22 Ноября- 25 Раби аль-авваль 1441

СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как совершить Хадж - Мабрур (Безупречный Хадж)

Как совершить Хадж - Мабрур (Безупречный Хадж)
23 Июля
10:06 2019

Многие мусульмане, решившие отправиться в хадж, начинают изучать литературу, связанную с этим столпом Ислама, но часто, находя в книгах множество информации, не могут представить себе точно, как же все-таки совершить хадж. В этой маленькой статье мы хотим коротко объяснить последовательность хаджа со всеми его условиями и обязательными действиями.

1. Мусульманин начинает свое путешествие в хадж с выполнения всех обязанностей, возложенных на него. Если у него есть долги, то ему нужно выплатить их, если нужно попросить разрешения для отъезда, то попросить его, а если он кого-то обидел или оскорбил, то попросить прощения.

2. Желательно выбрать себе богобоязненных спутников, особенно, тех, кто владеет шариатскими знаниями. Совершение хаджа с такими спутниками будет намного лучше и легче.

3. Перед отбытием на хадж необходимо тщательно ознакомиться со всеми его обязанностями и условиями. Ученые указали на то, что это обязательно для всех, кто хочет совершить хадж. Впрочем, эта статья вам в этом поможет, иншаАллах.

4. С момента выезда из дома мусульманину можно вступать в ихрам, также он может отложить это вступление до миката (определенная местность для начала обрядов хаджа). Но будет лучше, если он отложит ихрам до прибытия в микат.

5. Если вы решили вступить в ихрам, будь то в доме или в микате, то сначала следует искупаться, постричь ногти и использовать благовония, а потом надеть одежду ихрама. Эта одежда состоит из двух больших кусков белой ткани. Нижняя часть называется изар, а верхняя – ридаъ. Они не должны быть сшитыми. После этого желательно совершить двухракаатную молитву вступления в ихрам. Она является сунной. Далее желательно повернуться в сторону киблы и сказать: «Ляббайка Ллахумма би хаджджин…», делая намерение вступить в обряды хаджа сердцем. Это если вы намереваетесь совершить хадж. Если же вы хотите сделать умру, то говорите: «Ляббайка Ллахумма би умратин…» Если вы совершите все эти действия, то вы вступите в ихрам и для вас станут запретными следующие вещи:

1. Надевание сшитых вещей.

2. Покрывание головы без уважительной причины.

3. Расчесывание волос, если есть вероятность их выпадения. Если же нет, то это нежелательно.

4. Сбривание, подстригание или выдергивание волос.

5. Стрижка ногтей.

6. Использование благовоний.

7. Охота или убийство наземных животных.

8. Заключение брачного договора, для себя или другого.

9. Половое сношение.

10. Действия, предшествующие половому сношению.

Если вы совершите одно из этих действий, то на вас будет возложен штраф. Кроме случая с половым сношением, потому что оно портит хадж и обязывает выплатить штраф.

6. Женщина во всех этих обрядах подобна мужчине, кроме снятия сшитых вещей. Она остается в своей одежде, но закрывать лицо и кисти рук ей становится запретным. Также она не поднимает голоса при тальбие (Ляббайка…)

7. После того, как вы прибудете к Мекке, вам желательно совершить купание перед входом в этот священный город. Самое лучшее место для этого купания – местность «Зу Тува».

8. Далее входите в Мекку и идете к Каабе совершить таваф аль-кудум (приветственный таваф), если вы выполняете обряды хаджа. Если же вы выполняете обряды умры, то вы совершите таваф аль-умра. Начинать обход Каабы (таваф) нужно с черного камня. Если не можете подойти к нему, то желательно целовать руку и подминать в сторону черного камня, а если можете подойти, то сунна является поцеловать его. Но только в этом случае вам будет необходимо поднять голову и отойти чуть назад, чтобы не попасть телом за границы Каабы.

9. Далее следует продолжить обход вокруг Каабы против часовой стрелки, повернувшись к ней левым боком. И каждый раз, когда вы будете доходить, заканчивая круг, до черного камня, это будет считаться одним обходом. Таких кругов нужно будет совершить семь.

Мусульманину, совершающему обход вокруг Каабы, необходимо прикрыть аврат и находиться в состоянии малого и полного омовения, так как таваф подобен молитве. Если во время обхода омовение нарушится, то необходимо совершить его и дополнить оставшиеся круги. Также необходимо быть вне границ Каабы. Если пройти через «хиджру Исмаиля» (она ограждена меленьким забором), то этот круг не засчитается, так как «хиджра Исмаиля» находится внутри Каабы.

Для мужчин во время совершения тавафа, после которого последует сай, желательно оголить всю правую руку и пройти три первых круга легкой пробежкой. Остальные четыре круга пройдут обычной походкой. Женщинам этого делать не надо. Также желательно делать таваф вблизи от каабы на расстоянии приблизительно трех метров, если этим вы не помешаете и не создадите неудобств другим мусульманам.

10. После окончания обхода вокруг Каабы желательно совершить молитву-сунна позади «макам аль-Ибрахим». Далее желательно подойти и поцеловать черный камень или указать рукой в его сторону, после чего вы отправитесь для совершения других обрядов хаджа.

11. Теперь, выйдя из мечети, вы подниметесь на холм Сафа и начнете совершение сай (обход между двумя холмами). Стоит отметить, что начинать сай необходимо именно с Сафа. Перед совершением сай желательно прочитать мольбы, указанные в книгах. Далее вы начнете идти в сторону горы Марва, пока не дойдете до зеленого указателя. С этого места желательно начать легкий бег до следующего зеленого указателя, после чего обычной ходьбой вы дойдете до Марвы. Это будет считаться одним обходом. Потом вы также пойдете обратно в сторону холма Сафа, а когда дойдете, это будет считаться вторым обходом. Таких обходов необходимо совершить семь. Что касается легкого бега при сай, то он желателен для мужчин, но не для женщин. Также необходимо заметить, что сай не совершается кроме как после приветственного или обязательного тавафа.

12. После этого желательно остаться в Мекке до восьмого дня месяца зуль хиджа. Этот день называется «явму т-тарвия». В этот день всем паломникам желательно направиться в долину Мина, для того чтобы переночевать там. После рассвета следующего, девятого дня месяца зуль хиджа, паломнику необходимо направиться в долину Арафат. Желательно не заходить в долину кроме как после полудня. Сунной считается остаться в местности «намира» до обеденного намаза и совершить её там, объединив обеденную и послеобеденную молитвы.

13. Далее, после полудня, вы входите в долину Арафат и останетесь там до захода солнца. Во время стояния в долине желательно больше поминать Аллаха, просить прощения грехов для себя и своих близких. Стояние на Арафат является обязательной составной хаджа, без которой обряды хаджа не будут засчитаны. Чтобы стояние на Арафат было действительно, необходимо находиться там хотя бы на мгновенье между полуднем и рассветом десятого дня.

Стояние на Арафате является одним из столпов хаджа, без которого последний считается недействительным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Хадж - это стояние на Арафате" (Абу Дауд и Тирмизи).

День стояния на Арафате - это лучший из тех дней, когда над землей встает солнце. В этот день все паломники направляются к Арафату. В этот великий день от восхода до заката мусульмане стоят на Арафате, и Аллах хвалится ими перед ангелами. В "Сахих Муслим" приводится хадис Айши, да будет доволен ею Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Никогда Аллах так не избавляет Своих рабов от Огня, как в День стояния на Арафате. Он приближается, затем хвалится ими перед ангелами, говоря: "Что они хотят?!"

В соответствии с сунной перед полуденным намазом паломнику следует остановиться у мечети Намира, если есть такая возможность.

С наступлением времени полуденного намаза имам читает проповедь, наставляя и увещевая людей, затем проводит с паломниками полуденный и дневной намазы, совершая их последовательно один за другим по два рак'ата каждый, возгласив один общий азан и два икамата - по одному перед каждым намазом, - как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Никакие другие намазы ни до полуденного и дневного намазов, ни между ними, ни после них не совершаются.

После намаза паломник должен удостовериться в том, что он расположился внутри границ Арафата.

В этот благословенный день паломники должны избегать ошибок, всего греховного и недостойного, чтобы не лишать себя награды, которую Аллах дарует в этот великий день.

Наиболее распространенные ошибки

В день стояния на Арафате многие паломники совершают ошибки, от которых необходимо предостеречь. Некоторые паломники останавливаются вне границ Арафата и не покидают своих мест до полного захода солнца, отправляясь к Муздалифу уже затемно. Такой хадж считается недействительным.

Некоторые паломники покидают Арафат до начала захода солнца. Этого делать нельзя, потому что это не соответствует тому, что делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Некоторые паломники теснят друг друга и толкаются, поднимаясь на гору Арафат, добираются до самой вершины, обтирают свое тело руками, которыми они трогали гору, и совершают там намаз. Все это нововведение (бид'ат) и абсолютно ни на чем не основано. Кроме того, такие действия паломников становятся причиной серьезных травм и повреждения здоровья.

Другой распространенной ошибкой является то, что паломники поворачиваются в сторону горы Арафат, когда обращаются к Аллаху с мольбами. В соответствии с сунной при обращении к Аллаху с мольбами следует поворачиваться в сторону Киблы.

14. После захода солнца дня Арафат все паломники направятся в долину Муздалифа. Когда вы дойдете до долины Муздалифа, вам следует совершить вечерний и ночной намазы, объединив их и укоротив ночной намаз. Эти намазы вам нужно совершить во время ночного намаза. Там необходимо оставаться до полуночи, а если выйти до наступления полуночи, то необходимо будет отдать штраф в виде зарезанной барашки. Желательно остаться в долине Муздалифа до утреннего намаза, собрать там камни для бросания, просить у Аллаха в местности «аль-машъар аль-харам» и стоять у нее. Все это является сунной.

Прибыв в долину Муздалифа, некоторые паломники начинают совершать ошибки, от которых необходимо предостеречь. Некоторые паломники уходят собирать камешки, не совершив вечерний и ночной намазы.

Некоторые паломники считают, что камешки можно собирать только в Муздалифе. Некоторые паломники моют собранные камешки, но никаких сведений о том, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал это, у нас нет.

В соответствии с сунной паломники проводят эту ночь в Муздалифе и там же совершают утренний намаз. Однако женщинам, слабым старикам, детям и тем, кто их сопровождает, разрешается покинуть Муздалифу и отправиться в Мину уже после полуночи. Желательно, чтобы паломник после утреннего намаза некоторое время постоял на Заповедном месте рядом с горой (где в настоящее время располагается Муздалифская мечеть) или в любом другом месте в Муздалифе, повернувшись в сторону Киблы, вознося хвалу Аллаху, произнося слова поминания Аллаха (зикр) и обращаясь к Нему с мольбами, а незадолго до восхода солнца направился в Мину.

По пути в Мину паломнику следует собрать семь небольших камешков размером чуть больше гороха, чтобы потом бросить их в Большой джамрат (Джамрат аль-акаба). Остальные камешки следует собирать уже в Мине.

Так, паломник с благословения Аллаха продолжает свой путь в Мине, повторяя слова тальбиййи и часто поминая Аллаха: "Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни'мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шариика ляк(а)!"

(Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!)

15. Далее паломники вернутся в долину Мина, для того чтобы исполнить еще одно обязательное действие – бросание камней. Когда паломник прибывает в Мину, он сразу же идет к Большому джамрату (Джамрат аль-акаба), который находится рядом с Меккой.

Дойдя до Большого джамрата, паломник перестает повторять слова тальбиййи и делает следующее:

1. Последовательно, один за другим, бросает в Большой джамрат семь камешков, каждый раз произнося: "Аллаху Акбар!"

2. Приносит в жертву животное, если он должен это сделать, ест мясо жертвенного животного сам и раздает его бедным.

3. Сбривает или подстригает волосы на голове. Сбривание волос для мужчины предпочтительнее. Женщина же подстригает свои волосы на длину фаланги пальца.

Это наиболее предпочтительная последовательность действий в этот день. Но если паломник изменит эту последовательность, то не беда.

16. После бросания камней паломнику желательно зарезать жертвенное животное, если оно у него есть. Это желательно сделать после восхода солнца праздничного дня в долине Мина с намерением приблизиться к Всевышнему Аллаху.

17. Далее нужно побрить волосы или укоротить их. Для мужчин желательным является бритье головы, а для женщин — подстригание. Это также является необходимым действием хаджа. После этого паломник завершает начальный этап обрядов хаджа и для него становятся дозволенными все действия, которые были запретны во время ихрама, кроме половой близости.

18. Завершив эти обряды, вы отправитесь в Мекку для совершения «таваф аль-ифада», который также является обязательной составной хаджа. Его время начинается с полуночи, но можно совершить этот таваф в любое время трех дней ташрика. Далее вы совершите сай, если не совершили его после приветственного тавафа. Теперь, если вы совершили бросание камней, бритье или стрижку волос, совершили таваф аль-ифада и сай, то вы завершили все обряды хаджа. С этого момента для паломника становится дозволенным все, что было запретно при ихраме, вплоть до заключения брачного договора и близости.

19. Далее вам необходимо вернуться в долину Мина, чтобы остаться там на ночлег. Ночевка в Мина также обязательна. Если не остаться там на ночлег, то необходимо будет выплатить штраф в виде жертвенного барашка.

После обеденного намаза наступает время бросания камней. Сначала нужно бросить семь камней в месте «джамратуль уля», далее семь камней в месте «джамратуль вуста», а потом семь камней в месте «джамратуль акаба». Такой порядок обязателен.

20. Далее остаетесь на ночлег в долине Мина во второй день. А после обеденного следующего дня опять наступает время бросания камней. И также необходимо бросать камни в «джамратуль уля», «джамратуль вуста» и «джамратуль акаба».

Если бросить эти камни в этот второй день, то вам уже можно, поспешить отправиться в Мекку. На этом все обряды хаджа завершаются. Если вы хотите уйти во второй день, то вам необходимо уйти до захода солнца. Но все же, желательно провести в долине Мина и третий день для бросания камней.

При прибытии в Мекку желательно выпить воду зам-зам и сделать дуа.

Если после этого вы хотите отправиться домой, то вам необходимо сделать прощальный таваф и после этого отправиться на родину. На этом вы завершили свой хадж.

Пусть Аллах примет ваш хадж, молитвы и мольбы!

Использованные сточники: 1) «Аль фикхуль манхаджий»; авторы: Доктор Мустафа аль-Хинн, доктор Мустафа аль-Буга, Шейх Али Аш-Шарбаджий. 2) «Аль-Муътамад», автор: Мухаммад Аз-Зухайли.

Все обряды хаджа, описанные в данной статье, соответствуют мнениям ученых шафиитского мазхаба.

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Некоторые правила совершения Хаджа

1. Паломник должен иметь искреннее намерение совершить хадж или малое паломничество ('Умру) ради Всевышнего Аллаха, чтобы стать ближе к Нему. Он не должен стремиться извлечь из этой поездки какие бы то ни было мирские блага, не должен иметь намерение похвалиться или заслужить звание хаджия, не должен совершать паломничество напоказ или ради славы.

2. Отправляясь в путь, желательно составить завещание относительно своего имущества и долгов, вернуть вверенные на хранение вещи или попросить разрешения оставить их у себя, ведь жизнь и смерть - всё в руках Всевышнего Аллаха.

3. Покаяние в грехах, раскаяние в том, что было, и намерение впредь не повторять былых ошибок.

4. Паломник должен вернуть людям то имущество, которое он несправедливо присвоил, или попросить прощения, если обидел кого-то.

5. Паломник должен совершить хадж и малое паломничество ('Умру) на средства, полученные дозволенным путем, потому что Аллах благой, и Он не принимает ничего, кроме благого.

6. Паломнику следует отстраняться от любых грехов, он не должен причинять людям неприятности своими словами или делами, теснить других паломников, создавая им неудобства, распространять клевету и сплетни, спорить со своими товарищами и другими людьми, кроме как по-доброму, не должен лгать и говорить об Аллахе то, чего он не знает.

7. Паломник должен уяснить все правила совершения хаджа и малого паломничества ('Умры).

8. Паломник должен соблюдать все религиозные обязанности, самой главной из которых является общий намаз в установленное время. Ему также следует чаще читать Коран, взывать к Аллаху, произносить слова поминания Аллаха (зикр), делать людям добро, помогать нуждающимся, проявлять благосклонность к мусульманам, раздавать милостыню беднякам, побуждать людей к добру и удерживать их от зла.

9. Отправляясь в путь, желательно выбрать себе праведного и благочестивого спутника.

10. В пути паломник должен проявлять благонравие, которое подразумевает терпение, снисходительность, доброту, мягкость, кротость, отсутствие спешки при принятии решения, скромность, щедрость, благородство, справедливость, милосердие, верность, богобоязненность, терпимость, благонадежность, стыдливость, правдивость и благодетельность.

11. Паломнику следует наказать своей семье проявлять богобоязненность, ибо это - наказ Всевышнего Аллаха прежним и будущим поколениям людей.

12. В пути желательно чаще повторять слова мольбы (ду'а) и поминания Аллаха (зикр), которые произносил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, например, слова мольбы, произносимые при отправлении в путь, и слова мольбы, произносимые при посадке на транспорт.

Ихрам

Ихрам - это первое, что необходимо сделать во время хаджа или малого паломничества ('Умры).

Ихрам - это намерение приступить к обрядам хаджа. Входить в состояние ихрама с намерением совершить малое паломничество ('Умру) можно в любое время в течение года, а с намерением совершить хадж в определенные для хаджа месяцы: Шавваль, Зу-ль-ка'да и первые десять дней месяца Зу-ль-хиджжа.

Хадж и малое паломничество ('умра) начинаются с вхождения в состояние ихрам в специально определенном для этого месте - микате.

Когда паломник прибывает в микат по суше (на автомобиле и т.п.), первым делом он должен совершить полное омовение (гусль) и умаститься благовониями, если есть такая возможность. Если же такой возможности нет, то полное омовение (гусль) можно не совершать.

Затем паломник надевает специальную одежду ихрам, которая состоит из двух кусков белой чистой ткани, используемых в качестве набедренной повязки и накидки. Специальной женской одежды ихрам нет, поэтому женщина может одевать любую не облегающую ее тело одежду красного, зеленого, синего или любого другого цвета, но без украшений.

Затем паломник делает намерение войти в состояние ихрам, чтобы выполнить обряды малого паломничества ('Умры) или хаджа, произнося следующие слова: Совершающий малое паломничество ('Умру): "Ляббайка 'умратан" (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'Умру).

Совершающий Хадж таматту': "Ляббайка 'умратан мутаматти'ан биха иля-ль-хаджжи". (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'умру, дабы затем выполнить обряды хаджа).

Совершающий Хадж кыран: "Ляббайка 'умратан ва хаджжан". (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить 'Умру и хадж).

Совершающий Хадж ифрад: "Ляббайка хаджжан". (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить Хадж).

Эти слова тальбиййи фактически являются заявлением паломника о том, что он приступил к совершению малого паломничества ('Умры) или хаджа.

Когда паломники прибывают по морю или по воздуху, капитан обычно объявляет пассажирам о том, что скоро они будут проплывать или пролетать мимо миката. Когда корабль или самолет достигает этого места, паломники приступают к совершению обрядов 'Умры или хаджа и начинают повторять слова тальбиййи.

В этом случае не возбраняется, если паломник наденет ихрам еще дома, а уже на корабле или в самолете, проплывая или пролетая мимо миката, просто начнет повторять слова тальбиййи, что и будет для него началом малого паломничества ('Умры) или Хаджа.

Мужчины произносят слова тальбиййи вслух, а женщины - про себя.

До облачения в одежду ихрам надо следует сделать следующее:

1. Подстричь ногти и усы, сбрить волосы подмышками и в области паха.

2. Полностью помыться, если есть такая возможность. Если же такой возможности нет, то полное омовение (гусль) можно не совершать. Это является сунной для мужчин и для женщин, даже если у женщины в это время начались месячные или послеродовое кровотечение.

3. Мужчине следует снять с себя всю шитую одежду и облачиться в ихрам.

4. Женщине следует снять чадру и перчатки и накрыть голову и лицо покрывалом, чтобы уберечь себя от взора посторонних мужчин; и ничего страшного, если покрывало будет касаться ее лица.

5. После омовения мужчине следует умастить свое тело благовониями, но так, чтобы эти благовония не попали на одежду ихрам. Женщине следует душиться так, чтобы от нее не пахло.

6. Выполнив все вышеперечисленное, паломник делает намерение совершить малое паломничество ('Умру) или Хадж. После такого намерения паломник считается вошедшим в состояние ихрам, даже если он ничего не произнесет вслух. Если войти в состояние ихрам он вознамерится после совершения обязательного намаза, то это хорошо, но если это будет другое время и он выполнит намаз в два рака'та в виде сунны после омовения, то тоже не беда. Если он совершает Хадж или малое паломничество ('Умру) от имени другого человека, то он соответственно делает намерение совершить хадж от его имени и говорит: "Ляббайка-Ллахумма 'ан фулян...". (О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить... от имени такого-то).

Специального намаза для вхождения в состояние ихрам нет.

Слова тальбиййи: "Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни'мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шариика ляк(а)!" (Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!)

Время произнесения слов тальбиййи: 

При совершении малого паломничества ('Умры) - с момента вхождения в состояние ихрам и до начала обхода Ка'бы {таваф).

При совершении хаджа - с момента вхождения в состояние ихрам и до начала бросания камешков утром в день праздника.

Места для облачения в ихрам (микаты)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил пять мест для облачения в ихрам, которые называются микатами, и каждый паломник должен входить в состояние ихрам только в них.

Эти микаты следующие:

Зу-ль-Хулейфа - микат для жителей Медины и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Его современное название - Абъяр Али. 450 км до Священной Мекки.

Аль-Джухфа - микат для жителей Сирии, Марокко, Египта, и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Он располагается вблизи города Рабех, поэтому современные паломники надевают ихрам в самом Рабехе. 183 км до Священной Мекки.

Карн аль-Маназиль - микат для жителей Неджда и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Его современное название - ас-Сайль аль-Кабир. 75 км до Священной Мекки.

Ялямлям - микат для жителей Йемена и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. Сейчас паломники надевают ихрам в ас-Садиййи. 92 км до Священной Мекки.

Зат Ирк - микат для жителей Ирака и тех паломников, которые прибывают с этой стороны. 94 км до Священной Мекки.

Паломнику запрещается миновать микат, не войдя в состояние ихрам. Если он минует его и намеренно не войдет в состояние ихрам, то ему надлежит вернуться и сделать это. В противном случае, он должен принести в жертву барана на территории Мекки и раздать мясо жертвенного животного беднякам.

Это микаты предназначены] для жителей этих мест, а также для других людей, которые проезжают через них с намерением совершить хадж или малое паломничество ('Умру) (аль-Бухари и Муслим).

Жители Мекки и те, кто в ней временно проживает, входят в состояние ихрам с намерением совершить хадж в самой Мекке, а с намерением совершить малое паломничество ('Умру) - за ее пределами, например, в ат-Тан'име.

Что касается тех людей, которые проживают вблизи миката, то они облачаются в ихрам в своих домах или там, где у них возникнет намерение совершить хадж.

Запреты, обусловленные состоянием ихрам

Вошедшему в состояние ихрам запрещается:

- Стричь или удалять волосы, подстригать ногти. Если же паломник, находясь в состоянии ихрама, сделает это по забывчивости или по незнанию или случайно сломается ноготь, то нет в том греха.

- Паломнику в состоянии ихрама запрещается применять все виды парфюмерии для тела или одежды. Нет ничего страшного в остатках тех благовоний на теле паломника, которые он использовал до облачения в ихрам, но если благовония попали на одежу, то их необходимо смыть.

- Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, мужчина это или женщина - никому не разрешается охотиться или оказывать какую-либо помощь в охоте на территории Харама (Мекки).

- Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, не разрешается вырубать дикорастущие деревья или рвать зелень на территории Харама (Мекки), если они специально не посажены человеком.

- Любому мусульманину, независимо от того, в ихраме он или нет, разрешается поднимать найденные на территории Харама (Мекки) деньги, золото, серебро и т.п. только для того, чтобы уведомить людей о своей находке и найти владельца.

- Паломнику в состоянии ихрама запрещается свататься, жениться, сватать или женить кого-то другого, а также иметь супружескую близость. Усман, да будет доволен им Аллах, передает, что пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Человеку в состоянии ихрама запрещается жениться, женить кого-то другого и свататься". (Муслим)

- Женщине в состоянии ихрама запрещается надевать перчатки и закрывать лицо. Но если рядом с ней присутствуют посторонние мужчины, то она закрывает свое лицо так же, как в обычные дни.

- Мужчине в состоянии ихрама запрещается прикрывать голову одеждой ихрам или надевать головной убор. Если он сделает это по забывчивости или по незнанию, то ему следует снять с головы, как только он вспомнит или узнает о запрете, и на нем не будет греха.

- Мужчине в состоянии ихрама запрещается надевать шитую одежду (рубашку, брюки и т.п.) и закрытую, имеющую задник обувь. Тому, кто не сможет найти набедренную повязку (изар) или открытые сандалии, разрешается одевать брюки и закрытую обувь.

Паломнику в состоянии ихрама разрешается

- Надевать часы.

- Надевать наушники.

- Надевать перстень. Надевать открытые сандалии.

- Надевать очки. Надевать ремень или повязывать пояс.

- Пользоваться солнечным зонтом.

- Прятаться от солнца в автомобиле. Носить на голове вещи. Носить на голове циновку.

Кроме того, разрешается:

- Перебинтовывать раны,менять и стирать одежду ихрам.

- Мыть голову и тело. Если при этом выпадет волос, то не будет в том греха.

Если паломник в состоянии ихрама по забывчивости или по незнанию покроет чем-либо свою голову, то он должен снять с головы, как только вспомнит или узнает о запрете, и на нем не будет греха.

СТОЛПЫ ХАДЖА

По ханафитскому мазхабу:

  1. Ихрам.
  2. Стояние на Арафате.
  3. Обход вокруг Каабы (таваф аль-Ифада).

По шафиитскому мазхабу:

  1. Ихрам.
  2. Стояние на Арафате.
  3. Обход вокруг Каабы (таваф аль-Ифада).
  4. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва.
  5. Сбривание или подстригание волос на голове.

ВИДЫ ХАДЖА

Существует три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности Хаджа:

  1. Аль-Ифрад, совершение только Хаджа, без Умры.
  2. Ат-Таматту, совершение сначала умры, а потом и Хаджа, по отдельности.
  3. Аль-Кыран, совершение Умры и Хаджа в совмещенном виде.

Наиболее предпочтительный вид — Ат-Таматту. Этот способ совершения хаджа рекомендовал своим сподвижникам Пророк Мухаммад, (салляллаху алейхи ва саллям). Хадж ат-Таматту подразумевает совершение в течение обозначенных месяцев Хаджа сначала обрядов Умры (малого паломничества), а затем Хаджа (основного). Паломнику, совершающему Хадж Ат-Таматту, надлежит принести в жертву животное. Тот, кто не в состоянии совершить жертвоприношение, соблюдает пост в течении трех дней во время Хаджа и семи дней по его окончании.

КАК СОВЕРШИТЬ ХАДЖ ТАМАТТУ

Ихрам. Мужчина должен снять всю одежду и надеть два куска белой материи, которую называют ихрам. Также ему следует надеть тапочки. Для женщин ихрамом является обычная одежда соответствующая Шариату. Ихрам следует надевать в состоянии омовения.

Намерение. Паломники, следующие в Мекку наземным транспортом, одеваются в ихрам и делают намерение на месте в микате. (О нахождении миката должен сообщить руководитель группы).

Паломники, следующие в Мекку воздушным транспортом, делают намерение для хаджа над микатом. За 15 минут до нахождения над микатом и во время пересечения точки микат пилот объявляет об этом паломникам, и при необходимости, его объявление переводят на русский язык руководители групп. Намерение достаточно сделать в сердце, но лучше выразить и словами:

اللهم لبيك عمرة «Аллахумма ляббейка умратан»

После намерения совершить умру на протяжении всего паломничества мужчинам громко, а женщинам про себя рекомендуется повторять тальбийю:

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

Ляббайка-Ллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни ’амата ляка ва-ль-мульк, ля шарика ляк! (Вот я перед Тобой, о, Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!)

После прибытия в Мекку размещения и кратковременного отдыха, паломнику следует отправиться в мечеть аль-Харам к Каабе для совершения Умры. Вначале совершают Таваф (семикратный обход вокруг Каабы).

Таваф начинают и заканчивают в месте, отмеченном черной линией и светящимся зелёным знаком на стене мечети. В начале каждого круга паломник приветствует Черный Камень правой рукой и поворотом головы со словами:

بسم الله الله أكبر    

«Бисмиллях, Аллаху Акбар!»

Во время тавафа первые три круга правое плечо должно быть открыто, а левое закрыто ихрамом:

Во время тавафа следует обращаться к Всевышнему с просьбами и дуа, можно читать Коран. В конце каждого круга между Йеменским Углом и Черным Камнем паломник говорит:

رَبَّنَا ءَاتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِنَا عَذَابَ النَّارِ

Раббана! Ати-на фи-д-дунья хасанатан ва Фи-ль-ахирати хасанатан, ва кына ’азаба-н-нар!

(Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги нас от мучений Ада!)

Если паломник сомневается, сколько кругов он совершил, например, сделал ли он три или четыре круга, то продолжает, считая с трех, то есть с того числа, в котором он уверен.

После окончания тавафа паломник совершает намаз в два раката по возможности в месте «Макам Ибрахим», но если это будет препятствовать совершению тавафа другими паломниками, можно совершить этот намаз в любом месте мечети. Согласно Сунне, в первом ракате читают суру «аль-Кафирун», во втором – «аль-Ихляс».

Затем паломник отправляется в сторону холма ас-Сафа, попив по дороге воду Замзам.

На ас-Сафа следует читать аят:

إِنَّ الصَّفَا وَ الْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلاَ جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا

(Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха. Тому, кто совершает Хадж к Дому или Умру, дозволено обойти их. И кто изберет добро по собственному почину, [пусть знает], что Аллах — Воздающий по заслугам и Знающий). (Сура «Алъ-Бакара». аят 158).

И, обратившись в сторону Каабы читать дуа:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ وَ هُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَحْدَهُ، أَنْجَزَ وَعْدَهُ، وَ نَصَرَ عَبْدَهُ، وَ هَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ

Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляху-ль-мульку, ва ляху-ль-хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вахдаху, анджаза ва ’даху, ва насара ’абдаху ва хазама-ль-ахзаба вахдах!

(Нет бога, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он Всемогущ! Нет бога кроме Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил (вражеские) племена!)

Потом паломник начинает Са’й - движение от холма ас-Сафа в сторону холма аль-Марва и обратно. Между отрезками пути, отмеченными зелёным светом, мужчинам следует ускорять шаг. Дойдя до аль-Марвы паломник обращается в сторону Каабы, и повторяет аят и дуа, прочитанные на ас-Сафе (см. выше). Затем паломник снова возвращается к ас-Сафе и читает упомянутые аят и дуа. Так повторяется семь раз. Путь от от ас-Сафы до аль-Марвы считается одним отрезком, а обратно – другим. Таким образом получается, что паломник заканчивает Са’й в аль-Марве, дойдя до неё в четвёртый раз. На протяжении всего обряда желательно читать дуа, священные аяты и зикры. Дойдя до аль-Марвы в последний, седьмой раз, паломник, уже не читая вышеприведённые аят и дуа, может покинуть ас-Сафу и аль-Марву. Са’й считается завершённым, и паломнику можно совершить обряд укорачивания волос. Мужчины стригут волосы или бреют голову, женщинам достаточно состричь прядь волос длиной с палец.

На этом Умра считается совершенной, и паломник может снять ихрам и носить обычную одежду до 8-го дня месяца Зуль-Хиджа (дня тарвия).

8-го дня месяца Зуль-Хиджа начинается следующий этап Хаджа. В месте проживания в Мекке паломник одевает ихрам (выполняя те же действия, что и в первый раз: полное омовение, стрижка ногтей и т.д.) и отправляется в Мину. Там он размещается в одной из палаток для паломников. В Мине намазы аз-Зухр, аль-Аср и Магриб и аль-Иша совершают в сокращенном виде в два раката, но во времени не соединяют.

9-ый день Зуль-Хиджы, в день Арафа, после утреннего намаза паломник отправляется из Мины в долину Арафа. Пребывание в долине Арафа 9-го числа месяца Зуль-Хиджа считается обязательным и главным условием Хаджа. В этот день намазы Аз-Зухр и аль-Аср сокращают и соединяют, совершая их во время аз-Зухр. В день Арафа до захода солнца паломнику следует оставить мирские дела и посвятить всё это время поклонениям, чтению Корана, дуа, зикров. Также следует помнить, что в этот день в долине Арафа одновременно находится почти четыре миллиона паломников. Поэтому важно проявлять максимальную организованность и следовать указаниям руководителей, чтобы не потеряться и не отстать от своей группы.

После захода солнца паломников доставляют в долину Муздалифа. Следует особо отметить, что ожидать подачи транспорта лучше в палатках, и выходить на посадку только по приглашению руководителей. Паломникам следует соблюдать спокойствие и достоинство, пропускать пожилых и женщин вперед, помогать им при посадке в транспорт.

В Муздалифе паломники совершают намаз совмещая аль-магриб и аль-иша во время аль-иша, при этом намаз аль-иша сокращают до двух ракатов. Намаз аль-магриб и аль- иша в Муздалифе желательно совершить сразу по прибытию, не откладывая. Если паломник по дороге в Муздалифу задержится, то ему разрешается совершить эти намазы в пути. В Муздалифе следует собрать камешки для обряда бросания камней (49-70 шт). Размер камешков указан на рисунке.

После утреннего намаза или полуночи паломники возвращаются в Мину. 

В этот день мусульмане во всем мире встречают благословенный праздник Курбан, радуясь той милости, которую им оказал Аллах, и принося в жертву животных, дабы стать ближе к Всевышнему Аллаху.

Бросив камешки в Большой джамрат, паломник начинает повторять праздничный такбир: "Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля иляха илля-Ллах! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ва ли-Лляхи-ль-хамд!" (Аллах Превелик! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Нет бога, кроме Аллаха! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Хвала Аллаху!)

Во время бросания камешков паломники допускают много ошибок. Некоторые паломники считают, что они побивают шайтанов, поэтому, бросая камешки, гневно ругают их. Но обряд бросания камешков установлен только для того, чтобы помянуть имя Аллаха. Некоторые паломники бросают большие камни, обувь, деревяшки и т.п. Это - проявление чрезмерности, от которой предостерегал нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Стремясь пройти к джамрату, паломники толкают друг друга и создают давку, в которой погибают люди. Это - серьезная ошибка, ибо паломник должен обращаться со своими братьями по-доброму, а также стараться, чтобы камешек упал внутрь кольца, и неважно, попал он в столб или нет.

Некоторые паломники одним броском бросают все камешки сразу, но это засчитывается им только как один брошенный камешек. Камешки необходимо бросать последовательно, один за другим, каждый раз произнося: "Аллаху Акбар!"

Бросив камешки в Большой джамрат и сбрив или укоротив волосы на голове, паломник частично выходит из состояния ихрам. Теперь ему разрешается всё, кроме супружеской близости.

Бросание камешков в джамраты

1. Прибыв утром в день праздника в Мину, тебе следует сделать следующее:

Поспеши бросить семь камешков в Большой джамрат - и только в Большой! - каждый раз произнося: "Аллаху Акбар!".

2. На протяжении трех дней Ташрика бросай камешки во все три столба: Малый джамрат (аль-Джамрат ас-сугра), Средний джамрат (аль-Джам-рат аль-вуста) и Большой джамрат (Джамрат аль-акаба). В каждый джамрат следует бросать по семь камешков, каждый раз произнося: "Аллаху Акбар!"

Обход Ка'быв в день заклания жертвы (таваф аль-ифада)

Обход Ка'бы в день заклания жертвы {таваф аль-ифада) - это один из столпов хаджа, без которого последний считается недействительным.

Бросив камешки в Большой джамрат утром в день праздника, паломник направляется в Мекку, чтобы совершить обход Ка'бы (таваф аль-ифада) и са'и между Сафой и Марвой, если он совершает хадж таматту'. Кроме того, если паломник, совершающий хадж ифрад или кыран, не исполнил обряд са'и после обхода Ка'бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум), то ему также необходимо сделать это после обхода Ка'бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада). Обход Ка'бы (таваф аль-ифада) можно отложить и совершить его по приезду в Мекку после окончания всех обрядов в Мине.

После завершения обхода Ка'бы в день заклания жертвы (таваф аль- ифада) паломнику разрешается всё, даже супружеская близость.

Дни ташрика

Дни ташрика начинаются в ночь на одиннадцатое месяца зу-ль-хиджа.

После обхода Ка'бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) паломник возвращается в Мину и проводит там три дня, которые называются днями ташрика; или два дня, если спешит уехать, ибо Всевышний Аллах сказал: "Поминайте Аллаха в указанные дни. Кто торопится [и завершает обряд] за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны" (Сура "Корова").

Паломник должен:

- бросать камешки во все три столба (джам-рата) после полудня каждый день, который он проводит в Мине;

- при каждом броске произносить: "Аллаху Акбар!";

- как можно больше поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбами;

- соблюдать спокойствие и тишину;

- избегать давки, споров и ссор.

Бросание камешков

В соответствии с сунной паломник, бросив камешки в Малый и Средний джамрат, встает лицом к Кибле, поднимает руки и просит у Аллаха, что пожелает. Что касается Большого джамрата (Джамрат аль-акаба), то паломник не задерживается возле него и не обращается к Аллаху с мольбами, бросив в него камешки.

Тот, кто торопится и хочет завершить обряд за два дня, должен бросить камешки двенадцатого числа после полудня во все три джамрата и покинуть Мину до захода солнца. Если же он не успеет, то ему следует остаться на ночь в Мине и днем тринадцатого зу-ль-хиджа снова бросить камешки в джамраты.

Однако если закат солнца застигнет его на выходе из Мины, то ему следует продолжить свой путь и он не обязан возвращаться на ночлег в Мину.

Прощальный обход Ка'бы {таваф аль-вада)

Покинув долину Мина, паломники направляются в Священную Мекку, чтобы обойти вокруг древнего Дома Аллаха, ведь они уже выполнили все обряды хаджа, и этот прощальный обход - их последнее свидание с Заповедным Домом Аллаха, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть никто не покидает Мекку, пока не попрощается с Домом Аллаха" (аль-Бухари и Муслим).

Прощальный обход Ка'бы (таваф аль-ва-да') - это последний обязательный ритуал хаджа, который паломник должен совершить перед самым отъездом домой. От обязанности совершать прощальный обход Ка'бы (таваф аль-вада') освобождаются только женщины, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение.

Примечания:

  • Несовершеннолетний может совершить Хадж, но это не освобождает его от обязанности совершить Хадж в дальнейшем, когда он достигнет совершеннолетия.
  • Обряды, которые ребёнку выполнить не под силу, (например, бросание камней) за него делают родители или сопровождающие взрослые.
  • Женщины в период месячных выполняют все обряды кроме тавафа, который можно совершить после окончания этого периода.
  • Женщинам, пожилым и немощным разрешается поручить бросать камни другим паломникам. Паломник, которому поручено бросать камни за других, должен бросить сначала камни за себя, потом (сразу) за поручившего.
  • Пожилые и больные не имеющие надежды на выздоровление имеют право поручить совершить Хадж за себя другому, при условии, что тот уже совершил Хадж за себя.
  • Так же тому, кто ранее уже совершил Хадж, разрешается совершить Хадж за умершего.

Что запрещается в Ихраме

  1. Стричь волосы и ногти.
  2. Наносить духи на тело или ихрам.
  3. Мужчинам одевать головной убор.
  4. Жениться или быть сватом.
  5. Супружеская близость и ласки.
  6. Мужчинам надевать сшитую одежду.
  7. Охотиться.

Считается простительным, если тот, кто нарушил один из этих запретов, сделал это по незнанию, забывчивости или принуждению. Тот, кто сделал это преднамеренно, должен обратиться к имам или алимам за разъяснениями о том, что ему следует делать в качестве искупления.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОШИБКИ И НАРУШЕНИЯ

Участвовать в неоправданном и чрезмерном скоплении людей, например для того, чтобы прикоснуться к Чёрному Камню, или поскорее закончить обряд кидания камней.

Бросать и оставлять за собой мусор.

Женщинам пользоваться косметикой и находиться среди мужчин без необходимости. (Во время тавафа и бросание камней женщинам следует стараться не сталкиваться с мужчинами).

Во время хаджа в семи случаях желательно совершить полное омовение:

Первое: перед вхождением в состояние ихрама.

Второе: перед вхождением в Мекку.

Третье: перед вхождением в Священную Мечеть.

Четвертое: перед стоянием на Арафате. Лучше, если оно будет совершено в Намире.

Пятое: перед стоянием после восхода утренней зари дня жертвоприношения в местечке аль-Маш‘ар аль-харам в Муздалифе.

Шестое: во все три дня, следующие за днем жертвоприношения, перед бросанием камешков.

Седьмое: перед входом в Медину.

Вопросы, касающиеся женщин

Общие условия, при которых совершение хаджа и малого паломничества ('Умры) становится обязательным:Исповедание исламаЗдравость рассудкаЗрелость.Свобода.Возможность совершить хадж.

Что касается женщин, то для них установлено еще одно условие - наличие близкого человека (махрама). Махрам - это близкий человек в лице мужа или родственника, степень родства с которым не позволяет вступить с ним в брак (отец, сын, брат, молочный брат, отчим, пасынок ...). Подтверждением тому служит хадис Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который слышал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время одной из своих проповедей сказал: "Пусть мужчина никогда не остается наедине с женщиной, еслирядом с ней не будет близкого человека (махрам), и пусть женщина не отправляется в путь, если ее не сопровождает близкий человек(махрам). После этих слов один человек встал и сказал: О посланник Аллаха! Моя жена отправляется в хадж, а я должен участвовать в такой-то битве. В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Отправляйся в хадж вместе со своей женой".

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: "He разрешается женщине отправляться в путь больше, чем на три дня, если ее не сопровождает близкий человек (махрам)". Хадисов, запрещающих женщине отправляться в хадж или куда-то еще без сопровождения близкого человека (махрама), много, потому что женщина слаба и в пути ее подстерегает множество опасностей, защитить от которых ее может только мужчина. В пути женщинаможет оказаться жертвой нечестивцев, поэтому ее всегда должен сопровождать близкий человек, который будет оберегать и защищатьее. 

Качества, которыми должен обладать махрам

Мужчина (махрам), сопровождающий женщину во время хаджа, должен обладать следующими качествами:

Исповедание ислама. Здравость рассудка. Зрелость.

Если у женщины нет близкого мужчины (махрама), то ей необходимо отправить в хадж другого человека вместо себя.

Во время хаджа женщина должна соблюдать следующие правила:

1. Если совершаемый женщиной хадж является дополнительным (сверх обязательного), то она должна спросить разрешения у мужа,потому что у нее есть определенные супружеские обязанности, а муж вправе запретить ей совершать дополнительный (сверх обязательного) хадж.

2. По единодушному мнению всех мусульманских ученых женщина может совершать хадж или малое паломничество ('Умру) вместомужчины, а также вместо другой женщины, независимо от того, является она ее дочерью или нет.

3. Если у женщины в дороге начнутся месячные или послеродовое кровотечение, то ей следует продолжить свой путь и совершить хадж,делая все то, что делает женщина в состоянии ритуальной чистоты, кроме обхода Ка'бы (таваф). Если это случится во время облачения в ихрам, то ей следует войти в состояние ихрам, ибо намерение войти в это состояние не обусловлено ритуальной чистотой.

4. Входя в состояние ихрам, женщина делает то же, что и мужчина: совершает полное омовение, подстригает ногти, сбривает волосы там, где это необходимо. Ей также не возбраняется умастить свое тело благовониями без сильного запаха, ибо Айша, да будет доволен ею Аллах, в одном из хадисов сказала: "Однажды мы вышли в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и, облачившись в ихрам, намазали свои лбы мускусом. Когда мы потели, мускус начинал течь по нашим лбам, и пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, видел это, но не стал ничего запрещать" (Абу Дауд).

5. Намереваясь войти в состояние ихрам, женщине следует снять с себя чадру, если она ее носит, а при виде посторонних мужчин она может прикрывать свое лицо одеждой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Женщина в состоянии ихрам не должна надевать чадру (аль-Бухари). Также она не должна надевать перчатки, а чтобы не показывать кисти своих рук посторонним мужчинам, она может накрывать их своей одеждой.

6. Женщина в состоянии ихрам может носить любую одежду, если она без украшений, не похожа на мужскую одежду, не облегает ее тело, не прозрачная и не короткая настолько, чтобы обнажать ее руки или ноги. Ее одежда должна быть широкой, свободной и плотной.Все знатоки ислама сходятся на том, что женщине в состоянии ихрам разрешается носить сорочку, рубаху, шаровары, платок и закрытуюобувь. Ей не обязательно носить одежду строго определенного цвета, например зеленого, наоборот, цвет одежды может быть любым -красным, зеленым, черным и т.д. Кроме того, ей также разрешается переодеваться в другую одежду.

7. Войдя в состояние ихрам, женщина должна произносить слова тальбиййи тихим голосом так, чтобы едва слышать саму себя. Приэтом ей порицается повышать голос, дабы не искушать мужчин. Именно по этой причине женщине не разрешается возглашать азан иикамат, а во время намаза, чтобы сообщить имаму о его ошибке, она только хлопает, а не говорит "Субхан-Аллах", как это делаютмужчины.

8. Женщина должна обходить Ка'бу полностью прикрытой, не повышая голоса, притупив взор и не тесня мужчин, особенно у Черного камня и Йеменского угла. Она должна совершать обход как можно дальше от Ка'бы, потому что теснить мужчин - это страшный грех, а близость к Ка'бе и целование Черного камня - сунна, выполняемая по мере возможности, и женщине не следует совершать грех ради выполнения сунны. Также сунной для женщины является издалека показывать рукой в сторону Черного камня в тот момент, когда она проходит мимо него. 

9. Женщина совершает обход Ка'бы (таваф) и са'и обычным шагом. Все знатоки ислама сходятся на том, что женщина не должна ускорять шаг ни во время обхода Ка'бы {таваф), ни во время са'и между холмами Сафа и Марва, и что она не должна открывать правое плечо, как это делают мужчины.

10. Что касается женщины, у которой начались месячные, то она совершает все обряды хаджа: входит в состояние ихрам, стоит наАрафате, ночует в Муздалифе и бросает камешки, - единственное, она не совершает обход Ка'бы (таваф), пока не очистится. Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал Айше, да будет доволен ею Аллах: "Совершай все то, что совершает паломник,но только не обходи Ка'бу, пока не очистишься" (аль-Бухари и Муслим).

Внимание! Если у женщины сразу после обхода Ка'бы (таваф) начнутся месячные, то ей следует совершить са'и между холмами Сафа и Марва, потому что ритуальная чистота не является условием действительности са'и. Женщина, у которой начались месячные, не должна совершать прощальный обход Ка'бы (таваф аль-вада).

11. Женщинам из-за их слабости разрешается покинуть долину Муздалифа после того, как скроется луна, и бросить камешки в Большой джамрат (джамрат аль-'акаба) сразу по прибытии в Мину из опасения возможной давки.

12. Женщина во время хаджа и малого паломничества ('Умры) подстригает волосы на длину фаланги пальца. Полностью сбривать волосы ей запрещено.

13. Женщина, у которой начались месячные, освобождается от обязанности соблюдать запреты ихрама после того, как бросит камешки в Большой джамрат (джамрат аль-'акаба) и подстрижет волосы на голове. Однако для мужа она станет доступной только после обхода Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада). Если же она позволит ему овладеть собой прежде этого, то в качестве искупления ейнеобходимо будет принести в жертву барана и раздать мясо животного беднякам в Мекке.

14. Если у женщины после обхода Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада) начнутся месячные, то после завершения обрядов хаджа ей разрешается уехать, потому что на нее в этом случае не возлагается обязанность совершить прощальный обход Ка'бы (таваф аль-вада) перед отъездом. В одном из хадисов Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: "У Сафии бинт Хуяй после обхода Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада) начались месячные. Я сказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил меня: "Она нас задерживает?" Я сказала: "О посланник Аллаха, она совершила обход Ка'бы в День заклания (таваф аль-ифада), а месячные начались у нее уже после обхода". И он сказал: "Тогда пусть уезжает [из Мекки]" (аль-Бухари и Муслим). Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям попрощаться с Домом Аллаха прежде, чем они покинут Мекку, и освободил от этой обязанности женщин, у которых начались месячные или послеродовоекровотечение.

Порядок посещения Мечети пророка (Масджид ан-Набави)

Медина - это город, в который переселился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и в котором он остался жить. В этом городенаходится Мечеть пророка (аль-масджид ан-наба-ви) - одна из трех мечетей, ради совершения намаза в которых следует отправляться вдальний путь, как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Отправляться в дальний путь есть смысл только ради посещения трех мечетей:Мечеть аль-ХарамМечеть посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствуетМечеть аль-АксаЗаметим, что посещение Мечети пророка не является условием действительности хаджа или каким-то обязательным обрядом. Болеетого, оно не имеет никакого отношения к хаджу, и для этого не нужно входить в состояние ихрам, а посещать Мечеть пророка можно влюбое время. Если же Аллах предоставляет человеку возможность увидеть Заповедные земли, то ему непременно следует побывать вМедине, чтобы совершить намаз в Мечети пророка и поприветствовать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ведь один намаз в Мечети пророка лучше тысячи намазов в любой другой мечети, за исключением Мечети аль-Харам в Мекке. Намаз в Мечети аль-Харам в Мекке приравнивается к ста тысячам намазам в любой другой мечети.

Медина - город пророка

Прибыв в Мечеть пророка, следует сделать следующее:

Войти в мечеть с правой ноги со словами: Бисми-Лляхи, ва-с-саляту ва-с-саляму 'аля расули-Лляхи А'узу би-Лляхи-ль-'Азыми, ва ваджхихи-ль-карими, ва сультанихи-ль-кадими мина-шшайтани-р-раджими. Аллахумма-фтах ли аб-ваба рахматика! "Именем Аллаха, и да будет благословение и приветствие посланнику Аллаху! Я прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего!" Эти же слова следует произносить при входе в любую другую мечеть.

Войдя в Мечеть пророка, следует совершить приветственный намаз в два рак'ата, лучше всего - в Рауда, но если такой возможности нет, то в любом другом месте внутри мечети. После этого необходимо подойти к могиле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встать к ней лицом и поприветствовать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тихим голосом произнеся: Ас-саляму 'аляйка, аййуха-н-набиййу ва рах-мату-Ллахи ва баракатуху! ва салли 'аляхи... "Приветствую тебя, о пророк, милость тебе от Аллаха и Его нескончаемое благо! И да благослови его...".

Также можно произнести следующие слова мольбы:Аллахумма, атихи-ль-василята ва-ль-фады-лята, ва-б'асху-ль-макама-ль-махмуда-л-лязи ва'адтаху. Аллахумма, аджизихи 'ан умматихи афдаля-ль-джаза. "О Аллах! Даруй ему аль-Василя и высочайшее положение и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему! О Аллах! Даруй ему за его народ лучшую награду!"

Затем посетитель должен пройти немного вправо, остановиться у могилы Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, поприветствовать его ипопросить у Аллаха милости и прощения для него ... Затем посетителю следует снова пройти немного вправо, остановиться у могилы Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, поприветствовать его и попросить у Аллаха милости и прощения для него...

Внимание! Некоторые посетители Мечети пророка совершают ошибки из разряда недопустимых нововведений (бид'ат), которые не имеют под собой основы и о которых сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не передавали нам никаких сведений ...Такими ошибками являются:Обтирать свое тело руками после прикосновения к решеткам комнаты пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и к стенам самой мечети. Поворачиваться лицом к могиле во время обращения к Аллаху с мольбами.

Правильно - поворачиваться во время обращения к Аллаху с мольбами в сторону Киблы.

Что является сунной для посетителя Мечети пророка

1. Посещение кладбища аль-Баки', на котором покоятся многие сподвижники, в том числе и третий халиф, Усман ибн Аффан, дабудет доволен им Аллах.

2. Посещение могил сподвижников, павших во время битвы при Ухуде, среди которых Хамза ибн Абдуль-мутталиб, да будет доволеними Аллах. Придя на могилы следует поприветствовать покойников и помолиться за них, как учил своих сподвижников пророк, да благословит его Аллах и приветствует: Ас-саляму 'аляйкум, ахля-дияри миналь-му'минина ва-ль-муслимин(а)! Ва инна инша Аллаху бикум ляхикун(а). Ас'алю-Ллаха ляна ва лякумуль-'афия! "Мир вам, о покоящиеся здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. И я прошу Аллаха о нашем и вашем избавлении!" (Муслим).

Также сунной является:

3. Посещение мечети Куба - первой мечети в исламе - и совершение в ней намаза, как это делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Передают со слов Сахля ибн Хунайфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: "Кто очистится в своем доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней намаз, будет вознагражден так же, как если бы он совершил малое паломничество ('Умру). В "Сахих аль-Бухари" и "Сахих Муслим" со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, приводится хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приходил в мечеть Куба пешком или верхом и совершал в ней намаз в два рак'ата.

4. Больше в Медине нет никаких мечетей и никаких мест, которые следовало бы посетить. Поэтому нет необходимости утруждать себялишними визитами и посещениями, за которые человек не получит от Аллаха никакого вознаграждения.

Слова мольбы (ду'а)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Лучшей мольбой является та, с которой мы обращаемся к Аллаху в День стояния на Арафате, а лучшим из того, что было сказано мной и другими пророками до меня, являются слова: "Нет бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может" (Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарикя ляху ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хуа 'аля кулли шай'ин кадир).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: "Самыми любимыми словами для Всевышнего Аллаха являются четыре фразы: "Слава Аллаху, и Хвала Аллаху, и нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик" (субхана-Ллахи, ва-ль-хамду ли-Лляхи, ва ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар). 

Необходимо как можно чаще повторять эти и другие встречающиеся в Коране и сунне слова поминания Аллаха (зикр) и мольбы (ду'а), произнося их искреннее и с душой. Их следует повторять всегда и везде, особенно, на этой священной земле и в этот великий день. 

Вот некоторые из них:

"Субхана-Ллахи ва бихамдихи, субхана-Лла-хи-ль-'Азым" (Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому)."Ля иляха илля Анта, субханака, инни кунту мина-з-залимин" (Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, я был одним из несправедливых!)."Ля иляха илля-Ллаху, ва ля на'буду илля ийй-аху, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-фадлю, ва ляху-с-сана'у-ль-хасан" (Нет бога, кроме Аллаха, только Ему мы поклоняемся, Ему принадлежит вся милость и только Ему мы воздаем добрую хвалу!)."Ля иляха илля-Ллаху, мухлисына ляху-д-дина, ва ляу кариха-ль-кафирун(а)" (Нет бога, кроме Аллаха, [взывайте же к Аллаху] проявляяискренность в вере, даже если это ненавистно неверующим!)."Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях(и)" (Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха)."Раббана, атина фи-д-дунья хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кына 'азаба-н-нар(и)" (Господь наш, даруй нам добро в этом мире и в мире вечном и защити нас от мучений ада).

Всевышний Аллах сказал: "Ваш Господь сказал: "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые настолько возгордились, что не поклоняются Мне, войдут в Геенну униженными". (Сура "Прощающий").

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, Всевышний Аллах стыдлив и щедр, и Он устыдится раба Своего, если тот возденет к Нему руки [с мольбой], а опустит их ни с чем". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: "Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чем не будет ничего греховного и что не приведет к разрыву родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трех: либо удовлетворит его мольбу уже в этой жизни, либо сделает ее запасом для человека в мире вечном, либо отвратит от него зло, равное по величине тому, о чем он просит.Сподвижники сказали: Тогда надо больше просить?! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Аллах дарует больше".

Правила обращения к Аллаху с мольбами

Искренность

Сначала следует восславить Аллаха (хамд) и воздать Ему хвалу (сана), потом призвать благословение (салават) на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и лишь затем обратиться к Аллаху с мольбами. Заканчивать мольбу следует так же: восславить ивоздать хвалу Аллаху, затем призвать благословение (салават) на пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

- Твердое намерение и уверенность в том, что мольба не останется без ответа.- Настойчивость в мольбах, но не поспешность.- Чистосердечие.- Взывать к Аллаху необходимо и в горести, и в радости.- Обращаться с мольбами можно только к Аллаху.- Нельзя проклинать свою семью, имущество, детей и самого себя.- Слова мольбы следует произносить в полголоса.- Необходимо признавать свои грехи и молить Аллаха о прощении, а также признавать милость Аллаха и благодарить Его за то, что Оноказывает ее нам.- В мольбе не должно быть притворства.- Преданность мольбе, богобоязненность, любовь к Аллаху и страх перед Его могуществом.- Необходимо получить прощение тех, кто был несправедливо обижен, и покаяться перед Аллахом.- Все слова мольбы следует произносить трижды.- Необходимо повернуться в сторону Киблы.- Необходимо поднять руки во время мольбы.- Прежде, чем обратиться к Аллаху с мольбами, следует совершить омовение, если есть такая возможность.- Обращаться к Аллаху следует вежливо. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мольба - это поклонение Аллаху".

Еще о правилах обращения к Аллаху с мольбами

- Сначала следует просить за себя, а потом за других, например: "О Аллах! Прости меня и такого-то".- Просить Аллаха следует называя Его прекраснейшие имена, упоминая о своих праведных делах или посредством мольбы другого праведного человека, который жив.- Пища и одежда просящего должны быть нажиты дозволенным путем (халяль).- Нельзя просить Аллаха о греховном или разрыве родственных связей.- Просящий должен побуждать людей совершать добро, запрещать зло и сам отстраняться от всего греховного.

Времена, когда Аллах внемлет обращаемым к Нему мольбам

- Глубокой ночью.- После обязательных намазов.- Между азаном и каматом.- В последнюю треть ночи.- Во время призыва к обязательному намазу.- В дождь.- В определенное время в пятницу. Вероятнее всего в конце дня.- В то время, когда человек пьет воду Замзам с искренним намерением.- Во время совершения земного поклона (саджда).

Времена, когда Аллах внемлет обращаемым к Нему мольбам

- Обращение мусульманина к Аллаху с мольбой за другого мусульманина.- Обращение к Аллаху с мольбой в День стояния на Арафате.- Обращение к Аллаху с мольбой во время встречи мусульман, поминающих Аллаха.- Обращение родителя к Аллаху с мольбой за своих детей или проклятие родителя, проклинающего своих детей.- Мольба путника.- Мольба почтительного сына за своих родителей.- Обращение к Аллаху с мольбой сразу после совершения омовения, если произнести слова, встречающиеся в Коране и сунне.- Обращение к Аллаху с мольбой после бросания камешков в малый джамрат (аль-джамрат ас-сугра).- Обращение к Аллаху с мольбой после бросания камешков в средний джамрат (аль-джамрат аль-вуста).- Обращение к Аллаху с мольбой внутри Ка'-бы, а также в аль-Хиджр, являющейся частью Ка'бы.- Обращение к Аллаху с мольбой на холме Сафа.- Обращение к Аллаху с мольбой на холме Марва.- Обращение к Аллаху с мольбой в Заповедном месте (аль-маш'ар аль-харам) в долине Муз-далифа.

Нет сомнения в том, что верующий взывает к Своему Господу всегда и везде, где бы он ни находился, ведь Аллах близок к Своим рабам. Всевышний Аллах сказал: "Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и отвечаю на зов молящего, когда он взывает ко Мне. Так пусть же и они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем" (Сура "Корова").

Пусть Всевышний Аллах примет ваш хадж, и простит всем нам грехи и ошибки!

Многое о Хадже...

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Пятница, 22 Ноября 2019 г.
Фаджр:7:23
Восход:8:53
Зухр:12:59
Аср:14:45
Магриб:17:05
Иша:18:35

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту