Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Татарам не страшен никакой вирус

Татарам не страшен никакой вирус
27 Марта
09:03 2020

В татарские села Нижегородской области ожидается приток москвичей в связи с объявлением нерабочей недели. 

Некоторые местные жители бьют тревогу из-за несоблюдения мер карантина. В Нижегородской области компактно расположены более 30 татарских сел. Выходцы оттуда проживают главным образом в Москве и Московском регионе. 

В дни праздников они по традиции массово отправляются на малую родину. Как рассказали ИА IslamNews житель одной из деревень Сергачского района, после объявления нерабочей недели москвичи уже стали приезжать в свои дома. Среди них – те, кто перешли на дистанционное обучение и работу. 

Между тем, в деревнях меры карантина не соблюдаются, констатировал собеседник агентства: по прежнему проходят ритуальные маджлисы по случаю годовщины смерти родственников. Массовые мероприятия по традиции проводят имамы приходов, входящих в юрисдикцию Совета муфтиев России. 

«Маджлисы очень распространены среди татар; люди ходят друг к другу в гости. На каждом из таких мероприятий собираются более 50 человек, москвичи также принимают участие», – пояснил местный житель. Все это может ухудшить эпидемиологическую ситуацию в деревнях. Большая часть населения, постоянно проживающая в татарских селах Нижегородчины, – люди старшего возраста, в том числе московские пенсионеры. Их жизнь и здоровье может оказаться под угрозой в связи с возможным распространением коронавируса нового типа.

Как татары спасались от эпидемий и болезней до революции 

Теги: татары татарский язык 0 27 Марта Отвечая на этот вопрос, стоит сразу отметить, что абсолютное большинство населения Российской империи было лишено какой бы то ни было медицинской помощи. Кроме этого, общий уровень медицины и медицинского образования был ниже европейского и, даже имея специальные медицинские знания, врачи зачастую не могли при всем желании организовать эффективную медицинскую помощь. Ярким примером этого могут служить многочисленные эпидемии.

Так, смертность от оспы в России на начало 20 века составляла 50,8 человек на 100 тысяч населения, в Италии – 1,4 человека, а в Швеции – 0,01 человека. Смертность от тифа в России составляла 91 человек на 100 тысяч населения, в Италии – 28 человек, а в Германии – 5,4 человека (Новосельский «Смертность и продолжительность жизни в России». Пг. 1916 г.). 

В связи с полным отсутствием медицины абсолютное большинство подданных Российской империи лечилось так называемыми «народными средствами». Татары не являлись здесь исключением, а корни татарской народной медицины теряются в глубине веков. 

Ислам наложил свой отпечаток на народное целительство. Болезни рассматривались как вторжение джиннов в тело человека, которое в свою очередь могло быть вызвано сглазом. «Күз тиде» («сглазили») – одно из самых распространенных объяснений различных болезней человека в то время. Соответственно, излечение заключалось в изгнании нечистой силы из организма. Для этого существовал и существует до сих пор обряд «өшкерү», когда читают определенное количество аятов из Корана. При этом может использоваться вода, над которой читают эти аяты и обращения к Всевышнему – дога. 

Также практиковались и заговоры «им-том» – которые существовали еще со времен язычества – связанные с древнетюркской мифологией и народными преданиями. Например, был очень популярным заговор, похожий на сюжет сказки о «Кощеевой игле», на конце которой находилась причина болезни и средство для ее излечения. 

Кроме этого, согласно средневековым трактовкам, болезнь рассматривалась как некая физическая субстанция, которую можно вывести из организма с помощью каких-то трав, целебных настоев. 

Другим популярным способом борьбы с болезнью, особенно во время «мора» (эпидемий разных заразных болезней), было окуривание жилища дымом растения чабрец («цамбыр»). Им также окуривали больных, произнося различные заговоры и молитвы. 

Практиковалось и разведение костров на улицах населенных пунктов. По мнению жителей, это способствовало отпугиванию злых духов, а на деле также служило своеобразной дезинфекцией. 

В летние дни татары старались по максимуму использовать солнечный свет, вынося из жилищ одежду и другие предметы домашнего обихода, подвергая их своеобразному ультрафиолетовому облучению. 

Особое внимание уделялось уборке жилища и помывке его как внутри, так и снаружи. В деревни старались не пускать людей с явными признаками болезней. Очень помогала в поддержании гигиены деревенская баня. 

В общем и целом, подобный подход не был свойственен исключительно татарам, и был обусловлен общей неграмотностью населения, у которого отсутствовали элементарные знания по медицине и гигиене. 

В советское время по мере распространения образования и улучшения медицинского обслуживания населения «народные средства» стали уходить в прошлое, хотя некоторые из них до сих пор пользуются популярностью у части татарского населения. 

Сейчас многочисленные «заговоры» и прочие методы «народной медицины» стали предметом изучения этнографов и собирателей фольклора. Практически никто не интересуется овладением «дедовскими методами» при лечении заболеваний, учитывая уровень развития современной медицины, хотя в последнее время вновь набирает популярность практика «өшкерү». Примечательно, что к ней, в большей степени, прибегают люди, слабо знакомые с религией и не практикующие ее предписания. 

Ислам прямо предписывает обращение к врачу во время болезни и выполнение конкретных мер во время тех же эпидемических заболеваний. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Существует средство от каждого недуга, и, если лекарство будет применено к болезни, она будет излечена с разрешения Аллаха, Всевышнего и Славного» (Сахих Муслим)». Мы же, как разумные люди должны искать эти средства и пользоваться ими. 

Автор: Хасан Насретдинов

ИА IslamNews

А мусульман Татарстана просят воздержаться, но можно посещать пятничные молитвы в мечетях

Совет улемов Духовного управления мусульман Татарстана по итогам дистанционного совещания рекомендовал мусульманам республики из-за распространения коронавирусной инфекции Covid-19 воздержаться от посещения пятничных молитв в мечетях.

В татарстанском муфтияте советуют верующим «пропущенную пятничную молитву заменить выполнением полуденного намаза (зухр, ойлэ)».

В случае невозможности отказаться от проведения пятничных молитв сотрудники мечетей обязаны провести необходимые санитарно-эпидемиологические мероприятия.

При этом допускать на пятничные молитвы будут только людей, носящих средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские маски, тканевые маски, респираторы или ватно-марлевые повязки) и дезинфицировавших руки.

Татар-информ

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ