Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Козни Иблиса: чрезмерность и небрежность

Козни Иблиса: чрезмерность и небрежность
25 Марта
13:48 2021

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«К удивительным козням Иблиса относится то, что он исследует душу, чтобы узнать, какая из двух сил одерживает верх над ней – сила наступления и отваги или же сила отступления, сдержанности и унижения.

Если он видит, что над душой одерживает верх униженность и сдержанность, он начинает побуждать человека к промедлению, ослабляет его решимость и стремление совершить то, что он обязан совершать, делая его тяжелым на подъем и внушая ему пренебрежительное отношение к оставлению этих действий до тех пор, пока он вовсе не откажется от их совершения либо не станет относиться к их совершению небрежно и халатно.

Если же он увидит, что над душой одерживает верх сила наступления и пылкость, он начинает внушать человеку, что тот делает слишком мало, что этого недостаточно и что нужно делать больше.

И первый проявляет небрежность, а второй доходит до чрезмерности. Как сказал один из наших праведных предшественников: «Какое бы повеление ни отдал Всевышний Аллах, шайтан обязательно стремится склонить его к одному из двух: либо к небрежности и халатности, либо к излишествам и чрезмерности, и ему не важно, к чему из этих двух действий удастся его склонить».

Большинство людей – избегают этого лишь немногие – ударились в одну из этих двух крайностей: крайность небрежности либо крайность чрезмерности. И лишь очень немногим удается следовать путем, которым следовал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники.

- Некоторых шайтан склоняет к пренебрежению обязанностями, связанными с очищением, а других он доводит до чрезмерности своими наущениями.

- Одних он заставляет пренебрегать выплатой обязательного из своих средств, а некоторых доводит до того, что они отдают все, что у них было, а потом становятся обузой для людей, ожидая, что те дадут им что-нибудь.

- Некоторых он заставил пренебречь тем, в чем нуждались из еды, питья и одежды так, что они нанесли вред своим телам и сердцам. А других он довел до того, что они взяли сверх меры и также нанесли вред своим сердцам и телам.

- Некоторых он заставил относиться к пророкам и их наследникам – настолько, что они стали убивать их, а других довел до того, что они стали поклоняться им.

- Одних он склонил к пренебрежению общением с людьми настолько, что они отделились от них даже в том, что является покорностью Аллаху, как пятничные и коллективные молитвы, усердие и приобретение знаний. Других же он довел до того, что они стали общаться с людьми, совершая вместе с ними даже несправедливость, ослушание Аллаха и грехи.

- Одних он подтолкнул к воздержанию от убийства птицы или заклания овцы ради употребления в пищу их мяса, а других довел до того, что они начали проливать запретную кровь.

- Одних он склонил к тому, что они не стали заниматься приобретением полезного знания, а других довел до того, что они сделали своей единственной страстью приобретение знаний без претворения их в жизнь.

- Одних он склонил к тому, что они начали питаться дикими травами вместо обычной человеческой пищи. А других довел до того, что они стали питаться одним запретным.

- Одним он приукрасил оставление Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что касается вступления в брак, и они вообще отказались вступать в него. А других он довел до того, что они перешли границы дозволенного и стали совершать запретное в этой области.

- Одних он склонил к тому, что они стали относиться пренебрежительно и грубо к шейхам из числа набожных и праведных людей, отвернулись от них и не стали соблюдать их права. А других он довел до того, что они стали поклоняться им наряду с Всевышним Аллахом.

- Одних он склонил к тому, что они отказались принимать слова ученых и обращать на них внимание, а других он довел до того, что они стали считать дозволенным то, что они разрешили, а запретным – то, что они запретили, и слова их стали важнее для них, чем достоверная и ясная Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

- Одних он склонил к тому, что они принялись приукрашивать себя в глазах людей и демонстрировать им деяния и поклонение, чтобы люди хвалили их. А некоторых он довел до того, что они стали демонстрировать людям столь скверные дела, что люди потеряли всякое уважение к ним, и назвали себя «маляматия»*.

- Некоторых он склонил к тому, что они пренебрегли деяниями сердец и не стали обращать на них внимания, считая их чем-то благим, но необязательным, либо вообще лишним. А других он довел до того, что они ограничились только деяниями сердца, не уделяя внимания многим деяниям органов тела, и сказали: «Знающий не оставляет то, что приходит к сердцу его, ради обычного поклонения».

Эта тема очень объемная, и если бы мы стали разбирать ее подробнее, то смогли бы сказать в разы больше. Здесь же мы слегка затронули ее». «Игасат аль-ляхфан»; «Избранное», 1/74-77

*Маляматия (в переводе с арабского «тот, кто ищет порицания») – название мистическо-аскетического движения, возникшего в Хорасане в 9 веке в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. Намеренно совершали предосудительные, отвратительные поступки, противоречащие Шариату и морали. Таким странным способом они пытались скрыть от людей свою набожность.

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ