Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Испытание окружающих...

Испытание окружающих...
19 Июня
08:21 2020

Когда человек попадает в беду, то это не только его испытание. Это также испытание окружающих его людей: родственников, друзей, близких, соседей... Сам человек может пройти это испытание, проявляя терпение, а окружающие люди - оказывая ему посильную помощь.

Чаще всего люди воспринимают трудности и лишения как наказание, считают их проявлением гнева и карой Всевышнего.

Наша внутренняя программа заставляет нас искать облегчения как чего-то хорошего, а бедствия для нас по определению что-то плохое.

Поэтому мы хотим напомнить, что лишения – это путь к Всемилостивому, потому что на самом деле Аллах самый Милосердный. И все-таки Он посылает нам испытания; почему?

На земле нет человека, которому хотя бы раз не доводилось пройти через тяжкие испытания. Поэтому давайте спросим себя: зачем нам даются бедствия? В чем же здесь милосердие?

Аллах говорит в Коране: «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (Коран, 2:214).

Это потрясающий по силе аят… В конце Аллах дает нам надежду, говоря: «Воистину, помощь Аллаха близка». Но начало этого аята заставляет нас задуматься, что мы не первые люди, которым посылаются тяжкие испытания, и что страдания всегда были участью человека.

Трудности неизбежны

Иногда, когда человека постигают лишения или просто трудности, ему кажется, что он единственный во всем мире, кому действительно плохо; ему кажется, что подобные испытания невыносимы и этот жребий выпал только ему. И хотя каждый справляется с трудностями по-своему, действительно ли мы так исключительны в своих страданиях?

Иногда мы действительно чувствуем себя один на один с бедой, и тогда кажется, что никому нет дела до нашей боли и несчастий. Но на самом деле это не так.

Во-первых, мы не единственные, кому выпали испытания, кому довелось страдать – в этом мы не первые и не последние. Да, иногда нам доводится нелегко, но и другие люди проходят через горести и лишения. И Аллах говорит об этом в суре «Аль Имран»… Даже пророки и их последователи рыдали и взывали Аллаха о помощи точно так же, как иногда рыдаем мы, когда жизнь становится совсем невыносимой и когда все, что нам остается – это молить Аллаха о милосердии. Вот когда мы должны помнить, что «воистину, помощь Аллаха близка».

Итак, пусть нас утешит не только осознание того, что мы не одни, мы не первые и не последние, с кем приключились горести. Держа в своем сердце слова Аллаха, мы понимаем, что Аллах рядом и помощь Его близка.

Жизнь поистине удивительна, и ее реальность такова, что иногда она причиняет нам боль, но она же приносит и облегчение.

Поэтому иногда во всей своей полноте жизнь приносит нам боль, отбирает тех, кого мы любим. Но и горе проходит, и печаль заканчивается. Действительность такова, что уже в самих тяготах заложено их «излечение», потому что в переживании трудностей заключено приближающееся облегчение, ибо ничто не длится вечно, тяготы заканчиваются, как заканчиваются и радости. И Аллах напоминает нам: «Поистине, с тягостью легкость!» (Коран, 94:6).

Интересно, что в большинстве случаев предлагается такой вариант перевода этого аята: «после тягости наступает облегчение». Это не совсем верно. Аят говорит говорит, что не после тягости, но уже вместе с ней приходит облегчение. Они приходят одновременно.

Поэтому никогда не считайте, что за переживанием тягот, неважно каких, к вам придет облегчение. У вас уже есть то, что Аллах (хвала Ему) даровал вам из Своего милосердия вам в помощь.

Помните о главном

Подумайте о любом моменте в вашей жизни, когда вам было тяжело. Скорее всего, эти воспоминания вновь воскресят в вас ощущение того, что все было плохо. Но дело в том, что, если вы хорошенько вдумаетесь, то поймете, что плохим было далеко не все. И что даже в самой трудности уже содержалось облегчение.

Если в чем-то у вас действительно были проблемы, то наверняка в других вещах у вас было все в порядке, например, у вас были трудности в личной жизни, но вы были здоровы, в вашей семье никто не болел, у вас была крыша над головой и т.д. Точно также и сейчас у вас всегда есть то, что может утешить вас в тяготах: вы все равно верите в Аллаха, и вы сохранили иман. А если вы продолжаете верить в то, что «нет бога, кроме Аллаха» - положа руку на сердце, что вам еще нужно?

Наша проблема в том, что в трудные моменты жизни мы забываем об этом, потому что не видим ничего, кроме своей беды. И это главная ошибка, которую мы допускаем, когда приходит тяжелое время. Столкнувшись с чем-то сложным, обычно мы сразу думаем: «Как же я с этим справлюсь? Как же я это переживу?»

Вдруг мы начинаем испытывать тревогу и беспокойство: как справиться с этой бедой? Проблема полностью захватывает нас, мы не можем думать ни о чем больше. В голове постоянно крутятся мысли: как быть? Что делать? Может поступить так? Или лучше так? И в конце концов мы думаем о ней непрестанно и уже ничего не видим, кроме проблемы, погружаемся в нее целиком, и очень скоро мы вспоминаем о ней во время каждого намаза.

То есть теперь вместо того, чтобы обратиться к Единому, который может решить нашу трудность, и попросить у Него помощи, мы пытаемся справиться самостоятельно. Вместо того чтобы подумать о Том Единственном, Кто решает все проблемы, Кто может исправить все неправильное, мы думаем об этом «неправильном». Происходит смещение. И из-за этого нам тоскливо, тягостно. В этом вся загвоздка.

Но я могу раскрыть вам один секрет. Вспомните, когда вы знаете, что впереди экзамен, вы занимаетесь, готовитесь к нему. Аллах не скрыл от нас и предупредил в Коране, что Он будет испытывать нас. Теперь мы об этом знаем. Поэтому, даже если мы искренне стараемся быть хорошими мусульманами, все равно что-то может случиться, и когда это произойдет мы скажем: «Ну что ж, это и есть испытание, я готов». Ведь так?

Тяготы – экзамен, к которому можно подготовиться

Когда преподаватель проводит экзамен, он дает вам задание и наблюдает, как вы справитесь. Он отходит в сторону, чтобы посмотреть: сдадите ли вы или провалитесь, может быть, он даже хочет вас «завалить».

Но позвольте спросить: когда вы находитесь на экзамене, можно ли вам поднять руку и попросить о помощи?

Конечно, это будет жульничеством. Но мы думаем об Аллахе (хвала Ему) точно так же. Когда Он устраивает нам испытание, мы думаем: «О, я должен пройти через это сам! Аллах меня проверяет, Он наблюдает за мной, Он смотрит, что у меня получится. Все зависит от меня, поэтому я должен полагаться только на себя». В этом-то и ошибка. Мы считаем, что нельзя поднять руку и попросить помочь. Но именно в этом и заключается суть экзамена.

Видите разницу? Аллах – не преподаватель, который дает вам экзамен и отходит в сторону, чтобы посмотреть, что вы будете делать.

Вернуться к Нему

На самом деле испытание и дается нам для того, чтобы мы подняли руку и попросили помощи, чтобы мы вернулись к Нему. Аллах многократно говорит нам в Коране о тяготах и почему они даются людям: «Мы разбросали их по земле общинами. Среди них есть праведные и не только праведные. Мы подвергли их испытанию добром и злом, – быть может, они вернутся на прямой путь» (Коран, 7:168)

Аллах действительно посылает нам испытания, чтобы мы вернулись к Нему, воздели руки и попросили о помощи.

В другом аяте Аллах (хвала Ему) называет другую причину тягот, это смирение: «Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными» (Коран, 6:42).

Но это еще не все. Чтобы по-настоящему понять смысл смирения, уяснить, насколько оно важно, подумайте, какая великая сила заключается в этом состоянии.

Представьте себе человека, плывущего по океану на корабле. Ему кажется, что у него все в порядке, он в безопасности, но вот начинается шторм. У него начинается естественная реакция. Первое что он делает – зовет кого-то на помощь, ищет, как спастись, звонит в береговую охрану. Но когда его крики остаются без ответа, человек ищет другие средства. Теперь он пытается найти спасательную шлюпку. Но на корабле не осталось ни одной целой шлюпки. Значит, ему нужен спасательный жилет. Но их тоже не уцелело ни одного! Что же он делает теперь, когда испробованы все возможные средства и все доступные способы, и все бесполезно? Тогда он взывает к Аллаху!

Вот, что мы делаем. Как только нас постигает трудность, к кому мы обращаемся первому? Очень важно спросить себя: к кому мы идем прежде всего? Это не значит, что не нужно пытаться воспользоваться доступными способами. Это было бы все равно как, заболев, не идти к врачу. Но куда мы обращаемся сначала, от кого зависим? Кто спасет нас от болезни? Действительно ли это может сделать доктор? Действительно ли мы верим, что лечит медицина?

Медицина – это только инструмент. Врач это тоже только инструмент. Но Единственный, Кто исцеляет и Кто спасает, это Бог, слава Ему.

Положиться на Аллаха

Итак, когда я нахожусь на корабле и попадаю в шторм и уже не к кому обратиться, а все другие средства исчерпаны, только тогда я обращаюсь к Аллаху. Что я испытываю? Не просто смирение, это последняя степень отчаяния, когда я, наконец, осознаю, что мне нужен Аллах.

Итак, речь уже не идет о том, чтобы протянуть руку и попросить о помощи. Это тот случай, когда падаешь на колени и умоляешь. В этом все дело.

Когда Аллах посылает трудности, нам так тяжело, потому что мы пытаемся справиться сами. В тяготах мы не уповаем на Аллаха. Мы бы хотели думать обратное, но в действительности пробуем все возможные средства – зовем друзей, звоним доктору, идем в банк за деньгами, обращаемся к семье – но не взываем к Аллаху.

И иногда Аллах по Своему милосердию делает нечто удивительное. Когда вы идете с проблемой к другу, его не оказывается дома, вы идете к врачу, но он не принимает, вы обращаетесь куда-то еще, но вам везде отказывают, перед вами одна за другой закрываются все двери, и каждый раз, когда вы, казалось бы, нашли, куда обратиться, эта дверь тоже оказывается закрытой.

Случалось ли с вами, что в тяжелейший момент вашей жизни не было никого, кто мог бы вам помочь? Когда вам действительно нужно бросить спасательный круг, никто не видит, как вы тонете. Когда вам действительно нужна спасательная шлюпка, она оказывается неисправной. Когда вам действительно нужен друг, он занят. Спрашивали ли вы себя, почему так бывает?

Одна из причин – Аллах ведет вас к себе этим путем, потому что вы пытаетесь найти опору там, где ее нет. Ищете помощь не у тех, просите о помощи не у Аллаха (хвала Ему), а в других местах.

Единственное прибежище

В подобных случаях вам, наверное, приходилось убеждаться, что, когда вы пытались найти помощь где-то еще и только когда это не сработало, вы обратились к Аллаху, и сделали это так, как не делали никогда раньше. Только так вы поняли, что ваша близость к Аллаху оказалась самой надежной в труднейший момент жизни. Знаете ли вы, почему так происходит?

Потому что в такой момент наступает смирение, а это то состояние, когда мы ближе всего к Аллаху. И это единственный способ, который действует на нас с вами, потому что мы настолько поглощены своими мирскими иллюзиями, что обращаемся к Нему только тогда, когда Он закрывает нам все остальные возможности. Поэтому повторим, бедствия и испытания – не наказание, а проявление милосердия, потому что если бы не такой «шторм», мы бы никогда не испытали эту близость к Аллаху.

Большинство людей склонны легко поддаваться искушениям, которые наступают после того, когда тяготы позади. Аллах говорит нам в Коране: когда человек оказывается в пучине бури и его обступают волны, подобные горам, тогда человек взывает к Аллаху, уверовав в Его Единство. Так Аллах приводит нас к таухиду: помещая нас в ситуацию, когда мы не просим помощи ни у кого другого, кроме Него, ибо никто другой не в состоянии помочь нам, кроме Одного Аллаха. Вот когда мы по-настоящему осознаем, что нет силы и могущества, кроме как у Аллаха (хвала Ему)!

И иногда нужна буря, чтобы это понять

Но затем Аллах говорит нам, что происходит с человеком, когда он спасся и пристал к берегу, когда все опять нормализовалось. Он опять думает только о себе. Разве мы помним, что Аллах спас нас в беде? Разве мы продолжаем обращаться к нему со смиренной мольбой?

Нет, мы постепенно опять отворачиваемся от Аллаха, нас снова отвлекают наши многочисленные дела и заботы. Вот такие мы.

Итак, бедствие ведет нас напрямую к Аллаху. Но мы не должны расслабляться и потом, когда наступило облегчение. Многие полагают, что испытания приходят только в виде тягот. Но еще большим испытанием порой является период безмятежности.

Почему?

Потому что, когда мы оказываемся на берегу вдали от Аллаха, когда нам дается облегчение, это еще тяжелее…

Каждого верующего мусульманина хоть раз в жизни посещала мысль о том, что наказания, которые ниспослал на него Господь, не являются соразмерными его грехам. Наказания Аллаха воспринимается ими как злой рок, который нависает над самими мусульманами, их родными и близкими. Человек начинает тревожиться о своем будущем, беспокоится о браке, работе, личной жизни.

Когда Всевышний посылает человеку испытания на его жизненном пути, человеку кажутся эти трудности непреодолимыми, и очень тяжелыми. Но истинно верующий мусульманин понимает, что отчаиваться и терять надежду на милость Всевышнего не стоит. И лишь происки шайтана могут заронить в его душу зерно сомнения.

Верующий утрачивает надежду в милость Аллаха, разочаровываясь в себе, не находя в себе сил и способностей справиться с жизненными трудностями. Но верующий забывает, что только Аллах способен изменить все по Своей воле, если посчитает нужным.

Наказание Аллаха – может быть испытанием, которое посылает Всевышний мусульманам, чтобы укрепить нашу веру, укрепить их связь со Всевышним, и поэтому нам всегда следует стремиться к преодолению трудностей, но сохранять в своем сердце надежду на Всевышнего и Его милость. И пока такая надежда в сердце жива, ни одна проблема в жизни не останется нерешаемой.

Порой человек думает, что наказание Всевышнего приходит к нему без причины, но в реальности, причина за есть - это могут быть совершенная несправедливость по отношению к людям или себе, по отношению к Аллаху, совершение больших или малых грехов, также наказание - может быть испытанием для веры, очищением и причиной приготовления большой награды в райских садах за проявленное терпение, стойкость и благодарность Всевышнему! Но тяжесть грехов мусульманина может привести и к тому, что испытания для него будут слишком сильными и жестокими, и он не сумеет с ним справиться. Достаточно обратиться к хадисам, чтобы узнать, как может наказать Всевышний за грехи людей. Пророк Мухаммад ﷺ рассказывает в этих хадисах о том, какое наказание Аллах пошлет на человека, который совершит тот или иной грех. Такие хадисы переданы нам для того, чтобы мы отвращали себя от греха. Если же грех уже совершен, то избежать наказания за него или максимально ослабить суровость этого наказания можно несколькими способами.

Как избежать наказания Аллаха?

Первый путь избежать или ослабить наказание Аллаха – это искреннее покаяние: если мусульманин после совершенного греха искренне в нем покается, то это покаяние может способствовать ослаблению наказания или прощению. В Коране сказано: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милостивый» (сура Аз-Зумар (Толпы), 53-й аят).

Еще один путь для мусульманина избежать наказания Аллаха – это обращение к Нему с мольбой о прощении. В хадисе, переданном Муслимом, Посланник Мухаммад ﷺ говорит, что если бы люди не грешили, то Аллах заменил бы этот народ другим, который был способен на грех, и этот народ грешил бы, а потом просил бы у Аллаха прощения за свои грехи, и Он прощал их.

Верный путь к тому, чтобы избежать наказание Аллаха - это совершать добрые поступки и не совершать в жизни злодеяния. В суре «Худ» Священной Книги Коран сказано, что «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (сура Худ, 114-й аят), и чем больше добрых дел совершит верующий мусульманин, тем больше его грехов будет перекрыто.

Просите Аллаха простить грехи братьям вашим по вере, и это не только касается тех братьев, кто еще жив – просить следует и за тех, кто покинул уже этот мир, но души их тяготят совершенные ими грехи. Следует читать дуа за своего верующего брата в исламе. Сказано в хадисе, переданном от Аиши: «Кто бы из мусульман ни умер, если над ним совершат заупокойный намаз сорок человек, не приобщающих Аллаху сотоварищей, то он получит их заступничество».

Таким же путем к избавлению от наказания Аллаха является совершение добрых дел от имени человека, который несет на себе тяжесть грехов, но уже покинул этот мир, раздача милостыней от его имени.

Еще одним путем защиты от наказания Аллаха является заступничество Пророка Мухаммада ﷺ, и тому немало примеров во многих хадисах рассказывается о заступничестве Пророка Мухаммада ﷺ и других праведников за грешника. В хадисе, переданном Абу Даудом и Ат-Тирмизи, Пророк Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, мое заступничество будет для людей из моей уммы, грехи которых велики».

Мусульманин должен понимать, что беды и печали, которые посылает в его жизнь Всевышний, тоже является одним из путей смыть с него грехи. О этом говорится в хадисе, переданном Муслимом и Бухари: «Какая бы печаль, тревога или беда ни постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка».

Смывая грехи человека, он освобождается от наказания Аллаха и того, что происходит с ним после смерти – испытаний, ужасов могилы и могильных мук. Ужасы Судного дня после могилы своей тяжестью также освобождают человека от того наказания Ада.

Всевышний с Его безграничной милостью может даровать прощение мусульманину по Своему желанию, поэтому верующий мусульманин не должен оставлять своих молитв, непрестанно уповать на милость Аллаха, не сомневаться и быть крепким в своей вере Аллаха.

Ни одна ситуация в жизни не должна восприниматься верующим мусульманином как безнадежная или нерешаемая – на все воля Аллаха, и ничто хорошее или плохое не останется с нами навсегда. Если Всевышний посылает мусульманину какое-то страдание или препятствие, то он должен воспринимать его как испытание прочности своей веры и с достоинством выходить из него.

Нести наказание Аллаха будет легче, если покаяться и предоставить себя воле Всевышнего. Ни в одной трудности, ни в одной беде человек не остается наедине со своим горем – с ним всегда рядом Тот, кто создал его, Творец, Создатель и Покровитель не оставляет мусульманина в трудный час. В аяте Священного Корана приведены слова Всевышнего: «Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу» (сура Та Ха, 46-й аят). Размышляя над этим, думая об этом, человек верующий уже только одними такими размышлениями приближает себя ко Всевышнему.

Выход из испытаний

Когда Всевышний посылает человеку испытания, которые мусульманин воспринимает как наказание, Аллах также посылает и способы решения возникших трудностей и проблем, выход из возникших сложностей. Если Всевышний дает вопрос, то он дает и способ решить его. В Коране сказано: «Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (сура Ат-Талак (Развод), 7-й аят). Нет такого наказания, такого испытания или горя, которое не смог бы мусульманин вынести, но каждое такое наказание учит чему-то разумного и думающего мусульманина, оно посылается ему не просто так, а с какой-то определенной целью.

Наказания Всевышнего, которые являются для человека испытанием, являются способом очистить свою душу от греха, они посылаются нам для искупления.

Источник

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ