20 Октября- 3 Раби аль-авваль 1442

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Между отчаянием и обольщением

Между отчаянием и обольщением
12 Октября
21:29 2020

Сколько можно каяться в одном и том же грехе? Сколько можно просить прощения, а потом возвращаться к содеянному? От осознания собственной слабости становится так пусто и тяжело на душе, что порой стыдишься просить Аллаха о чём-либо. Но ведь отчаивается в милости Божьей только тот, кто не осознал Его величия и не постиг Его замысла. «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» (сура 15 «Хиджр», аят 56).

Всевышний создал нас такими, какими пожелал, чтобы оказать нам милость, которой не был удостоен никто из творений. У Него были ангелы, которые поклоняются без устали и исполняют все, что им велено. Он создал царство животных и царство растений. Он создал удивительные миры и пожелал создать человека, слабого, торопливого, несправедливого, но кающегося и молящего о прощении.

Нам не обрести совершенства на земле — не в этом заключается наше предназначение. Аллах привёл нас в этот мир для того, чтобы мы пользовались Его дарами и благодарили Его, послушались и делали добро, а оступившись, признавали ошибки и не упорствовали в грехе. Если бы мы не грешили, что само по себе невозможно, то вместо нас Он создал бы других людей, которые были бы похожи на наших прародителей. Как сказано в хадисе: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если бы вы не грешили, то Аллах забрал бы вас, а вместо вас привёл бы других людей, которые бы грешили и просили прощения, а Он бы прощал их» [Муслим 2749].

Как же важно смириться с тем, что людям свойственно ошибаться и грешить, и как важно не смиряться с самим грехом! Ничто так не вредит рабу Божьему, как грех, с которым он смирился и за который перестал просить прощения. Есть грехи, которые верующий совершает раз в жизни, а потом раскаивается и проникается к ним таким отвращением, что никогда больше не повторяет их. Есть грехи, которые он совершает время от времени, всякий раз раскаиваясь в содеянном. А есть грехи, с которыми мы не расстаемся вплоть до самой смерти. Но Аллах не перестает прощать, пока мы просим прощения и стараемся исправиться.

А значит, и мы должны научиться прощать людей и искать им оправдание, не судить строго и не осуждать, а приносить облегчение и давать надежду. Пусть даже со стороны это выглядит легкомыслием и простодушием. Рассказывают, что Ибн Умар, если ему нравилось что-либо из его имущества, жертвовал им ради Аллаха. Его рабы знали эту черту его характера, и некоторые из них начинали часто посещать мечеть, и тогда Ибн Умар дарил ему свободу. Кто-то сказал ему: «О Абу Абд ар-Рахман, клянусь Аллахом, они обманывают тебя». Ибн Умар же ответил ему: «Если кто-либо обманывает нас именем Аллаха, то мы обманываемся» [Тарих Димашк 31/133].

Взыскательность хороша, когда мы требуем от себя благочестия и искренности перед Господом, когда задумываемся о своих словах и поступках, прежде чем произносим или совершаем их, когда призываем себя к отчёту, прежде чем мы будем спрошены и уже будем не в силах что-либо изменить. И если мы говорим о неизбежности грехов, то лишь для того, чтобы не отчаяться в милости Аллаха и найти в себе силы устремиться к Нему снова, встав лицом в сторону Каабы, воздев руки к небу, обратившись к Нему всем сердцем.

Шайтан вероломно нападает на верующего, заставая его врасплох и ввергая в грех. Он надеется, что человек больше не обратится к Аллаху и что этот очередной грех сломает его волю к спасению. Но двери прощения и покаяния раскрыты перед нами до самой смерти, и стоит человеку смириться перед Господом и сделать шаг навстречу Ему, как Господь Сам устремляется к нему и предоставляет ему защиту от шайтана. И если верующий просит прощения и начинает замаливать свой грех, приближаясь к Аллаху посредством праведных деяний, то его раскаяние делает его лучше, чем он был до совершения своего греха, и тогда шайтан говорит: «О, лучше бы я оставил его в покое и не подталкивал к тому греху!»

Но кто из нас может заглянуть в своё сердце и быть уверенным, что очередной грех, совершаемый сознательно и намеренно, с надеждой на милость Аллаха или на покаяние когда-нибудь в будущем, не погрузит его сердце во мрак? Большинство из нас не задумывается о том, что каждый грех оставляет свой грязный след на душе до тех пор, пока человек искренне и полностью не покается в нём. Если же вместо покаяния человек продолжает грешить и делает свои просьбы о прощении легковесными, даже не пытаясь измениться в душе, то грехи преграждают путь прощению и подводят его к погибели.

Обольщение милостью Аллаха и множеством способов искупления грехов не менее опасно, чем отчаяние в Его милости. Кто может быть уверен в том, что его покаяния сохранены до дня воскрешения, если он сам так быстро забывает о них? Или что достаток и благополучие не посланы ему лишь для того, чтобы отвлечь его от поминания Аллаха? Праведные предшественники хорошо понимали это, и поэтому Яхья ибн Му‘аз говорил: «Не думай, что ответ на твою мольбу задержится, если ты проложил ему дорогу грехами» [Сияр алям ан-нубаля 13/15].

Аль-Хасан аль-Басри же сказал: «О сын Адама, тебе легче удержаться от греха, чем принести покаяние. Ты не можешь быть уверен в том, что не совершил тяжкого греха, перед которым закрыта дверь покаяния, и ты ничего не можешь поделать» [Сияр алям ан-нубаля 4/577].

Аль-Хасан также сказал: «Мы смеёмся и не знаем, быть может, Аллах уже взглянул на некоторые из наших деяний и сказал: «Я никогда больше ничего не приму от вас». Горе тебе, о сын Адама, разве ты в состоянии воевать с Аллахом? А ведь тот, кто ослушивается Аллаха, воюет против Него. Я повстречал семьдесят участников битвы при Бадре, они чаще всего носили шерстяные одежды. Если бы вы увидели их, то сочли бы их безумцами, а если бы они увидели лучших среди вас, то сказали бы, что у них не будет доли [в будущей жизни]. А если бы они увидели худших среди вас, то сказали бы, что они вообще не веруют в день расчёта. Поистине, я видел людей, для которых земные богатства были ничтожнее, чем песок под ногами, и я видел людей, которые не имели ничего, кроме куска хлеба, но они говорили: «Я не съем его целиком, а отдам часть его ради Аллаха». И они раздавали его, даже если сами нуждались в еде больше, чем те, с кем они делились» [Хилья аль-аулия 1833].

Эльмир Кулиев

e-minbar

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ