СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (12 Рамадан 1440х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (12 Рамадан 1440х.)
17 Мая
10:30 2019

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Всевышний Аллах связывает пост в Рамадане с высокой целью, к которой надлежит стремиться каждому благоразумному человеку. Эта цель — зарождение в сердцах богобоязненности. «О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы будете богобоязненными» (сура 2 «Корова», аят 183).

Чем больше человек возвышается, увеличивая свою богобоязненность, тем большую награду он получит за свои благие дела. Пост был предписан именно ради этого восхождения по ступеням богобоязненности. И Рамадан — прекрасная возможность для состязающихся за великую награду и спешащих опередить друг друга в совершении благих дел.

Наши праведные предшественники жили богобоязненностью, прекрасно понимая её суть и значение, они освещали ею свою жизнь и оживляли своё поклонение, благодаря чему совершаемые ими благие дела были живыми и одухотворёнными.

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха), упоминая о Рамадане, с радостью говорил сподвижникам о грядущей встрече с этим месяцем. И они ждали его с нетерпением — ведь он приносит с собой столько благословения и благодати, и каждый миг его наполнен милостью Всевышнего.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пришёл к вам Рамадан, благословенный месяц, в который Аллах предписал вам пост. В него отворяются врата Рая, запираются врата Ада, и шайтанов заключат в оковы, и в нём — ночь, которая лучше тысячи месяцев, и кто лишился его блага, тот лишился…»

Наши богобоязненные и праведные предшественники ожидали наступления Рамадана и искренне стремились к тому, чтобы провести его — от начала до конца — с наибольшей пользой. Весь месяц они проводили в поклонении и покорности Всевышнему. Яхья ибн Касир (да помилует его Аллах) рассказывал, что они обращались к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, дай нам дожить до Рамадана, позволь нам провести его благополучно и прими его от нас!»

Полгода они просили Всевышнего о том, чтобы Он позволил им дожить до Рамадана, а потом ещё полгода просили Его о том, чтобы Он принял от них пост и поклонение в прошедшем Рамадане. Эта искренняя готовность встретить благодатный месяц наилучшим образом указывает на то, что в груди каждого из них билось живое сердце. Их сердца восприняли слова Всевышнего о величии этого месяца и приняли наставления Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о том, как следует проводить его.

Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Когда Всевышний позволяет человеку дожить до Рамадана и даёт ему возможность соблюдать пост в этот месяц — это Его великая милость по отношению к нему».

Каковы же наши обязанности перед Рамаданом? И чем же, кроме собственно поста, мы можем наполнить этот месяц милости и прощения?

«Месяц рамадан, в который был ниспослан Коран — верное руководство для людей, [направляющее их к истине], ясные доказательства верного руководства и различение» (сура 2 «Корова», аят 185).

Рамадан — месяц Корана, и ему мы должны посвящать эти благодатные дни по мере своих возможностей. Конечно, мы не сможем посвятить всё наше время Корану, но мы должны постараться уделить ему в Рамадане как можно больше времени и внимания.

Хотя весь Рамадан является наиболее достойным и подходящим временем для чтения Корана и поминания Аллаха, больше всего для этого подходят ночные часы. В это время наши чувства обостряются, и мы лучше воспринимаем читаемое. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уделял огромное внимание Корану по ночам в Рамадане, когда ангел Джибриль (мир ему) приходил к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и повторял с ним Коран. Наши праведные предшественники также уделяли Корану много внимания в ночи Рамадана, выстаивая долгие молитвы и размышляя над аятами Щедрого Господа.

Коран и ночная молитва — наш путь к великой награде в Рамадане. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Кто выстаивал Рамадан с верой и надеждой на награду от Аллаха, тому простятся его прошлые грехи» [Бухари; Муслим]. Иными словами, грехи простятся тому, кто проводил ночи Рамадана в поклонении и молитве, искренне желая получить награду Всевышнего и стремясь приблизиться к Нему.

При этом мало просто стоять и совершать молитву — сердца наши обязательно должны быть преисполнены смирения перед Всевышним. Во время молитвы мы должны помнить о том, что люди будут стоять в Судный день пятьдесят тысяч лет, и для нас это стояние будет тем короче и легче, чем больше времени мы смиренно простаивали в молитве в земной жизни.

Очень важно приступать к поклонению с правильным, искренним намерением. Ведь за все наши дела, совершенные в Рамадане или в другие месяцы года, нам воздастся в соответствии с нашим намерением и надеждой на награду Всевышнего. Об этом говорил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Кто постился в Рамадане с верой и надеждой на награду от Аллаха, тому простятся его прошлые грехи» [Бухари; Муслим].

Говоря о Коране и молитве, невозможно обойти вниманием поминание Аллаха — один из важнейших способов очищения души и приближения к Всевышнему. Благородный сподвижник Му‘аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах), известный своей богобоязненностью, сказал: «Нет лучшего спасения от наказания Аллаха, чем поминание Его». Поэтому верующий должен приучить свой язык к постоянному поминанию Аллаха, чтобы и душа его привыкла к этому.

Рамадан — это уникальная возможность вернуть равновесие и гармонию в нашу ежедневную программу поклонения, чтобы её не разрушили мирские заботы и непредвиденные обстоятельства. В эти дни и ночи верующий может найти достаточно времени для поминания Аллаха. Более того, в Рамадане поминание часто проникнуто особым духом и наполнено особым смирением, чистотой, умиротворением и спокойствием.

Ещё одна существенная деталь, о которой нам следует помнить, — это правильное распределение своего времени. Для того чтобы успеть сделать множество благих дел, нужно использовать каждое мгновение этого благодатного месяца, распределяя дела и поклонение между дневными и ночными часами так, чтобы ничего не упустить и не потерять время напрасно. Поэтому имеет смысл ещё до наступления Рамадана подумать о том, как мы хотим его провести. Разве не удивительно: мы имеем обыкновение планировать выходные или отпуск, но не планируем самый благодатный месяц в году?

Рамадан с его исключительными возможностями для приближения к Аллаху организует верующего и вдохновляет его на полезное времяпровождение. В этом месяце время имеет особую важность и ценность, и кто тратит его понапрасну, тот поступает несправедливо с самим собой. И кто не ценит время в Рамадане, тот ещё меньше ценит его в другие месяцы года. Ведь Рамадан — это жизнь в миниатюре, с известным началом и концом. Жизнь человека предназначена для исполнения определённых обязанностей в определённое время, а всё остальное время — вспомогательное. Оно нужно для сна и удовлетворения естественных потребностей. Рамадан — это та же жизнь, только в уменьшенном виде.

Следующее, о чём всем нам следует задуматься в Рамадане, — наш нрав и моральный облик. Если обретение верующим богобоязненности является одним из следствий соблюдения поста, скрытых от нашего взгляда, то благонравие — одно из его явных следствий, заметных каждому. Мы имеем возможность превратить месяц Рамадан в полноценную и продуманную программу по исправлению собственного поведения и нрава — а ведь у каждого из нас, несомненно, есть над чем работать в этой области.

Условия, которые складываются в Рамадане, и вся обстановка этого благословенного месяца способствуют этому и как раз располагают к подобным действиям: шайтаны закованы, на постящихся нисходит спокойствие и умиротворение от Всевышнего. Всем нам предоставляется бесценная возможность украсить себя новыми прекрасными качествами, а также развить и усовершенствовать те, которые уже есть, и есть надежда на то, что эти качества, закрепившись, останутся в нас и после завершения поста.

Рамадан — это время изменения, исправления и совершенствования на уровне как отдельного человека, так и семьи. Поклонение Господу посредством поддержания родственных связей — одно из самых лучших благих дел, приближающих человека к Всевышнему. Совместные ифтары могут собрать за одним столом не только членов семьи, живущих под одной крышей, но и дальних родственников. Кроме того, Рамадан — отличная возможность примирить поссорившихся и позаботиться о поддержании родственных связей в дальнейшем. Ведь атмосфера радости и благодушия, царящая в этом месяце, располагает к праведности, благочестию, хорошему отношению к людям вообще и к родным и близким в частности.

Кроме того, Рамадан дарит нам возможность заново почувствовать, что все мы — братья и сёстры по вере, ощутить эту уникальную, ни с чем не сравнимую духовную связь, а также продемонстрировать это братство на практике, помогая единоверцам морально и физически, делая им добро, сближаясь с ними и всячески укрепляя узы этого братства.

Что же даёт нам собственно пост в Рамадане?

Пост возвышает человека, заставляя его ставить довольство Аллаха выше своих желаний и потребностей, которые являются неотъемлемой частью человеческой натуры. А это — самая суть воспитания, дающего человеку возможность постоянно укреплять и увеличивать свою веру. Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) говорил: «Пост — это отказ ради Всевышнего Аллаха от удовлетворения естественных потребностей и желаний, которые изначально свойственны нам как людям, и этого нет ни в одном из видов поклонения, кроме поста. Если человек, сильно желая чего-то и имея возможность получить это, оставляет это ради Аллаха, причём там, где его не видит никто, кроме Аллаха, значит, этот человек обладает искренней верой».

Несомненная польза поста — освобождение сердца для поминания Аллаха и размышлений. А чрезмерное вкушение — пусть и дозволенных — мирских благ ожесточает и ослепляет сердце, мешая ему быть живым и здравым. Оно становится беспечным, забывает об Аллахе, лишается мягкости, а также тонкости восприятия.

Немаловажно и то, что, соблюдая пост в Рамадане, богатый начинает осознавать, как велика милость Господа по отношению к нему. Ведь Он даровал ему то, чего лишены многие бедные люди. Страдая от голода и жажды, он начинает понимать, как тяжко приходится тому, кто лишён этих благ — и не несколько часов в день, а вот уже многие месяцы или даже годы. Несомненно, это побуждает его благодарить Аллаха, Который даровал ему то, что он имеет. Кроме того, он вспоминает о необходимости проявлять милосердие к тем, на чью долю выпали тяжкие испытания. И он разделяет их чувства и старается утешить их, отдавая им часть своего имущества.

По отношению к соблюдению поста люди делятся на несколько категорий

Во-первых, это те, кто не считает соблюдение поста в месяц Рамадан обязательным предписанием. Это наихудшее состояние для тех, кто считает себя мусульманином, потому что подобное утверждение выводит человека из Ислама. Даже если человек постится, это не снижает влияния пагубности такого утверждения.

Во-вторых, это мусульмане, которые считают, что соблюдение поста обязательно, но при этом не постятся из-за слабости богобоязненности, из-за лени или нерадивости. В таком случае несоблюдение поста является большим грехом. Таким людям следует сделать покаяние и вернуться к соблюдению предписаний Аллаhа.

В-третьих, это мусульмане, которые не постятся из-за болезни, старческой дряхлости или путешествия. В этом случае разрешено не поститься. Если болезнь носит острый нехронический характер, то после её прекращения следует возобновить соблюдение поста, а после дня праздника надо возместить пропущенные дни поста. То же касается и человека во время путешествия. Если болезнь имеет хронический характер или это старческая дряхлость, и мусульманин не надеется в будущем возместить пост, то он должен выплатить фидия (возмещение) путем накормления одного бедняка за каждый день поста.

Те, кто соблюдает требования поста в отказе от еды, питья и супружеских связей также находятся на разных ступенях. Есть те, кто во время Рамадана говорит неправду, клевету, сплетничает, совершает другие великие грехи. Такие люди ставят под угрозу принятие Аллаhом их поста.

«Передают со слов Абу hурайры (Да будет доволен им Аллаh!), что пророк ﷺ , сказал: «Если во время поста человек не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаhу не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья». (Приводит Аль-Бухари).

Другие соблюдают пост только как тяжелую повинность, а по окончании Рамадана сбрасывают пост как тяжёлую ношу. Если это соблюдение искренне, то такое поведение приемлемо, и, если на то будет Его воля, Аллаh примет такой пост.

Но насколько же лучшими верующими являются те, которые встречают Рамадан с радостью, которые ждут наступления благословенного месяца в течение всего года, которые в конце месяца расстаются с Рамаданом с сожалением и надеждой на награду от Всевышнего. Рассказывают, что сподвижники посланника Аллаhа ﷺ в течение полугода просили Аллаhа принять их пост, а потом в течение последующих полугода ожидали наступления следующего Рамадана. Просим Аллаhа, чтобы мы были в числе тех, кто следует этому примеру.

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Воскресенье, 16 Июня 2019 г.
Фаджр:3:11
Восход:4:41
Зухр:13:14
Аср:17:41
Магриб:21:47
Иша:23:17

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту