20 Ноября- 23 Раби аль-авваль 1441

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Не дождавшись видения новой луны месяца Шауваль Узбекистан и Таджикистан неожиданно назначили 5 июня днём Ид аль-Фитр

Не дождавшись видения новой луны месяца Шауваль Узбекистан и Таджикистан неожиданно назначили 5 июня днём Ид аль-Фитр
1 Июня
23:12 2019

Президент Узбекистана подписал постановление "О праздновании Рамазан хайита", сообщает корреспондент Podrobno.uz.

"Принимая во внимание решение Управления мусульман Узбекистана о совпадении в 2019 году первого дня Рамазан хайита с 5 июня (средой), этот день будет широко отмечаться как праздник", – отмечается в документе.

При этом четверг, 6 июня, также объявлен выходным днем, так как узбекистанцы отработают его в субботу, 1 июня.

Праздник Ид-аль-Фитр в Таджикистане отметят 5 июня, сообщил Совет улемов Исламского центра страны

Другие страны Центральной Азии также страны празднуют Ид-аль-Фитр 5 июня, в России мусульмане отметят праздник днем раньше.

Размер фитра (пожертвования) в текущем году установлен в размере 5 сомони за весь месяц. Духовное управление мусульман Таджикистана определило данную сумму, исходя из средней стоимости двух килограммов пшеницы, согласно исламским канонам.

Для пожилых людей, больных и лиц, которые не могут поститься по какой-либо причине, выкуп составил 300 сомони за 30 дней, а именно 10 сомони каждый день.

В Таджикистане закят-уль-фитр будет собирать государство

В Таджикистане имамы мечетей объявили, что закят-уль-фитр (милостыня, которую обычно выплачивают нуждающимся мусульманам в течение священного месяца Рамадан или в праздничный день Ид аль-Фитр) будут собирать специальные государственные комиссии. В состав комиссий войдут председатели сел и улиц, имамы, сотрудники Комитета по делам религии и местных администраций. При этом, если кто-то из граждан уже выплатил свой фитр кому-то другому, он будет вынужден заново заплатить этой комиссии. Об этом сообщает издание «Ахбор» со ссылкой на свой источник в Комитете по делам религии и церемоний при правительстве Таджикистана.

Все имамы обязались довести до граждан, что закят они должны выплатить именно этой комиссии. Раньше фитр отдавали во время Рамадана нуждающимся или местным имамам, чтобы они раздали эти деньги бедным.

При этом власти Душанбе потребовали, чтобы каждая мечеть собрала и сдала местным администрациям по 3 тысячи сомони (около $300). Местные жители уже прозвали инициативу властей «налогом на пост Рамазан» и «налогом на мечеть».

В прошлом году власти Таджикистана уже требовали от населения и имамов выплатить свой фитр «специальной комиссии». В результате было собрано более 40 млн сомони (почти $4 млн). В эту сумму вошли как наличные деньги, так и другие виды помощи, в частности, работы по благоустройству территорий или продовольственные наборы для нуждающихся семей. Наличность верующие сдавали главам махаллей (общин), которые, как принято считать, лучше знают нужды местных жителей. Где-то средства распределили среди малоимущих, в других местах потратили на ремонт дорог и проведение водопровода. Распределение собранных пожертвований контролировали комиссии из числа имам-хатибов и сельских активистов.

К чему приводит такая государственная централизация сбора закята уль-фитр, особенно если ее доверить чиновникам их пост-советской Центральной Азии, можно увидеть на примере истории с главой Раштского района Каноатго Лоикзода, которого сняли с должности как раз за злоупотребления при использовании денег из собранных в качестве милостыни средств. А в начале июля 2018 года в СМИ была опубликована запись речи председателя Фархорского района Сулаймона Вализода на одном из заседаний с участием глав местных джамоатов (сельских общин). Вализода, известный крутым стилем правления, устроил присутствовавшим разнос, используя нецензурную брань, за срыв плана по сбору пожертвований по случаю окончания мусульманского поста.

Напомним, что у закята аль-фитр, согласно исламскому фикху, есть свои условия. Одним из таких условий является получатель закята — это не государство, которое вольно потратить закят на дороги и водопровод, а бедные мусульмане. Кроме того, в тех случаях, когда предпочтительно выплачивать закят имаму мусульман (то есть, правителю) специально оговаривается — «если имам справедлив» — что никак не относится к Рахмону и компании.

АВТОР: ЯКУЬ ХАДЖИЧ

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ