Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Разногласия в пятничном намазе

Разногласия в пятничном намазе
19 Апреля
20:30 2021

Часто приходя в мечеть и совершая пятничную молитву, замечаешь, что среди совершающих намаз Братьев возникают различия в выполнении молитвы. Так, например всем известный спорный вопрос насчёт выравнивания рядов молящихся. В этом вопросе Братья, нет места разногласиям, потому как Сунной пророка Муhаммада (да благословит его Аллаh и приветствует) установлено следующее:

Правильным является то, что выравнивание ряда происходит по стопам и по плечам.

Имам Бухари (да помилует его Аллаh) приводит от Анаса, что пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Выстраивайте ваши ряды, воистину, я вижу вас из-за спины».

Анас сказал: «И мы прижимали наши плечи к плечам стоящего рядом, а ноги к ногам».

Имам Бухари поместил этот хадис под главой: «прижимание плеча к плечу и ноги к ноге».

Ну′ман ибн Башир сказал: «Я видел, как один из нас прижимал свою лодыжку к лодыжке стоящего рядом».

Шейх Абдуль Азым Абади сказал: «В книге «Атта′лик Альмугни» говорится: «Эти хадисы ясно указывают на важность выравнивания рядов, и что это является одним из действий, делающих молитву полноценной. Также они указывают на то, что нельзя отступать от ряда, и нельзя переступать ряд, и что необходимо прижимать плечо к плечу, ноги к ногам и колени к коленям, но сегодня эта сунна заброшена! И если ты исполнишь это сунну сегодня, то люди будут сторониться тебя как дикие зебры! Воистину мы принадлежим Аллаху и воистину все мы к нему вернемся». («Аун альма′буд»)

Еще один не менее трепетный вопрос, требующий ответа на него из Сунны нашего Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), а именно вопрос о совершении дополнительных молитв после пятничного намаза.

По поводу количества ракаатов в молитве совершаемой после пятничного коллективного намаза, пришло несколько хадисов.

Намаз состоит из 2-х ракаатов: Передается от АбдуЛЛаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не молился после пятничного коллективного намаза, пока не уходил, (а после) молился 2 ракаата (у себя дома). Приводят Бухари (937) и Муслим (882).

Намаз состоит из 4-х ракаатов: Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если будете молиться после пятничной (молитвы), то молитесь четыре (ракаата)». Приводит Муслим (881).

Из-за разногласия в указаниях этих хадисов, разделились во мнении и ученые.

Первое мнение: Следует совершать 2 ракаата. Это пришло в действии Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.

Второе мнение: К нему склонилось большинство ученых, это желательность совершения 4-х ракаатов после пятничной коллективной молитвы. Это передается от АбдуЛлаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, и его соратников, в «Мусоннафе Ибн Аби Шейбы» 2 -41. Это так же является выбором Ханафитов, как указывается в книге «Рад аль-Мухтар» 2 -13. А так же это мнение Имама аш-Шафии в его книге «аль-Умм», сказавшего: «…А что по поводу нашего мнения, то мы скажем, что следует совершить 4 ракаата».

Третье мнение: Предоставление выбора в совершении 2-х или 4-х ракаатов. Сказал Имам Ахмад: «Если желает то совершает после пятничной молитвы 2 ракаата, а если желает то совершает 4 ракаата». «аль-Мугъний».

Четвертое мнение: Аналитический разбор в словах и действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с последующим рациональным выводом. Тот, кто совершает эту дополнительную молитву (сунну) после пятничного намаза в мечети, тот совершает ее 4 ракаата. А тот, кто совершает ее дома, то пусть совершает ее 2 ракаата. Сказал Ибн Къайим аль-Джавзия: «Наш Шейх Абу Аббас, Ибн Теймийя говорил: «Если совершает ее в мечети, то пусть совершает 4 ракаата, а если желает совершить ее дома то 2 ракаата». Ибн Къаийм продолжает: «На это и указывают хадисы. Ведь передается так же от Абу Давуда, от Ибн Умара, что если он совершал молитву в мечети то делал ее 4 ракаата, а если совершал ее дома, то 2 ракаата». «Зад аль-Маад». Это же мнение выбрали как более приоритетное, Ученые постоянной комиссии в Саудовской Аравии.

Пятое мнение: Желательность совершения 6 ракаатов. Оно передается от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, и от группы ученых. Смотрите «Мусоннаф Ибн Аби Шейбы» (2 -41). Это же мнение поддержали Абу Юсуф и Имам Тахави среди Ханафитов. Смотрите «Шарх мани аль-асар». Это так же передается в одной из передач от Имама Ахмада, как упомянул об этом Ибн Къудама в «аль-Мугъний», однако это вызвало удивление у Хафиза Ибн Раджаба. «аль-Къаваид» стр.15.

Шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Как собрать воедино между словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если будете молиться после пятничной (молитвы), то молитесь четыре (ракаата)», и его действием, когда он молился дома 2 ракаата?»

Шейх ответил: «В этом вопросе Ученые разделились во мнении.

Некоторые сказали, что следует совершать 6 ракаатов; 2 ракаата утверждены Сунной в действии, а 4 ракаата в Сунне устной.

Другие сказали, что следует опираться на слова, а указание в них это совершение 4-х ракаатов. Таким образом, Сунной будет являться совершение 4-х ракаатов.

Третье мнение, это аналитический разбор в словах и действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с последующим рациональным выводом. Тот, кто совершает эту дополнительную молитву (сунну) после пятничного намаза в мечети, тот совершает ее 4 ракаата. А тот, кто совершает ее дома, то пусть совершает ее 2 ракаата. Это мнение Шейх аль-Ислама Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах. Хвала Аллаху, в этом вопросе нет жёстких рамок. Даже если он пойдет и совершит дома 4 ракаата, давая при этом салам 2 раза, будет хорошо и не будет ничего плохого, инша-а-Ллах». «Ликъаат аль-баб аль-мафтух» (214 встреча, 8 вопрос).

Из всего вышеприведенного, становится ясно, а Аллаху известно лучше – что здесь с одной стороны выбор между 2 и 4 ракаатами, а с другой необходимо различать место совершения молитвы; дома или в мечети.

Мы совершаем два ракаата пятничной молитвы, затем имам разворачивается и мы вместе читаем дуа. Правильно ли мы поступаем?

Хвала Аллаху Господу миров!

Верующие должны следовать примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Они должны делать то, что делал он, и воздерживаться от того, от чего он воздерживался. Аллах, Свят Он и Велик, говорит:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день» (Сонмы 33:21)

И мольба имама после пятничной или любой другой обязательной молитвы вместе с молящимися, которые говорят «Аминь», не является деянием Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или его сподвижников (мир им всем). Если бы это было чем-то хорошим, то они сделали бы это до нас.

Поэтому данное действие относится к порицаемым нововведениям. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживет (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, ни в чем не отступая от этогo и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение». Абу Дауд, 4607; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих Абу Дауд».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Кто привнесет в наше дело (религию) то, что не является ее частью, то это будет отвергнуто». Аль-Бухари, 2697; Муслим, 1718.

Имам аш-Шатыби (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Аль-И’тисам» (1/349-355) писал о коллективных дуа после обязательных молитв и объяснил, что это является нововведением, потому что ни Посланник (мир ему и благословение Аллаха), ни его Сподвижники (да будет Аллах доволен ими всеми), ни имамы после них не делали подобного.

Вы должны воздерживаться от этого нововведения и читать те азкары и дуа, которые читал после молитвы Пророк (мир ему и благословение Аллаха). А если кто-то хочет прочитать дуа, то он может сделать это тихо.

И Аллах знает лучше

Islam Q&A фатва № 115781

www.sawab.ru

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ