Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Разногласия в Исламе. Почему мусульмане враждуют между собой? Единственный способ разрешить разногласия в Умме

Разногласия в Исламе. Почему мусульмане враждуют между собой? Единственный способ разрешить разногласия в Умме
3 Сентября
22:13 2020

В настоящее время, мы являемся очевидцами истинности пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Так, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в известном хадисе: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане — на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения. Все они окажутся в Огне, кроме одной».

Люди спросили: «Кто же они, о, посланник Аллаха?» На что он ответил: «Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники» (Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауд).

И действительно, мы отчетливо видим, насколько община мусульман погрязла в разногласиях и увлеклась взаимными обвинениями.

Кроме правдивой информации, этот хадис также содержит одну из фундаментальных основ Ислама.

Так, посредством слов пророка о том, что на истине будут только те, кто следуют за ним и его сподвижниками, понимается, что каждый мусульманин обязан следовать за Откровением от Аллаха, которое он должен понимать именно так, как его понимали и практиковали сподвижники.

Аллах говорит в Коране о пророке, да благословит его Аллах и приветствует:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ ٱلْهَوَىٰٓ

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْىٌ يُوحَىٰ

«И говорит он не по прихоти [своей]. Это лишь откровение, которое внушается [ему]» (53:3-4).

Из этого аята мы понимаем, что посланник Аллаха не говорил в религии, иначе как по Откровению. Соответственно, следуя за пророческой Сунной, мы тем самым следуем за Откровением от Аллаха и выполняем приказ Господа миров.

Большинство тех, кто приписывает себя к Исламу, признают пророческие хадисы и делают своим лозунгом следование за Кораном и Сунной. Явно заблудшими исключениями являются разве что шииты и кораниты, которые считают хадисы пророка недостоверными.

О них мы сегодня говорить не будем, а поговорим о всех тех, кто признает Коран и Сунну, причисляя себя к «ахлю-с-сунна уа-ль-джамаа».

Среди них тоже существует великое множество групп и сект, точное количество которых известно только Аллаху. Но почему так происходит?

Всё дело в том, что мало считать основой Ислама Коран и Сунну, ведь их ещё нужно правильно понимать.

Не секрет, что разные люди, которые имеют разную степень познания Ислама, разное воспитание и разный уровень общего образования, могут по-разному понимать некоторые аяты и хадисы, что мы и наблюдаем на практике. Но как Ислам решает эту проблему? Решение — гениально, как и любая вещь в Исламе.

Аллах говорит в Коране о сподвижниках:

رَضِىَ ٱللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ أُوْلَٰٓئِكَ حِزْبُ ٱللَّهِ أَلَآ إِنَّ حِزْبَ ٱللَّهِ هُمُ ٱلْمُفْلِحُونَ

«Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они — партия Аллаха. Знайте же, партия Аллаха преуспеет» (58:22).

لَّقَدْ رَضِىَ ٱللَّهُ عَنِ ٱلْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ ٱلشَّجَرَةِ فَعَلِمَ مَا فِى قُلُوبِهِمْ فَأَنزَلَ ٱلسَّكِينَةَ عَلَيْهِمْ وَأَثَٰبَهُمْ فَتْحًا قَرِيبًا

«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом [в Худайбии]. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой, и вознаградил их близкой победой» (48:18).

И это только некоторые из аятов, коих с этим смыслом — множество.

Обратите внимание: Аллах Сам засвидетельствовал Своё довольство сподвижниками и назвал их преуспевшими.

Так же Господь Миров говорит: ءَامِنُواْ كَمَآ ءَامَنَ ٱلنَّاسُ «Уверуйте так, как уверовали люди» (2:13).

Ибн Аббас, Ибн Масуд и другие сахабы, разъясняя этот аят, сказали, что здесь Аллах имеет в виду их — сподвижников.

Получается, что Сам Аллах засвидетельствовал, что сподвижники в общем — на прямом пути и что они поняли Ислам правильно.

Ещё раз вспомним слова пророка из хадиса, который мы разбирали в начале. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говоря о той группе, которая будет на истине, сказал: «Это — те, кто будут на том же, на чём я и мои сподвижники».

Совершенно очевидно, что именно понимание сподвижников мусульмане должны себе брать в качестве эталона и образца, ведь ни о ком из людей после них у нас нет свидетельства о довольстве Аллаха их религией.

Обратите внимание: Аллах не сказал, что нужно следовать за пониманием Корана и Сунны кого-либо из ученых, будь это даже кто-то из табиинов, имамов основателей мазхабов, за пониманием Ибн Тайимии или Мухаммада ибн Абдуль-Уаххаба — нет. Подобное великое свидетельство от Аллаха у нас есть только о сподвижниках!

Конечно, имамы и ученые «ахлю-с-сунна уа-ль-джамаа» являются нашими учителями и наследниками пророков, но мы не должны брать их слова себе в религию без довода от Аллаха и Его посланника, ведь все люди ошибаются, и не защищены от редких ошибок даже большие ученые.

Поэтому, мы принимаем слова ученых, если они соответствуют Корану и Сунне и при этом не противоречат общему пониманию сподвижников, и не берем их мнения, если они вдруг совершили ошибку или оплошность по какой-либо из причин.

Мусульмане должны уважать должным образом Откровение от Аллаха, поэтому недозволенно оставлять слова Аллаха и хадисы пророка в угоду мнению любого из людей, в случае, если оно противоречит доводу.

Точно также мы не должны принимать и мнение ученого, если оно противоречит общему пониманию сахабов.

Эта формула: Коран и Сунна в понимании сподвижников — является универсальным и единственно верным способом для того, чтобы понять Ислам правильно и избежать разногласий в религии.

Но что делать с теми вопросами, которые напрямую не объясняются в Исламе и относительно которых у нас нет понимания сподвижников?

Все подобные вопросы являются предметом иджтихада, который может быть разным у различных ученых. В таких случаях, мусульманин должен брать то мнение, которое видится ему более близким к истине и недозволенно мусульманам разделяться, спорить и враждовать друг с другом на основе подобных вопросов.

Именно применительно к подобным ситуациям, Аллах сказал в Коране:

وَٱعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ ٱللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُواْ وَٱذْكُرُواْ نِعْمَتَ ٱللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَآءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِۦٓ إِخْوَٰنًا وَكُنتُمْ عَلَىٰ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ ٱلنَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ ٱللَّهُ لَكُمْ ءَايَٰتِهِۦ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните милость, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по милости Его вы стали братьями. Вы были на краю огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете верным путём» (3:103).

Все мусульмане не могут стать учеными поголовно, но каждый из них должен изучить основы религии и те вопросы из неё, с которыми он непосредственно соприкасается, на основе доводов от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, удостоверяясь при этом, что то понимание Ислама, которое он берет, не противоречит общему пониманию сподвижников.

Так, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ 

«Приобретение знания является обязанностью каждого мусульманина!» (Ибн Маджа, Табарани, Байхаки).

Так давайте же серьезно относиться к религии Аллаха, стараться изучать и практиковать её. Только таким образом Умма сможет поднять общий уровень знания Ислама и, как следствие, резко сократить количество разногласий в этой общине!

vislame

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ