Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Сура Аль-Хаджж, аяты 38, 45, 46, 47, 48 аяты

Сура Аль-Хаджж, аяты 38, 45, 46, 47, 48 аяты
4 Июня
08:38 2020

Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников.

Это откровение содержит повествование, обещание и благую весть для верующих. Аллах обещал оберегать их от всего скверного и неприятного. Благодаря своей вере они защищены от зла, которое могут причинить неверующие, от зла и наущений дьяволов, а также от зла своих собственных душ и своих злодеяний. А когда на их долю готовы выпасть трудности и несчастья, которые они не смогут вынести, Аллах уменьшает их страдания до минимума. Такая защита и честь оказывается каждому правоверному в зависимости от силы его веры. Аллах не любит тех, кто предает оказанное ему доверие, не выполняет свои обязанности перед Ним и обманывает людей, которые доверяются ему. Он не любит неблагодарных рабов, которые отвечают на Его благодеяния неверием и ослушанием. Более того, Он ненавидит таких людей, и каждый из них непременно получит воздаяние за свое предательство и неверие. Из всего сказанного следует, что Аллах любит тех, кто верен своим обещаниям, выполняет свои обязанности и благодарит своего Покровителя.

Силы зла и заблуждений проявляют непрерывную активность на этой земле, и между добром и злом, руководством на пути спасения и заблуждением, верой и произволом происходит постоянная борьба с тех пор, как Аллах создал людей. Зло упорно, а ничтожество сильно. Но Аллах не хочет, чтобы вера, истина и добро были преданы на погибель силам зла, произвола и абсурда и их огромной материальной силе, способной сотрясти самую глубокую веру. Аллах не оставляет верующих одних перед этим искушением, но хранит и укрепляет их во всех их усилиях. Аллах встает на сторону верующих, потому что они правы в борьбе с неверными, которые проявляют вероломство и неблагодарность Аллаху за Его благодеяния. Он не допускает, чтобы неблагодарным сопутствовал успех.

Сколько селений, которые были несправедливы, Мы погубили, и теперь они разрушены до основания. Сколько заброшенных колодцев и воздвигнутых дворцов!

Неверующих постигло великое наказание и унижение в этом мире. Причиной этого было их неверие в Аллаха и Его посланников, и Божье возмездие не было несправедливостью по отношению к ним. Сегодня их дома и дворцы разрушены до основания, хотя прежде они были величественны и прекрасны. Сегодня они опустошены и безлюдны, хотя прежде в них кипела жизнь. Как же много колодцев, вокруг которых некогда толпились люди, желающие напиться или напоить скотину! Люди покинули их, и никто не приходит к ним сегодня. И как много дворцов, строительство которых доставило людям множество хлопот! Они воздвигали их стены, укрепляли их, украшали их прекрасными орнаментами, однако эти дворцы не избавили своих хозяев от наказания Аллаха. Они опустели и стали назидательным примером для тех, кто внимает назиданиям и способен размышлять.

Сначала рухнула крыша, а потом и все здание, как это бывает, когда обрушиваются дома. То, что было внизу, оказалось вверху. Картина разрушений производит печальное, тягостное и в то же время захватывающее впечатление. Хочется увидеть, как они выглядели прежде, а потом после разорения. Это воспринимается, скорее, как вразумление и побуждает к смирению. 

И поэтому далее Аллах призвал Своих рабов странствовать по земле, наблюдать и извлекать полезные уроки. Всевышний сказал:

Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди.

Разве люди не путешествуют по земле душой и телом и не задумываются над поучительными знамениями Аллаха? Разве они не размышляют над рассказами о народах, которые жили до них и были подвергнуты наказанию? Если же они хотят просто смотреть, слушать и путешествовать, но не желают размышлять и извлекать уроки, то это не принесет им никакой пользы и не поможет им достичь заветной цели. Слепы не глаза, а слепы сердца, которые находятся в груди. Именно такая слепота причиняет огромный ущерб религии. Сердца таких людей слепы к истине. Они не способны узреть ее, как слепые люди не способны разглядеть окружающий их мир. Что же касается слепоты, которая поражает глаза, то она может причинить человеку вред только в мирской жизни.

Есть ли вообще у них сердце? Ибо они смотрят и не видят, слушают и не понимают. В арабском словоупотреблении «сердце» считается вместилищем ума и рассудка, а также склонностей и чувств. Те, кто отвергает весть Аллаха, имеют глаза и уши, но их сердца слепы и глухи. Если бы они имели живую способность к пониманию, то увидели бы знамения попечения и гнева Аллаха в природе и в городах и развалинах, встречающихся им на пути или ушей, готовых слушать? Разве их не предостерегает гибель народов древности, отказывавшихся повиноваться Аллаху, разве не могут они извлечь уроки из прошлого и обрести мудрость? Если бы их сердца имели способность к восприятию, то эти напоминания и предостережения глубоко взволновали бы их. Они обратились бы к вере, устрашенные картиной истребления строптивых народов. Это надо понимать не в буквальном, а в переносном смысле. Поскольку сердце считается средоточием эмоций, чувств, духовных и нравственных качеств, эти слова выражают то, что их упрямство не позволяет им правильно чувствовать и действовать.

Они торопят тебя с наказанием, но Аллах не нарушает Своего обещания, и день у твоего Господа равен тысяче лет по тому, как вы считаете.

О Мухаммад! Неверующие торопят тебя с наказанием по причине своего невежества, беспутства и упрямства. Тем самым они пытаются уличить Аллаха в бессилии, а Его посланников — во лжи. Однако Аллах никогда не нарушает своего обещания. Наказание, которое было обещано неверующим, непременно наступит, и тогда никто не сможет предотвратить его. И пусть тебя не пугает то, что они призывают наказание и обвиняют Нас в слабости и бессилии, потому что впереди их ожидает День воскресения, когда Аллах соберет первые и последние поколения людей и воздаст каждому человеку за совершенные им деяния. Вот тогда их постигнет вечное и мучительное наказание. И да будет им известно, что один день у Аллаха равен тысяче лет по людскому счету. Это будут длинные, тягостные и ужасные дни. И не важно, постигло их наказание в мирской жизни или нет, потому что избежать Судного дня не удастся никому. Согласно другому толкованию, это свидетельствует о терпении Аллаха. Неверующие просят поскорее явить им наказание, однако один день у Аллаха равен тысяче земных лет. Людям может показаться, что наказание задерживается, тогда как в действительности Аллах откладывает его, но никогда не предает его забвению. И когда лютая кара постигает нечестивцев, ни одному из них не удается спастись.

Это относится к часто повторяемому вызову со стороны неверных: «Если ты истинный пророк, почему не приходит наказание, которым ты нам грозишь, ведь мы отвергаем твое притязание на роль посланника Аллаха». Вместо того, чтобы вразумиться уничтожением оспаривателей истины в прежние времена, принять веру и устрашиться наказания, они стремятся ускорить то, что Аллах старается отдалить. Обещания совершить Суд, наказать Своих врагов и возвысить Своих друзей. Обещание будет выполнено в свое время. Их вызов лишен всякого смысла, потому что наказание последует не раньше и не позже срока. Когда Аллах дает людям срок, они тем самым получают прекрасную возможность для обращения и исправления. Он не будет ограничивать Своих обещаний. С другой стороны, он обещал привлечь к ответу каждого за его поступки, а это связано со справедливостью и наказанием за прегрешения. И это обещание будет выполнено. Неразумно пытаться ускорить наказание. Время ничего для Него не значит. Мы отмеряем время для наших суетных, относительных замыслов. А Его существование абсолютно и не зависит от времени или пространства. То, что для нас тысяча лет, для Него, может быть, всего лишь день или минута. День Суда из-за суровости наказания кажется, как тысяча лет. Воля Аллаха не совершается по вашему летосчислению или вашему календарю. И следствия ваших злых поступков не обязательно согласуются с ними. Поэтому неразумно доказывать, будто угроза наказания лишена смысла только потому, что прошло десятилетие или целый век после того, как тот или иной народ впал в нечестие. 

Скольким селениям, которые были несправедливы, Я предоставил отсрочку! Впоследствии Я схватил их, и ко Мне предстоит прибытие.

В течение продолжительного срока они были неправедны, и их стремление к нечестию не подталкивало Аллаха ускорить их наказание. И все-таки наказание постигло нечестивцев в мирской жизни, после чего им предстоит вернуться к Аллаху, который подвергнет их еще более страшному наказанию за совершенные грехи. Посему нечестивцам следует опасаться кары Господней и не обольщаться предоставленной им отсрочкой.

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ