Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Что случилось с хиджазской железной дорогой и при чем здесь Израиль?

 Что случилось с хиджазской железной дорогой и при чем здесь Израиль?
18 Февраля
07:33 2020

Сегодня Израиль в плане транспорта напоминает остров, хотя географически находится в центре Ближнего Востока и имеет границы с 4 странами: Ливан, Сирия, Иордания и Египет. С первыми двумя границы наглухо закрыты со дня образования Израиля в 1948, что касается Египта и Иордании, то хотя на бумаге между государствами мирные договора, но по факту дружить не получилось. Торговля близка к нулю и разве что иностранные туристы периодически пересекают границу, создавая иллюзию, что не все так плохо.

А ведь до 1946 года (обратите внимание, что не с 1948 когда возник Израиль, а двумя годами раньше) территория современного Израиля была настоящим транспортным узлом Ближнего Востока. Железные дороги пересекали его во все стороны: линия из Стамбула в Каир проходила через Хайфу и Тель-Авив, ответвление Хиджазской железной дороги вело из Аммана и Дамаска в Хайфу, была линия из нынешней Беер-Шевы на Синай, что нынче на египетской стороне. Еще и Западный берег (нынешняя Палестина) был связан с Хайфой регулярными паровозами.

16 июня 1946 года еврейские повстанцы, ведшие войну с Великобританией за независимость Израиля предприняли операцию, получившую название "Ночь мостов". Тогда за одну ночь с 16 на 17 июня 1946 года взорвали десяток мостов на тогдашних границах Палестины: на севере два моста в окрестностях Метулы на границе с Ливаном, мост над Ярмуком и мост Аленби с Иорданией, был взорван мост на побережье в Рош Ханикре с Ливаном, два моста над рекой Газа на юге и другие. Оставшись без мостов, британские силы оказались надолго оторванными от своих баз в соседних арабских странах. Для еврейских же повстанцев "Ночь мостов" стала поворотным моментом в борьбе за независимость, которая стала особенно ожесточенной именно с этого момента.

Сегодня Израиль по-прежнему отрезан в плане железных дорог от соседних арабских государств. Эти взорванные в 1946 году железнодорожные мосты стоят по сей день на границах, напоминая о событиях почти 75 летней давности. Также, о тех временах напоминают колоритные старые рельсы, встречающиеся в самых разных уголках Израиля.

Несколько лет назад была принята государственная программа по сохранению железнодорожной истории страны и многие старые оттоманские и британские станции были восстановлены.

Современная железная дорога Израиля достаточно хорошо развита, по ней курсируют современные поезда и в принципе она мало чем отличается от уровня железных дорог в Западной Европе. Некоторые линии проложены параллельно с исторической железной дорогой, построенной турками в начале XX века. Например, линия из Хайфы в Бейт-Шеан на границе с Иорданией.

Вчера мы прокатились от Хайфы и до границы с Иорданией близ Бейт-Шеана, посетив по пути примерно пять исторических станций:

1. Хайфа Мизрах (Haifa Eastern), построенная турками в 1903 году и расположенная в старой части Хайфы и сегодня превращенная в музей железной дороги. Если я не ошибаюсь, то станция бездействует с 20 июня 1946, когда ее взорвали еврейские подпольщики. Дело в том, что на эту станцию прибывали британские военные составы с вооружением и солдатами, соответственно такое место было важной целью для местных партизан.

2. Станция Эльрой (Elroi) примерно в 15 километрах юго-западнее Хайфы. Построена турками примерно в те же годы, когда и первая станция в Хайфе. Сегодня бездействует.

3. Станция Кфар Йегошуа (Kfar Yehoshua) в 22 километрах от Хайфы, построенная в 1905 году турками и тоже бездействует. Это была в свое время достаточно важная станция, узловая. Здесь паровозы заливали воду, здесь перецепляли вагоны и все прочее.

4. Станция Афула (Afula) в 35 километрах от Хайфы и тоже сегодня недействующая.

5. Станция Бейт-Шеан (Beit Shean), 62 километра от Хайфы.

6. Станция Гешер ха'Яшана (Old Gesher) прямо перед пограничным мостом в Иорданию. Сам мост был взорван в 1946 году и на нем по сей день застыли несколько вагонов. Словно забытые во времени.

7. Станция Хама (Hama) рядом с курортом Хамат Гадер на стыке границы Израиля, Иордании и Сирии. Мощное ущелье, бурная речка и обрушившийся от взрывов в 1946 году железнодорожный мост.

zen.yandex

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ