СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Насущные ответы на вопросы о Рамадане

Насущные ответы на вопросы о Рамадане
15 Мая
10:38 2019

Пришло из достоверной Сунны, что во время разговения человек может произносить разные дуа. Он может говорить те дуа, которые пожелает, не потому что они переданы в Сунне, а потому что это знаменует окончание акта поклонения и мусульманину предписано произносить дуа в этом случае.

Шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Есть ли дуа, которую Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил во время разговения? Когда нужно ее говорить? Должен ли постящийся повторять азан за муэдзином или начать разговляться?».

Он ответил: «Разговение – это время, когда ответ на мольбу наиболее вероятен, потому что это окончание акта поклонения и мгновение, когда человек находится в самом слабом состоянии. Чем беспомощнее и слабее человек, тем большую покорность перед Аллахом он проявляет.

Что нужно говорить перед ифтаром?

ذَهَبَ الظَّمَأُ، وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ، وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ

Транскрипция: [Захаба-з-замау уабталлятиль-‘уруку уа сабаталь-аджру иншаАллах]

Перевод: «Жажда ушла, и жилы наполнились влагой, и награда установлена, если того пожелает Аллах» (Абу Дауд, 2357).

При разговении желательно говорить то, что передаётся в Сунне. Перед разговением необходимо помянуть Аллаха, что является обязательным, так как это приказ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 

Что же касается хадиса, в котором приводится следующая мольба:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

«О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!» (Абу Дауд, Саум, 22), то он слабый. Об этом сказал Ибн Кайим в «Зад аль-ма‘ад» (т. 2, с. 51). Также приводится хадис с мольбой «Ушла жажда, и вены увлажнились, и награда гарантирована, если пожелает Аллах» (приводит Абу Дауд под № 2357 и аль-Бейхаки (т. 4, с. 239); аль-Албани в «Аль-ируа» сказал, что это хороший хадис).

Не существует особой дуа для сухура

Следует сказать «бисмиЛлях» в начале и «альхамдулиЛлях» в конце, как это происходит при каждом приеме пищи. Если человек откладывает сухур на последнюю треть ночи, то он застигнет время, когда Аллах нисходи на нижнее небо и отвечает на мольбы просящих.

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Господь спускается каждую ночь на нижнее небо, когда наступает последняя треть ночи и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал? Кто ищет моего прощения, чтобы Я простил?»». Аль-Бухари, 1094; Муслим, 758.

Место намерения – в сердце, и не предписано произносить его вслух. Шейх уль-Ислам Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Кто решил в своем сердце, что завтра будет поститься, тот сделал намерение».

В соответствии с Сунной, разговляться как можно раньше – лучше

Вопрос о том, является ли разговение обязательным или нет? Когда мусульманин приходит в мечеть ко времени закатной молитвы, ко времени разговения, то следует ли ему вначале разговеться, а после присоединиться к коллективной молитве, или ему лучше вначале помолиться, а после разговеться?

Ответ: Хвала Аллаху.

В соответствии с Сунной, человеку следует разговеться как можно раньше. На это указывают хадисы. Передается от Сахля ибн Са‘да, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди не перестанут пребывать в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением»[1].

Следует поспешить разговеться небольшим количеством пищи, чтобы успокоить желудок и подавить чувство голода, а после преступить к молитве. И только потом, если человек нуждается в пище, ему следует вернуться к еде и есть, пока он не удовлетворит свою потребность.

Подобным образом поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Сообщается от Анаса ибн Малика, что «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разговлялся до того, как совершал молитву, несколькими свежими финиками. Если не было свежих фиников, то сушеными, а если не было и их, то пил несколько глотков воды»[2].

Аль-Мубаракфури в толковании этого хадиса сказал: «Этот хадис указывает на большую желательность спешить с разговением».

[1] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 1821; Муслим. Ас-сахих, хадис № 1838.

[2] Ат-Тирмизи. Ас-сунан, хадис № 632; аль-Альбани в «Сахих Аби Дауд» (№ 560) сказал, что хадис достоверен.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Как вести себя мусульманам, которые работают или проживают с теми, кто не соблюдает пост?

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Мусульманам в такой ситуации приходится трудно. Но и из этой нелегкой ситуации можно извлечь много пользы. Постарайтесь, чтобы о Рамадане узнало как можно больше людей, объясните немусульманам основы ислама, приглашайте своих немусульманских друзей и родственников на ифтары, на праздник Ид аль-Фитр, чтобы они смогли убедиться в дружелюбии и открытости мусульман на практике. Покажите им достоинства ислама, не оказывая на них давление и не принуждая занять нашу позицию. 

Напомним пророческий хадис: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный день говорит благое или молчит. Пусть тот, кто в Аллаха и Судный день будет доброжелателен к своему соседу и пусть тот, в Аллаха и Судный день будет щедр к своему гостю» (Аль-Бухари, Муслим).

Всевышний Аллах знает лучше.

Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Пророка

Передают со слов ‘Аммара ибн Йасира: «Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Абу аль-Касима, мир ему и благословение Аллаха». Аль-Бухари передал подвешенную версию хадиса, но Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали его целостную версию. Ибн Хиббан назвал ее достоверной.

Лунный месяц может длиться либо двадцать девять, либо тридцать дней. Если по причине высокой облачности мусульмане не смогли убедиться в завершении ша‘бана по истечении двадцати девяти дней этого месяца, то они не имеют право поститься на следующий день, потому что не могут быть уверены в наступлении рамадана. А кто соблюдает пост при таких обстоятельствах, тот ослушается Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Этого мнения придерживался имам аш-Шафи‘и. Разногласия по этому вопросу существовали даже между сподвижниками, однако достоверные хадисы говорят в пользу тех, кто запрещал начинать обязательный пост, сомневаясь в начале священного месяца. См. "Субуль ас-Салам", т. 2, стр. 219.

Когда обращаться к Аллаху с мольбами во время разговения?

Вопрос: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мольба постящегося при разговении не отвергается». Что подразумевается под мольбой постящегося при разговении: мольба за несколько минут до разговения или сразу после разговения?

Ответ: Этот хадис привёл Ибн Маджа, и о нём в «Аз-Зауаид» сказано: «Цепочка передатчиков достоверная». Что касается мольбы, то следует обращаться с ней к Аллаху как до разговения, так и после него, потому что предлог «при» включает в себя оба значения.

Как правильно разговляться?

Вопрос: Как мусульманину следует разговляться? Дело в том, что многие увлекаются едой настолько, что выходит время вечернего намаза (магриб). И если спросить о причине их такого поступка, то они отвечают, что нет намаза, когда подана еда. Можно ли ссылаться на этот хадис, ведь время вечернего намаза короткое? И что мне теперь делать? Разговляться финиками, затем совершить молитву и только после этого есть или сначала следует поесть и после этого совершить намаз?

Ответ: В соответствии с Сунной постящийся должен поторопиться с разговением, после того как убедится в закате солнца. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не станут торопиться с разговением». Также он сказал в другом хадисе: «Самые любимые рабы Аллаха перед Всевышним – это те, кто торопится с разговением».

Лучше всего для постящегося – это совершить разговение финиками, а приём пищи оставить после вечерней молитвы (магриб). Таким образом, он выполнит Сунну, торопясь с разговением, и коллективно совершит вечерний намаз в начале своего времени, следуя в этом за Пророком (мир ему и благословение Аллаха). 

Что касается хадиса: «Не следует человеку совершать молитву, когда подана еда и когда он сдерживает позывы к удовлетворению большой или малой нужды», а также хадиса: «Если принесут ужин и (в это время) объявят о начале молитвы, то начинайте с ужина». Все эти хадисы означают, что тому, кому подана еда, а также тому, кто сел за стол, следует начать с еды перед совершением намаза. Всё это для того, чтобы во время намаза человек не думал о еде, и его сердце было смиренным. Однако человек не должен просить, чтобы ему подали еду до намаза, если он знает, что это приведёт к тому, что он не сможет совершить намаз в начале его времени или пропустит коллективную молитву.

Можно ли разговляться коллективно с джамаатом?

Вопрос: Я слышал от некоторых братьев, что коллективное разговение (как в Рамадане, так и в случае с добровольным постом) – это новшество в религии (бид’а). Правильно ли это утверждение?

Ответ: Нет проблем в коллективном разговении как в Рамадане, так и в другие месяцы, если только человек не будет считать собрание для разговения поклонением. Всевышний Аллах сказал: «Не будет грехом для вас, если вы будете есть вместе или по отдельности» (сура «Свет», 61). Однако, если будет опасение, что коллективное разговение во время добровольного поста может стать причиной показухи и славы из-за обособления постящихся от остальных, то в таком случае это мероприятие становится нежелательным.

Можно ли открыть ресторан (столовую) для неверующих днём в месяц Рамадан?

Вопрос: Длинный вопрос, суть которого в следующем: одна из фирм, в которой работают мусульмане, открыла столовую для кормления своих работников из числа немусульман. Бывали случаи, когда днём туда заходили на обед и мусульмане со слабой верой. Кроме того, руководство ресторана запрещает своим работникам-мусульманам отлучаться для совершения обеденного намаза коллективно в мечети, находящейся рядом со столовой, объясняя это тем, что время намаза совпадает со временем обеда. Также во время обеденного намаза в мечети запах еды доходит до молящихся, тем самым причиняя им неудобства.

Ответ: Нельзя открывать рестораны днём в месяц Рамадан для неверующих и нельзя обслуживать их, если они пришли поесть. В этом есть серьёзные шариатские нарушения, такие как содействие им в том, что запретил Аллах. Как известно из пречистого Шариата, все религиозные предписания – и основные, и второстепенные – распространяются на неверующих. Несомненно, пост в месяц Рамадан является одним из столпов Ислама, и, соответственно, неверующие обязаны поститься после того, как выполнится условие – принятие Ислама. Поэтому мусульманину нельзя содействовать им в оставлении религиозных предписаний, которые обязал Всевышний. Кроме того, мусульманину запрещается обслуживать неверующих в том, в чём есть унижение и принижение достоинства верующего, как, например, подавать им еду и т.д.

Кроме того, неверующим, которые находятся в мусульманских странах, нельзя заниматься теми видами деятельности, которые противоречат религиозным предписаниям Ислама и причиняют неудобства и затрагивают чувства мусульман. Поэтому необходимо закрывать ресторан, принадлежащий вышеупомянутой фирме, в дневное время суток в течение месяца Рамадан.

Нарушается ли ураза от чистки зубов?

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!

Основные нормы Уразы...

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Воскресенье, 22 Сентября 2019 г.
Фаджр:5:28
Восход:6:58
Зухр:13:06
Аср:16:22
Магриб:19:13
Иша:20:43

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту