Ислам в Кузбассе

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Отрывки из книги Ризаетдина Фахретдина об Ибн Таймийе (да смилуется Аллах над ними)​ - Порицания

Отрывки из книги Ризаетдина Фахретдина об Ибн Таймийе (да смилуется Аллах над ними)​ - Порицания
23 Ноября
03:27 2018

Некоторые лидеры враждующих с Ибн Таймийей группировок, по преимуществу благополучно устроившиеся в этой жизни – богатые и высокопоставленные, говорят о нем: «Ибн Таймийа, утверждая, что нельзя обращаться с мольбой ни к кому помимо Аллаха и что истимдад к мертвым неправилен, посеял смятение среди мусульман, стал причиной искажения вероубеждений и потери уважения к шайхам тасаввуфа. Какой вред в том, чтобы, веруя в Аллаха, истинного творца всего, совершать истимдад к душам умерших и шайхам, делая их посредниками?По-видимому, из-за этого у книг Ибн Таймийи нет читателей, скорее всего, они, став добычей моли, лежат разбросанными на полках библиотек. Должно быть, злостность убеждений и мольбы ишанов привели его в тюрьму, где он и умер».

В действительности эти слова никакая не критика, а неприкрытая ненависть.При наличии ума и проницательности ни один мусульманин не скажет подобного, имеющий разум не придаст значения таким словам.Вполне возможно, Ибн Таймийа говорит неверные вещи, а его суждения ошибочны, этого нельзя отрицать. У каждого есть право обосновать доказательствами неверность его слов, привести явные доводы об ошибочности его суждений (при условии наличия способности к этому). Всякий может действовать законным путем. Однако ни у кого нет права ради этого затрагивать личность Ибн Таймийи и говорить заранее, вмешиваясь в предопределение, которое является прерогативой Аллаха Всевышнего.

Несомненно, Ибн Таймийа был брошен в тюрьму и умер в заключении. Однако было ли это несчастьем для Ибн Таймийи или же какой-то благодатью – как невиновному? Есть ли знающие об этом? Никого! Это одна из тайн, присущих самому Аллаху Всевышнему.

Известно, что человеческие судьбы удивительным образом несхожи. Когда один не способен решить, к какому из бесчисленных яств протянуть руку, другой испускает дух от голода. Когда некоторые содержат собак на полученное наследство, иные не могут найти способ спасти своих детей от голодной смерти. Некоторым домовладельцам принадлежат целые улицы в больших городах, а кое-кто не имеет своего прибежища даже размером со скворечник и проводит дни в скитаниях.Порой самые глупые люди утопают в изобилии, самые умные же, выбившись из сил, только и видят что пахоту своей жизненной полосы. Как говорит один поэт:

كم عاقل أعيتْ مذاهِبُه .... و جاهل تلقاه مرزوقا

هذا الذي ترك الأوهام حائرة .... و صير العالم النحرير زنديقا

[Сколько разумных оказалось среди неудачников,

И сколько невежд ты найдешь наделенных благами.



Это то, что приводит в смятение иллюзии,

В нечестивцев ученых мужей превращает]

На самом деле, эти вещи – тайны предопределения. У рабов божьих нет права вмешиваться в них.Человек, который, зная свои обязанности, проникается величием Всевышнего, будь то мудрый ученый или полный глупец, не склоняется к неверию, лишь испытывает трепет перед промыслом единственного обладателя мощи: «Он вершит то, что пожелает».

Прежде для людей не считалось позором заключение под стражу ради веры и нации, не будет считаться и в будущем. Нахождение в тюрьме – не бесчестие, бесчестие – это трусость и лицемерие, а также стяжание сокровищ мира сего и коммерция под вывеской религии. Порядочные нации, чувствительные и восприимчивые люди гордятся заключением под стражу ради пользы религии, нации и народа. Один превосходный человек из числа арабов сказал:

قالَت حُبِستَ فَقُلتُ لَيسَ بِضائِرٍ حَبسي وَأَيُّ مُهَنَّدٍ لا يُغمَدُ

أَوَما رَأَيتِ اللَيثَ يَألَفُ غيلَهُ كِبراً وَأَوباشُ السِباعِ تَرَدَّدُ

[Ты заключен, она сказала, а я ответил: это не беда

Разве бывает меч, не вкладываемый в ножны

Разве не видишь ты, как любит лев свою гущину,

А мелкий хищник неприкаянно блуждает]

А другой, в утешение своему соратнику, пишет такие строки:

أمَا في رسول الله يوسفَ أُسْوَةٌ لِمثلِكَ، محْبوساً على الضيم و الضنك

أقامَ جمِيلَ الصّبرِ في السجنِ بُرْهَةً فآلَ بِهِ الصّبرُ الجمِيلُ إلى المُلْكِ

[Уж не в Йусуфе ль, посланце Аллаха, пример

Тебе и другим, что страдают безвинно,

Заключенные в тесной каморке тюремной?

Как красиво терпел он отведенный период

И это терпенье привело его к царству]

Нельзя считать всех попавших в тюрьму убийцами, ворами, клятвопреступниками и предателями. Может быть, среди них есть принесшие себя в жертву ради довольства Аллаха, борцы с тиранией и произволом, слуги народа, идущие впереди в деле служения благу государства и нации, истинные ученые, следующие по пути Книги и сунны.

***

На своем веку мы по всему миру видели некоторых свободных, телесно здоровых людей, считающих свое повседневное существование благополучным. Сами они объясняют невероятное везение на жизненном пути своими преимуществами, достоинствами, благосклонностью шайхов, результатами своих деяний и убеждений, а несчастья, постигающие других, приписывали неверию и незначительности этих людей перед Аллахом Всевышним.Некто, полагающий, что близость к какому-то миллионеру является благом этого и последующего миров и что он поднялся очень высоко, опубликовал в прессе, ввиду известных печальных событий, доказательства невезучести муфтия Египта Мухаммада ʻАбдо и его учителя шайха Джамал ад-Дина Афгани. А другой, после смерти молодого ученого, когда тот отправился в последний земной путь к своему Господу, словно бросая камни вслед похоронной процессии, обнародовал в печати: «Сгинул молодым – это воздаяние Аллаха!»

Каждый должен знать, что наш мир не место наказания, а место действия. Поэтому здесь нельзя относить к воздаянию все, что сваливается на головы людей. Безбожник может достигать вершины мирского счастья, в то время как праведник умирает в мучениях. В благородном Коране говорится: «Алиф. Лам. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: "Мы уверовали"? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и лжецов».

Исходя из этого, не делается, и не должен делаться, вывод о чьей-то горькой доле из-за смерти в тюрьме и, наоборот, о счастливом уделе того, кто главенствует в суде либо называет сам себя ученым-богословом. Тех, что были отрадой глаз нашего Пророка, зарезали, словно овец, в самое смутное время мусульманского мира, однако Йазид на посту халифа жил среди больших почестей.Это тайна предопределения, сударь мой, тайна предопределения!..

Коль Ибн Таймийа угодил в тюрьму оттого, что считал недозволенным истимдад к мертвым и не признавал современных ему шайхов тасаввуфа, то почему же туда попали люди, передавшие ведение абсолютно всех мирских дел в руки шайхов и муридов, и даже относящие истимдад и истигаса к числу обязательных дел? Отчего постигло несчастье благородного мужа, утверждавшего, что одним его предком, является Ахмад ал-Рифаʻи, а другим ʻАбд ал-Кадир ал-Гилани?С какой стати тот, кто, издавая книги и трактаты по данным вопросам, вел призыв среди мусульман всего мира, был против своей воли лишен статуса?В действительности исследование причин подобных событий не относится к обязанностям творений. Люди должны знать свои пределы и не вносить сумятицу в тайныпредопределения.

Ибн Таймийа был посажен в тюрьму и умер там не за то, что украл лошадь и имел непозволительную связь с чужой женой, и не за то, что выдавал замуж разведенных женщин в течение запрещенного срока за 3-5 рублей–вместо законного никаха со вторым супругом, не за то, что проедал имущество вакуфов и сирот, писал доносы на своих единоверцев и разгонял медресе и шакирдов, – это известно всем.

И если на то пошло, Ибн Таймийа не единственный в исламской ойкумене, кто попал в тюрьму и умер там по причине прямодушия и смелости, таких ибн таймийа – множество.Саʻид бин Джубайр был обезглавлен, Малик бин Анас получил семьдесят ударов плетью, а его руки были вывихнуты, Абу Ханифе досталось сто ударов бичом, согласно одному сообщению, он умер в тюрьме. Ахмад бин Ханбал двадцать восемь месяцев лежал связанным в тюрьме, а затем был высечен до бесчувствия. Бувайти, одного из виднейших учеников имама Шафиʻи, вынудили идти пешком из Египта в город Багдад со скованными неподъемными для человека цепями шеей, руками и ногами, вследствие этих мучений он умер в тюрьме Багдада (1). Имама Насаʼи убили, забив ногами. Абу ʻУмар ʻИса ас-Сакафи, учитель Сибавайхи, шел связанным из Басры в Багдад, где был высечен кнутом. Суфийский шайх Абу ал-ʻАббас Ахмад Ибн ʻАта скончался после истязания плетьми. Таких примеров очень много, если бы нам позволял объем нашего сочинения, то мы бы указали здесь еще многих из тех, кого постигли несчастья. В чем заключалась вина людей, чьи имена приведены здесь? Несмотря на то, что свидетели событий, от которых можно получить сведения об этом, мертвы, история жива. Есть ли что-то удивительное в том, что Ибн Таймийа, будучи независимым от мирских людей, не получал удовольствия ни от чего, кроме знаний, и ни на что не разменивал свои убеждения и совесть, но тем не менее умер в тюрьме, испытывая муки?

Некоторые авторы указывают, иногда открыто, а иногда посредством намека, на слабость ума Ибн Таймийи и на то, что несчастья сыпались на его голову из-за его собственного непредусмотрительного и безрассудного поведения. Несомненно, с точки зрения людей, чьи мысли, без учета запретного и дозволенного, сосредоточены на обеспечении достатка потомству, которые рукоплещут бесстыдству рабов своих страстей и пресмыкаются перед великими людьми ради сохранении своего влиятельного положения, сочтут за глупость безжалостность Ибн Таймийи по отношению к себе и безразличие к земному. И впрямь, какая беспечность жить от бунта к бунту, от испытания к испытанию, от тюрьмы к тюрьме. Между тем, если бы он, приехав в Египет, оценил благосклонность своих сторонников, его дела наладились бы. Однако, по мнению Ибн Таймийи, подобные вещи сами являются глупостью и незрелостью, а что касается ума, это нечто совершенно иное.

Все выдающиеся личности, способствующие революционным переменам в политике и культуре, науке и религии, обвинялись, и до сих пор продолжают обвиняться, в безумии. Подобных упреков не избежал и Гордость Пророчества. Должно быть, это схоже с тем, как душевнобольные, удерживаемые в сумасшедших домах, считая себя самыми умными людьми, доподлинно верят в то, что их надсмотрщики помешались.

Без сомнения, мысль о дозволенности поиска содействия у душ мертвых и совершения духовного истимдада к шайхам, причем при полном признании Аллаха Всевышнего истинным вершителем всего, является самой глупой и самой ложной.Не то что ни в одной нации, даже ни в одном племени никто не отрицает Всевышнего как истинного вершителя всего, и никто не выдвигает претензий придать эту роль идолам и прочим. Даже русские, проживающие в самых глухих местах, говорят о своей Троице только как о покровительнице и посреднике между Аллахом и ими.Так что нет необходимости исследовать стихи, сочиненные арабами в эпоху невежества, или знакомиться с историей религий. Бесчисленное множество айатов Корана рассказывают о том, что многобожники говорили всего лишь о вере в посредничество своих идолов: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: "Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе"» (Зумар, 4); «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: "Они – наши заступники перед Аллахом"» (Йунус, 19). На деле, исламский шариʻат отверг все это, сочтя ширком, и назвал неверующими мекканских многобожников, которые, приписывая Аллаху Всевышнему истинную причинность, тем не менее надежды на будущее влагали в мольбы к Лат и ʻУзза.

***

Раз книги Ибн Таймийи лежат неиспользуемые в библиотеках, будучи добычей для моли, каким же образом они посеяли беспокойство в рядах мусульман и какое влияние эти произведения оказали на снижение уважения к шайхам тарикатов? Нахождение книг в библиотеках без применения не свидетельствует об их непригодности, как и большая популярность – об их полезности. В то время как труды имама Шафиʻи, Мухаммада бин ал-Хасана аш-Шайбани, Абу Йусуфа не получили широкого распространения, произведения под названиями «Тысяча и одна ночь» и «Шерлок Холмс» заполонили мир. Это не проясняет того, почему первые не обладают благословением (фатихале), а вторые обладают. Тем не менее книги Ибн Таймийи разошлись по всем сторонам света, удостоились внимания ученых Книги и сунны. Поэтому подобное проявление враждебности по отношению к Ибн Таймийи безосновательно и бессмысленно.

Настоящий человек – тот, кто переносит все мирские трудности и горькие мучения ради вероубеждения, которое считает истинным, и принципов, которые считает правильными, и не просто не жалуется ни на что, но даже не сетует в душе.

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ