Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Мудрость от испытаний

Мудрость от испытаний
1 Августа
10:09 2020

Хвала Аллаху Господу миров.

Верно, в испытаниях есть много мудрости. Среди подобных уроков и примеров мудрости можно упомянуть следующие.

1. Подтверждение того, что только Аллах является Господом миров

Многие люди являются рабами своих страстей, а не рабами Аллаха. Человек говорит, что он - раб Аллаха, однако когда приходят к нему испытания, то он пятится назад. Таким образом он лишается этой жизни и жизни следующей, это и есть явный убыток. Сказал Всевышний Аллах:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَعْبُدُ اللَّهَ عَلَى حَرْفٍ فَإِنْ أَصَابَهُ خَيْرٌ اطْمَأَنَّ بِهِ وَإِنْ أَصَابَتْهُ فِتْنَةٌ انْقَلَبَ عَلَى وَجْهِهِ خَسِرَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةَ ذَلِكَ هُوَ الْخُسْرَانُ الْمُبِينُ

«Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!»[1]

2. Испытание - это подготовка верующих для стойкости на земле

Имама аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, спросили: «Что лучше: терпение, испытание или стойкость?» Он ответил: «Стойкость - это степень пророков. Стойкость не бывает без испытаний. Если человек проходит испытания, он проявляет терпение, а если станет терпеть — будет стойким».

3. Прощение грехов

Передается от Абу Хурайры, да помилует его Аллах, что Порок, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не перестанут верующего и верующую постигать испытания в них самих, в их имуществе и в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов»[2].

Сообщается от Анаса, да будет доволен им Аллах, сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершённый им грех до наступления дня Воскресения»[3].

4. Получение награды и возвышение степени

Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Что бы ни постигло мусульманина: будь то укол колючки или то, что более этого, Аллах непременно возвысит его на степень или простит ему за это (что-нибудь) из его грехов»[4].

5. Испытание - это шанс подумать о недостатках, вредных привычках и ошибках, совершенных ранее

Ведь, если есть наказание, то тогда должны быть и ошибки? Где они?

6. Испытание и искушение являются одним из уроков единобожия, веры и упования на Аллаха

Испытания дают понять человеку свою настоящую сущность, чтобы он узнал, что он всего лишь немощный раб Всемогущего Господа, кроме Которого ни у кого нет ни мощи, ни силы. Посему следует всецело уповать на Него и искренне обращаться к Нему за спасением. В такие моменты утрачивается высокое положение, и человек оставляет свое высокомерие, гордыню, самолюбование, тщеславие и беспечность. Раб Аллаха понимает, что он — лишь несчастный человек, который ищет приют и снисхождения от Господа своего. Слабый человек ищет помощи и убежища у Сильного и Великого Аллаха.

Ибн аль-Кайим сказал: «Если бы Преславный Аллах не лечил Своих рабов лекарствами испытаний и невзгод, то они бы преступили границы, стали распутничать и ослушаться. Если Аллах, пресвят Он, желает рабу блага, то Он поит его лекарством испытаний и невзгод в таком количестве, в котором тому необходимо. Пока из раба не выводятся пагубные болезни, и он не становится лучше и чище. И так происходит до тех пор, пока он не очистится и не станет занимать наиболее благородное положение в этой жизни - положение того, кто является достойным рабом Аллаха, и поклоняется Ему Одному, а также пока он не получит наивысшую награду в Последней жизни - возможность увидеть Аллаха и быть близким к Нему»[5].

7. Невзгоды и испытания лишают души самолюбования и приближают их к Аллаху

Ибн аль-Хаджар сказал: «О словах „…и в день Хунейна, когда вы радовались (обольстились) своей многочисленности" есть предание, которое привел Йунус ибн Букайр в „Зийадату-ль-магази" от ар-Раби‘а ибн Анаса, что он передал, что один мужчина в день сражения Хунейн сказал: „Сегодня нас не удастся одолеть, воспользовавшись нашей малочисленностью!" Эти слова были тяжелы для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и случилось поражение…».

Ибн аль-Кайим сказал: «Преславный Аллах по Своей мудрости пожелал того, чтобы мусульмане вначале вкусили горечь поражения и разгрома, несмотря на свое превосходство численностью, снаряжением и силой. И это для того, чтобы люди, которые залюбовались собой из-за открытия Мекки, и которые не вошли в Мекку и на Заповедную территорию так, как въехал в нее Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует (на коне, склонив голову так, что его борода почти задевала седло из смиренности пред Господом своим, преклонения пред Его величием и подчинением Его силе) стали скромнее и смиреннее»[6].

Сказал Всевышний Аллах:

وَلِيُمَحِّصَ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ وَيَمْحَقَ الْكَافِرِينَ

«…и чтобы Аллах очистил тех, которые уверовали, и уничтожил неверующих»[7].

Аль-Касими сказал: «То есть чтобы очистил их от грехов и от душевных недостатков. Также Он очистил их ряды от лицемеров и выделил их из них… После этого Он сказал и о другой мудрости, а именно „…и уничтожил неверующих" , то есть погубил их. Ибо если неверующие одержат победу, то станут совершать грехи, распутничать и превозноситься, и это станет причиной их разгрома и гибели. Природный закон, установленный Всевышним Аллахом, таков, что если Он желает погубить своих врагов, то Он уничтожает их, предопределяя для них причины, приводящие к их истреблению и гибели. Одной из самых серьезных причин после их неверия, ослушания и преступления установленных Аллахом границ является причинение мучений любимцам Аллаха, сражение против них и их убийство… Аллах полностью уничтожил всех, кто сражался против Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, в день Ухуд, и упорствовал в своем неверии»[8].

8. Во время испытаний проявляется сущность людей, и выявляются лучшие из них. Достоинство некоторых людей узнается только во время испытаний

Аль-Фудайль ибн ‘Ийад сказал: «Люди, пребывая в благополучии, скрыты (их сущность непонятна). Но как только приходит беда, они показывают свое истинное лицо: верующий показывает свою веру, а лицемер - свое лицемерие».

Сообщается от Абу Салямы, что он сказал: «Для многих людей это стало испытанием - то есть то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был перенесен в Иерусалим - и люди явились к Абу Бакру и упомянули ему это. Он же ответил: «Я свидетельствуют, что он говорит правду». (Эти люди) спросили: «И ты веришь, что за одну ночь он добрался до Шама (Иерусалима) и в Мекку?!» (В ответ им Абу Бакр) сказал: «Да, я верю ему и в том, что более этого! Я верю вестям с небес!» Поэтому он был прозван ас-Сиддиком, то есть «подтверждающим истину»[9].

9. Беды воспитывают мужчин и подготавливают их

Аллах избрал для Своего Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, суровую жизнь, в которой перемежались беды и невзгоды. С самого детства Он подготавливал его к важной миссии, которая ожидала его, и которую не смог бы исполнить никто, кроме сильных мужчин, которых закалили беды и испытания, которые прошли их и проявляли терпение.

Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, появился на свет будучи сиротой. Не прошло и много времени, у него умерла мать.

Всевышний Аллах напоминает Пророку, да благословит его Аллах и облагодетельствует, об этом, говоря:

ألم يجدك يتيماً فآوى

«Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют

Всевышний Аллах словно пожелал подготовить Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует, уже с детства к умению нести возложенную на него ответственность и претерпевать беды и испытания на этом пути.

10. Одним из уроков испытаний является то, что человек начинает различать настоящих друзей от друзей, которые преследует лишь свою выгоду

Как сказал поэт:

«Да воздаст всеми благами Аллах невзгодам,

Несмотря на то, что я чуть не захлебнулся из-за них…

Но благодарность моя им только за то, что

Из-за них я узнал, кто враг мне, а кто - друг!»

11. Испытания напоминают о грехах, чтобы ты мог покаяться

Всевышний Аллах сказал:

وَمَا أَصَابَكَ مِن سَيئَةٍ فَمِن نفسِكَ

«А любая беда, постигающая тебя, приходит от тебя самого»[10],

وَمَا أَصابَكُم من مصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَت أَيدِيكُم وَيَعفُوا عَن كَثِيرٍ

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое»[11].

Беды - это подходящий момент для покаяния; человеку стоит покаяться, пока не постигло его большое наказание в Судный День. Ведь Великий и Всемогущий Аллах сказал:

وَلَنُذِيقَنهُم منَ العَذَابِ الأدنَى دُونَ العَذَابِ الأكبَرِ لَعَلهُم يَرجِعُونَ

«Но помимо величайших мучений Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения, чтобы они могли вернуться на прямой путь»[12].

Малое наказание, малые мучения - это жизненные трудности, неприятности и беды, которые постигает человека.

Если жизнь всегда будет благоприятной, то человека станет одолевать гордыня, самолюбование, он станет думать, что не нуждается в Аллахе. Однако Аллах по милости Своей испытывает человека, чтобы тот вернулся к Нему.

12. Беды и несчастия раскрывают сущность мирской жизни, а именно ее фальшь и то, что она является лишь обольщением

Настоящая и совершенная жизнь начинается после этой жизни, и в ней не будет ни болезни, ни утомления:

وَإِن الدارَ الآخِرَةَ لَهِىَ الحَيَوَانُ لَو كَانُوا يَعلَمُونَ

«Мирская жизнь - всего лишь потеха и игра, а Последняя обитель - это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!»[13]

Что же касается этой жизни, то она лишь тягости, усталость и заботы.

لَقَد خَلَقنَا الإِنسانَ في كَبَدٍ

«Мы создали человека в тяготах»[14].

13. Испытания напоминают о ценности таких милостей Аллаха, как здоровье и благополучие

Испытания наилучшим образом разъясняют тебе важность здоровья и благополучия, которые сопровождали тебя на протяжении долгих лет, но сладость и ценности которых ты не ощущал и не понимал.

Испытания напоминают тебе об этих милостях и о Благодетеле, Дарующем их. Это способствует благодарности Аллаху за Его милости и восхвалению Его.

14. Стремление попасть в Рай

Человек не будет стремиться попасть в Рай, пока не ощутит горечь мирской жизни. Как же он будет скучать по Раю, если в этой жизни пребывает в благополучии?

Таковы некоторые полезные уроки и мудрости, которые дают испытания, а мудрость Аллаха больше и глубже.

А Всевышнему Аллаху ведомо лучше!

____________________________________________

[1] Коран. Сура «Паломничество» 22:11.

[2] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 2399; аль-Албани в «Ас-Сильсиляту-с-сахиха» (№ 2280) сказал, что хадис достоверный.

[3] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 2396; аль-Албани в «Ас-Сильсиляту-с-сахиха» (№ 1220) сказал, что хадис достоверный.

[4] Муслим. Ас-Сахих, № 2572.

[5] Ибн аль-Кайим. Заду-ль-ма‘ад. Т. 4. С. 195.

[6] Там же. Т. 3. С. 477.

[7] Коран. Сура «Семейство ‘Имрана» 3:141.

[8] Аль-Касими. Махасину-т-таъуиль. Т. 4. С. 239.

[9] Аль-Байхаки. Даляилу-н-нубувуа.

[10] Коран. Сура «Женщины» 4:79.

[11] Там же. Сура «Совет» 42:30.

[12] Там же. Сура «Земной поклон»32:21.

[13] Коран. Сура «Паук» 29:64.

[14] Там же. Сура «Город» 90:4.

islamqa

Выход есть всегда!

В жизни случаются самые разные события, и нас постигают разные испытания. Большинство из них мы переносим на ногах, без больших потерь. Но с каждым из нас порой случается нечто такое, что выбивает почву из-под ног, что лежит за пределами нашего «нормально, жить можно».

Причём вовсе не обязательно это что-то налетает из ниоткуда, словно внезапно начавшееся цунами или смерч, который вдруг сформировался где-то совсем рядом. Иногда это что-то добивает тебя постепенно. Как та капля, которая камень точит. Методично, день за днём. И однажды падает капля, которую ты уже не можешь выдержать. Это та последняя соломинка, которая ломает-таки спину верблюда.

Испытание может быть связано со здоровьем, с семьёй, работой, имуществом, чрезвычайными обстоятельствами, в которых ты живёшь — словом, с чем угодно. Его особенность в том, что оно тебя ломает.

Ты погружаешься во тьму, имя которой отчаяние. Ты перестаёшь видеть свет в конце туннеля. Уверяешься в том, что праздник прошёл мимо твоей улицы и ушёл насовсем в неизвестном направлении. И фишка с многократно сгорающим и восстающим из пепла фениксом больше не работает. И выход где-то есть, но с ужасающей настойчивостью повсюду, куда ни глянь, начинает мерещиться тебе пресловутая надпись из метро: «Выхода нет».

Всевышний даёт тебе захлебнуться своим горем и почти утонуть. Почти задохнуться. Упасть с уверенностью, что больше не встанешь. Выплакать все слёзы и понять, что никто не способен помочь. Увидеть мир сквозь чёрные очки и утратить веру в то, что есть способ снова сделать его цветным и ярким.

А может, именно ради этих мгновений мы и живём?..

Чтобы почувствовать свою абсолютную слабость перед абсолютной силой Творца. Чтобы осознать своё полное бессилие перед Его безграничным могуществом. Чтобы ощутить себя маленьким ноликом перед Его абсолютным совершенством, перед Его довлеющей волей, которой ничто не способно противостоять.

Он поможет тебе вынырнуть в последний момент. Он зажжёт для тебя спасительный маяк прежде, чем ты разобьёшься вдребезги о скалы отчаяния. Он поможет тебе тогда, когда ты уже утратишь надежду. Оттуда, откуда ты вовсе не ждал помощи. Таким способом, который никогда не приходил тебе в голову и ты вообще не знал, что так бывает. В последнюю секунду тебя вдруг выбросит на спасительный берег.

И вокруг снова становится светло. И с фениксом всё благополучно. И солнце снова светит в затылок. И заблудившийся праздник находит дорогу к твоему дому. Ты оглядываешься назад и вдруг понимаешь, для чего тебе нужно было пройти через всё это. Чтобы помнить, кто ты, а кто Он. И для чего ты пришёл в этот мир.

И когда ты опять забудешь, всё повторится снова.

Карима Сорокоумова

e-minbar

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ