Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Габн – как завышение стоимости: халяль или харам?

Габн – как завышение стоимости: халяль или харам?
4 Марта
09:10 2021

У многих мусульман в нынешнее время возникает вопрос о том, насколько разрешено завышение цены в исламе? Будет ли сделка купли-продажи считаться справедливой, если стоимость товара превышает себестоимость в несколько раз? Насколько мусульманин- предприниматель имеет право завышать цену? И насколько уместен торг в рыночных отношениях?

Действительно, данные вопросы имеют место быть, так как любой мусульманин – лицо Ислама, а повышение цены у людей сразу вызывает негативные ассоциации жадного или скупого человека. Однако, как нам известно, без завышения цены понятие «бизнеса» не имело бы смысла. Мы знаем, что сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) торговал на известных рынках и был в своем деле честен. Сначала он торговал со своим дядей Абу Талибом, позже с женой Хадиджей.

Так, в исламе установились стандарты торговли, не позволяющие риба (ростовщичество), ришва (взятки) или исраф (росточительство). Однако, габн – завышение стоимости – относится к разрешенным понятиям экономики. Ас- Санхури в книге «Масадир аль- хакк» говорит: «Завышение цены, при котором не было обмана покупателя, не считается проступком в исламском законе, а также в западных законах. Исключение делается лишь в редких, ограниченных случаях».

Что же входит в эти самые «редкие и ограниченные» случаи? В суре «Обвешивающие» детально разбираются запрещенные приемы в торговле, такие как обман покупателя «лишними граммами» на весах: «Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (Аль- Мутаффифин, 83:1, 83:2, 83:3). Всевышний наказал всем не наживаться на чужом имуществе, что часто можно наблюдать на рынках как в прошлом истории человечества, так и в наше время. Часто, продавец с целью быстрой продажи своего товара приносит клятву Всевышним, указывая, что покупатель не найдет ничего лучше по качеству, чем его товар. Важно учесть, что торговец не имеет право клясться Аллахом во время сделок, об этом утверждает хадис: «В Судный День не будет милосердия тому, кто клятвенно убеждал купить свой товар» (Муслим), а также «Позор тем, кто направо и налево клянется Аллахом, и ремесленники, которые не держат слово и говорят «приходи позже, приходи завтра!»(Дейлеми). Перед сделкой торговцы должны сообщать обо всех дефектах товара, не должны обманным путем продавать вещь.

Ханафиты установили следующие границы по продовольствию: при продаже валют чрезмерным становится завышение цены на более, чем 2,5 %, при продаже скота на более, чем 10%, при продаже недвижимости на более, чем 20% и при продаже товаров на более, чем 5%. Маликиты говорят, что чрезмерным повышением является стоимость трети от цены товара или более 1/3. Шафииты и ханбалиты считают, что рамки завышения стоимости должны быть в соответствии с местными обычаями. На конкурентном же рынке торговец может завышать цену на столько, насколько он этого захочет (из книги «Фикх имущественных отношений» Рафик аль- Мисри).

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшим» (64:16). Сколько народов Всевышний погубил из-за их жадности? В суре «Аль- Кахф» («Пещера») описывается случай скупости, когда Всевышний наградил двух мужчин роскошными зелеными садами с фруктовыми деревьями и с финиковыми пальмами, и один из них возгордился и отказался признавать великие милости Аллаха, Который одарил его двумя садами. Урожай с садов приносил большие достатки, но человек возгордился и предал забвению Последнюю жизнь. «У него были плоды, и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: «У меня больше имущества и помощников, чем у тебя» (18: 34). Он сказал, что не думает, что его сад когда- либо исчезнет, и, даже, если он исчезнет, то Всевышний обязательно даст ему лучше сад. Это показало его высокомерие и дерзость по отношению к религии. Позже Аллах ниспослал наказание, которое погубило оба сада. Действительно, во всем материальном, что есть в жизни человека, должен быть «баракат»-«благословение» от Всевышнего. Также в торговле как торговец, так и покупатель не должны забывать о бренности этой дуньи, и деньги, сэкономленные от любой сделки неверным путем не принесут «бараката» в жизнь людей.

Говоря о купле-продаже, важно упомянуть, что покупатель заранее должен ознакомиться с ценами других продавцов. Это нужно для того, чтобы не возвращать товар по случаю увиденного аналогичного продукта по низкой цене у другого торговца. Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни» извещает: «Он (покупатель) допустил халатность, ведь он купил вещь, не зная ее реальной цены». Также Аль-Хаттаб в труде «Мавахиб аль-Джалиль» пишет: «Если при заключении сделки купли-продажи стороны торговались между собой, то, по единогласному мнению, заявлять о завышении стоимости уже нельзя». Мустафа Зарка в книге «Аль- Мадхаль» говорит: «Согласно ханафитскому мазхабу, накручивание цены не противоречит принципу добровольности, так что права не могут быть аннулированы из- за этого. Предпочтение отдается стабильности отношений. Но с духовной точки зрения такой поступок считается нежелательным, близким к запретному».

В религии Ислам богатство не запрещено, оно даже поощряется, так как люди в достатке могут помочь бедным людям или сиротам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наступят времена, когда люди, думая только об имуществе и прибыли, не будут думать о дозволенном и запретном» (Рийадун Насихин). Нужно помнить, что на торговцах и обеспеченных людях лежит большая ответственность, ежегодно платить закят. Если человек просто занимается накоплением, от полученной прибыли не будет благословения. На каждого человека уготовлен свой «ризк»-удел человека в этом мире, и от лишних денег его «ризк» не увеличится и не убавится, так как все предначертано Всевышним.

Рафик аль-Мисри в своем труде «Фикх имущественных отношений» логически заканчивает цепь рассуждений на тему максимизации прибыли: «…как покупатель, так и продавец не могут осуждаться по Исламу за то, что стремятся максимизировать прибыль. Этот экономический термин означает стремление получить как можно больше прибыли, что ограничивает только конкуренция с другими торговцами и информация, которой владеет покупатель. Таким образом, торговец имеет право максимизировать прибыль, но без обмана, мошенничества и без сокрытия изъянов товара».

Спекулянт достоин проклятия

В Исламе торговля основывается на серьезных правилах. Одно из условий, которым надо следовать во время торговли – остерегаться спекуляции.

Спекуляция – это накопление и хранение определенного продукта (обычно, провианта), в котором есть нужда, с последующей ее продажей. Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) считал спекулянтов достойными проклятия и говорил, что они будут приведены на Страшный суд в одном ряду с убийцами. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил, что отдалиться от Аллаха всякий, кто продержит у себя в течение 40 дней мешок зерна с целью последующей ее продажи по высокой цене, и не поделится им с нуждающимися мусульманами, и Аллах будет недоволен им. В хадисах говорится, что спекулянт заболеет проказой и разорится. Если даже потом спекулянт раздаст в качестве милостыни весь припрятанный товар, Аллах не примет это и не простит его. Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) говорил, что однажды Джибриль (мир ему) сказал: "Я посмотрел в Ад, и увидел там долину, которую обуял очень сильный огонь. Я спросил у охранника Ада, кому же предназначена эта долина? Тот ответил: "Это место приготовлено для трех групп: спекулянтов, употребляющих вино и посредников для блуда". Стоит обратить внимание и подумать тем, кто в месяц Рамадан взвинчивает цены на некоторые продукты питания

Несмотря на то, что Ислам дает свободу в способах ведения торговли, включая рыночную конкуренцию, он в то же самое время сильно осуждает тех, кто рьяно устремляется удовлетворить свои материальные потребности, не гнушаясь приобретать огромные богатства за счет других, в ряде случаев в ущерб всему обществу.

Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждает спекуляцию, говоря: «Если кто-либо укрывает в течение сорока дней продукты питания (чтоб нажиться), того Аллах отвергнет» (Ахмад, аль-Хаким, Ибн Абу Шайба, аль-Баззар).

Он также сказал: «Если кто-то припрятывает товары до повышения цен, он является грешником» (Муслим).

Термин «грешник» не может считаться легким порицанием, так как Всевышний Аллах употребляет этот термин в отношении известных тиранов:"… Воистину, Фир'аун, Хаман и их воины были грешниками!" (Коран, 28:8).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъясняет отвратительную сущность спекулянта следующими словами: «Горе спекулянту, который, услышав об удешевлении, печалится, а от подорожания радуется» (Ар-Рази).

И он говорит: «Предоставляющему (требуемый продукт) воздастся, а укрывающий будет проклят» (Ибн Маджа и аль-Хаким).

Существует два способа получения прибыли. Один из них заключается в укрытии товара для создания искусственного дефицита, чтобы сильно нуждающиеся в этом товаре вынуждены были переплатить за него большую цену. За это действие полагается наказание. Другой способ состоит в том, что товара продается за приемлемую цену, затем приобретается новый, его реализуют и так далее. Такой способ торговли служит интересам общества, его благословляет Аллах, и воздастся тому, кто действует таким способом, о чем говорится в приведенном выше хадисе.

Очень важный хадис о спекуляции и манипуляции ценами был рассказан сподвижником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Маакалем Ибн Яссаром. Когда он был тяжело болен, его навестил Убайдулла Ибн Зияд (правитель династии Омейядов). Поинтересовавшись его здоровьем, Убайдулла спросил: «Известно ли тебе, чтобы я несправедливо пролил чью-то кровь?» Маакал ответил, что это ему неизвестно. Убайдулла вновь спросил его: «Тебе известно, что я регулировал цены товаров мусульман?» Тот также ответил, что нет, и попросил, чтобы ему помогли сесть, после чего сказал: «Слушай, о Убайдулла! Я расскажу тебе о том, что я не раз слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Кто вмешивается в ценообразование на товары мусульман, чтобы поднять цены, заслуживает того, чтобы Аллах посадил его в самое пекло ада в День Воскресения".

«Ты это слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?» — спросил Убайдулла, на что Маакал ответил: «И не один раз!» (Ахмад и ат-Табарани).

На основе вышеприведенных хадисов ученые сделали вывод, что запрет на спекуляцию обусловлен двумя вещами. Первое – это если она наносит вред населению страны. Второе – это если в ней преследуется цель завысить цены в целях личного обогащения.

Всевышний Аллах знает лучше.

Существуют ли ограничения по размеру наценки?

У меня есть небольшой магазин, где я продаю разные товары. Мне сказали, что по Исламу запрещено делать наценку на товар больше 30%, однако в моём магазине есть и товары со 100% наценкой. Дозволено ли это или я должен уменьшить наценку?

Ответ: В основе фикха муамалят (правоотношений между людьми) – дозволенность, до тех пор пока нет доказательства на запрет. Ни в Коране, ни в Сунне не существует никаких доводов на то, что продавцу запрещено превышать какой-либо размер наценки. Исключением является ситуация, когда продавец (или покупатель) устанавливает цену на товар, которая заведомо выше (или ниже) рыночной, пользуясь тем, что другая сторона не знакома с рыночными ценами.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не встречайте караваны за городом. Если же хозяина товара встретят за городом, и он продаст часть товара, то по приезду на рынок он имеет право расторгнуть сделку» (сборник хадисов имама Муслима).

Таким образом, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, запретил встречать торговые караваны до их въезда в город, чтобы люди, пользуясь неосведомлённостью торговцев, не занижали цены на товар.

Так же на этот счёт существуют фетвы и высказывания многих учёных (См. Мухаммад Таки Усмани "Введение в исламские финансы"; Фатауа аль-Ляджна, 13/91 и т.п.)

А Аллаху известно лучше.

Вопрос по доходу от торговли. Как регламентируется доходная часть от продаж? Какая максимальная наценка на товар является дозволенной?

Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, цены на товары в Медине повысились, и тогда люди сказали: 'О Посланник Аллаха, цены на товары повысились. Установи же для нас твердые цены'. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:'Воистину, цены на товары устанавливает Аллах. Он дарует одним скудный удел, а другим - несметные богатства. Он дарует своим рабам пропитание. Я хочу, чтобы в тот день, когда я предстану перед Dсевышним Аллахом, ни один из вас не мог упрекнуть меня в том, что я несправедливо посягнул на его кровь или имущество'. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным.

Есть ли какой-то определенный предел на цены (или прибыль, доход) в торговле, или же такого предела нет?

«Дозволено для того, кто занимается продажей товаров, которые он приобрел или произвел, продавать их за цену большую, как при самой продаже так же если сделка будет с рассрочкой. И не известно запрета или пределов в цене. Однако понижение и облегчение (для покупателей) – это то, что желательно, на что есть побуждение. Кроме случаев, если товар в городе (в стране) известен и цена на него тоже, то тогда не дозволяется продавать его незнающему за цену большую, если только он не уведомит его о истинном положение (цен на рынке), т.к. продажа за большее это есть разновидность «аль-габна» (الغبن) , т.е. ущерба или же обвеса и общёта.

А ведь мусульманин брат мусульманину. И он не может причинять зло своему брату, и обманывать его, не доверять и т.д., однако он должен помогать ему где бы это ни было.

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: الدين النصيحة «Религия – это насыха (наставление, помощь желания блага и добра)». Хадис передал имам Муслим в «сахих».

Так же в обоих сборниках «ас-сахих», приводится от Джарира ибну ‘абдиЛляхи аль-Йаманий, который сказал:

بايعت النبي صلى الله عليه وسلم على إقام الصلاة وإيتاء الزكاة والنصح لكل مسلم

«Я дал присягу пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на то, что буду выстаивать молитву, выплачивать закят, и буду делать благое, добро (помогать и наставлять) каждого мусульманина».

Так же пришло в фетве «постоянного комитета»: «Нет определенного предела в установление цены в торговли. Но учитывается спрос и предложение (العرض و الطلب), так же (уровень цены) максимум и минимум. Однако нужно проявлять к мусульманам благосклонность в торговле, будь это покупатель или продавец, и не пользуется пускай один беспечностью другого. И пусть не обогащается за счет этого в купле или продаже. Однако нужно соблюдать права друг друга в Исламе».

فتاوى اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء 13/91

Скоро товар подорожает, могу ли я скупить его, чтобы потом продать подороже?

Несмотря на то, что Ислам дает свободу в способах ведения торговли, включая рыночную конкуренцию, он в то же самое время сильно осуждает тех, кто рьяно устремляется удовлетворить свои материальные потребности, не гнушаясь приобретать огромные богатства за счет других, в ряде случаев в ущерб всему обществу. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждает спекуляцию, говоря: "Если кто-либо укрывает в течение сорока дней продукты питания (чтоб нажиться), того Аллах отвергнет" (Ахмад, аль-Хаким, Ибн Абу Шайба, аль-Баззар).

Он также сказал: "Если кто-то припрятывает товары до повышения цен, он является грешником" (Муслим). Термин "грешник" не может считаться легким порицанием, так как Всевышний Аллах употребляет этот термин в отношении известных тиранов: "... Воистину, Фир'аун, Хаман и их воины были грешниками!" (Коран, 28:8).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъясняет отвратительную сущность спекулянта следующими словами: "Горе спекулянту, который, услышав об удешевлении, печалится, а от подорожания радуется" (Ар-Рази). И он говорит: "Предоставляющему (требуемый продукт) воздастся, а укрывающий будет проклят" (Ибн Маджа и аль-Хаким).

Существует два способа получения прибыли

Один из них заключается в укрытии товара для создания искусственного дефицита, чтобы сильно нуждающиеся в этом товаре вынуждены были переплатить за него большую цену. За это действие полагается наказание.

Другой способ состоит в том, что товара продается за приемлемую цену, затем приобретается новый, его реализуют и так далее. Такой способ торговли служит интересам общества, его благословляет Аллах, и воздастся тому, кто действует таким способом, о чем говорится в приведенном выше хадисе.

На основе вышеприведенных хадисов ученые сделали вывод, что запрет на спекуляцию обусловлен двумя вещами. Первое – это если она наносит вред населению страны. Второе – это если в ней преследуется цель завысить цены в целях личного обогащения. Всевышний Аллах знает лучше.

Какие правила в торговле должен соблюдать мусульманин?

Торговля в исламе неотделима от моральных ценностей. Следование этим ценностям автоматически исключает множество проблем, свойственных этому виду деятельности. Мусульманский торговец не должен пытаться любым путем получить прибыль, попирая ради этого права других людей. Он должен работать только в дозволенных с точки зрения шариата областях. Все это важно и для того, чтобы его поклонение было принято Всевышним, и для доверия и безопасности в обществе.

1 – Делать слишком большую наценку к товару

Мусульманин должен воздерживаться от продажи своего товара с непомерной наценкой. Конечно, его торговля должна приносить прибыль. Ислам разрешает это. Однако следует обратить пристальное внимание на то, чтобы наценка была умеренной.

2 – Быть мягким и снисходительным

Мусульманские торговцы всегда должны проявлять снисходительность. Продавая и покупая, надо быть мягким, рассчитываться достойным образом, ждать, когда должник сам придет к нему, не оказывать давление на должника, усложняя его жизнь, выказывать терпение по отношению к нему, ждать, пока состояние должника улучшиться, чтобы забрать у него долг. По этому поводу существует хадис: «Проявляйте снисходительность [к тем, с кем имеете дело], чтобы к вам проявили снисходительность [в Судный день]» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 1/248).

3 – Знать религиозные нормы, связанные с торговлей

Во времена Умара (да будет доволен им Аллах) был издан закон: «На рынке может торговать только человек, который знает соответствующие религиозные нормы, касающиеся торговли».

4 – Быть искренним и честным

Каждая сторона в торговой сделке должна быть искренней и честной, и уведомить другую, если в товаре имеется дефект.

5 – Не эксплуатировать чувства

Продавец должен воздержаться от расхваливания своего товара и попыток продать его, красочно описывая. Ведь если товар лишен описываемых качеств, то продавец лжет. Также и покупатель не должен неодобрительно отзываться о товаре и выискивать в нем несуществующие недостатки с целью обмануть продавца.

6 – Избегать обмана

Запрещается показывать покупателю хорошую сторону товара, скрывать плохую или выставлять на витрине лучший из двух разных товаров, а на деле продавать покупателю тот, что хуже.

7 – Не обвешивать – это тяжкий грех, о котором говорится в аятах Корана

8 – Избегать сделок, связанных с процентными операциями

9 – Спекуляция

Под спекуляцией имеется в виду скупка товаров первой необходимости и складирование их с целью продажи по более выгодным ценам в будущем. Или перекупка с целью перепродажи по завышенной цене.

10 – Избегать клятв Аллахом, пытаясь продать товар

11 – Избегать брать в долг

Торговец должен избегать брать такой долг, который он не в состоянии выплатить. Собственно, без крайней необходимости лучше не брать в долг вообще, потому что, задолжав кому-то, человек начинает нервничать, боясь не выплатить, и лишается покоя.

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ