Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Последняя декада Рамадана

Последняя декада Рамадана
19 Мая
07:33 2020

Наступление последней декады рамадана приносит совершенно новые ощущения. Ты чувствуешь, что пришли по-настоящему особенные дни. Такие, каких не будет ещё целый год. Дни, которые ты просто не имеешь права провести не так, как надо.

Это финишная прямая рамадана. Это тот самый поворот, за которым ты уже видишь финишную ленту — именно видишь, а не просто знаешь, что она там есть. А это далеко не одно и то же.

Это время, когда все стремящиеся к награде от Всевышнего стараются ускориться. Это время самого благородного состязания в истории человечества, когда состязаются не ради мирских благ, но ради довольства Создателя. Это время, данное тебе, чтобы закрепить и приумножить достигнутое за прошедшие дни священного месяца. Это время, когда ты должен максимально освободиться от мирской суеты, от всего, что может отвлечь тебя от заветной цели и заставить отстать от остальных участников этого соревнования.

И вполне естественно, что шайтан не дремлет. Он старается подсунуть тебе тысячу и одно на самом деле неважное дело с единственной целью — занять твоё драгоценное время чем угодно, только не приближением к Аллаху. И нафс ему в этом потакает. Ведь он его помощник, а не твой, и он совершенно не горит желанием участвовать вместе с тобой в этом забеге.

В твоём распоряжении всего несколько дней. Много это или мало? Как посмотреть… Можно успеть многое за короткий период времени. Можно не успеть ничего за целую жизнь. Выбираешь ты.

И ты знаешь одно: если ты не соберёшься с силами сейчас, если промедлишь, упустишь свой шанс, ты совершенно точно будешь жалеть об этом. И когда закончатся эти уникальные, благодатные дни. И в Судный день, когда твой багаж окажется гораздо более скудным, чем у тех, кто бежал изо всех сил.

Потом, когда ты пересечёшь линию финиша и праздник окутает тебя своей неповторимой атмосферой, ты сможешь остановиться и отдышаться. Но сейчас время бежать. Бежать, бежать, бежать. Потому что времени у тебя становится меньше с каждой уходящей минутой.

Эта декада должна отличаться, должна быть более насыщенной. Это время приобретать новые полезные с точки зрения религии привычки и подниматься над собой. Время рывка, время, когда всё нужно смело умножать на два, на три, на четыре — на сколько хватает сил.

Побольше читать Коран, подольше выстаивать таравих, чаще делать зикр, расходовать на угодное Всевышнему, обращаться к Нему с мольбами, усерднее испрашивать у Него прощения. И, конечно же, побольше размышлять о Его милостях, мудрости и могуществе. Это прекрасное поклонение укрепляет веру и идеально подходит для рамадана. И пусть шайтан изведётся, стараясь внушить тебе, что, размышляя, ты ничего не делаешь и что надо заняться чем-то более практичным и энергозатратным. Остаться глухим к его словам — значит одержать победу. Он просто пытается уменьшить твою награду.

А ещё что-то подсказывает тебе, что сейчас самое время вспомнить о тех благих делах, которые ты хотел сделать, — возможно, хотел очень давно, — но по каким-то причинам до сих пор не сделал. Время этих дел настало.

Это время, когда награды вокруг так много, что её можно собирать горстями. Всевышний платит сторицей за твои ограниченные усилия. Важно просто не дать лени победить.

Золотая середина

Нам свойственна порывистость. Она проявляется на протяжении всей нашей жизни, и рамадан не исключение. Скорее наоборот, с началом священного месяца эта наша черта становится ещё более ярко выраженной.

Начали за здравие — закончили за упокой. Это тоже о нашей порывистости, о привычке мгновенно загораться и так же быстро выдыхаться и гаснуть. Мы привыкли с места в карьер, а дальше — будь что будет.

Вот наступил рамадан. Мы полны сил и планов, мы берём на себя сразу много всего — священный месяц нужно загружать по максимуму, никакого простоя!

А дальше? Дальше наблюдаем странную картину. С возом планом и проектов мы доезжаем до середины месяца, а там вдруг чувствуем, что силы-то кончаются. Появляется усталость от поста, уже не так бодро читается Коран и выстаивается таравих, уже не так легко движется караван других наших рамадан-проектов, а целесообразность некоторых даже начинает вызывать сомнения...

Но ведь самая главная, самая благодатная часть рамадана — его последняя декада. Та самая, в которой больше всего шансов застать Ночь аль-кадра. Та самая, в которую наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проявлял особое усердие в поклонении. А многие к этим дням, напротив, не рассчитав силы, снижают темп, выгорают.

И зачастую мы дотягиваем эту декаду, «плетёмся рысью как-нибудь», делаем не больше, чем до этого, а меньше или изо всех сил стараемся хотя бы сохранить взятый в начале месяца бодрый темп.

Но и это не самое главное. Мы часто забываем одну крайне важную истину. Сил ведь должно хватить не только на рамадан. И не только на усердие в его последней декаде. Их должно хватить на то, чтобы после рамадана не скатиться с чувством выполненного долга в полное ничегонеделание, не опуститься после головокружительного подъёма ниже того уровня, на которым мы были до рамадана... Мы ведь нацелены на то, чтобы с каждым днём становиться лучше, совершенствоваться, расти. А это не спринт. Это марафон.

Когда силы рассчитаны, их хватит, с позволения Всевышнего, на множество прекрасных достижений, многие из которых долгосрочны по своей сути. Оборачиваешься назад — и удивляешься ощутимым результатам крошечных, почти незаметных шагов, которые ты делал на протяжении многих лет, неспешно шагая к определённой — большой или не очень — цели.

Ислам — религия золотой середины и умеренности, в которой переборщить так же плохо, как и недоборщить. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от крайностей и настаивал на том, что лучшее дело — хоть малое, но постоянное. Тише едешь — дальше будешь.

Можно в глупом и бессмысленном порыве пройти без отдыха большое расстояние с тяжёлым тюком на плечах, а потом упасть и больше никогда не встать. А можно идти не спеша, делая привалы, преодолевая отрезки долгого пути спокойно и размеренно — и помнить о том, что путь этот долгий.

Путь к довольству Аллаха и Раю длиною в жизнь.

Прекрасно благое имущество

Одно испытание нередко влечёт за собой другое. Так произошло и сейчас, когда охватившая мир эпидемия повлекла за собой целый ряд событий. Одним из последствий этого испытания стал экономический кризис, который трудно не заметить. Кто-то остался без работы. Кто-то прогорел в бизнесе. Кто-то понёс убытки. Смотришь и понимаешь, что почти все так или иначе пострадали. И задумываешься...

А что такое вообще деньги? Средство к существованию? Несомненно: сейчас без них никуда. Искушение? Тоже однозначно да. Потому что без них многие грехи не превращаются из теории в практику.

Они с одинаковым успехом могут быть благом и злом. Этакий хамелеон, поведение которого напрямую зависит от того, кто рядом.

Они открывают врата Рая тем, кто использует их во благо, и становятся билетом в Ад для тех, кто с их помощью грешит…

Они должны приходить к тебе дозволенным путём и не расходоваться на то, что гневает Создателя. И лучше всего, когда они заработаны собственным трудом.

Вот ты понёс убытки. Ты можешь жить дальше? Разумеется — потому как от убытков ещё никто не умирал, даже от ощутимых. Ты мог бы прожить, если бы у тебя было меньше средств, чем сейчас? Тоже да. Тем более что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел смотреть на тех, кто ниже нас по положению, в том числе и по материальному, а не заглядываться на тех, у кого мирские дела идут в гору по сравнению с нами...

Хотел бы ты, чтобы средств у тебя было больше? Пожалуй, да. Потому что, опять же, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прекрасно, когда у праведного человека благое имущество» [Адаб муфрад 299]. Приятно надеяться, что ты подпадаешь под это определение.

Хорошо ли, когда у тебя есть деньги? Наверное, всё-таки да — до тех пор, пока они в твоих руках, а не в твоём сердце. До тех пор, пока ты не ликуешь и не впадаешь в эйфорию, когда они у тебя появляются, и не впадаешь в отчаяние и не сокрушаешься, когда Аллах забирает у тебя что-то. Потому как всё имущество — это имущество Аллаха, которое Он даёт нам — в качестве милости либо искушения — во временное пользование.

И тут же вспоминаешь ещё одну важную истину. Удел каждого из нас отмерен. Отмерен ещё до того, как мы пришли в этот мир. Чужое не придёт к нам, и наше не достанется никому, кроме нас.

Что делать дальше? Выходит, то же, что и всегда. Делать дуа, пользуясь благодатью священного месяца. И, конечно же, создавать причины для результатов, которые заранее известны Господу. Применять разум, данный Всевышним, и с его помощью искать новые способы получать отмеренный нам удел, кропотливо доставая его из разных щёлочек. Ну или совершенствовать старые — а вдруг сработает. Аллах ведь всё может, и чудеса порой происходят на ровном месте…

Встаёшь и идёшь трудиться дальше и зарабатывать свой удел, который тебе суждено получить сполна. Ровно то, что определено тебе Мудрым Создателем, знающим абсолютно точно, сколько тебе нужно для счастья земного и вечного. Ровно столько — ни копейкой больше, ни копейкой меньше.

Когда твои дети — мусульмане

Трудно найти более или менее соблюдающего мусульманина, в котором с началом рамадана не пробуждался бы перфекционист. Даже если в остальное время этот перфекционист никак себя не проявляет и никоим образом не обнаруживает своё существование.

Хочется, чтобы в рамадане всё было идеально. Всё как надо. И это «как надо» непременно хочется в полном объёме распространить и на детей — потому как мы за них в ответе. Да и рамадан ведь!

Но, кажется, твой энтузиазм особо никто не разделяет. На вопрос, прочитан ли очередной намаз, получаешь традиционный ответ: «Ещё нет, сейчас пойдём». И это несмотря на то, что ты тысячу и один раз объяснил, что сунна — читать его в начале времени, а не в середине и не в конце. И вроде бы личным примером ты эту привычку закрепляешь как можешь. И про награду напоминаешь при каждом удобном случае. И про то, что намаз — это первое, за что мы ответим перед Создателем в Судный день. И про то, что в рамадане надо трудиться не покладая рук, ведь такая возможность бывает только раз в году... И лишь иногда тебя ждёт приятный сюрприз: «Конечно, сразу после азана прочитали».

А ещё в рамках утверждённой на семейном совете программы на рамадан ребёнок клятвенно обещал читать ежедневно исламскую книгу. Три дня всё шло отлично, а дальше рельсы, видимо, кончились. И заветная книга уже пятый день лежит на полке нетронутая, а ребёнок занят чем-то другим — надо думать, более интересным. А ещё кто-то, помнится, горел желанием читать тафсир в течение всего рамадана. Но по непонятным причинам перегорел.

А ещё в месяц Корана приходится напоминать про Коран. Не всем и не всегда, но приходится. Внутренний перфекционист от этого хватается за сердце. Потому что у тебя мусульманская семья. Сознательная, в которой, пусть и с переменным успехом, ведётся просветительско-воспитательная работа. И, опять же, потому что на дворе рамадан, а в рамадане должно быть отлично даже то, что в остальные месяцы как-то не очень.

Становится обидно, грустно, кажется, что твои лучшие побуждения не встречают понимания, не находят отклика... И вот в такой момент тебя вдруг молнией пронзает мысль: а ведь твои дети — мусульмане!

Когда привыкаешь к тому, что это так, напрочь забываешь о семьях, где есть крайне далёкие от веры дети. А ведь такое встречается — и нередко. Даже у верующих родителей. И, как ни больно это признавать, даже у богобоязненных и соблюдающих — сколько криков души раздаётся вживую и в интернете… А твои дети, альхамду лиллях, мусульмане.

Да, у тебя как у неравнодушного родителя-мусульманина к ним много вопросов. Да, ты не всегда доволен их отношением к религии и тем, как они исполняют свои обязанности перед Всевышним. Но на вопрос о вероисповедании они с гордостью отвечают: «Мусульманин». И они приходят к тебе с вопросами о религии не потому, что им это задали в школе, а потому, что хотят знать ответ. И они читают намаз. И хотят поехать в хадж. И раскраска с мечетью интересна им ничуть не меньше, чем с каким-нибудь динозавром или супергероем.

И они читают Коран потому, что хотят получить награду от Всевышнего, а не только потому, что ты им об этом напомнил. И они с готовностью прибегают, когда ты зовёшь их, чтобы поставить им не мультик, а очередное видео про радости и горести их братьев и сестёр по вере, живущих где-нибудь на другом конце земного шара...

Нам всем порой хочется «быстрее, выше, сильнее». Но иногда так полезно остановиться, задуматься и заметить то, что имеешь. Твои дети — мусульмане... Какое же это счастье!

Карима Сорокоумова

e-minbar

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ