Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

С мудростью и добрым увещеванием призывай на путь Аллаха Всевышнего

С мудростью и добрым увещеванием призывай на путь Аллаха Всевышнего
24 Июня
18:58 2021

Не следуй ни за чьим мнением, только потому что ты любишь этого человека, и не отвергай чьей-либо мнение, только потому что он тебе неприятен. Любовь и неприязнь к личностям ослепляют, не давая размышлять над истиной. Шейх Абдулазиз ат-Тарифи, да сохранит его Аллах.

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах сообщил, что для того, чтобы стать образцом для богобоязненных, необходимо терпение и твёрдая убеждённость. В аяте называются ещё две основы. 

Первая: призыв к [религии] Аллаха и наставление Его творений. 

Вторая: наставление их посредством того, что Он повелел через Своего Посланника ﷺ а не в соответствии с умозаключениями [призывающих], их мнениями, стратегиями и слепым подражанием предкам без какого-либо довода от Аллаха. Ведь Он сказал: «...которые вели [остальных] прямым путём в соответствии с Нашим велением» (сура 32 «Земной поклон», аят 24).

Таким образом, в этом аяте упоминается четыре основы.

Первая основа: терпение. Это воздержание от того, что запретил Аллах, исполнение обязанностей, которые Он возложил на нас, и воздержание от недовольства и жалоб в отношении Его предопределения.

Вторая основа: твёрдая убеждённость. Это твёрдая вера, к которой не примешиваются сомнения и колебания, в пять основ, о которых упомянул Всевышний Аллах в Своих словах: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (сура 2 «Корова», аят 177). А также в словах: «А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (сура 4 «Женщины», аят 136). «Уверовал Посланник и верующие в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников» (сура 2 «Корова», аят 285). 

А вера в Судный день входит в веру в Писания и посланников. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул эти основы в хадисе, который передал ‘Умар: «Вера [предполагает, что ты должен] верить в Аллаха, Его ангелов, Писания, посланников и Судный день» [аль-Бухари, 50; Муслим, 1]. Это пять основ, без веры в которые человек не является верующим. А твёрдая убеждённость — это когда ты веришь во всё это так, будто видишь воочию. То есть ты видишь эти основы сердцем подобно тому, как видишь глазами солнце и луну. Поэтому один из наших праведных предшественников сказал: «Твёрдая убеждённость — вся вера».

Третья основа: наставление людей и призыв их к [религии] Аллаха и Его Посланника. 

Всевышний Аллах сказал: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к [единобожию и поклонению] Аллаху, поступает праведно и говорит: "Поистине, я — один из мусульман"» (сура 41 «Разъяснены», аят 33).

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Это любимец Аллаха, это приближённый Аллаха, он покорился Аллаху и поступал в соответствии с покорностью Ему и призывал к этому творения».

Это лучшая категория людей, представители которой будут занимать самое высокое положение пред Аллахом в Судный день. Их Всевышний Аллах исключил из числа оказавшихся в убытке: «Клянусь временем, что люди — в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали благие деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (сура 103 «Время», аяты 1-3).

Всевышний Аллах поклялся, что род человеческий — в убытке, кроме тех, кто приблизил душу свою к совершенству посредством веры и благих деяний и помогал другим достичь совершенства, заповедуя им [истину и терпение]. Именно поэтому аш-Шафи и (да помилует его Аллах) сказал: «Если бы все люди размышляли над сурой "Аль-‘Аср", то им было бы достаточно её».

По-настоящему следует Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) лишь тот, кто призывает к [религии] Аллаха согласно правильному убеждению. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Таков мой путь. Я призываю к Аллаху согласно видению истины: [так поступаю] я и мои последователи"» (сура 12 «Юсуф», аят 108).

Слова «Я призываю к Аллаху» — объяснение того, что представляет собой путь, которым он следует. Его путь и путь его последователей заключается в призыве к [религии] Аллаха, и тот, кто не призывает к [религии] Аллаха, не следует его путём. Что же касается слов «согласно видению истины», то Ибн аль-‘Араби сказал: «Подразумевается стойкая приверженность религии».

Говорили также, что подразумевается назидание... В действительности же назидание — плод видения истины. Видя истину, человек извлекает назидание из того, что видит, а если он не извлекает назидания, то он как будто не видит её. Изначальный смысл употреблённого слова — проявление и разъяснение. Коран — это указания на истину, то есть доказательства, верное руководство и разъяснение, ведущие к истине, наставляющие на правильный путь. Недаром тем же словом называют дорожку, оставленную кровью подстреленного животного, по которой в конце концов находят его самого. Из аята следует, что тот, у кого нет видения истины, не относится к последователям посланников и что их последователи — видящие истину... Из аята следует, что его путь и путь его последователей — призыв [к религии] Аллаха.

Четвёртая основа: слова Всевышнего: «которые вели [остальных] прямым путём в соответствии с Нашим велением» (сура 32 «Земной поклон», аят 24).

Это доказательство того, что они следуют тому, что ниспослал Аллах Своему Посланнику, и именно посредством этого они выводят других на прямой путь, не прибегая к другим словам, мнениям, верованиям и убеждениям. Они выводят на правильный путь только в соответствии с Его велением. Отсюда следует, что предводители в религии, за которыми следуют и с которых берут пример остальные, — это люди, которые объединили терпение и твёрдую убеждённость с призывом к [религии] Аллаха посредством Сунны и Откровения, а не посредством мнений и нововведений. Они — преемники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в его общине и наиболее близкие к нему люди. И враждующий с ними враждует с Всевышним Аллахом, и таким Аллах объявляет войну».

См. «Рисаля»; «Избранное», 3/472-477

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ