22 Октября- 5 Раби аль-авваль 1442

СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Должен ли выплачивать закят уль-фитр тот, кто не постился в Рамадан по уважительной причине, например, путешественник или больной?

Должен ли выплачивать закят уль-фитр тот, кто не постился в Рамадан по уважительной причине, например, путешественник или больной?
20 Мая
14:23 2020

Хвала Аллаху Господу Миров!

Большинство ученых, в том числе и 4 имама, считают, что мусульманин обязан выплатить закят уль-фитр, даже если он не постился. Все единодушны в этом мнении, за исключением Саида ибн аль-Мусайба и Хасана аль-Басри, которые считали, что закят уль-фитр выплачивается только постящимися. Но правильным является мнение большинства, о чем свидетельствуют следующие доказательства:

1. Общий смысл хадиса об обязательности закята уль-фитр: Передается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят уль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву. Аль-Бухари, 1503; Муслим, 984. Под словом «малому» подразумеваются меленькие дети, которые не постятся.

2. Милостыня и закят предписаны для того, чтобы помочь бедным и нуждающимся и обеспечить социальную защищенность. В этом заключается смысл закят уль-фитр, который предписан малому и старому, рабу и свободному, мужчине и женщине. Аллах не установил минимального нисаба (для выплаты закят уль-фитр, как это установлено для выплаты закята) или прошествии года, после которого закят уль-фитр стал бы обязательным. Поэтому обязательность выплаты закят уль-фитр для непостящегося заложена в причине, по которой он был вменен.

3. Что касается доводов того, кто приводит в качестве доказательства (необязательности выплаты закят уль-фитр непостящимся) слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха предписал закят уль-фитр как очищение для постящихся от праздных и непристойных разговоров, а также кормление бедняков». Абу Дауд, 1609.

Они говорят: «Фраза «очищение для постящихся» означает, что закят уль-фитр обязателен только для тех, кто постится».

Ответил аль-Хафиз ибн Хаджар на подобные аргументы: «Слово «очищение» имеет общий смысл, ведь очищение требуется и от того, кто не совершал грехов, например, от очень праведных людей или человека, который принял Ислам до заката солнца». «Аль-Фатх», 3/369.

Имеется в виду, что закят уль-фитр предписан для очищения постящегося, но очищение не является условием его обязательности. Тоже самое относится к закяту, который предписан для очищения души:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاتَكَ سَكَنٌ لَهُمْ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Покаяние 9:103)

Несмотря на это, закят предписан даже малому ребенку, если он владеет достаточными средствами, хотя ребенку не требуется очищение, ведь плохие деяния ему не записываются.

Шейх Ибн Джибрин дал другой ответ: «Закят уль-фитр выплачивается за детей, несовершеннолетних (и недееспособных) и тех, кто не постился по уважительным причинам, из-за болезни или путешествия. И это служит очищением для тех, кто несет ответственность за несовершеннолетних (и недееспособных), и очищением для тех, кто не постился по уважительным причинам, принимая во внимание тот факт, что он начнет поститься как только исчезнет причина (для несоблюдения поста). То есть это очищение на будущее, до того, как человек постится или заканчивает свой пост». «Фатава аз-закят» (закят уль-фитр/2).

И Аллах знает лучше

Закят аль-фитр и намерение

Закят аль-фитр – это благотворительное пожертвование, которое раздается по окончании поста в месяц Рамадан. Иногда его называют также садака аль-фитр. Слово «фитр» означает то же самое, что и «ифтар» – трапеза, которой завершается пост. Фонд «Солидарность» на протяжении семи лет принимает и распределяет закят аль-фитр деньгами среди нуждающихся.

В отличие от закята, обязательного только для состоятельных мусульман,закят аль-фитр должны отдавать все, у кого есть хоть какие-то средства. Ибн‘Умар рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву». (аль-Бухари»).Глава семьи может выплатить необходимое количество за всех ее членов. Абу Саид аль-Худри рассказывал: «От имени наших стариков и детей, свободных и рабов мы обычно отдавали, при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один са’ зерна, сыра или изюма».(Муслим).

Цель

Основная цель этого пожертвования – помочь постившемуся исправить незначительные ошибки, допущенные во время поста. Кроме того, для бедных это возможность отметить праздник разговения (Ид аль-фитр или Уразу-байрам) вместе с остальными мусульманами.

Ибн Аббас сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал закят аль-фитр обязательным для постящегося, как очищение от сквернословия и пустых забав (во время Рамадана), и едой для бедняков». (Абу Дауд).

Условия

Закят аль-фитр является ваджибом (обязанностью) лишь в определенный период времени – от захода солнца в последний день поста до начала праздничной молитвы на следующий день. Пропуская это время без уважительной причины, мусульманин совершает грех.

Тем не менее, можно отдавать закят аль-фитр до указанного срока, так как многие из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делали это до окончания Рамадана.

Ибн Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел отдавать закят аль-фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву. Со слов Нафи передается, что сам Ибн Умар выплачивал фитр за день или два до праздника.

Относительно более ранних сроков мнения ученых расходятся. Абу Ханифа считал допустимым отдавать его даже до Рамадана, при наличии соответствующего намерения. Имам Аль-Шафи’и разрешал делать это только с наступлением месяца Рамадан. Малик и Ахмад утверждали, что платить закят аль-фитр можно не ранее чем за два дня до праздника разговения.Юсуф аль-Кардави объясняет эти расхождения ростом мусульманской уммы. По его мнению, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, отдавал закят аль-фитр в день праздника – между утренней и праздничной молитвами – поскольку община верующих была еще очень немногочисленна. Во времена сподвижников она разрослась настолько, что фитр начинали собирать за два дня до окончания поста. По мере распространения ислама правоведы разрешили выплачивать его с середины, и даже с начала Рамадана, чтобы нуждающиеся наверняка получили еду к праздничному столу.

Но все ученые единодушны в том, что сделать это необходимо до праздничного намаза. Ибн Аббас сообщил следующие слова Пророка: «Кто отдает его до молитвы, от того будет принято как закят, а кто отдает после молитвы, это будет обычное пожертвование. Поэтому тот, кто забыл выплатить закят аль-фитр вовремя, должен сделать это как можно скорее, даже если это не будет считаться закятом аль-фитр» (Абу Дауд).

Размер

Минимальный размер закята аль-фитр (сумма равна приблизительно стоимости 3 кг риса) одинаков для всех, и составляет один са’ продуктов на человека. Са’ – это мера объема сыпучих веществ, в зависимости от их плотности составляющая от 2,6 до 3 килограммов. В переданном от Ибн Умара хадисе говорится, что Пророк раздавал сушеные финики или ячмень.

Однако многие исламские ученые считают, что это могут быть любые из основных продуктов питания, распространенных в данной местности. Один из сахабов, Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка мы обычно отдавали один са’ продуктов – сушеных фиников, ячменя, изюма или сушеного сыра» (Аль-Бухари).

Относительно выплаты закята аль-фитр деньгами среди ученых также нет однозначного мнения. В ханафитском мазхабе это разрешено; три других мазхаба считали, что поскольку Пророк этого не делал, денежное пожертвование противоречит сунне. Однако многие современные ученые поддерживают позицию Абу Ханифы.

Например, Юсуф аль-Кардави считает, что Пророк велел отдавать определенную меру продуктов, а не ее стоимость, по двум причинам. Во-первых, деньги в то время были еще не очень распространены среди арабов, особенно среди бедуинов. У них даже не было своей валюты. Так что если бы Пророк предписал выплачивать закят аль-фитр деньгами, это было бы для них затруднительно.

Во-вторых, покупательная способность денег время от времени меняется. Курс любой валюты растет и понижается, и привязанный к ней размер пожертвования оказался бы очень нестабильным. Напротив, количество еды, необходимое для пропитания семьи в течение одного дня, остается неизменным.

В любом случае нужно понимать, что закят аль-фитр предназначен для удовлетворения нужд бедных. В современных условиях эффективнее сделать это с помощью денег, особенно если пожертвование отправляется нуждающимся в другом регионе.

Заплатить Фитр Садака... Жми сюда...

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Четверг, 22 Октября 2020 г.
Фаджр:6:23
Восход:7:53
Зухр:12:58
Аср:15:28
Магриб:18:01
Иша:19:31

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту