Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Сура Аль-Му’минун, аяты 1-4

 Сура Аль-Му’минун, аяты 1-4
12 Июня
08:39 2020

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Воистину, преуспели верующие...

«Афлаха» — иметь успех, победить, достичь своей цели, избавиться от печали и забот. Победа и успех могут иметь место и в земной жизни, но в будущей жизни они будут непременно и навеки веков. Это обещание и воля Аллаха, гарантирующие верующим успех. Аллах никогда не нарушит Своих обещаний, и никто не может противостоять Его решению. Спасение относится как к земной, так и к будущей жизни, как к отдельному человеку, так и ко всей общине верующих. Кто же эти верующие, которым Аллах обещает успех? Это те, чьи характерные черты подробно описываются в следующих аятах. Для действительного понимания этого обещания, важно знать историческую подоплеку. С одной стороны были богатые и знатные вожди Мекки, противники ислама, основным занятием которых было наслаждение жизнью. С другой стороны находились мусульмане, которые в большинстве своем были или просто бедны или же потеряли свое имущество в постоянных столкновениях с противниками ислама. Выражение: «Верующие имеют настоящий успех» в первом аяте этой суры призвано напомнить неверующим, что их критерии успеха и поражения не соответствуют фактам. Они не только ограничены и преходящи по своей сути, но и базируются на ошибочных представлениях и потому и ведут к поражению, а не к настоящему успеху. Сторонники же посланника, которых они считали проигравшими, в действительности имели успех. Поскольку они заступили на прямой путь веры, они взялись за дело, которое обеспечило им успех и счастье как в земной, так и в будущей жизни. Это является основной темой данной суры. 

Аллах почтил верующих рабов тем, что упомянул о них в Своем писании. Он поведал о том, что они обретут счастье и преуспеяние, и рассказал, каким образом они добьются этого. Между тем Он призвал людей облагораживать свои души качествами этих праведников. И пусть каждый раб Божий оценивает себя и окружающих по этим аятам. Только так он сумеет определить, насколько сильна или слаба вера его самого и других людей. Всевышний поведал о том, что человеку, чтобы достичь великого успеха и получить все самое заветное и желанное, необходимо уверовать в Него и подтвердить правдивость Его посланников. Далее Он упомянул о безупречных качествах таких верующих:

Которые смиренны во время своих намазов...

Смирение во время намаза — это ощущение того, что ты стоишь перед Всевышним Аллахом и находишься вблизи от Него. Благодаря этому чувству душа человека успокаивается и умиротворяется. Он перестает делать лишние движения и не смотрит по сторонам, потому что стремится соблюсти приличия при общении со своим Господом. Он переживает все, что говорит и делает во время намаза от начала до конца. Все это помогает ему избавиться от наущений сатаны и скверных мыслей. Вот почему смирение является душой и смыслом мусульманской молитвы. И за это раб Божий получает большое вознаграждение. Конечно, человек получает вознаграждение, даже если он совершает намаз без этого ощущения, однако великая награда обещана тем, кто всем сердцем переживает то, что говорит и совершает во время намаза.

Другими словами, люди, обладающие такими характерными чертами, непременно достигнут истинного успеха. Смирение в намазе связано: 1. с их оценкой собственной значимости перед лицом Аллаха; 2. с их оценкой своей собственной власти или силы, даже если они даны Аллахом; 3. с их молитвами, возносимыми к Аллаху. Их сердца наполняются благоговением, когда они сознают, что стоят перед Аллахом. Они становятся смиренными и покорными. Это проявляется в позе, в чертах лица и движениях. В этот момент они не думают ни о чем, кроме того, что предстают перед Аллахом. Они ощущают и видят только Его величие. «Хушу» сердца — это страх и благоговение перед могущественным лицом, «хушу» тела означает: потупить взгляд и говорить тихо в присутствии Всевышнего. И то, и другое должно проявляться в ходе ритуальной молитвы; в этом и заключается суть молитвы. Однажды посланник заметил, что кто-то во время молитвы поигрывает со своей бородой. Он сказал: «Если бы в его сердце было благоговение, тогда тело выразило бы это». Исламский закон предписывает определенные нормы поведения, которые, с одной стороны, помогают развитию благоговения в сердце каждого верующего. С другой стороны, эти законы содействуют — несмотря на изменчивое состояние сердца — сохранению обряда молитвы. Поэтому, например, во время молитвы не разрешается смотреть вокруг и расхаживать, а нужно стоять спокойно и смотреть в одну точку; при этом не разрешается поправлять одежду. Также нельзя совершать молитву второпях. Во время молитвы не следует размышлять о мирских заботах или отвлекаться, чтобы язык и сердце находились в полной гармонии. О роли смиренности при совершении молитвы существовали разногласия. Является ли она обязательной частью молитвы или же это нечто второстепенное? Правильным является первое предположение, которое подтверждает и Тирмизи.

Которые отворачиваются от всего праздного...

Они не желают вести разговоров, которые не приносят пользы или добра. Они избегают их и считают недостойным поступком заводить подобные беседы. И если они так усердно избегают пустых и бесполезных речей, то они проявляют еще большую осторожность, когда люди заводят греховные речи. И если им удается оберегать свой язык от всего, что не приносит им добра, то они в еще большей степени избегают совершения грехов телом. Однажды посланник Аллаха давал наставления Муазу бин Джабалу и сказал: «Не сообщить ли тебе об основе основ?» Он ответил: «Сообщи, о посланник Аллаха!» Тогда он взял себя за язык и сказал: «Удержи вот это». Вот почему одним из самых достохвальных качеств правоверных является воздержание от суетных и запрещенных бесед.

Слово «лагу» (ложь, суетность) отражает все виды грехов. Ложь в разговоре, действиях, устремлениях и ощущениях. Сердце верующего отрицает бессмысленное времяпрепровождение. Оно не позволит отвратить свое внимание от поминания Аллаха, от представления Его власти, от ощущения Его знамений внутри самого человека и в окружающей природе. Многочисленные требования веры, как, например, очищение сердца, души и совести, обязанность совершать добродеяния и предотвращать зло, забота о пользе общины и готовность бороться за ее интересы — это обязанности, которые возлагаются на верующего. «Лагу» — это то, что не приносит никакой пользы ни в земной, ни в будущей жизни. Это действительно характерная черта верующего, человека, который постоянно осознает свою ответственность и рассматривает мир как место испытания, а земную жизнь — как выделенное для этого испытания время. Это чувство заставляет его в своей жизни вести себя серьезно и ответственно, как студент, который полностью концентрирует свое внимание на экзамене. Он знает, что любой миг этого ограниченного времени важен и ценен, и потому он не собирается напрасно терять время. Даже во время досуга и отдыха он выбирает то, что является для него важным, поскольку время — это нечто, чем нужно пользоваться разумно и продуктивно. Кроме того, верующий стремится к чистым мыслям и хорошему вкусу. Поэтому он сторонится всего вульгарного и обладает здоровым чувством юмора. Но в то же время он не будет участвовать в бессмысленных издевках, глупостях и грязных анекдотах.

Которые выплачивают закят...

Они выплачивают обязательное пожертвования из разного рода имущества, очищая себя от порочных нравов и отдаляясь от дурных поступков. И если человеку удается очиститься от них, то он непременно облагораживает свою душу. Из всего сказанного следует, что правоверные исправно поклоняются своему Создателю, смиренно выстаивая молитвы, а также делают добро окружающим, выплачивая обязательную милостыню.

«Закят» — это очищение сердца и состояния от жадности и эгоизма: очищение сердца и победа над нашептыванием шайтана, которое вызывает в человеке страх перед нищетой и бедностью. Одновременно это и очищение состояния, поскольку то, что остается после внесения закята, является добродетельным и порядочным. Одновременно закят является социальным обеспечением для всех, особенно для бедных. Дословно: «которые действуют во имя (внутренней) чистоты». Наряду со значением «очищения» слово «закят» означает также «развитие» — тот, кто оказывает помощь, развивается и сам. Формулировка в арабском оригинале не ограничивается выплатой обязательного «налога для бедных», но и содержит самоочищение, включающее в себя очищение морали и состояния. Таким образом, это понятие включает в себя и очищение жизни других людей и общества.

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ