18 Января- 5 Джумада ас-сани 1442

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как мусульмане поздравляют с Новым годом

Как мусульмане поздравляют с Новым годом
Скоро ёлки доберутся и до мечетей
31 Декабря
18:26 2020

По мере приближения новогодних праздников мусульмане все больше погружаются в обсуждение актуальнейшего вопроса: можно ли поздравлять людей иных вероисповеданий с их торжествами? Дискуссии идут такие, что порой кажется, что от исхода их спора зависит будущее всего исламского мира. 

Противниками поздравления представителей других религий с религиозными праздниками выступают в основном мусульманские богословы, проживающие в моноконфесиональных странах, где практически нет граждан других вероисповеданий. В качестве главного аргумента они приводят высказывания известных средневековых ученых – шейха Ибн Таймии и шейха Ибн аль-Кайима. 

Так, авторитетный саудовский ученый Мухаммад Ибн Салех аль-Усаймин заявил, что поздравление иноверцев с Рождеством и другими религиозными праздниками является запретным (харам). В подтверждение своих слов он сослался на средневекового ученого Ибн аль-Кайима, который писал: «Поздравление, символизирующее отступление от исламской веры (куфр), является запретным (харам), например употребление фразы «благословлено твое деяние». Из слов ибн аль-Кайима не следует запрет на обычное поздравление, лишенное догматического смысла. Однако Усаймин делает обобщение, распространяя запрет на любое поздравление иноверцев. Далее саудовский ученый ссылается на высказывание Ибн Таймии о запрете религиозного подражания и проявления радости по поводу совершаемых праздничных ритуалов иноверцев. Но это уже другой вопрос, по которому среди мусульманских ученых не существует принципиальных расхождений. 

Кроме того, нельзя оставлять без внимания исторический контекст каждой фетвы. Например, Ибн Таймия жил во время нашествия монголов, разрушивших Багдадский халифат, и распространения языческих традиций в мусульманской среде. Поэтому его суждения содержали элемент мобилизации и противостояния чужеродному влиянию на умму. Сегодня в силу динамичной демографии большая часть уммы проживает бок о бок с представителями других религий и культур, имея равные права и обязанности. В этих условиях на смену положениям, преимущественно мобилизационного и изоляционного характера, приходят нормы, ориентированные на общежитие и интеграцию. 

Председатель Международного союза мусульманских ученых шейх Юсуф аль-Кардави, к примеру, считает, что поздравление людей Писания (христиан и иудеев) с их праздниками относится к добродетели. В качестве аргумента он приводит аят из Корана: «Не запрещает вам Аллах являть добродетель и справедливость к тем, кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших, ведь любит Он справедливых. Запрещает Аллах вам дружить с теми, кто сражается с вами из-за религии, изгоняет вас из жилищ ваших и способствует выселению вашему. А те, кто заводит дружбу с такими людьми, те – грешники» (60:8-9). 

Как отмечает ученый, в данном отрывке Священного Писания содержится побуждение не только проявлять честность и справедливость в отношении немусульман («кто не сражается с вами из-за религии и не изгоняет вас из жилищ ваших», т.е. не враждует с мусульманами), но и быть к ним добродетельным и благодетельным. Слово «добродетель» (бирр) в арабском языке имеет широкий смысл. В мусульманской традиции добродетель напрямую связана с отношением к своим родителям (т.е. она является долгом мусульман по отношению к ним). 

Кроме того, говорит Кардави, ислам разрешает пищу людей Писания, включая забитое ими животное, а также заключение брака с их женщинами, что уже предполагает жизнь в любви и согласии: «Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им. Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание» (Коран, 5:5). 

«Что зазорного в том, что мусульманин поздравит соседа или жену-христианку с их праздником в качестве знака внимания и уважения. Мусульмане должны следовать сунне пророка Мухаммада, помня о том, что он являл собой примеры добрососедства к иноверцам , что повлияло в дальнейшем на их мировоззрение», – отмечает шейх. 

Автор: Мухамед Саляхетдинов

Муфтият Дагестана разрешил поздравлять мусульман с Новым годом и другими нерелигиозными государственными праздниками

На основе тщательного анализа трудов и высказываний учёных-богословов шафиитского мазхаба отдел фетв дагестанского муфтията постановил, что поздравлять мусульман и иноверцев с наступлением Нового года и другими нерелигиозными государственными праздниками дозволено. 

В муфтияте также пояснили, что разрешено поздравлять иноверцев с их религиозными праздниками, но не в такой форме, которая бы одобряла практику или убеждения, противоречащие и чуждые исламу.

Имам Аляутдинов нашёл аналогию в пользу дозволенности празднования Нового года

Имам Мемориальной мечети Москвы Шамиль Аляутдинов назвал невежами мусульман, отказывающихся праздновать Новый год и считающих этот праздник языческим. 

«В реалиях современной России – это просто светский семейный праздник, не имеющий никакого отношения ни к язычеству, ни к какой-либо из религий. Запрещать его – это значит не знать, как выводится хукм в исламе, как дается богословское заключение», – заявил Аляутдинов в видеоролике, опубликованном на сайте «UMMA». 

Аляутдинов считает, что Новый год в России традиционный семейный праздник и никакого отношения к язычеству и ширку (многобожию) он не имеет, так как «никто не молится на Деда Мороза со Снегурочкой». По словам имама, это местный обычай, когда люди подводят итоги прошедшего года, сдают отчеты и дарят друг другу подарки. 

Для тех, кто хоть «чуть-чуть разбирается в мусульманском богословии», Аляутдинов привел параллель с запретами на европейскую одежду, которые были категоричными на начальном этапе появления ее в мусульманских странах, где стиль одежды совсем иной. 

Аляутдинов привел доводы ученых Ибн Усеймина и экс-муфтия Египта Али Джума. 

Исходя из их фетв, если европейская одежда стала чем-то распространённым среди людей, и ее носят все, независимо от вероисповедания, если она носится без умысла походить на кого-то, тогда на такую одежду нет запрета. 

«Обзывать празднующих Новый год мусульман кяфирами – очевидное заблуждение и проявление такфиризма», – уверен имам Мемориальной мечети.

Аляутдинов подчеркнул, что говорит именно о праздновании Нового года, а не Рождества и именно в рамках мусульманских законов. 

А двенадцать месяцев, как лунного календаря, так и солнечного, являются знамением Господа миров и упоминаются в Коране, поэтому в праздновании встречи Нового года нет ничего зазорного, добавил он.

ИА IslamNews

Новый Год для мусульман: харам или норма жизни?

В преддверии новогоднего праздника на ваххабитских интернет-сайтах и в некоторых исламских группах крупнейшей в России социальной сети "вКонтакте" распространяется призыв к мусульманам не праздновать наступление Нового Года, сопровождаемый подборкой соответствующих пропагандистских материалов.

Как разъясняется в одном из таких текстов, "любое поклонение мусульманина кому-либо, кроме Аллаха, является тягчайшим грехом - ширком (многобожием)", в связи с чем празднование Нового Года запрещено. Ширк, убеждены фундаменталисты, это и пляски детей вокруг елки, которая, по их мнению (как и Дед Мороз), предстает в роли рукотворного идола. Ваххабиты видят в праздновании Нового Года язычество, а в новогодних обрядах (типа загадывания желания под бой курантов) - колдовство.

Среди других причин, по которым правоверным мусульманам запрещено празднование Нового Года, называются необоснованные расходы (в том числе - времени), прослушивание музыки, танцы, "смешение полов и развратное поведение", просмотр запрещенных телепередач (традиционное новогоднее выступление президента расценивается как проявление "культа поклонения мертвым, "святым", колдунам и тем, кого боятся больше Аллаха") и даже нанесение ущерба экологии. Кроме того, добавляют авторы анонимного текста, "мусульманам категорически запрещено справлять праздники кафиров, уподобляясь им", так же, как запрещено "поздравлять их, желать им мира, в то время как они враждуют с Аллахом и Его религией".

Однако, как заметил ИА REGNUM руководитель татарстанского Центра исследований Корана и Сунны муфтий Фарид Салман, новогодний праздник давно не ассоциируется с религиозным моментом. "Это праздник астрономического стыка двух годов, имеющий чисто светский контекст, - отметил муфтий. - Ничего страшного или опасного для мусульман в его отмечании нет, как нет и никакого ширка". Фарид Салман видит в этом только народный обычай. Тюркские народы празднуют наступление нового года - Науруз - весной, евреи отмечают Рош ха-Шана, а в последнее время среди российского исламского духовенства вошло в обычай поздравлять друг друга с наступлением нового года по лунному календарю - хиджре, напомнил Фарид хазрат, и никто не видит в соблюдении этих обычаев недозволенного. Отвечая на вопрос, празднует ли Новый год он сам, муфтий ответил, что в его семье наряжают елочку для ребенка.

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин в целом солидарен с таким подходом. "Завершение календарного года - определенное знаковое событие, - отметил он. - Год заканчивается, и нельзя делать вид, что этого не происходит. Речь не идет о том, чтобы придавать этому какой-то религиозный смысл". С другой стороны, указал Рафик Мухаметшин, "для мусульманина это не бог весть какое значимое событие", и праздником оно не является. Ректор РИУ заметил, что "не видит в новогоднем праздновании особого смысла" и не отмечает Новый Год. "Что не находит понимания в семье", - с юмором добавил он.

regnum

Следует ли отвечать на поздравления с Новым Годом?

Ханафиты

Ибн Нуджайм аль-Ханафи (970 г.х.) сказал:

قالَ (والإعْطاءُ بِاسْمِ النَّيْرُوزِ والمِهْرَجانِ لا يَجُوزُ) أيْ الهَدايا بِاسْمِ هَذَيْنِ اليَوْمَيْنِ حَرامٌ بَلْ كُفْرٌ وقالَ أبُو حَفْصٍ الكَبِيرُ لَوْ أنَّ رَجُلًا عَبَدَ اللَّهَ تَعالى خَمْسِينَ سَنَةً ثُمَّ جاءَ يَوْمُ النَّيْرُوزِ وأهْدى إلى بَعْضِ المُشْرِكِينَ بَيْضَةً يُرِيدُ تَعْظِيمَ ذَلِكَ اليَوْمِ فَقَدْ كَفَرَ وحَبَطَ عَمَلُهُ

«Автор сказал: "Не дозволены подарки на Новруз и Мехреган", то есть преподнесение подарков в честь этих праздников запрещено и даже является неверием (куфр). Абу Хафс аль-Кабир сказал: "Если бы какой-либо мужчина поклонялся Аллаху на протяжении пятидесяти лет, но после в день новруза подарил некоторым многобожникам по яйцу, желая возвеличить этот день, то он стал бы неверующим и его благодеяния стали бы тщетными".

وقالَ صاحِبُ الجامِعِ الأصْغَرِ إذا أهْدى يَوْمَ النَّيْرُوزِ إلى مُسْلِمٍ آخَرَ ولَمْ يُرِدْ بِهِ تَعْظِيمَ اليَوْمِ ولَكِنْ عَلى ما اعْتادَهُ بَعْضُ النّاسِ لا يَكْفُرُ ولَكِنْ يَنْبَغِي لَهُ أنْ لا يَفْعَلَ ذَلِكَ فِي ذَلِكَ اليَوْمِ خاصَّةً ويَفْعَلُهُ قَبْلَهُ أوْ بَعْدَهُ لِكَيْ لا يَكُونَ تَشْبِيهًا بِأُولَئِكَ القَوْمِ، وقَدْ قالَ ﷺ مَن تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنهُمْ

Автор книги "аль-Джами’ аль-асгъар" сказал: "Если мусульманин сделает подарок к наврузу другому мусульманину без намерения почтить этот день, а просто по обычаю, то неверующим (кафиром) он не становится, однако все равно не подобает ему делать этого, и особенно в этот день. Пусть дарит подарки за день до этого или после этого, чтобы не уподобиться этому народу, ведь пророк (ﷺ) сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них»".

وقالَ فِي الجامِعِ الأصْغَرِ رَجُلٌ اشْتَرى يَوْمَ النَّيْرُوزِ شَيْئًا يَشْتَرِيهِ الكَفَرَةُ مِنهُ وهُوَ لَمْ يَكُنْ يَشْتَرِيهِ قَبْلَ ذَلِكَ إنْ أرادَ بِهِ تَعْظِيمَ ذَلِكَ اليَوْمِ كَما تُعَظِّمُهُ المُشْرِكُونَ كَفَرَ، وإنْ أرادَ الأكْلَ والشُّرْبَ والتَّنَعُّمَ لا يَكْفُرُ

Также автор книги "аль-Джами’ аль-асгъар" сказал: "Если человек покупает во время новруза какую-то вещь, которую обычно в этот день покупают неверные, желая тем самым почтить этот день, то он совершает неверие (куфр), если же он хочет просто поесть, попить или насладиться, то неверным он не становится"».

См. «аль-Бахр ар-Раикъ» 8/555

Маликиты

Ибн аль-Хадж аль-Малики (737 г.х.) в своей книге, в главе «Упоминание о некоторых ежегодных празднествах людей писания», сказал:

وبَقِيَ الكَلامُ عَلى المَواسِمِ الَّتِي اعْتادَها أكْثَرُهُمْ وهُمْ يَعْلَمُونَ أنَّها مَواسِمُ مُخْتَصَّةٌ بِأهْلِ الكِتابِ فَتَشَبَّهَ بَعْضُ أهْلِ الوَقْتِ بِهِمْ فِيها وشارَكُوهُمْ فِي تَعْظِيمِها يا لَيْتَ ذَلِكَ لَوْ كانَ فِي العامَّةِ خُصُوصًا ولَكِنَّك تَرى بَعْضَ مَن يَنْتَسِبُ إلى العِلْمِ يَفْعَلُ ذَلِكَ فِي بَيْتِهِ ويُعِينُهُمْ عَلَيْهِ ويُعْجِبُهُ مِنهُمْ ويُدْخِلُ السُّرُورَ عَلى مَن عِنْدَهُ فِي البَيْتِ مِن كَبِيرٍ وصَغِيرٍ بِتَوْسِعَةِ النَّفَقَةِ والكِسْوَةِ عَلى زَعْمِهِ

«...Теперь осталось упомянуть о праздниках, которые многие люди привыкли проводить, несмотря на то, что они знают, что данные торжества являются праздниками людей писания (т.е. иудеев и христиан).

Некоторые люди в наше время уподобляются людям писания в их праздниках и и возвеличивают их вместе с ними. О, если бы это делали только невежды (то было бы полбеды), но ты можешь увидеть, как некоторые из тех, кто приписывает себя к [шариатскому] знанию, совершают это у себя дома, помогают им в совершении этих праздников, выражают свое удовлетворение происходящим, стараются обрадовать своих членов семьи, взрослых и маленьких, расходуя деньги и покупая им одежду.

بَلْ زادَ بَعْضُهُمْ أنَّهُمْ يُهادُونَ بَعْضَ أهْلِ الكِتابِ فِي مَواسِمِهِمْ ويُرْسِلُونَ إلَيْهِمْ ما يَحْتاجُونَهُ لِمَواسِمِهِمْ فَيَسْتَعِينُونَ بِذَلِكَ عَلى زِيادَةِ كُفْرِهِمْ ويُرْسِلُ بَعْضُهُمْ الخِرْفانَ وبَعْضُهُمْ البِطِّيخَ الأخْضَرَ وبَعْضُهُمْ البَلَحَ وغَيْرَ ذَلِكَ مِمّا يَكُونُ فِي وقْتِهِمْ وقَدْ يَجْمَعُ ذَلِكَ أكْثَرُهُمْ وهَذا كُلُّهُ مُخالِفٌ لِلشَّرْعِ الشَّرِيفِ

Некоторые зашли еще дальше так, что они дарят подарки людям писания во время их праздников и дают им вещи, в которых те нуждаются, для проведения их праздников. Тем самым они помогают им еще больше погружаться в свое неверие. Одни дарят им барашков, вторые – зеленые арбузы, третьи – мягкие финики и другие вещи, имеющиеся в наличии в данное время, и большинство людей дарит все перечисленное вместе. Однако, все это противоречит благородному шариату.

ومِن العُتْبِيَّةِ قالَ أشْهَبُ قِيلَ لِمالِكٍ أتَرى بَأْسًا أنْ يُهْدِيَ الرَّجُلُ لِجارِهِ النَّصْرانِيِّ مُكافَأةً لَهُ عَلى هَدِيَّةٍ أهْداها إلَيْهِ قالَ ما يُعْجِبُنِي ذَلِكَ قالَ اللَّهُ: يا أيُّها الَّذِينَ آمَنُوا لا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وعَدُوَّكُمْ أوْلِياءَ تُلْقُونَ إلَيْهِمْ بِالمَوَدَّةِ

В книге "аль-‘Утбийя" сказано: "Ашхаб сказал: «Малика спросили: "Видишь ли ты чего-либо неправильного в том, чтобы мужчина (мусульманин) дал подарок своему соседу христианину в замен на его подарок, который он подарил ему (т.е. мусульманину)?" Он ответил: "Я порицаю это. Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам…» (Коран 60:1)".

ومِن مُخْتَصَرِ الواضِحَةِ سُئِلَ ابْنُ القاسِمِ عَنْ الرُّكُوبِ فِي السُّفُنِ الَّتِي يَرْكَبُ فِيها النَّصارى لِأعْيادِهِمْ فَكَرِهَ ذَلِكَ مَخافَةَ نُزُولِ السُّخْطِ عَلَيْهِمْ لِكُفْرِهِمْ الَّذِي اجْتَمَعُوا لَهُ

В книге "Мухтасар аль-Уадыха" говорится: "Ибн аль-Къасима (ученика Малика) спросили: «Можно ли садиться в корабли, если в них находятся христиане, направляющиеся для проведения своих праздников?» Он посчитал это порицаемым во избежание Гнева [Аллаха], нисходящего на них (т.е. христиан) из-за их неверия, для совершения которого они собрались.

قالَ وكَرِهَ ابْنُ القاسِمِ لِلْمُسْلِمِ أنْ يُهْدِيَ إلى النَّصْرانِيِّ فِي عِيدِهِ مُكافَأةً لَهُ، ورَآهُ مِن تَعْظِيمِ عِيدِهِ وعَوْنًا لَهُ عَلى مَصْلَحَةِ كُفْرِهِ، ألا تَرى أنَّهُ لا يَحِلُّ لِلْمُسْلِمِينَ أنْ يَبِيعُوا لِلنَّصارى شَيْئًا مِن مَصْلَحَةِ عِيدِهِمْ لا لَحْمًا ولا إدامًا ولا ثَوْبًا ولا يُعارُونَ دابَّةً ولا يُعانُونَ عَلى شَيْءٍ مِن دِينِهِمْ لِأنَّ ذَلِكَ مِن التَّعْظِيمِ لِشِرْكِهِمْ وعَوْنِهِمْ عَلى كُفْرِهِمْ ويَنْبَغِي لِلسَّلاطِينِ أنْ يَنْهَوْا المُسْلِمِينَ عَنْ ذَلِكَ، وهُوَ قَوْلُ مالِكٍ وغَيْرِهِ لَمْ أعْلَمْ أحَدًا اخْتَلَفَ فِي ذَلِكَ

Ибн аль-Къасим посчитал порицаемым то, что мусульманин дает подарок христианину в день его праздника в замен [на подарок христианина в праздник мусульманина], посчитав это возвеличиванием их праздника и помощью им в пользу их неверия. Разве ты не видишь, что мусульманину не дозволено продавать христианам то, что будет использоваться на их праздниках: ни мяса, ни еды, ни одежды, ни давать им напрокат животных, потому что это будет возвеличиванием их многобожия (ширк) и помощью им их неверии (куфр). Правители должны запретить мусульманам делать это. Таково мнение Малика и других ученых, и я не знаю ни одного ученого, который противоречил бы в этом"».

См. «аль-Мадхаль» 2/46-48

Шафииты

Ад-Дамири аш-Шафи’и (808 г.х.) и аш-Ширбини аш-Шафи’и (977 г.х.), сказали:

الدميري: يُعَزَّرُ مَن وافَقَ الكُفّارَ فِي أعْيادِهِمْ، ومَن يُمْسِكُ الحَيَّةَ ويَدْخُلُ النّارَ، ومَن قالَ لِذِمِّيٍّ يا حاجُّ، ومَن هَنَّأهُ بِعِيدِهِ، ومَن سَمّى زائِرَ قُبُورِ الصّالِحِينَ حاجًّا، والسّاعِي بِالنَّمِيمَةِ لِكَثْرَةِ إفْسادِها بَيْنَ النّاسِ، قالَ يَحْيى بْنُ أبِي كَثِيرٍ: يُفْسِدُ النَّمّامُ فِي ساعَةٍ ما لا يُفْسِدُهُ السّاحِرُ فِي السَّنَةِ

«Подвергают наказанию того, кто одобряет неверных в том, что касается их праздников; кто запускает змеев и прыгает над огнем; кто обращается к зиммию (неверующему в стране мусульман) словом "хаджи" (паломник); кто поздравляет с их праздниками; кто называет посетителей могил праведников "хаджиями"; кто сплетничает среди людей, сея порчу среди людей».

См. «ан-Наджм аль-уаххадж» 9/244, «Мугъни аль-мухтадж» 5/526

Аль-Хайтами аш-Шафи’и (974 г.х.) передал следующие слова одного из имамов шафиитов:

ومِن أقْبَحِ البِدَعِ مُوافَقَةُ المُسْلِمِينَ النَّصارى فِي أعْيادِهِمْ بِالتَّشَبُّهِ بِأكْلِهِمْ والهَدِيَّةِ لَهُمْ وقَبُولِ هَدِيَّتِهِمْ فِيهِ وأكْثَرُ النّاسِ اعْتِناءً بِذَلِكَ المِصْرِيُّونَ وقَدْ قالَ ﷺ «مَن تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنهُمْ»

«Одним из самых отвратительных нововведений является соучастие мусульман в христианских праздниках, которое выражается в подражании им в приготовлении их блюд, в дарении им подарков и принятии их подарков в дни их праздников. Больше других этими вещами занимаются египтяне, а ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Кто уподобляется какому-то народу, тот становится одним из них".

ومِنها اهْتِمامُهُمْ فِي النَّيْرُوزِ بِأكْلِ الهَرِيسَةِ واسْتِعْمالِ البَخُورِ فِي خَمِيسِ العِيدَيْنِ سَبْعَ مَرّاتٍ زاعِمِينَ أنَّهُ يَدْفَعُ الكَسَلَ والمَرَضَ وصَبْغِ البَيْضِ أصْفَرَ وأحْمَرَ وبَيْعِهِ والأدْوِيَةُ فِي السَّبْتِ الَّذِي يُسَمُّونَهُ سَبْتَ النُّورِ وهُوَ فِي الحَقِيقَةِ سَبْتُ الظَّلّامِ

Также к этому относится отмечание новруза: приготовление "харисы" (блюдо или сладость), семикратное окуривание благовониями, в праздник "двупраздничного четверга", якобы для отведения лени и болезни, окрашивание яиц в желтый и красный цвета, торговля ими, а также специальными лекарствами в субботу, которую они называют "субботой света", но на самом деле это "суббота мрака".

ويَشْتَرُونَ فِيهِ الشَّبَثَ ويَقُولُونَ إنّهُ لِلْبَرَكَةِ ويَجْمَعُونَ ورَقَ الشَّجَرِ ويَلْقُونَها لَيْلَةَ السَّبْتِ بِماءٍ يَغْتَسِلُونَ بِهِ فِيهِ لِزَوالِ السِّحْرِ ويَكْتَحِلُونَ فِيهِ لِزِيادَةِ نُورِ أعْيُنِهِمْ ويَدَّهِنُونَ فِيهِ بِالكِبْرِيتِ والزَّيْتِ ويَجْلِسُونَ عَرايا فِي الشَّمْسِ لِدَفْعِ الجَرَبِ والحَكَّةِ ويَطْبُخُونَ طَعامَ اللَّبَنِ ويَأْكُلُونَهُ فِي الحَمّامِ إلى غَيْرِ ذَلِكَ مِن البِدَعِ الَّتِي اخْتَرَعُوها ويَجِبُ مَنعُهُمْ مِن التَّظاهُرِ بِأعْيادِهِمْ

В этот день они покупают укроп и говорят, что он приносит им благодать. Также они собирают розы в ночь на субботу и бросают их в воду, а затем моются этой водой, чтобы защитить себя от колдовства. Также они красят глаза сурьмой, чтобы придать глазам свет, намазывают тела серой, смешанной с маслом, и голыми сидят на солнце, чтобы отвести от себя паршу и чесотку. Затем готовят еду из молока и едят ее в бане. Также они совершают другие новшества, которые сами придумали, и необходимо запретить им открыто проводить свои праздники.

См. «аль-Фатауа аль-фикъхийя аль-кубра» 4/239

Ханбалиты

Мансур аль-Бухути аль-Ханбали (1051 г.х.), поясняя слова Мусы аль-Хаджауи аль-Ханбали (968 г.х.) сказал:

(وقالَ) الشَّيْخُ (ويَحْرُمُ شُهُودُ عِيدِ اليَهُودِ والنَّصارى) وغَيْرِهِمْ مِن الكُفّارِ (وبَيْعُهُ لَهُمْ فِيهِ)، وفِي المُنْتَهى: لا بَيْعُنا لَهُمْ فِيهِ (ومُهاداتُهُمْ لِعِيدِهِمْ) لِما فِي ذَلِكَ مِن تَعْظِيمِهِمْ فَيُشْبِهُ بَداءَتَهُمْ بِالسَّلامِ

«"Он сказал" т.е. шейх [Ибн Таймийя]: "Запрещено присутствовать на праздниках иудеев и христиан" и других неверующих, "продавать им [что-либо] в эти дни товары и дарить им подарки для их праздников", потому что в этом заключается их возвеличивание, подобно тому, как первым приветствовать их (салямом).

بِالسَّلامِ (ويَحْرُمُ بَيْعُهُمْ) وإجازَتُهُمْ (ما يَعْمَلُونَهُ كَنِيسَةً أوْ تِمْثالًا) أيْ صَنَمًا (ونَحْوَهُ) كاَلَّذِي يَعْمَلُونَهُ صَلِيبًا لِأنَّهُ إعانَةٌ لَهُمْ عَلى كُفْرِهِمْ، وقالَ تَعالى ﴿ولا تَعاوَنُوا عَلى الإثْمِ والعُدْوانِ﴾

"Также запрещено продавать им" и давать "то, что они используют для построения церкви или скульптуры" т.е. идола "и подобного" как крест, поскольку это является помощью в их неверии. Всевышний сказал: "Не помогайте друг другу в грехе и посягательстве" (Коран 5:2).

(و) يَحْرُمُ (كُلُّ ما فِيهِ تَخْصِيصٌ كَعِيدِهِمْ وتَمْيِيزٌ لَهُمْ وهُوَ مِن التَّشَبُّهِ بِهِمْ، والتَّشَبُّهُ بِهِمْ مَنهِيٌّ عَنْهُ إجْماعًا) لِلْخَبَرِ (وتَجِبُ عُقُوبَةُ فاعِلِهِ) هـ

"Также" запрещено "все то, что является их особенностью, как их праздники, и это относится к уподоблению им, а такое уподобление – запрещено по единодушию (иджма’)" по причине [шариатских] текстов "и поступающего таким образом обязательно нужно наказать"».

См. «Кашшаф аль-къина’ ‘аниль-икъна’» 3/131

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ