бедняка и место его проживания, ведь может быть так, что в деньгах он более нуждается...

Вопрос, уважаемый шейх:

Давал ли фетву хоть один из саляфов о допустимости выплаты закята аль-фитр деньгами вместо продуктов? И был ли среди них кто-нибудь, кто платил его деньгами, видя, что для бедняка это предпочтительнее?

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух!

Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, а затем:

Этот вопрос является вопросом противоречия, и предшествующие имамы разошлись также во мнениях по поводу размера, стоимости закята аль-фитр.

И предпочтение этого или того является вопросом иджтихада, и не является нововведением или заблуждением.

Основа в расхождении по вопросам такого рода — то, что оно не портит сердечных отношений между двумя спорящими и не приводит к гневу в их сердцах, и каждый из них является искренним, правым и не может быть порицания другого, если даже услышал что-то противоположное твоему мнению.

Многие имамы говорили об подобных спорных вопросах: «Наше слово (мнение) — правильное, но может оказаться ошибочным; другое же мнение, отличное от нашего — ошибчно, но может оказаться правильным».

Большинство ученых считали недозволенным выплату стоимости продуктов деньгами.

Сказал имам Ахмад: «Я боюсь, что это не разрешено, поскольку противоречит сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», и это — мазхаб имамов Малика и аш-Шафи'и.

Сказал имам Ибн Хазм, да помилует его Аллах: «В своей основе выплата стоимости продуктов недозволена, так она является другим, нежеле то, что приказал нам делать, обязал нас (фард) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Но 'Атаа, аль-Хасан аль-Басри, 'Умар бин 'Абдульазиз, ас-Саури, Абу Ханифа и другие пришли к мнению о допустимости выплаты деньгами стоимости продуктов.

Сказал Абу Исхакъ ас-Саби'и, один из ученых поколения таби'инов : «Я застал их, и видел, что они платили садакат аль-фитр дирхемами» (приводится в Муснафе Ибн Аби Шейбы).

И доказательства в том, что:

— Не приходит ничего достоверного от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ни от одного из сподвижников о запрете выплаты стоимости продуктов деньгами.

— Те хадисы, что имеются в текстах, касающиеся раздела еды, не свидетельствуют о запрете того, что кроме нее, доказательством чего является то, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, разрешали замену выплаты пшеницы - хотя это не было указано им делать- на ячмень, финики и так далее из имеющихся продуктов и хадисы об этом — достоверны.

— В эпоху правления Му'авии многие сподвижники, и даже большинство из них, разрешали выплату половины са' фруктов (тростника?) Шама вместо са' фиников; и это доказательство на то, что они определяли СТОИМОСТЬ половины са' равной по ЦЕНЕ са' фиников, ячменя и т.п.

— Цель закята: обогащение бедных, и деньги полезнее некоторым из них, чем продукты, что доказывает положение бедняка в любой стране.

— Многие из бедняков берут продукты и продают их в этот же или в последующие дни за меньшую стоимость, и выплата продуктами не помогает им, и они не получают за свои са' реальной их стоимости.

А Аллах знает лучше!

بسم آلله الرحمن الرحيم

ШЕЙХ ИБН БАЗ О ЗАКЯТЕ ФИТР

Вопрос: «Каков размер закята фитр? Дозволено ли давать его после праздничной молитвы? Дозволено ли выплачивать его деньгами?»

Ответ: «Хвала Аллаху! Достоверно передается от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), что он вменил в обязанность мусульманам давать закят фитр в размере одного са фиников или ячменя, а также то, что он приказывал выплачивать его до того, как люди выйдут на праздничную молитву.

В достоверных сборниках хадисов Бухари и Муслима передается, что Абу Саид аль Худри рассказывал: "Мы выплачивали его во время Пророка (мир ему и благословение) размером в са еды, либо са фиников, либо са ячменя, либо сыра, либо са изюма".

Ученые разъяснили, что под едой в этом хадисе подразумевается пшеница. Другие же толковали этот хадис тем, что это все, чем питаются жители той или иной страны, будь то пшеница, или кукуруза, и т.д. Второе мнение более достоверное.

Так как закят — это помощь, оказываемая богатыми людьми в пользу бедных, и мусульманин не обязан оказывать помощь продуктами, которые не являются распространенными в его стране. Обязательным же является выплата закята размером в са любого вида продукта.

Са — это четыре полные пригоршни обеих ладоней, что равняется в весовой мере примерно трем килограммам. Если мусульманин даст са риса или любого другого продукта питания, распространенного в его стране, то этого будет достаточно.

Самым ранним временем выплаты закята является 28-я ночь, так как сподвижники Пророка (мир ему и благословение) выплачивали его за день или два до праздника. А месяц состоит из двадцати девяти или тридцати дней.

Самым же поздним временем для его выплаты является праздничная молитва. Не дозволено задерживать его выплату до окончания праздничной молитвы.

Доводом на это является сообщение, передаваемое от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) о том, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Кто даст его до праздничного намаза, то это будет принятый закят, кто же даст его после праздничного намаз, то это будет обычной милостыней" (Абу Давуд).

В соответствии с мнением большинства ученых не дозволено выплачивать закят деньгами, и это наиболее верное мнение основанное на доводах. Его следует давать в виде продуктов питания, как это делали Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) и большинство уммы.

Мы просим Аллаха сделать нас и всех мусульман знающими в Его религии и укрепить нас в ней. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам».

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)

Источник: Маджаля аль-бухус аль исламия 17/79-80

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Четверг, 22 Октября 2020 г.
Фаджр:6:23
Восход:7:53
Зухр:12:58
Аср:15:28
Магриб:18:01
Иша:19:31

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту