22 Ноября- 25 Раби аль-авваль 1441

СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (12 Сафар 1441х.)

Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (12 Сафар 1441х.)
11 Октября
10:30 2019

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Не любит этот мир нашего брата, ох как не любит! Он будто дождь, который проливается на землю, доставляя радость людям. В одних местах проходит обильный ливень, в других — моросящий дождик, а кто-то месяцами страдает от засухи. После дождя земля оживает и набухает, на ней вырастают благоухающие травы и прекрасные цветы, но наступает день, когда былинки и травы высыхают и превращаются в труху, которую уносит ветер.

Всевышний сказал: «Знайте, что ближняя жизнь всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, после которого растения восхищают земледельцев, но потом они увядают, и ты видишь, как они пожелтели, а потом они превращаются в труху» (сура 57 «Железо», аят 20).

Такие притчи нам приводит Всевышний, чтобы мы уразумели их и сделали для себя правильные выводы. Обольщен тот, кто возлагает большие надежды на ближнюю жизнь, кто использует мирские блага для потехи и похвальбы, полагая, что они будут служить ему вечно. Благородный сподвижник Абу Мас‘уд аль-Ансари сказал: «Прижмите к себе этот мир, но — клянусь Аллахом — вы не унесёте с собой в будущую жизнь ни динара, ни дирхема. Вы оставите их на земле или под землёй, как это сделали ваши предшественники. Они боролись друг с другом за них, как боретесь вы, и обманывали друг друга из-за них, как обманываете вы, и вы погубите из-за них вашу религию и мирскую жизнь» [Зухд. С. 188].

Человек слишком влюбчив в этот мир, и многие верующие, ощутив влечение к мирским радостям и удовольствиям, пытаются сбежать от них к Аллаху. Сколько было тех, кто отказывался от сладостей, мяса или белого хлеба! Принося суровые обеты, они возлагали на себя больше того, что требовал от них Всевышний. Кто-то поступал так для усмирения плоти, кто-то опасался, что не сможет отблагодарить Аллаха за эти блага. Будто мы можем отблагодарить Аллаха за сухой хлеб и воду! Или за то, что мы видим, слышим и чувствуем!

Среди людей распространились трогательные истории о том, как наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отказывался от земных радостей. Мол, как-то раз он увидел в своём доме два светильника и сказал: «Клянусь Аллахом, в доме Мухаммада не будет сразу двух светильников». А когда перед ним, мир ему и благословение Аллаха, положили два блюда, он якобы сказал: «Клянусь Аллахом, я не стану есть сразу два блюда». Или же рассказывают, что он сказал: «Я не ем мяса, потому что боюсь, что Аллах не даст мне вкусить его в раю». Всё это не более чем выдуманные предания.

Всевышний не запретил нам пользоваться дозволенными благами, но предостерёг от расточительства и дурных поступков. Он не похвалил тех, кто отрекается от этого мира, но похвалил верующих, «которые трудятся для того, чтобы платить закят» (сура 23 «Верующие», аят 4). И мирская жизнь представляется верующему застенками лишь потому, что на земле много несправедливости и испытаний, от которых сжимается душа, стремящаяся к свету и любви. Но в ещё большей степени мир этот — великая пашня для тех, кто взыскует жизни вечной и довольства Господа.

Как бы мы ни сбегали от этого мира, наш путь к Господу лежит через него, и земные блага — хорошее подспорье для того, кто совершает праведные дела и надеется на вечную жизнь. Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте. Скажи: "Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?" Скажи: "В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в день воскресения они будут предназначены исключительно для них"» (сура 7 «Ограды», аяты 31-32).

Это значит, что земные блага и удовольствия созданы для верующих, а все остальные пользуются ими только потому, что они тоже часть испытания, приготовленного для верующих. В будущей жизни всё будет иначе: там нечестивцы не получат ничего, кроме того, что они приготовили для себя. Но в этом мире богатства достаются как праведникам, так и грешникам, и весь смысл испытания в том, будем ли мы благодарны Господу.

Из достоверной Сунны мы знаем, что земное счастье складывается из четырёх вещей: «праведной жены, просторного жилища, праведного соседа и удобного средства передвижения» (Ибн Хиббан, ат-Табарани). В просторном доме можно воспитать здоровых детей, принимать гостей, проводить встречи с праведными людьми. Одним словом, имея просторный дом, можно лучше поклоняться Аллаху и приносить больше пользы людям. А значит, отказ от такого удобства не есть проявление праведности и благочестия. То же самое относится и к другим дозволенным благам. Если человек пользуется ими правильно, ради обретения милости и прощения после смерти, благодаря Всевышнего и избегая излишества, то он не заслуживает порицания.

Абу Идрис аль-Хауляни сказал: «К отречению от мира приходят не с помощью запрещения дозволенного и не с помощью расточения своего имущества. Поистине, отречение от мира состоит в том, что ты больше полагаешься на то, что находится в руках Аллаха, чем на то, что находится в твоих собственных руках, а когда тебя постигает беда, больше желаешь получить награду за это, чем вернуть обратно утраченное». Это прекрасное высказывание приводится в «Зухде» имама Ахмада.

Научиться держать богатство в руках, не впуская его в сердце, и не расходовать его на ненужную роскошь, а жертвовать на добрые дела, и уповать только на Аллаха, а не на свои возможности, и не обольщаться тем, что даровал тебе Аллах, а оставаться таким же скромным, каким ты был прежде, и не впадать в отчаяние из-за потерь и неудач, а надеяться на награду в будущей жизни — вот что требуется от верующего, и это гораздо важнее и труднее, чем аскетические подвиги.

И пусть этот мир не любит нас, пусть душа наша томится по встрече с Господом и вечному блаженству, мы должны ценить каждый миг, который Всевышний дарует нам на земле. Потому что от нас зависит, будем ли мы бездействовать или будем поклоняться Аллаху и жить так, чтобы наши сердца стали светочем любви и милосердия, наши семьи — престолом добродетели, наши дома и мечети — райскими уголками, наши школы и университеты — крепостью познания, наши улицы и города — цветущими садами, а государства — оплотом мира и справедливости.

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что однажды, когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, беседовал с собравшимися людьми, к нему подошёл какой-то бедуин и спросил: «Когда наступит Судный Час?» Он сказал: «Когда будет погублено то, что вверено сохранить, жди наступления этого Часа». Бедуин спросил: «Как же это будет погублено?» Он сказал: «Когда полномочия будут возложены на тех, кто не достоин этого, жди наступления этого Часа». 

Как часто мы сталкиваемся с теми, кто занимается не своим делом? Заслуживаем ли мы сами той позиции, которую занимаем? Достаточно ли мы компетентны для исполнения возложенных на нас обязанностей? Гонимые собственными амбициями, мы так редко задумываемся над тем, оправдываем ли мы оказанное нам доверие. А ведь этот вопрос затрагивает самые основы нашей веры, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, почти в каждой из своих проповедей говорил: «Нет веры у того, кто не заслуживает доверия, и нет религии у того, кто не выполняет обещанное» (Ахмад). Но это грозное напоминание не останавливает потомков Адама, как не остановило оно их прародителя. 

Всевышний сказал: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались, а человек взялся нести её. Поистине, он очень несправедлив и очень невежественен» (сура 33 «Союзники», аят 72). Осознание этой ответственности за самих себя, за остальных людей и за окружающий мир помогло первому поколению мусульман вырасти в величайшую умму всех времён. Они призывали к добру и первыми совершали то, к чему призывали, и предостерегали от злых деяний, и первыми сторонились того, от чего предостерегали, и поклонялись только Аллаху и не придавали Ему сотоварищей. В мечети и дома, на работе и на службе они старались быть лучшими, и это стремление к совершенству питалось желанием угодить Всевышнему, снискать Его благоволение. Ведь сказано же в хадисе, что «Аллах предписал блюсти совершенство во всём» (Муслим). 

Пожалуй, именно надёжность и доверие лучше всего характеризовали то поколение мусульман. Они были братьями в полном смысле этого слова и были уверены в том, что каждый из них желает другому то же, что он желает самому себе, и придёт ему на помощь, если понадобится. В «Муснаде» имама ат-Тартуси сообщается, что ‘Абдаллах ибн ‘Умар сказал: «Было время, когда никто из нас не считал, что у него больше прав на динар или дирхем, чем у его брата-мусульманина, а сейчас динар и дирхем стали нам дороже, чем наш брат-мусульманин». 

Как же быстро всё изменилось! Ровно так, как сказано в хадисе: «Первое, чего лишатся люди, — это надёжность, а последнее, что останется у них от религии, — это молитва, и будут молящиеся, для которых у Аллаха не будет никакой доли» (ат-Табарани). И если слова Ибн ‘Умара о переживших первую великую смуту полны горечи и сожаления, то что можно сказать о нас, недосчитавшихся лишь больших признаков Судного дня. Исчезли доблесть, доверие и правдивость, а их место заняли низость и предательство. 

И вот уже мусульмане не помогают нуждающимся и не заботятся о слабых, не призывают к благочестию и не удерживают от грехов. Они так увлечены желанием заработать больше и любым путём, что не находят времени для совершения молитвы и не желают делиться своим имуществом с бедняками. Многие из них даже не совершают обязательную молитву, а ведь это — последнее доказательство веры. И всё ради тленных земных благ, ради удовольствий, богатства и власти. 

Но разве деньги и власть могут сделать счастливым того, кто ради них отказался от довольства Аллаха и Его награды? Променяв вечное на преходящее, эти мусульмане обрекли себя на унижение и стали лёгкой добычей для врагов. Они позабыли Аллаха и завет, который они заключили с Ним, а Он заставил их позабыть о самих себе, о том, что приносит им пользу в этой жизни и после смерти. Они были нерадивы к своим обязанностям перед Аллахом, а Он сделал нерадивость их неотъемлемой чертой, которая стала проявляться и в отношениях с людьми и в отношении к работе. И ты видишь, как эти люди тратят своё бесценное время на бесполезные занятия, не прилагают усилий для личностного роста, мало заботятся об укреплении семьи и воспитании детей.

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Пятница, 22 Ноября 2019 г.
Фаджр:7:23
Восход:8:53
Зухр:12:59
Аср:14:45
Магриб:17:05
Иша:18:35

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту