Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Ответы на вопросы по Рамадану

Ответы на вопросы по Рамадану
25 Мая
07:54 2019

Пророк Мухаммад уединялся в мечети в последние десять дней Рамадана

Передают со слов ‘Аиши, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана до тех пор, пока Могучий и Великий Аллах не призвал его к себе, а после его смерти так поступали его жены. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Из хадиса ‘Аиши следует, что уединение в мечети (араб. "и‘тикаф") в последние десять дней рамадана следует начинать двадцать первого числа этого месяца после рассветного намаза. Этого мнения придерживались аль-Ауза‘и, аль-Лейс и ас-Саури. Однако Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад и многие другие богословы считали, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, начинал уединение в мечети до закатного намаза двадцатого рамадана. А после рассветного намаза он уединялся в палатке и начинал поклоняться Аллаху отдельно. Об этом сообщил ан-Навави. Это толкование является справедливым и помогает совместить обсуждаемый нами хадис с последующим сообщением. См. "Итхаф аль-Кирам", стр. 195; "Нейл аль-Аутар", т. 4, стр. 571.

Пророк Мухаммад начинал уединение в мечети после рассветной молитвы

Передают со слов ‘Аиши: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Ибн аль-Кайим пишет: «Душевное благополучие и приверженность прямому пути, ведущему ко Всевышнему Аллаху, достигаются тогда, когда человек собирает свои помыслы воедино и полностью посвящает себя Всевышнему Аллаху. Если в душе наступил переполох, то привести ее в порядок можно только благодаря устремлению к Всевышнему Аллаху. Излишняя еда и питье, чрезмерный сон, бесполезные встречи с людьми, пустые разговоры – все это создает беспорядок в душе человека, разбрасывает его помыслы в различных направлениях, перекрывает ему путь, ведущий ко Всевышнему Аллаху, ослабляет его, мешает ему и, наконец, останавливает его. Вот почему Могущественный и Милосердный Аллах смилостивился над Своими рабами и повелел им соблюдать пост, который позволяет человеку не излишествовать в яствах и напитках и избавиться от низменных страстей, мешающих ему приблизиться ко Всевышнему Господу. Он предписал пост в той мере, которая приносит человеку одну только пользу. И благодаря этому раб извлекает из этого выгоду для своей мирской и будущей жизни. Пост не причиняет человеку вреда и не мешает ему благоустраивать мирскую и будущую жизни. А наряду с этим Аллах предписал своим рабам уединяться для поклонения Ему.

Смысл и мудрость этого предписания заключаются в том, чтобы человек устремился ко Всевышнему Аллаху всей душой, посвятил себя Ему Одному, уединился с Ним, отдалился от мирских дел и занялся только поклонением своему Господу. Во время уединения все заботы и помыслы человека связаны с тем, как лучше поминать и любить Аллаха и как лучше устремляться к Нему. Человек избавляется от всех остальных забот и помыслов. Его заботит только устремление к Аллаху. Его мысли заняты только поминанием Аллаха и размышлением над тем, как снискать Его благоволение и приблизиться к Нему. Он отказывается от общения с людьми ради общения с Аллахом и представляет себя в день великого одиночества, когда он окажется в могиле. Воистину, там человек не найдет собеседников и сможет радоваться общению только с Аллахом. В этом заключается смысл великого уединения. А раз так, то достичь поставленной цели можно только благодаря уединению во время поста. И поэтому уединяться для поклонения Аллаху предписано в самые славные дни поста. Это – последние десять дней месяца рамадан.

Нет ни одного сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся для поклонения Аллаху, не соблюдая пост. Напротив, ‘Аиша говорила, что нельзя совершать уединение, не соблюдая при этом пост. Об этом сообщили ‘Абд ар-Раззак, Абу Давуд, аль-Бейхаки и ад-Даракутни. Всевышний также упоминал об уединении только наряду с упоминанием о посте, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не уединялся, не соблюдая при этом пост. И поэтому, согласно наиболее достоверному мнению большинства богословов, пост является обязательным условием уединения для поклонения Аллаху. Этому мнению также отдавал предпочтение шейх-уль-ислам Абу аль-‘Аббас Ибн Теймийа.

Что касается воздержания от пустых разговоров, то мусульманам предписано удерживать язык от всего, что не принесет пользы в будущей жизни. А что касается воздержания от чрезмерного сна, то им предписано совершать дополнительный ночной намаз, который является самым лучшим и самым достойным по вознаграждению поступком, который только можно совершать во время ночного бодрствования. Такое ночное бодрствование является умеренным и приносит пользу как душе, так и телу. Оно не мешает рабу благоустраивать свою жизнь и является самым важным физическим упражнением. Вот четыре столпа, придерживаться которых следует в полном соответствии с дорогой Пророка Мухаммада, без излишеств и упущений.

Ранее мы уже упомянули о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, соблюдал пост, совершал намаз и вел беседы. Теперь мы поговорим о том, как он уединялся для поклонения Аллаху. Он регулярно уединялся в последние десять ночей рамадана и поступал таким образом вплоть до самой смерти. И только один раз он не сделал этого, но впоследствии возместил пропущенное уединение в шаввале. Этот хадис передал аль-Бухари со слов ‘Аиши. Однажды он уединился поначалу в первой декаде рамадана, затем – во второй декаде, а затем – в третьей декаде. Он стремился найти ночь предопределения, но позднее ему стало ясно, что она является одной из десяти последних ночей. После этого он регулярно уединялся вплоть до того, как встретился с Великим и Могучим Господом. При этом он приказывал установиться для него в мечети палатку, в которой он уединялся вместе со своим Великим и Могучим Господом. Вознамерившись уединиться, он совершал рассветный намаз, после чего заходил в палатку. Однажды он приказал установить палатку, и тогда его жены также велели установиться для них палатки. После рассветного намаза он увидел их и велел разобрать его палатку. В тот год он не совершил уединение в рамадане и возместил его в первой декаде шавваля.

Ежегодно он уединялся в течение десяти дней, а в тот год, когда он покинул этот мир, он уединился в течение двадцати дней. Обычно он читал Коран Джибрилю один раз в году, а в тот год он прочел его дважды. Обычно ему также читали Коран один раз в году, а в тот год это произошло дважды. Этот хадис передали аль-Бухари, Ахмад и Ибн Маджа со слов Абу Хурейры. Во время уединения он заходил в палатку и оставался в одиночестве. Все это время он заходил к себе домой только для отправления естественных нужд. Находясь в мечети, он высовывал голову в комнату ‘Аиши, и тогда она причесывала его и мыла ему голову, причем в это время у нее была менструация. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и Малик. Во время уединения его навещали некоторые из его жен. Однажды его жена собралась вернуться домой ночью. Она встала, и он тоже встал, чтобы проводить ее. Во время уединения он не прикасался к своим женам и не целовал их. Когда он совершал уединение, для него расстилали постель и устанавливали кровать. А если он выходил, чтобы справить естественную нужду, и проходил мимо больного, который встречался ему по дороге, то он не подходил к нему и не справлялся о его здоровье. Однажды он совершал уединение в турецком шатре – маленькой палатке из войлока, на пороге которой он постелил циновку. Об этом сообщил Муслим со слов Абу Са‘ида. Все это совершалось для того, чтобы достичь истинной цели уединения. Как это не похоже на поступки невежд, которые превращают места уединения в места общения, которые люди посещают для того, чтобы побеседовать. Это не имеет ничего общего с уединением Пророка, мир ему и благословение Аллаха. А поддержка приходит только от Аллаха!» См. "Зад аль-Ма‘ад", т. 2, стр. 82-86.

Выходить из мечети во время уединения можно только по необходимости

Передают со слов ‘Аиши: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просовывал ко мне голову, оставаясь в мечети, а я причесывала его. Когда он уединялся в мечети, то приходил домой только при необходимости». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари.

Некоторые правила уединения в мечети с целью поклонения

Передают со слов ‘Аиши: «В соответствии с сунной, во время уединения не полагается навещать больных, присутствовать на похоронах, прикасаться к женщине или же ласкать ее и выходить из мечети без особой необходимости. Уединяться может только постящийся, и уединяться можно только в соборной мечети». Хадис передал Абу Давуд с неплохой цепочкой рассказчиков, но достоверно то, что он прерванный.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершающий уединение не обязан поститься, если только он не возьмет на себя такое обязательство». Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким. Согласно наиболее достоверному мнению, цепочка рассказчиков хадиса является прерванной.

Из этого хадиса следует, что во время уединения в мечети мусульманин не имеет права навещать больного, однако ему разрешается справляться о состоянии его здоровья. Он также не имеет права прикасаться к своей жене с вожделением и вступать с ней в половую связь. Он также не имеет права покидать мечеть для сопровождения похоронной процессии. Однако ему разрешается выйти из мечети, чтобы проводить посетителя.

Передают, что мать правоверных Сафийа бинт Хуйей рассказывала: «Я пришла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда он уединился в мечети. Я навестила его ночью и побеседовала с ним. Затем я встала, чтобы уйти, и он встал вместо со мной, чтобы проводить меня». Тогда она оставалась в доме Усамы ибн Зейда. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Что касается уединения в мечети только во время поста и только в кафедральной мечети, то это утверждение принадлежит самой ‘Аише, потому что цепочка его рассказчиков является прерванной.

Мусульманские богословы высказывали различные мнения по поводу соблюдения поста в качестве обязательного условия уединения в мечети. Мнение ‘Аиши разделяли Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Абу Ханифа, Малик, аль-Ауза‘и, ас-Саури и другие.

‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Мас‘уд, аль-Хасан аль-Басри, аш-Шафи‘и, Ахмад, Исхак и другие богословы считали, что уединяться в мечети разрешается не только во время поста. Это мнение является наиболее достоверным, поскольку Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети только тогда, когда он соблюдал пост, однако он не приказывал своим последователям поступать таким образом. Это мнение также усиливается словами Ибн ‘Аббаса, переданными в следующем хадисе.

Аш-Шафи‘и, Ахмад и Исхак также считали, что уединяться необязательно только в последние десять дней рамадана. Напротив, они разрешали уединяться в течение одного дня или части дня. Передают, что Ибн ‘Умар рассказывал, что ‘Умар однажды сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Во времена невежества я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи». Он сказал: «Исполни свой обет». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Из него следует, что уединяться в мечети разрешается не только в рамадане. Из него также следует, что пост не является обязательным условием во время уединения, поскольку пост не соблюдают ночью. Из него также следует, что благочестивые обеты, данные до обращения в ислам, надлежит исполнять. Что же касается уединения в кафедральной мечети, то большинство богословов считало, что это условие является обязательным. Ахмад и Абу Ханифа считали, что кафедральной мечетью считается любая мечеть, в которой совершаются все обязательные намазы. Аш-Шафи‘и считал уединение в кафедральной мечети желательным. См. "Нейл аль-Аутар", т. 4, стр. 572-574.

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ