СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Витр намаз и дуа Кунут - когда и как совершается

Витр намаз и дуа Кунут - когда и как совершается
12 Мая
22:15 2019

Многие хадисы указывают на важность совершения намаза Витр. Название этой молитвы переводится с арабского как "нечётный", она состоит из нечётного числа ракаатов, от 1 до 11, но чаще всего мусульмане выполняют 3 ракаата. Время совершения намаза Витр наступает после молитвы Иша и длится до зари. Выстаивание молитвы Витр является сунной муаккада (сунной, узаконенной в Шариате), хотя имам Абу Ханифа считал, что это ваджиб.

Молитва Витр, как правило, состоит из определенного числа намазов по 2 ракаата (от 1 до 5) и завершается намазом, состоящим из одного ракаата. Либо же, как вариант, она может состоять из намаза, в котором непрерывно выролняется чётное число ракаатов (от 2 до 10), и завершаться намазом, состоящим из одного ракаата. Не обязательно постоянно придерживаться какого-то одного метода из этих двух, их можно чередовать. Есть хадисы, указывающие на то, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) мог совершать намаз Витр обоими указанными способами.

Для наглядности давайте рассмотрим два разных варианта выполнения намаза Витр, состоящего из трех ракаатов:

1. Выполните два ракаата, как в любой обычной двухракаатной молитве. Затем совершите один ракаат с чтением ду"а "Кунут" перед поясным поклоном;

2. Выполните три ракаата, как в молитве Магриб, но с двумя отличиями. Первое отличие состоит в том, что в Магриб-намазе, совершив земной поклон после второго ракаата, молящияся читает ташаххуд. В данном способе совершения Витр-намаза этого делать не нужно. Вы встаёте сразу на третий ракаат. Второе отличие состоит в том, что в третьем ракаате следует читать ду"а "Кунут" до или после поясного поклона.

Некоторые учёные указывают на первый способ совершения намаза Витр, как на более предпочтительный. Витр может рассматриваться как часть ночной молитвы, которая также является сунной, и желательно завершать её одним отдельным ракаатом. Молитву Витр можно читать как сразу после Иша-намаза, так и перед отходом ко сну или же в последней трети ночи, что содержит в себе особую благодать. Если же мусульманин боится, что не сможет встать в последнюю треть ночи для совершения Витра, то лучше сделать это перед сном.

При выполнении трёхракаатного намаза Витр рекомендуется читать следующие дополнительные суры после "Аль-Фатиха": суру "Аль-А"ля" в первом ракаате, "Аль-Кафирун" во втором и "Аль-Ихляс" в третьем.

Ду"а "Кунут" читается ежедневно в течение всего года, по Ханафитскому мазхабу, и во второй половине месяца Рамазан, по Шафиитскому. Есть также мнения учёных, что это ду"а не обязательно читать каждый раз при совершении Витра, потому как нет указаний на то, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) читал его каждый раз.

ТЕКСТ ДУ"А "КУНУТ":

"Аллаахумма иннаа наста‘иинукя ва настахдиикя ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкяль-хайра кулляхь, нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуд, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, нарджуу рахмэтакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик. Ва солли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа Мухаммад, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим"

Что переводится как:

"О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие и распутство. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и кланяемся. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников! Да благослови, о Всевышний, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников".

Если молящийся не знает это ду"а, то пока он его не выучил, вместо него можно произносить следующее:

"Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатэн, ва филь-аахырати хасанатэн ва кынаа ‘азаабан-наар".

Что означает:

"Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада".

По завершении молитвы Витр, Поорок Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно произносил трижды вслух "Субхааналь-маликиль-куддуус", причём третий раз протяжно и громко.

По степени важности совершение молитвы Витр уступает обязательным пяти молитвам, но при этом превосходит сунна- и нафль-молитвы до и после обязательных намазов. Оставление молитвы Витр является нежелательным.

НАМАЗ ВИТР: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИИ ВСЕХ 4 МАЗХАБОВ

В религиозной практике мусульман отдельного внимания заслуживает намаз витр. Его хукм (положение), по мнению практически всех богословов, находится на уровне сунны-муаккада.

Само слово «витр» переводится как нечётный, что указывает на количество ракаатов в этом намазе. Время его совершения – с того момента, как прочитана ночная молитва (иша), до рассвета, то есть начала утреннего намаза.

Согласно ханафитскому мазхабу, пропуск молитвы витр должен быть восполнен в другое время, тогда как в рамках остальных трёх богословско-правовых школ такой необходимости нет. В сборниках авторитетнейших хадисоведов можно найти множество изречений Пророка Мухаммада (с.г.в.), в которых говорится о необходимости совершения этой молитвы, если человек хочет быть из тех, кто стремится последовательно совершать сунну. В частности, можно привести в качестве примера следующий хадис: «Витр является обязанностью. Тот человек, кто считает ненужным выполнять эту молитву, не из нас» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад).

Порядок выполнения намаза витр

Относительно порядка совершения этой молитвы среди учёных различных мазхабов есть небольшие разногласия. Представим здесь все способы совершения намаза витр.

1. Согласно ханафитской и маликитской богословско-правовым школам, считается самым приемлемым решением совершить три ракаата. Порядок в этом случае аналогичен тому, как предписано совершать вечернюю молитву (магриб). Исключением является только то, что в каждом из трёх ракаатов читается кораническая сура, а в третьем – ещё и дуа-кунут (её текст приведен чуть ниже – прим. «Islam.Global»). Доказательством дозволенности совершать витр-намаз именно так является хадис, переданный Айшой (р.а.): «Пророк (с.г.в.) совершал витр в три ракаата, произнося приветствие (салям) только в самом конце молитвы» (Муслим).

2. Согласно другому способу, который разрешён в рамках шафиитского и ханбалитского мазхабов, витр также совершается в три ракаата, но сидение (кууд) во втором ракаате не делается – молящийся сразу же встаёт и читает «Фатиху», дополнительную суру, делает такбир, произносит дуа-кунут и завершает молитву в обычном порядке. Аргумент в пользу этого способа так же есть в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, согласно которому Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) выполнял молитву без сидения между вторым и третьим ракаатом.

3. В рамках маликитского мазхаба распространена манера чтения этого намаза, по которому молитва фактически делится на две части. Сначала совершаются два ракаата посредством произнесения приветствия (саляма). Далее делается небольшая пауза, после которой молящийся читает ещё один ракаат. От Ибн Умара приводится хадис, согласно которому Пророк Мухаммад (с.г.в.) делил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один ракаат (Ахмад).

4. Совершение более, чем три ракаата (пять, семь, одиннадцать). Такой порядок разрешён в шафиитском и ханбалитском мазхабах. Кроме того, в рамках этих двух богословско-правовых школ можно совершать витр-намаз и в один ракаат, на что есть соответствующие доказательства из сунны Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечает, что в случае скорого наступления рассвета допустимо прочитать молитву витр в один ракаат.

Суры и дуа намаза витр

Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются.

В первом ракаате вслед за «Фатихой», согласно сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.), молящемуся желательно использовать суру «Аля»:

«САББИХИСМА РАББИКАЛЬ-`А`ЛЯ. АЛЬ-ЛЯЗИ ХАЛЯКА ФАСАУУАА. УАЛЬ-ЛЯЗИ КАДДАРА ФАХАДАА. УАЛЬ-ЛЯЗИ АХРАДЖАЛЬ-МАР`АА. ФАДЖА`АЛЯХУ ГУСА`АН АХУАА. САНУКРИ`УКА ФАЛЯ ТАНСАА. ИЛЯ МА ША`А АЛЛАХУ. ИННАХУ ЙА`ЛЯМУЛЬ-ДЖАХРА УА МА ЙАХФАА. УА НУСАЙИРУКА ЛИЛ-ЮСРА. ФАЗАККИР ИН НАФА`АТИЗ-ЗИКРАА. САЙАЗЗАККАРУ МАН ЙАХШАА. УА ЙАТАДЖАННАБУХАЛЬ-АШКАА. АЛЬ-ЛЯЗИ ЙАСЛЯН-НАРАЛЬ-КУБРАА. СУММА ЛЯ ЙАМУТУ ФИХА УА ЛЯ ЙАХЙАА. КАД АФЛЯХА МАН ТАЗАККАА. УА ЗАКАРАСМА РАББИХИ ФАСАЛЛЯ. БАЛЬ ТУ`СИРУНАЛЬ-ХАЙААТАД-ДУНЬЯ. УАЛЬ-АХИРАТУ ХАЙРУН УА АБКАА. ИННА ХАЗА ЛЯФИС-СУХУФИЛЬ-УЛЯ. СУХУ-ФИ ИБРАХИИМА УА МУСАА» (87:1-19)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь, Который взрастил пастбища, а потом превратил их в тёмный сор. Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто. Мы облегчим тебе путь к легчайшему. Наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу. Воспримет его тот, кто страшится, и отвернётся от него самый несчастный, который войдет в Огонь величайший. Не умрёт он там и не будет жить. Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз. Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы».

Во втором ракаате советуют в качестве дополнительной читать суру «Кафирун»:

«КУЛЬ Я АЮХАЛЬ-КАФИРУУН. ЛЯ АГЪБУДУМА ТАГЪБУДУУН. УАЛЯ-АНТУМ ГАБИДУУНА МАА-АГЪБУД. УАЛЯ-АНА ГАБИДУН МАА-АБАДТТУМ. УАЛЯ-АНТУМ ГАБИДУУНА МАА-АГЪБУД. ЛЯКУМ ДИННУКУМ УА ЛИЯД-ДИИН.» (109:1-6)

Перевод смысла: «Скажи: "О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!"»

В третьем ракаате молящемуся рекомендуется читать суру «Ихлас»:

«КУЛЬ-ХУАЛЛААХУ АХАДЭ. АЛЛААХУС-САМАДЭ. ЛЯМ ЙАЛИДЭ УА-ЛЯМ ЙУУЛЯДЭ. УА-ЛЯМ ЯКУЛЛЯХУ КУФУ АН-АХАДЭ.» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему"»

В намазе витр в третьем рака’ате также необходимо читать дуа-кунут:

«АЛЛАХУММА, ИН-НАА НАСТАГЫЙНУКЯ УА НАСТАГЪФИРУКЯ УА НУГЪМИНУ-БИКЯ УА НАТТАУАККЯЛЮ ГАЛЯЙКЯ УА НУЗЪНИ ГАЛЯЙКЯЛЬ-ХАЙРА КУЛЛЯХ. НАШКУРУКЯ УА ЛЯ НАКЪФУРУКЯ УА НАХЪНАГУ ЛЯКЯ УА НАХЪЛЯГУ УА НАТРУКУ МАН ЯКЪФУРУК. АЛЛАХУММА! ИЯКЯ НАГЪБУДУ УА ЛЯКЯ НУСЪАЛЛИ УА НАС-ДЖУДУ УА ИЛЯЙКЯ НАС'А УА НАХЪФИД. НАР-ДЖУ РАХМААТАКЯ УА НАХЪ-АФУ ГАЗАБАКЯЛЬ-ДЖИДД. ИН-НАА ГАЗАБАКЯ БИЛЬ-КЯФИРИИНА МУЛЬХИКЪ!»

Перевод: «О, Аллах! Поистине, мы просим Твоей помощи и прощения, верим в Тебя и произносим хвалу за то добро, которым Ты одариваешь. Мы всецело благодарим Тебя, мы не являемся неблагодарными Тебе, подчиняемся Твоему повелению и полностью предаёмся Тебе. Мы не имеем ничего общего с теми, кто отверг Тебя. О, Аллах! Только Тебе совершаем поклонение, к Тебе обращены наши просьбы и мольбы, пред Тобой мы преклоняем колени. И мы прилагаем усилия на Твоём пути. И полагаемся только на милость Твою и страшимся Твоей суровой кары! Нет никаких сомнений, что Твоя кара поразит неверующих!»

Молящийся, если он следует мазхабу Абу Ханифы, должен читать дуа-кунут до совершения рукугъ (поясного поклона). По завершению чтения аятов «Ихлас» он поднимает руки до ушей, произнося такбир, потом опускает их. Далее (не вслух) необходимо прочитать дуа-кунут, после которой совершается поясной поклон и намаз завершается в обычном порядке.

В шафиитском мазхабе эти действия совершают несколько по-иному. Верующий делает рукугъ, возвращается в вертикальное положение кыям, воздевает руки к груди и вслух произносит дуа-кунут. Важно отметить, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в данном намазе вменяется в обязанность только во 2-й половине священного месяца Рамазан.

В маликитском мазхабе дуа-кунут может быть прочитана как до поясного поклона, так и после него. Однако в его рамках не нужно воздевать руки к груди и вслух произносить молитву.

В рамках ханбалитского мазхаба молящийся читает дуа-кунут после поясного поклона, поднимая руки до груди.

Дуа Кунут 

Кунут бывает двух видов: Кунут в молитве Витр и Кунут ан-науазиль, который читают в случае, если на мусульман обрушилась беда. 

Кунут ан-науазиль читается в каждой из пяти обязательных молитв до тех пор, пока беда не пройдет. Кунут ан-науазиль, в отличие от кунута Витра не имеет определенной формы, и дуа в нём зависит от обстоятельств. 

Текст дуа Кунут на арабском:

اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ وَ نَسْتَهْدِكَ وَنُؤْمِنُ بِكَ وَ نَتُوبُ إِلَيْكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَنُثْنِى عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ وَنَشْكُرُكَ وَلاَ نَكْفُرُكَ وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ اللَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَلَكَ نُصَلِّى وَنَسْجُدُ وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ إِنَّ عَذَابَكَ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ 

Транскрипция дуа Кунут: «Аллаахумма, инна наста‘иинукя ва настагфирукь ва настахдиикя ва ну’мину бикя ва натуубу 'иляйк, ва натаваккялю 'аляйк, ва нуснии 'аляйкя-ль-хайра кулляхуу нашкурук, ва ляя накфурук ва нахля'у ва натруку маййафджурук. Аллахумма, ийа-кя на'буду, ва ля-кя нусолли ва насджуд, ва иляй-кя нас'а ва нахфид, нарджу рахмата-кя, ва нахша 'азаба-кя, инна 'азаба-кял жидда би-ль-куффари мульхик!». 

Перевод дуа Кунут «О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Восхваляем Тебя за все блага, благодарим Тебя, и не являемся не верующими в Тебя, и отстраняемся, и отдаляемся от тех, кто ослушивается Тебя. О Аллах, Тебе мы поклоняемся, Тебе посвящаем молитвы, и пред Тобой падаем ниц, к Тебе мы устремляемся и спешим, уповая на Твою милость, и страшимся наказания Твоего, поистине наказание Твое неизбежно постигнет неверующих».

У шафиитов может читаться как упомянутая форма дуа Кунут, так и та, которую они читают во втором ракяате утренней молитвы: «Аллаахумма-хдинаа фии-мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии-мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии-мэн тавалляйт, ва баарикь лянаа фии-маа а‘тойт, ва кынаа шарра маа кадайт, фа иннакя такдый ва ляя юкдаа ‘аляйкь, ва иннэху ляя язиллю мэн вааляйт, ва ляя я‘иззу мэн ‘аадэйт, табаарактэ раббэнээ ва та‘ааляйт, фа лякяль-хамду ‘аляя маа кадайт, настагфирукя ва натуубу иляйкь. Ва солли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммадин ан-набийиль-уммий, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим». 

Перевод: «О Господь! Направь нас на верный путь в числе тех, кого Ты направил. Удали нас от бед в числе тех, кого Ты удалил от бед. Введи нас в число тех, чьи дела управляются Тобою, чья защита в Твоем ведении. Дай нам благословение (баракят) во всем том, что предоставляемо Тобою. Защити нас от зла, которое определено Тобою. Ты — Определяющий, и никто не может вынести решение против Тебя. Поистине, не будет презренным тот, кого Ты поддерживаешь. И не будет силен тот, к кому Ты враждебен. Велико благо Твое и благодеяние, Ты превыше всего того, что не соответствует Тебе. Хвала Тебе и благодарность за все, что определяется Тобою. Просим прощения у Тебя и каемся пред Тобою. Да благослови, о Господь, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников».

Сообщается что Аль-Хасан сын Али, да будет доволен ими Аллах, cказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, научил меня мольбе кунут:

اللًَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ، وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ، وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَولَّيْتَ، وَبَارِِِكْ لِي فِيمَا أعْطَيْتَ، وَقِنِي شَرَّمَا قَضَيْتَ، فَإنَّكَ تَقْضِي وَلاَيُقْضَى عَلَيْكَ، إنَّهُ لاَيَذِلُّّ مَنْ وَالَيْتَ وَلاَيَعِزٌّ مَنْ عَادَيْتَ، تَبَارَكْتَ رَبَّنَا وَتَعَالَيْتَ

Аллаhумма-hдини фи ман hадайт, уа ’афини фиман ’афайт, уатауалляни фиман тавалляйт, уабарикли фима а’тайт, уакыни шарра ма кадайт, фаиннака такды уаля юкда ’аляйк, иннаhу ля йазиллю ман уаляйт, уаля я’иззу ман ’адайт, табаракта Раббана уата’аляйт.

«О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты – Господь наш, и Возвышенный!»» (Хадис приводят Абу Дауд, ан-Насаи. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Хаким, имам ан-Навави, Ахмад Шакир и аль-Альбани)

Передаётся, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, во время витра в дуа-кунут говорил:

اللَّهُمَّ إيَّاكَ نَعْبُدُ، وَلَكَ نُصَلِّي وَنَسْجُدُ، وَإلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ، نَرْجُو رَحْمَتَكَ، وَنَخْْشَى عَذَابَكَ، إنَّ عذَابَكَ بِالْكَافِرِينَ مُلْحَقُ. اللَّهُمَّ إنَّا نَسْتَعِينُكَ، وَ نَسْتَغْفِرُكَ، وَنُثْنِي عَلَيْكَ الْجَيْرَ، وَلاَ نَكْفُرُكَ، وَنُؤْمِنُ بِكَ، وَنَخْضَعُ لَكَ، وَنَخْلَعُ مَنْ يَكْفُرُكَ

Аллаhумма, иййакя на’буд, уалякя нусалли уа насджуд, уа иляйка нас’а уанахфид, нарджу рахматак, уанахша ’азабак, инна ’азабака биль-кяфирина мульхак. Аллаhумма, инна наста’инука, уа настагъфирук, уанусни ’аляйкя-льхайра, уаля накфурук, уа ну’мину бикя, уанахда’у ляк, уанахля’у ман йакфурук.

«О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует». (Приводит аль-Байхакы. Иснад достоверный)

Также факт использования сподвижниками других формулировок мольб указывает на то, что во время кунута можно обращаться к Аллаху с любой мольбой, а не только той, которой обучил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своего внука аль-Хасана.

Дуа-кунут как в утреннем, так и в других намазах читается во время чрезвычайных происшествий выпадающих на долю мусульманской уммы (землятресение, война, голод, цунами и т.д). Такой кунут называют "кунут ан-навазиль" в отличии от "кунут аль-витр".

В том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, читал дуа-кунут в утренних намазах, равно как и в других намазах, именно в таких ситуациях, нет сомнений. А для того чтобы считать правомерным постоянное чтения Кунут в утреннем намазе и включении его в один из элементов утренней молитвы нет достаточных оснований. Однако такое мнение известно в шафиитском мазхабе, при том что положение "кунута" может там разнится между просто желательным действием или же более того, когда пропустившему предписывается совершить суджуд-сахву. Поводом для этого мнения послужил ряд недостоверных хадисов, основным из которых является передаваемый со слов ِАнаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что ما زال رسول الله صلى الله عليه وسلم يقنت في صلاة الغداة حتى فارق الدنيا

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не переставал делать кунут в утреннем намазе, пока не покинул этот мир. (хадис приводят абдур-Раззак и др.). В цепочке передатчиков этого хадиса присутствует Абу Джафар ар-Рази, которого многие из хадисоведов охарактеризовали как "слабого" передатчика.

К примеру о нем сказали:

- Ахмад ибн Ханбаль: не является сильным в передаче хадисов.

- Амр ибн Али: в нём "слабость", из-за плохой памяти, хотя он и правдив

- Абу Зар'а: преклонного возраста, много теряется

- Ан-Насаи: не является "сильным"

- ибн Хиббан: передает "отвергаемое" от "признанных"

- Аль-Фалляс: с плохой памятью

- ибн аль-Мадини: он путает

шейх аль-Альбани в книге "Ас-сильсиляту Ад-Да'ифату валь-Мавду'ату" (3/284) назвал это хадис "мункар", (отвергаемый).

Вообщем признание дуа-кунута одним из элементов утреннего намаза не имеет надежного обоснования, и большинство ученых не считают его таковым. Среди них также есть и ученые шафиитского мазхаба, к примеру Абуль-Хасан аль-Карджи аш-Шафии (умер в 532 году по хиджре) не совершал кунут в утреннем намазе и говорил: "На это нет достоверного хадиса". Причём их суждения по поводу постоянного чтения кунута в утреннем намазе расходятся между признанием этого действия нежелательным или даже нововведением. Одним из доводов того что Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не читал дуа-кунут в утреннем намазе всегда, является достоверный хадис передаваемый со слов Абу Малика аль-Ашджа'и, который сказал:

عن أبي مالك الأشجعي قال : قلت لأبي : يا أبت قد صليت خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم وخلف أبي بكر وعمر وعثمان وعلي رضي الله عنهم أفكانوا يقنتون في الفجر ؟ فقال : (أي بنيّ مُحدَث) رواه الخمسة إلا أبا داود

Я спросил своего отца: "О отец, поистине ты совершал молитвы за Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и за Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али, да будет доволен ими Аллах. Читали ли они "кунут" в утренней молитве? На что он ответил: О, сынок мой, это новое" (Хадис приводят пятеро авторов шести известных хадисо-сборников кроме Абу Дауда).

Таким образом, чтение дуа-кунут в утреннем намазе каждый раз не является Сунной, и совершать два суджуда при его невыполнении не следует. Однако является Сунной совершать кунут по случаю бедствий как в утреннем так и в других намазах.

А Аллаху ведомо лучше!

Вопрос: Каково богословское заключение о чтении мольбы кунут в течение 20 минут или более, рифмуя окончания? При этом сама мольба перемежается с предложениями, которые более похожи на обычную речь.

Текст ответа: Хвала Аллаху Господу Миров!

Во-первых: Мольба кунут в молитве витр считается Сунной и желательным действием. В некоторых хадисах упоминается о том, как именно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал мольбу кунут.

Аль-Хасан ибн ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучил меня словам, которые я произношу во время чтения мольбы кунут в молитве витр: „О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты его указал, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и сделай для меня благословенным то, что Ты даровал мне, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а относительно Тебя решений не принимают; поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты враждуешь! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний!(Аллахумма-хди-ни фи-ман хадайта, уа ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, уа тауалла-ни фи-ман тауаллайта, уа барик ли фи-ма а‘тайта, уа кы-ни шарра ма кадайта. Фаинна-ка такды уа ля юкда ‘алейка, уа инна-ху ля йазиллу ман уалайта, уа ла йа‘иззу ман ‘адайта, табаракта Раббана уа та‘алайта)" (Абу Дауд № 1425, ат-Тирмизи № 464). Ат-Тирмизи сказал, что хадис хороший. Ибн ‘Абдульбарр в аль-Истизкяр (Т. 2. С. 285) и ан-Навави в аль-Азкяр (С. 86) сказали, что хадис достоверный. Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 14093.

В Сахихе Ибн Хузеймы (№ 1100) передается предание о том, что люди во времена правления ‘Умара проклинали неверующих в течение половины Рамадана, говоря: „О Аллах, разрази неверующих, которые отворачиваются от Твоего пути, не веруют в Твоих посланников и не веруют в Твое обещание! Внеси раздор между ними, всели в их сердца страх и ввергни их в Твое наказание и мучения, о Истинный Бог! (Аллахумма катиль аль-кяфарата-ль-лязина йасуддуна ‘ан сабили-кя, йуказзибуна русула-кя уа ля йуъминуна би уа‘ди-кя. Халиф байна кялимати-хим, алькы фи кулуби-хим ар-ру‘ба, уа алькы ‘алей-хим риджза-кя уа ‘азаба-ка, иляха-ль-хакк)". После имам произносил благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обращался к Аллаху с мольбой за мусульман, желая им благо, а после просил у Аллаха простить всех верующих.

После всего этого: мольбы против неверующих, благословения пророка, просьбы о прощении верующих, а также личных просьб он говорил: „О Аллах, Тебе мы поклоняемся и совершаем молитвы, Тебе мы совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего истинного наказания страшимся. Воистину, наказание Твоё постигнет неверных! (Аллахумма ийа-ка на‘абуду уа ля-ка нусалли уа насджуду, уа илей-ка нас‘а уа нахфиду уа нарджу рахмата-ка Раббана, уа нахафу ‘азаба-ка аль-джидд. Инна ‘азаба-ка ли-ман ‘адейта мульхак)" А после говорил „Аллах велик!" и совершал земной поклон» (аль-Альбани сказал, что цепочка передатчиков хадиса достоверна).

Во-вторых: Предпочтительнее произносить мольбу, которую произносил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а после него его сподвижники. В произнесении мольбы, которая передана от пророка, больше благодати, чем в том, чтобы придумать свою рифмованную форму мольбы. Не исключено, что в выдуманной мольбе могут содержаться смысловые ошибки, или противоречия этикету, которого необходимо придерживаться, обращаясь к Всевышнему Аллаху. Также следовать пророку, да благословит его Аллах и приветствует, произнося мольбу, которая передана от него, безопаснее для человека, так как это отдаляет его от показухи и желания славы.

Аль-Кады ‘Ийад, да помилует его Аллах, сказал: Всевышний Аллах позволил обращаться к Нему с мольбой, и в Книге Своей научил мольбе Свои творения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил мольбе свою общину. В его мольбе есть три составляющие: знание о единобожии, знание о языке и искренность к его общине. Никому не следует отклонять (оставлять) мольбу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в пользу другой. Аль-Мауарди, да помилует его Аллах, в своем труде аль-Хауи аль-кабир (Т. 2. С. 200) сказал: То, что передано от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, любо мне больше, чем любое другое. Но какую бы мольбу человек не произнес в молитве (переданную от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или другую), то этого ему будет достаточно (обе цитаты привел шейх Мухаммад Исма‘иль аль-Мукаддам в своем труде ‘Уду иля хайри-ль-худа (С. 45-46).

Ибн ‘Укайль аль-Ханбали, да помилует его Аллах, указал, что обычно должна произноситься переданная в Сунне форма мольбы. Что же касается дополнения к ней, то это разрешено /рухса/. Он сказал: Предпочтительной /мустахабб/ у нас считается мольба, которую передал аль-Хасан ибн ‘Али от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „О Аллах, веди меня прямым путем…". Хадис известен. И если к нему прибавить ту мольбу, что передана от ‘Умара, да будет доволен им Аллах: „О Аллах, мы просим Тебя о помощи…", то это возможно (Ибн Муфлих. Ан-Нукят ‘аля-ль-мухаррар. Т. 1. С. 89).

Но были ученые, которые строги в отношении добавки к мольбе, переданной от пророка, мир ему и благословение. Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям, да помилует его Аллах, даже сказал: Ничего не должно добавляться сверх того, что говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнося кунут, и ничего не должно убавляться (аль-Фатауа. С. 87). Цитата приведена по ‘Уду иля хайри-ль-худа (С. 45).

В-третьих: Добавить в мольбу что-то сверх того, что передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возможно, если это соответствует ситуации. Канонически это разрешено. В мольбе, которую произносили во время ‘Умара …обращались к Аллаху о благе для мусульман, а после просили прощение за всех верующих.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: Шейх Абу ‘Амр ибн ас-Салях сказал: „Слова тех, кто сказал, что мольба должна быть строго определенной, являются словами опровергаемыми. Таких ученых было меньшинство. Они противоречат мнению большинства сподвижников и большинства ученых. Аль-Кады ‘Ийад передал единодушие ученых в отношении того, что для кунута нет строго определенной мольбы…". Автор „аль-Хауи" сказал: „Кунут будет верным как с мольбой, которая передается в хадисе, так и с мольбой, которая от пророка не передается" (аль-Маджму‘. Т.3. С. 477-478).

В Энциклопедии по фикху сказано: Молящийся может добавить то, что пожелает, из тех видов мольбы, которые разрешено произносить во время молитвы (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 34. С. 64).

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: Если человек добавил к мольбе кунут что-нибудь, то в этом нет ничего плохого, так как это место произнесения мольбы в молитве (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 4. С. 52).

В-четвертых: Необходимо отметить, что добавление своей мольбы к мольбе, которая была передана от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, несмотря на то, что это, согласно мнению большинства ученых, дозволено, не должно становиться обязательным обычаем и постоянно совершаемой действием. Также это не должно превращаться в мольбу, из-за которой человек станет оставлять Сунну и благодать следования пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Также человек не должен уравнивать эти две мольбы и постоянно их совмещать. Напротив, ему следует иногда поступать так, а иногда – этак, в соответствии с ситуацией.

Шейху-ль-ислям Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Нет сомнений в том, что поминание Аллаха /зикр/ и обращение к Нему с мольбой /дуа/ являются одними из лучших видов поклонения. Поклонение зиждется на следовании (Корану и Сунне), а не на нововведении и прихотях. Пророческие мольбы и поминания Аллаха лучшее, что исследователь может найти, а практик может практиковать как соответствующее Шариату, полезное и приносящее результаты поклонение. Результаты, которые невозможно выразить языком, и человек полностью понять не сможет. Мольбы и поминания, кроме этих, могут быть: запретны, нежелательны, в них даже может содержаться многобожие, которое многие люди не замечают. Примеров подобного много.

Никто не имеет права вводить в обязательную практику людей те виды поминания и мольбы, которые не являются Сунной, и представлять их как поклонение, которое люди должны постоянно совершать, подобно пятикратной молитве. Это и является нововведением, которое запретно Аллахом.

Противоположностью этого является мольба, с которой человек иногда обращается к Аллаху. Но при этом он не делает эту мольбу обычаем для других. Такой вид мольбы, если человек считает, что в самом тексте мольбы нет ничего запретного, запрещать права нет. Однако, возможно, в мольбе есть нечто запретное, но человек не подозревает об этом. Подобное случается, когда человек обращается к Аллаху при крайней необходимости, моля Аллаха о помощи.

Предметом запрета является избрание какого-то определенного вида мольбы и постоянное его исполнение. В мольбе, которая закреплена Шариатом, и в поминании, которое Шариатом закреплено, упоминаются все истинно великие цели и просьбы. Выдуманные виды мольбы и поминания не приравняет к мольбе и поминанию, которые были переданы Шариатом, никто, кроме человека незнающего, придерживающегося чрезмерности или нарушающего границы (Шариата)» (Маджму‘-ль-фатауа. Т. 22. С. 511).

В-пятых: Какова величина мольбы кунут? Можно ли по Шариату удлинять её?

Если внимательно прочесть и подумать над хадисом ль аль-Хасана ибн ‘Али, который упоминался выше, то можно понять, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил его мольбе короткой и лаконичной. Её можно произнести за несколько минут. Это указывает, что во время кунута мольбу предпочтительно укорачивать. Человеку стоит использовать те формы мольбы, которые являются универсальными.

В Мугни-ль-мухтадж (Т. 1. С. 369) сказано: В „аль-Маджму‘" аль-Багауи сказал: „Нежелательно /макрух/ удлинять мольбу кунут, как и первое сидение ташаххуд". Аль-Кады Хусейн сказал: „Если он удлинит мольбу кунут более чем обычно, то совершит нежелательный поступок".

Ан-Навави, да помилует его Аллах, указал, что совмещение во время кунута мольбы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с мольбой, которая передается от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, удлиняет время молитвы. Поэтому необходимо ориентироваться на положение людей и знать, что они согласны на это.

Он сказал: Наши сподвижники (шафииты – прим. пер.) сказали: „Мольбу кунут, которая передается от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, желательно совмещать с той, о которой говорилось ранее. Если они будут произноситься обе, то правильнее мольбу ‘Умара отложить напоследок. Есть мнение, что лучше начать с неё. Если человек желает сократить мольбу кунут, то он обходится только первой мольбой. Но желательно совмещать их, если человек молится в одиночку, или является предводителем в молитве среди людей,которые согласны на удлинение и затягивание молитвы. Аллах знает лучше" (аль-Маджму‘. Т. 3. С. 478).

Если совмещение двух вышеупомянутых видов мольбы является некоторым удлинением, то, что же говорить о том, чтобы мольба продолжалась в течение 20 минут? Что же говорить о том, кто проводит в мольбе к Аллаху, (молясь с другими людьми), еще дольше? В наше время предстоятели многих мечетей заботятся только о чтении нараспев для людей. Прибегаем к Аллаху от подобного.

Лучшее, а Аллах ведает лучше, среди всего этого – это срединность. Шариат запрещает приносить трудности людям, особенно, если это происходит каждую ночь.

Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопрос: Некоторые предстоятели мечетей в Рамадан очень удлиняют мольбу. Некоторые укорачивают. Как поступать верно?

Он, да помилует его Аллах, ответил: «Верно – это когда нет ни удлинения, ни излишней краткости. Затягивание молитвы, которое трудно переносится людьми, запрещено. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень разгневался, когда ему сообщили, что Му‘аз ибн Джабаль удлинил молитву, которую совершал со своим народом. Пророк разгневался так, как никогда, и сказал Му‘азу: „О Му‘аз! Ты стал искусителем?!" (аль-Бухари № 6106, Муслим № 465). 

Нет сомнения в том, что затягивание молитвы люди переносят тяжело, а особенно люди слабые. Ведь среди людей могут быть те, у которых есть дела. Они не желают покидать мечеть до предводителя в молитве, но и оставаться на молитве им тяжело. Мой совет братьям, которые являются предстоятелями мечети, чтобы они выбрали нечто среднее между этим и тем. Также, иногда следует оставлять произнесение мольбы, чтобы прихожане не считали её обязательной» (Фатауа ‘уляма аль-балади-ль-харам. С. 152).

В-шестых: Что касается Вашего вопроса о чтении мольбы кунут нараспев, о приукрашивании голоса при этом. Если человек занимается только тем, что учится приукрашивать свой голос, приукрашивает его ради того, чтобы люди тянулись к нему, или, чтобы его мольба стала притчей во языцех, как это происходит сейчас, то это запрещено. Многие предстоятели мечетей поступают таким образом. Они играют поклонением и чувствами людей. Если положение именно таково, то это запрещено и порицаемо. Любой человек, знающий путь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и имеющий здравый смысл найдет это порицаемым и станет отвергать.

Аль-Камаль ибн аль-Хумам аль-Ханафи, да помилует его Аллах, говоря о тех людях, которые во время молитвы повторяли за имамом его слова, чтобы их услышали ряды, стоящие позади, сказал:

«Что же касается тех случаев, которые распространены в этих странах, то не исключено, что это портит молитву. В основном, эта особенность включает в себя удлинение звука буквы „хамза" в словах „Аллах" или „акбар", или удлинение „ба". Все это делаетмолитву недействительной. И даже если там нет удлинения, то (недействительна она) потому, что они преувеличивают и излишне кричат, занимаются следованием ритму, чтобы сделать красивую напевность, а не думают о молитве…

Здесь становится понятно, что они занимаются этим для того, чтобы понравится людям. Если человек скажет: „Дивитесь, дивитесь моему красивому голосу!", то его молитва нарушится. Эти слова, (даже если он их не произносит), следует из его действий, из его чтения нараспев. Я не считаю, что подобное может исходить от человека, который понял смысл молитвы и поклонения!!»

Если подобным образом автор говорил о тех, кто повторяет некоторые фразы в молитве, то, что же говорить о предводителях в молитве, которые занимаются этим внутри молитвы?

Конечно же, после этого он продолжил, говоря: Я также считаю, что рифмами и стремлением к ритму во время мольбы не будут заниматься те, кто понимает смысла мольбы и просьбы. Ведь стремление к рифме и ритму превращает мольбу в некоторую игру. Если предположить, что человек обратиться к правителю с просьбой и станет распевать её, повышать голос и понижать его, то это, несомненно, будет принято за насмешку и игру. Ведь обращаться с просьбой необходимо со смиренностью, а не с распевами! (аль-Камаль ибн аль-Хумам. Фатху-ль-Кадир. Т. 2. С. 225-226).

Что же касается ситуации, когда человек старается сделать голос приятным, без чрезмерности, не изменяя произношение слова, то, очевидно, это не относится к напеванию, которое порицается, и на которое мы указали.

Шейха Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, спросили: Предстоятели некоторых мечетей пытаются затронуть сердца людей и смягчить их. Делают это они это, иногда, посредством изменения голоса во время молитвы тарауих и мольбы кунут. Я слышал, что некоторые люди порицают это. Что Вы скажете об этом?.

На это он, да помилует его Аллах, ответил: «Я считаю, что если это не переходит границ Шариата, и отсутствует чрезмерность, то в этом нет ничего плохого. Поэтому Абу Муса аль-Аш‘ари сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: „Если бы я знал, что ты слушаешь моё чтение, то я бы непременно сделал его приятнее и приукрасил его".

Если некоторые люди украшают свой голос для того, чтобы сердца людей прочувствовали (смысл аятов) и смягчились, то я не вижу в этом беды. Однако преувеличенность в этом: использование этой техники в каждом слове аята, я считаю чрезмерностью, которую допускать не следует. А истинное знание у Аллаха» (Фатауа-ль-балади-ль-харам. С. 153).

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Среда, 22 Мая 2019 г.
Фаджр:3:31
Восход:5:01
Зухр:13:10
Аср:17:30
Магриб:21:20
Иша:22:50

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту