Ислам в Кузбассе

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Современные фатвы ученых Ислама о намазе (1 часть)

Современные фатвы ученых Ислама о намазе (1 часть)
4 Сентября
16:45 2018

МОЖНО ЛИ ОСТАВЛЯТЬ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РАДИ ПОЛЬЗЫ?

Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Можно ли оставлять произношение слова „Аминь" вслух и не поднимать рук в молитве?»

Он ответил:«Да, если человек среди людей, которые не поднимают руки и не произносят слово „Аминь" вслух. Предпочтительнее этого не делать, чтобы объединить сердца. И чтобы этот человек мог призывать их к благому, чтобы он мог обучать их и указывать на правильный путь. Если же он станет поступать не так, как они, то они будут порицать его за это, так как, по их мнению, то, что поднимать руки следует только при первом такбире, - это и есть религия. Такое мнение они переняли у своих ученых. И также в отношении произношения слов „Аминь" вслух. О разногласии между учеными в этих вопросах известно. Некоторые ученые считали, что слово „Аминь" нужно произносить вслух, другие – что про себя. В хадисе сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил их вслух, а в некоторых других – что не произносил вслух.

Несмотря на то, что более верным является мнение о желательности произносить слово „Аминь" вслух, это является желательным. И тот, кто оставит это, оставляет желательное. Но верующий не должен совершать желательных действий, которые могут привести к разногласию, расколу и смуте. Верующий и призывающий к Аллаху должен оставить желательное, если это будет содействовать большей пользе.

Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрушил Каабу, а построил ее на фундаменте, оставшемся от Ибрахима. Он, мир ему и благословение, сказал: „Потому что племя Курайш недавно отказалось от неверия", поэтому он оставил Каабу, как она есть, и не изменил ее, так как этого требовала всеобщая польза»

(Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 29. С. 274-275).

НАМАЗ НА КОВРИКАХ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КААБЫ

Вопрос:"На некоторых ковриках для намаза, на которых мы молимся, имеются изображения с Каабой и мечетью пророка. Каково постановление (относительно этого)?"Ответил шейх ибн Баз,да смилуется над ним Аллах: "Не следует молиться на них,потому что стояние на (изображении) Каабы и топтание его является одним из видов оскорбления. Не разрешается изображение Каабы на подстилке,и тому,что увидел это,не дозволяется покупать коврики для молитвы,на которых изображены рисунки Каабы. Поскольку, если это было бы перед ним, то в этом нет нарушения. А если было бы под его ногами, то в этом есть один из видов оскорбления. И безопаснее всего для верующего не использовать такие коврики для молитвы".Шейх Салих ас-Сухейми назвал подобные коврики нововведением,объяснив тем,что они сильно отвлекают человека от молитвы.

Спросили Постоянный комитет по научным исследованиями: "Каково постановление относительно молитвы на коврике,на котором есть изображения мечетей;купола,которые находятся над могилами;минареты и тому подобное?

Ответ:"Изображение неодушевленных предметов разрешены. Молитва,совершаемая на коврике,на котором есть неодушевленные изображения, порицается. Поскольку в этом есть то,что отвлекает молящегося в его молитве, однако такая молитва действительна".

ХУКМ ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ В НАМАЗЕ

Шейх Ибн Баз говорил: "Что касается того, что лишние движения нарушают молитву, то это не является хадисом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это слова некоторых ученых, на которые нет никакого доказательства".

См. "аль-Фатауа" 1/78.

СЛЕДУЕТ ЛИ ПРЕРЫВАТЬ НАМАЗ, ЕСЛИ ЗАБЫЛ ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СУРЫ?

Вопрос:После прочтения суры аль-Фатиха я начал читать дополнительную суру, но не смог завершить, потому что забыл ее продолжение. Затем я снова попытался прочесть ту же суру, но снова не смог вспомнить ее. В результате я прервал намаз, произнес такбир и зачал заново. Считается ли мой намаз принятым? Что следует сделать в случае, если подобное повторится снова?

Ответ:"Вам не следовало прерывать молитву, потому что условием в намазе является прочтение суры аль-Фатиха. Если человек прочтет в молитве аль-Фатиха, то фард намаза считается выполненным. Чтение дополнительной суры является мустахабом.

Дорогой брат, если в своем вопросе вы имели ввиду чтение дополнительной суры или аята, то все, что читается помимо аль-Фатихи в молитве не считается обязательным (ваджиб), а только желательным (мустахаб). Даже если человек не прочтя дополнительную суру или аят пойдет на поясной поклон, то его намаз считается действительным и чтения только аль-Фатихи достаточно.

Основа в этом то, что намаз не является недействительным. Это означает, что если вы после аль-Фатихи начали читать дополнительную суру и по какой-либо причине не смогли ее закончить, то ваш намаз при этом не нарушается. Наоборот, вы должны тут же совершить поясной поклон. В этом нет никакой проблемы и чтение одной лишь аль-Фатихи является достаточным."

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз, да помилует его Аллах

''Фатава Нурун аляд-Дарб'' том 2 стр. 785.

НЕ ПРОИЗНОСИТЕ НАМЕРЕНИЕ НИ ВСЛУХ, НИ ПРО СЕБЯ!

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин сказал: «Знай – место намерения в сердце, и никогда его не произноси. Поскольку ты поклоняешься Тому, Кто знает то, что не видят взоры, и что таится в человеческой груди. Всевышний Аллах ведает о том, что в сердцах Его рабов. Ведь ты не желаешь стоять перед тем, кто не знает, чтобы ты потом говорил, что намереваешься, дабы он узнал об этом.

Однако поистине, ты желаешь стоять перед Тем, Кому ведомо то, что тебе наущает твоя душа, и известно, что произойдет с тобой в будущем, и что было в прошлом, и что ты делаешь в настоящее время. Поэтому и не пришло ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и ни от его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что они произносили то, что намереваются.

И поэтому произносить намерение, будь вслух или в душе, является нововведением, от которого удерживают и запрещают. В отличие от тех обладающих знания, которые говорят: "Поистине, произносят намерение вслух". А некоторые из них говорят: "Произносят его в душе". И объясняют они это тем, что это для того, чтобы сердце соответствовало языку. Пречист Аллах от любых недостатков! Где посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом! Если это из шариата посланника (мир ему и благословение Аллаха), то он непременно совершал бы это и разъяснил бы это людям.

Как то рассказывал простолюдин из Неджда, что он однажды, будучи в Заповедной мечети, хотел совершить молитву зухр, а рядом с ним был мужчина, который знает только произнесение намерения вслух. И когда уже объявили о наступлении молитвы зухр, то тот мужчина, который произносил намерение вслух, сказал: "О Аллах, поистине я намереваюсь совершить намаз зухр четыре ракаатов, ради Всевышнего Аллаха, за имамом Заповедной мечети". А когда он уже собирался произнести такбир, то ему, тот простолюд, сказал: "Прояви терпение, о мужчина, осталось тебе еще произнести число, день месяц и год". После чего мужчина удивился».

(См. «Шарх аль-Арба'ин ан-Науауийя» шейх аль-'Усеймин, стр. 10-11).

ОБЪЕДИНЕНИЕ НАМАЗОВ НЕ В ПУТИ ПРИ БОЛЕЗНИ ИЛИ ПРИ ВЫНУЖДЕННОСТИ

Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полуденную/зухр/ молитву объединив с послеполуденной/аср/, а закатную – с вечерней в то время, когда он не испытывал страха и не будучи в поездке». Этот хадис передали Малик 1/161, Ахмад 1/283, Муслим 705, Абу Авана 2/353, Абу Дауд 1210, ан-Насаи 1/290, ат-Тахави 1/95, аль-Байхакъи 3/166.

Абу аз-Зубайр сказал: - Я спросил Са’ида (ибн Джубайра): «А почему он это сделал?» Он ответил: «Я спросил Ибн ‘Аббаса так же, как ты спросил меня, и он сказал: "Он не хотел усложнять (жизнь) никому (из членов) своей уммы"». Этот хадис передал Муслим 705.

________________________________________________________Имам ан-Навави сказал: «Группа из числа ученых считала дозволенным совмещать две молитвы не в пути при необходимости, если это не носило постоянный характер. Об этом говорили Мухаммад ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика. Также аль-Хаттаби сказал, что это было мнением аль-Къафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафи’и и Абу Исхакъа аль-Марвази. Также это мнение было группы из числа мухаддисов и его выбрал Ибн аль-Мунзир. И это мнение усиливается смыслом слов Ибн ‘Аббаса: "Он не хотел усложнять (жизнь членам) своей уммы!" И он не связал причину с чем-то конкретным, ни болезнью, ни чем-либо другим». См. «Шарх Сахих Муслим» 5/219.

Имам Абу Сулейман аль–Хаттаби в своей работе «Ма’алим ас–Сунан» сказал: «Данный хадис не используются большинством правоведов …».

Ибн Аль–Мунзир говорил, что данный хадис приводили множество хадисоведов, а также, что он слышал, что Абу Бакр аль–Кафаль приводил его от Абу Исхакъа аль–Марвази. Ибн Аль-Мунзир сказал: «Неправильно будет ограничивать хадис одной конкретной причиной, так как Ибн ‘Аббас сообщил нам об общем смысле хадиса, в своих словах: "Он не хотел усложнять (жизнь членам) своей уммы"».

Передается от Ибн Сирина, что он не считал проблемой объединить две молитвы между собой при наличии потребности или какой–либо причины, однако с условием, чтобы человек не сделал это привычкой.

Также Ибн Къудама в "аль–Мугъни" передает от Ибн Шабрама, что он сказал тоже самое, что сказал Ибн Сирин.

Также хафиз Ибн Хаджар сказал в «аль–Фатх»: «Часть имамов взяли внешний смысл хадиса и разрешили объединять молитвы по любой необходимости для ненаходящегося в поездке, однако, при условии, что он не сделает это постоянной привычкой и из тех, кто сказал подобное: Ибн Сирин, Раби’а, Ашхаб, Ибн аль–Мунзир, аль–Кафаль аль–Кабир, также аль–Хаттаби передал это от группы хадисоведов».

Ибн Таймиййа говорил: «Имам Ахмад, Малик и группа ученых из числа шафи’итов считали дозволенным объединение двух молитв при болезни». См. «Маджму’уль-фатава» 24/28.

Имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» сказал: «Болезнь дозволяет совместить две молитвы, ибо при болезни совершение каждой молитвы в свое время влечет затруднение и слабость». См. также «Фикъху-с-Сунна» 1/291.

Шейх Хусайн аль-‘Аваиша, ученик шейха аль-Албани сказал: «Я спросил шейха нашего (аль-Албани), да исцелит его Аллах (это было в период его болезни): "Каково твое мнение в отношении совмещения молитв для больного?" Он ответил: "Зависит от того, насколько в этом есть нужда, если он нуждается в объединении (из-за трудности), то пусть объединяет, а если нет, то не объединяет!"» См. «Маусу’атуль-фикъхия» 2/351.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДУА ПОСЛЕ НАМАЗА С ИМАМОМ

Шейхул-Ислам Ибн Теймия сказал: «А что касается дуа имама и присутствующих вместе после намаза, то никто не передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ничего».

Маджмуа фатауа 22/515.

О ЗЕМНОМ ПОКЛОНЕ ПОСЛЕ НАМАЗА

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «То, что делают некоторые люди, совершая отдельный земной поклон после намаза, является нововведением! И о желательности такого не передается от кого-либо из имамов. Поклонения основаны на шариате и следовании, а не на страстях и нововведении! Поистине, Ислам основан на двух основах: Мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха! И мы поклоняемся Аллаху только так, как это узаконил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» См. «аль-Фатауа аль-кубра» 2/242.

ОТКРЫТИЕ АУРАТА В НАМАЗЕ

Спросили Шейх аль-Ислама Ибн Теймийю, да смилуется над ним Аллах, о женщине у которой в молитве открылось немного ее волос \из под платка\, ануллировалась ли этим самым ее молитва?

Шейх ответил: «Если открылось совсем немного из ее волос или ее тела, то ей не нужно переделывать молитву, по мнению большинства Ученных, и это является мнением Имама Абу Ханифы и Ахмада. Однако если открылась значительная часть, то ей следует сразу же переделать молитву, по мнению всех ученных, четырех Имамов и других. А Аллаху об этом ведомо лучше». См. «Маджмуат аль-Фатава», 22\123.

О ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ ВЫПОЛНИТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ РУКН НАМАЗА

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия (Маджму аль-Фатава, 8/437): «Мусульмане придерживаются мнения, что если молящийся не в состоянии выполнить какую-то обязательную часть молитвы, например, стояние, произнесение слов молитвы, поясной или земной поклон, прикрытие аурата, направленность на киблу, то с него снимается обязанность делать это».

КТО НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ОМОВЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО НАМАЗА

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Тот, кто не в состоянии сохранить омовение на протяжении времени совершения молитвы, тот просто совершает омовение и молится, а выделения, которые произойдут во время молитвы, не причинят ему вреда! И это не нарушает его омовения по единогласному мнению факъихов! Максимум что полагается такому человеку (у которого болезненные выделения) – это совершения омовения перед каждой молитвой". См. "Маджму’уль-фатауа" 21/221.

СОВЕРШЕНИЕ ЗУХР-НАМАЗА ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (ДЖУМА) - НОВОВВЕДЕНИЕ

Шейх Ибн Баз (рахимаху-Ллах) говорил: "Совершение обеденной (зухр) молитвы после пятничной, является нововведением (бид'а), заблуждением и внедрением в шариат того, что он не узаконил! Обязательным является оставление этого деяния и предостережения от этого людей, и следует ограничиться пятничной молитвой, как это установил посланник Аллаха, его сподвижники и их последователи!" См. "Маджму'у фатауа уа макъалят" 12/363.

НУЖНО ЛИ ВОЗМЕЩАТЬ НАМАЗЫ СОВЕРШЕННЫЕ В СПЕШКЕ БЕЗ СПОКОЙСТВИЯ (ТУМАНИНА)

Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Если кто-то совершал молитву без сохранения спокойствия (ар. туманина) и не знал, что оно обязательно, то следует ли этому человеку возмещать молитву после выхода ее времени или нет? Ученые разногласили в вопросе. Существуют два известных мнения. Эти мнения есть в мазхабе имама Ахмада и других.

Верное мнение в том, что подобное возмещать не нужно. Достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал бедуину, который неверно совершал молитву: „Иди, и соверши молитву вновь. Поистине, ты не совершил её". Он сказал ему это дважды или трижды. Тогда бедуин сказал: „Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я не знаю ничего, кроме этого. Так обучи же меня тому в молитве, что мне будет достаточно". Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил его совершать молитву с сохранением спокойствия. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Он не велел ему вновь совершить молитвы, которые бедуин совершил ранее, несмотря на то, что тот сказал: „Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я не знаю ничего, кроме этого". Но велел ему совершить ту молитву, так как её время еще не вышло, и он был обязан совершить её вовремя. Что же касается молитв, время которых уже вышло, то пророк да благословит его Аллах и приветствует, не велел возмещать их, несмотря на то, что бедуин при их совершении оставил некоторые обязательные составляющие молитвы, так как не знал их обязательности. Также пророк, мир ему и благословение, не велел ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, возмещать молитвы, которые он оставил из-за осквернения, когда не знал, что мог совершить молитву после омовения песком. Также и в случае, когда к нему обратилась женщина, у которой были кровотечения по болезни. „У меня бывают сильные кровотечения, из-за которых я не могу совершать молитву и соблюдать пост", (- сказала она). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ей совершать омовение для каждой молитвы и не приказал заново совершать те молитвы, что она оставила. Также и в случае тех людей, которые ели в месяц Рамадан до тех пор, пока один из них не стал отличать белую веревку от темной, то есть они ели после зари. Пророк, мир ему и благословение, не велел им возмещать пост, так как они не знали об этой обязанности. Также он не приказывал неверующему возмещать все те обязательные виды поклонения, что он оставил во время своего неверия и незнания.



Положение же того, кто знал об обязательности (чего-либо), но оставил это, забыв о нём, отличается. Такому человеку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал возместить (это поклонение), когда тот вспомнит». (Маджму‘-ль-фатауа. Т. 21. С. 429-431).

Спросили шейха Ибн База: «Является ли обязательным совершение пятничной молитвы, если мы находимся от мечети на расстоянии 35 км., но у нас есть машина?»

Шейх ответил: "Это место далекое, вы не обязаны этим, но если вытерпите трудность и поедете на джуму’а, то заслужите награду. Это далекое место, в котором не слышно призыва, даже если бы призыв был при помощи микрофона. Даже при его помощи не услышали бы. Однако суть (обязательности джуму’а) в призыве обычном голосом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв и не явился на него, то нет у него молитвы, если только у него не было причины». Поэтому если человек слышит призыв в месте, где азан дается обычным голосом без микрофона, когда утихли голоса и нет препятствий, то он обязан пойти в мечеть. А если он далеко и не слышит азан, даже если и нет микрофонов, то он не обязан идти по причине дальности. Но если, несмотря на трудность передвижения на верховом животном или машине он явится, то это будет лучше". Сл. "Фатауа нурун аля ад-дарб".

Шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади'и: должен ли я молиться двадцать ракаатов (таравих) с имамом или восемь?

Вопрос:Если я молюсь в мечети и имам молится двадцать ракатов, мне следует выполнить двадцать ракатов вместе с ним или я могу молиться восемь ракатов вместе с ним, а затем сделать витр один (без имама) и уйти?

Ответ:Я советую молиться восемь ракатов и сделать витр в одиночку. Следуя Сунне, это является более достойным, потому что пророк (мир ему и милость Аллаха) сказал: «Молитесь так же, как вы видели, каким образом молюсь я». Фадаа 'их уа Насаа 'их, стр. 86

ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАКААТОВ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ ТАРАВИХ

Вопрос:Есть ли для ночной молитвы в Рамадан определенное количество (ракаатов) или нет?

Ответ:Нет обязательного определенного количества ракаатов для дополнительной ночной молитвы в Рамадан. И даже если человек молился всю ночь, то нет в этом проблем, или же молился 20 или 50 ракаатов – нет в этом проблем. Однако есть предпочтительное количество ракаатов, которые совершал Пророк (мир и ему и благословение Аллаха), и это 11 или 13 ракаатов.

Была спрошена Мать Правоверных, Аиша (да будет доволен ею Аллах), о том, как молился Пророк (мир и ему и благословение Аллаха) в Рамадан? И она ответила: «Не молился он в Рамадан и в другое время больше, чем 11 ракаатов» (Бухари (1147, 3569), Муслим (1670)) . Однако необходимо, что бы эти ракааты были (сделаны) так, как узаконено: нужно что бы чтение Корана в них было удлиненно, а так же поясной поклон, и земной поклон, и стояние после поясного поклона, и сидение между двумя земными поклонами, противореча действиям некоторых людей (имамов) сегодня – молятся эти молитвы в спешке, мешая тем самым молящимся позади делать то, что нужно делать. А ведь быть имамом – это (своего рода) опекунство. А опекун должен делать то, что более полезно и правильно. Имам, который заботится только о том, что бы поскорее уйти – это неправильно! Напротив, имам должен делать то, что делал Пророк (мир и ему и благословение Аллаха) из удлинения стояния в молитве, поясного и земного поклонов, сидения, учитывая то, что передано (от Пророка, мир и ему и благословение Аллаха), увеличение количества просьб (дуа), чтения Корана, восхваления Аллаха, и тому подобное.

Шейх Алляма Мухаммад ибн Салих Аль-Усеймин (да смилуется над ним Аллах). Источник: 48 سؤلا في الصيام

НУЖНО ЛИ ДВИГАТЬ ГУБАМИ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА И ЗИКРА

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, говорил:«Является обязательным двигать губами в молитве. Тоже самое относится и к обязательному зикру, как такбир (Аллаху акбар), тасбих (Субхана-Ллах), Тахмид (аль-хамду ли-Ллях) и ташахуду. Потому что это не может называться речью, когда это не выговаривается и речью это может быть только, когда губы и язык в движении.

Сподвижники знали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоит в молитве, когда они видели как двигалась его борода.

Однако есть разногласие между учеными насчет того нужно ли слышать самого себя или нет или достаточно ли только двигать губами. Некоторые говорят надо слышать самого себя. Другие говорят, достаточно, если придавать форму только буквам ртом – и это правильное мнение».

МОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МОЛИТВЫ ПУТНИКУ, НЕ ВЫЕХАВШЕМУ В ПУТЬ, ОПАСАЯСЬ ПРОПУСТИТЬ МОЛИТВУ?

На вопрос отвечает: выдающийся ученый, имам, факих, шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин:

Вопрос:Если я намерился выйти в путь и совершаю обеденную (зухр) молитву дома, можно ли сразу помолиться и послеобеденную (аср) молитву, если я опасаюсь, что не смогу совершить ее вовремя, так как машина не моя и она не остановится, кроме как после захода солнца, или же мне можно будет помолится сидя в машине во время поездки?

Ответ:Нет проблем, чтобы объединить молитвы в такой ситуации, так как объединение молитв - это послабление или же дозволение (рухса) от Аллаха. И если человек нуждается в этом, то объединяет. И утверждено в "Ассахихе" со слов ибн Аббаса то, что пророк, салляЛлаху алейихи уа саллям, объединил в Медине молитвы и не было причиной этому ни страх, ни дождь. Его (ибн Аббаса) спросили: "Почему он так сделал?", - на что ибн Аббас ответил, что пророк, салляЛлаху алейхи уа саллям, не хотел затруднять свою умму. То есть если будет затруднение в том, чтобы совершить молитвы в отведенное для них время.

И если машина неподвластна тебе и не остановится, кроме как после захода солнца, то тебе дозволено объединить между обеденной и послеобеденной молитвами находясь у себя дома. Однако ты молишься 4 ракаата обеденного и 4 ракаата послеобеденного намаза, а не по два ракаата, так как ты еще не являешься путником". (Нурун аляд-дарб 9 "А" 09:12)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УВЕЩЕВАНИИ МЕЖДУ НАМАЗАМИ ВО ВРЕМЯ ТАРАВИХА

Спросили шейха Ибн ‘Усеймина: «Каково постановление относительно увещевания между намазами во время тарауиха или в середине тарауиха, если это делается постоянно?

Шейх ответил: "Что касается увещеваний, то нет! Это не является методом саляфов. Однако если в увещевании есть нужда, то это можно сделать после тарауиха, если есть желание. Если же это делать каждую ночь во время тарауиха, то это станет нововведением". См. "Ликъа Баб аль-мафтух" 118.

Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли для имама во время молитвы тарауих в промежутках произносить увещевание?»

Шейх ответил: "Такой поступок может быть и дозволен, и не дозволен. Если речь идет о разъяснении каких-либо вещей, или же предостережении и запрещении порицаемого, то тогда это необходимо! Однако если речь идет о совершении этого в качестве традиции, то это является противоречием Сунне". См. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 656.

О произнесении определенных слов поминания Аллаха после каждых двух или четырех рак’атов тарауиха.

Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: "Имам обязан отстраняться от внесенных нововведений, в виде поминания Аллаха после каждых двух рак’атов тарауиха, как повышение голосов при их произнесении или же произнесение этих поминаний в один голос. Все это – порицаемое нововведение! Также и слова муаззина после двух рак’атов: «Молитва, да помилует вас Аллах» (ас-саля ярхамукуму-Ллах), являются нововведением! Нововведения в религии запрещены, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада!" См. "аль-Мадхаль" 2/293.

Обратите внимание на то, что этот имам жил около семисот лет назад, и уже тогда имели место эти нововведения!

ФАТВЫ О ТАРАВИХЕ

Шейх Абдуль-Азиз ибн Абдулла ибн Баз, да помилует его Аллах

Вопрос от брата из г. Александрия, Египет: В чем разница между молитвами таравих, тахаджуд и молитвой выстаивания ночи?

Ответ: Добровольная молитва ночью называется «тахаджуд» (бодрствование) и так же называется «кыяму ллейль» (выстаивание ночи), как сказал Всевышний:«Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов».Сура «Перенос ночью», аят 79. И сказал, Свят Он:«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого». Сура «Закутавшийся», аяты 1 – 2. И сказал, Свят Он, в суре «Рассеивающие» о рабах Своих богобоязненных:«Получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи».Аяты 16 – 17.

А что касается названия таравих, то оно используеься учеными для обозначения выстаивания ночи во время Рамадана, совершаемого в начале ночи, не удлиняя молитву и облегчая ее. И можно ее так же назвать тахаджуд и можно кыяму ллейль, нет в этом ничего неправильного. И Аллах дарует успех. «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 11.

Вопрос:Каково положение чтения дуа-кунут в последнем нечетном ракате в ночной молитве в месяц Рамадан? Разрешено ли оставлять чтение этого дуа?

Ответ: Кунут – это желательное действие для последнего раката ночной добровольной молитвы. Если иногда оставлять его, то нет в этом проблем. «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 30.

«Фатауа ислямия ли Мухаммад Аль-Муснад», т. 2, с. 158.

Вопрос:Во время выстаивания ночных желательных молитв в месяц Рамадан после каждых четырех ракатов имам садится и читает суру «Очищение веры» (Ихляс), и остальные молящиеся так же читают ее вместе с ним в один голос, и так три раза. Каково положение этого дела?

Ответ:Это нововведение. Это из числа нововведений, нет у этого основы, просим у Аллаха благополучия.Сл. «Фатауа нурун аля ддарб».

Вопрос:Во время таравиха у нас происходит следующее: после саляма по завершению первых двух ракатов имам читает молитву за пророка, мир ему и благословение Аллаха, и так же за праведных халифов. И затем поступает так после каждых двух ракатов. Каково положение этого дела?

Ответ: Необходимо оставить это, потому что нет у этого основы. Это из числа нововведений.Сл. «Фатауа нурун аля ддарб».

Вопрос:Каково положение молитвы за пророка и дуа за праведных халифов, совершаемых громким голосом между намазами в таравихе?

Ответ:Нет в пречистом Шариате основы для этого, насколько мы знаем. Однако это из числа изобретенных нововведений. Обязательным является оставить это дело. И не исправятся последние поколения этой общины кроме как тем, чем исправились первые, а это – следование Корану, Сунне и тому, на чем были праведные предки этой общины, и остережение того, что противоречит этому.«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 11.

Вопрос брата из Джидда, КСА: Некоторые братья, когда приходят на молитву таравих, и если застают имама уже в молитве, то совершают в одиночку молитву в два раката как приветствие мечети, и лишь затем присоединяются к имаму и молитве таравих. Соответствует ли это Сунне? Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ:Для того, кто вошел и застал имама в обязательной молитве, или в молитве таравих, или в молитве по поводу затмения – является Сунной сразу же присоединиться к имаму и не совершать молитву для приветствия мечети, так как совершаемая им с имамом в данный момент молитва заменяет ее. И я не знаю в этом разногласия между учеными. И Аллах – дарующий успех.«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 11.

Вопрос:Если пришел мусульманин в мечеть и застал людей совершающими таравих, а сам еще не делал обязательную ночную молитву Иша – можно ли ему присоединиться к ним и делать молитву с намерением, что это для него Иша?

Ответ:Нет ничего плохого в том, чтобы он совершал молитву вместе с ними но с намерением на Иша – по наиболее верному мнению ученых. Когда имам даст салям, ему нужно встать и завершить свою молитву.

О СОКРАЩЕНИИ НАМАЗОВ В ПУТИ СРОКОВ БОЛЕЕ ДВУХ МЕСЯЦЕВ

Шейхуль-Исламу Ибн Теймийе, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Дозволено ли человеку, сокращать молитвы, если он знает, что задержится в какой-либо местности на два месяца».

Шейх ответил: «Хвала Аллаху. Относительно этого вопроса среди ученых были споры. Некоторые заявляли, что такому человеку необходимо совершать молитвы полностью, не сокращая, а некоторые – что такому человеку является обязательным (уаджиб) сокращать молитвы. Правильным же является то, что допустимо, как и сокращение молитв, так и полное их выполнение. То есть тот, кто совершает их полностью, не заслуживает порицания, как не заслуживает его и тот, кто сокращает.

Также между учеными шли споры относительно того, как предпочтительнее с точки зрения Шариата совершать молитвы в таком положении. Поэтому для того, кто сомневается в дозволенности сокращения молитв, из предосторожности будет лучше совершать их полностью. Для того же, кому стала очевидна Сунна, и он знает что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил для путешественника молитву в два рака’ата, не ограничив понятие путешествие (сафар) определенным расстоянием и временем, и что также, для допустимости сокращения молитв, он не установил временного срока для задержки в той или иной местности.

Как, например сроком в три, четыре, двенадцать или пятнадцать дней. Кто знает все это, то пусть сокращает свои молитвы, как поступали многие саляфы. Так, например Масрукъ, будучи назначенным наместником, занимая эту должность многие годы, сокращал молитвы. Также мусульмане находились в Нахаунде в течение шести месяцев, и все это время они сокращали молитвы. И сокращали они ее, несмотря на свое знание о том, что цель их путешествия не может быть достигнута в течении четырех или более дней. Также и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками, после покорения Мекки, сокращали молитвы в течение около двадцати дней. И также, будучи в Мекке в течение десяти дней, они не соблюдали обязательный пост Рамадана. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что после покорения Мекки, ему надо будет остаться там больше чем на четыре дня.

Итак, раз ограничение путешествия расстоянием или временными сроками не имеет под собой никаких основ в Шариате, и мусафир продолжает оставаться мусафиром, то он может сокращать свои молитвы, находясь в какой-то местности в течении многих месяцев.

А Аллаху же ведомо лучше!» См. «Маджмуъ аль-Фатауа» 24/17-18.

Можно ли сокращать молитвы, если у человека два дома в разных городах одного региона, и он живет в обоих из них. Следует ли ему сокращать молитвы при переезде из одного дома в другой?

Ответ: Вся хвала Аллаху. Если ситуация такова как описана, и человек владеет двумя домами и пользуется ими как местом пребывания, то нельзя ему применять положения путешественника в вопросах сокращения молитв и в других положениях, во время пребывания в одном из двух городов. Но он может воспользоваться послаблением для путешественника во время перемещения из одного города в другой, если расстояние между городами позволяет это, если приблизительно более 80 км.

Постоянный Комитет по Академическим Исследованиям и Фетвам. Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah, 8/148.

ХУКМ НАМАЗА В МЕЧЕТИ, В КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ МОГИЛА

Шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина, да помилует его Аллах, спросили о молитве в мечети, если там находится могила.

Он ответил: «Молитва в мечети где есть могила делится на две категории:

1.Могила была до мечети, и мечеть была построена на могиле. Необходимо закрыть мечеть и не молится в ней, и тот кто построил ее должен ее снести; если он не делает этого, то это должны сделать мусульманские власти.

2.Мечеть была до могилы, и умерший был похоронен после того, как мечеть была построена. В этом случае его следует перезахоронить на кладбище.

Что касается молитвы в подобной мечети, то это разрешено, если могила не находится перед молящимися, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил молится перед могилами.

Относительно мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая была включена в мечеть, то хорошо известно, что Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была построена до его смерти, и не была построена над могилой. Также хорошо известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не был захоронен в мечети, а был похоронен в доме, который был отделено от мечети.

Во времена Валида ибн Абдуль-Малика он написал главе Медины, Умару ибн Абдуль-Азизу в 88 п.х., приказывая ему расширить мечеть и добавить к ней комнаты жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Умар собрал авторитетных людей и фукаха, и зачитал им письмо халифа аль -Валида. Оно их расстроило и они сказали: «Оставь как есть, так будет лучше». И передано, что Саид ибн аль-Мусайиб осудил включение комнаты Аишы в мечеть, так как он боялся, что могила будет взята местом для поклонения.

Умар написал письмо Валиду чтобы переубедить, Валид ответил приказом выполнять его указания, и у Умара не было выбора. Итак, вы видите что могила Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) не была установлена в мечети и мечеть не была построена над ней, и поэтому нет никаких оснований для тех кто старается привести это как довод, что люди могут быть захоронены в мечетях или, что мечети можно строить над могилами.

Доказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да проклянет Аллах людей писания: они взяли могилы пророков как места для поклонения»». Он сказал это, когда умирал и предостерегал свою умму от этого.

Когда Умм Салама сказала ему о церкви которую она видела в Ефиопии и картинках (иконах) в ней, он сказал: «Те люди, если из них умирал праведник, то они строили места для поклонения над могилами. Они наиболее грешные люди пред Аллахом». И это было также передано от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал : «Среди наиболее грешных людей, когда наступит Час, а они будут живы, будут те кто взял могилы как места для поклонения». Передано имамом Ахмадом с джаййид иснадом. Верующий не должен следовать путем людей писания, или быть из самых грешных людей». Маджму Матава аль Шейх ибн Усеймин, 12, вопрос 292.

ОСТАВЛЕНИЕ ЖЕЛАТЕЛЬНОГО РАДИ ЕДИНЕНИЯ СЕРДЕЦ

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах, сказал:

«Если имам видит некое действие желательным, когда молящиеся за ним так не считают, и оставит это действие ради единения и согласия с людьми, то он поступит верно. Например, это может возникнуть при молитве витр. В отношении этой молитвы есть три мнения ученых. Некоторые считают, что она должна совершаться в три слитных друг с другом рака‘ата, как закатная молитва (магриб). Так считают ученые из Ирака. Второе мнение гласит, что витр – это один рака‘ат, который совершается отдельно от предыдущей молитвы. Таково мнение ученых Хиджаза. Третье мнение гласит, что можно поступать и так, и так. Это основное мнение мазхабов имама аш-Шафи‘и, Ахмада и других. И это мнение является верным.

Если люди, молящиеся за имамом, считают, что нужно последний рака‘ат молитвы витр читать слитно, как при закатной молитве, тогда как имам считает, что последний рака‘ат следует читать отдельно, но согласится с ними ради единения сердец, то так будет лучше. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Если бы твой народ (курейшиты) не отказались бы от невежества недавно, то я бы перестроил Каабу и сделал бы дверь на уровень с землей. И сделал бы в ней две двери: одну для входа, а другую – для выхода". Он оставил лучшее, чтобы не оттолкнуть людей.

И также в случае, если мужчина считает о том, что слова„С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного"следует в молитве произносить вслух, а люди, совершающие молитву за ним, считают это нежелательным. Или наоборот. Если имам согласится с людьми, то это будет лучше». (Маджму‘ аль-фатауа. Т. 22. С. 268).

Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Можно ли оставлять произношение слова „Аминь" вслух и не поднимать рук в молитве?»

Он ответил: «Да, если человек среди людей, которые не поднимают руки и не произносят слово „Аминь" вслух. Предпочтительнее этого не делать, чтобы объединить сердца. И чтобы этот человек мог призывать их к благому, чтобы он мог обучать их и указывать на правильный путь. Если же он станет поступать не так, как они, то они будут порицать его за это, так как, по их мнению, то, что поднимать руки следует только при первом такбире, - это и есть религия. Такое мнение они переняли у своих ученых. И также в отношении произношения слов „Аминь" вслух. О разногласии между учеными в этих вопросах известно. Некоторые ученые считали, что слово „Аминь" нужно произносить вслух, другие – что про себя. В хадисе сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил их вслух, а в некоторых других – что не произносил вслух.

Несмотря на то, что более верным является мнение о желательности произносить слово „Аминь" вслух, это является желательным. И тот, кто оставит это, оставляет желательное. Но верующий не должен совершать желательных действий, которые могут привести к разногласию, расколу и смуте. Верующий и призывающий к Аллаху должен оставить желательное, если это будет содействовать большей пользе.

Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрушил Каабу, а построил ее на фундаменте, оставшемся от Ибрахима. Он, мир ему и благословение, сказал: „Потому что племя Курайш недавно отказалось от неверия", поэтому он оставил Каабу, как она есть, и не изменил ее, так как этого требовала всеобщая польза». (Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 29. С. 274-275).

ДЕЙСТВИТЕЛЬНА ЛИ МОЛИТВА ЗА СУФИЕМ

Шейху Абдуль-Азизу ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Если я приехал в деревню в которой имам суфий, который не кладет одну руку на другу во время молитвы, и он не кладет руки перед коленями когда идет в седжда, разрешено ли молиться за ним?»

Он сказал: «Если он известен как последователь единобожия, а не ширка и он всего лишь несведущий в некоторых вопросах или следует идеям суфизма (тасаввуф), но при этом верит в Таухид и является мусульманином, который поклоняется Одному Аллаху и не покланяется шейхам или другим созданиям, таким как Абдуль-Кадир и т.д., и единственная проблема это то, что он не ставит одну руку на другую во время молитвы, то нет причин для того, чтобы не молиться за ним, потому что это является Сунной а не Фардом. Положить руку на другую означает положить правую руку на левую, предплечье и запястье на грудь когда стоишь на молитве. Тот кто опускает руки по бокам не совершает греха и его молитва действительна….» Фатава аль Шейх ибн Баз (12/120, 121).

Шейха Абдуль-Азиза ибн База спросили: «Каково правило в отношении молитвы за тем кто ходит на могилы святых людей для того чтобы снискать благословения и читает Коран на Мавлид и по другим случаям, беря за это плату?»

Он ответил:«Это предмет для обсуждения. Если он просто празднует Мавлид без совершения ширка, то он бидатчик и ему не следует быть имамом, потому что об этом указывается в сахих хадисе, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Остерегайтесь нововведений, потому что каждое нововведение бидат и каждый бидат вводит в заблуждение» (Абу Дауд 3991).

Празднование Мулида (Дня рождения Пророка) является нововведением. Но если он молится мертвым и ищет от них помощи или от джинов или других созданий и говорит: «О Посланник Аллаха помоги мне или излечи моего любимого» или скажет «О Сеййди аль Хусейн» или «О Саййиди аль Бадави» или взывает к мертвым, или молится неодушевленным вещам идолам, говоря: «аль мадад аль мадад» (помоги, помоги), то он мушрик, который виновен в совершении большого ширка и вам не следует молиться за ним и молитва которой он руководит не действительна. Мы просим Аллах сохранить нас в безопасности и здравии.

Но если он совершат Мавлид, но не совершает ширк, или читает Коран перед могилами, но не совершает ширк, то он совершает нововведения в религию, поэтому его следует научить и наставить на благое, но его молитва действительна, если он не молится могилам.

Что касается молитвы на кладбище, то они не действительны, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да проклянет Аллах иудеев и христиан, за то что они сделали могилы своих пророков местами поклонения».

Фатава аль Шейх ибн Баз (9/373, 374 и 12/108,109)

КОГДА ЖЕЛАТЕЛЬНО СОВЕРШИТЬ НАМАЗ ПОПОЗЖЕ

Шейх ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Лучше совершить молитву в требуемое шариатом время. Так Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал, отвечая тому, кто спросил его о наиболее любимом Аллахом деле: «Молитва, совершенная вовремя» (Бухари 527, Муслим 85). Он не сказал: «молитва, совершенная в начале ее времени». Это потому, что в молитве есть также сунны, которые совершаются до обязательной молитвы и после. Сунной является совершение молитвы иша позже, после того, как пройдет треть ночи.

И если женщина, которая сидит дома и спрашивает о том, когда лучше совершить ей молитву Иша: когда слышит Азан или когда пройдет треть ночи? Мы скажем, что лучше ей отложить, пока не пройдет треть ночи, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) откладывал в одну ночь молитву, пока они не сказали: «О Посланник Аллаха, женщины и дети заснули», и тогда он вышел и совершил с ними молитву и сказал: «Если бы не было тяжело для моей уммы, это было бы временем молитвы». Поэтому, если женщина находится в своем доме, то лучше ей отложить ее.

Также, если задают вопрос о том, лучше ли для путешественников совершить молитву Иша раньше или позже, то мы ответим, что лучше отложить.

Также, если группа выходит в путешествие и наступает время Иша (ночная молитва), тогда лучше для них совершить Иша раньше или позже? Мы скажем, что лучше им отложить ее, если это не причинит им трудности.

В случае с другими молитвами, лучше совершить их пораньше, если нет причин для обратного. Так, молитву Фаджр (утренняя) следует совершить пораньше, Зухр (полуденная) следует совершить пораньше, Аср (послеполуденная) следует совершить пораньше и Магриб (вечерняя) следует совершить пораньше, если только нет причин для обратного.

Среди этих причин:

Если стоит сильная жара, то лучше отложить молитву Зухр (полуденную), пока температура не спадет, т.е. ближе ко времени молитвы Аср (послеполуденная), потому что ближе к молитве Аср температура падает. Во время жары лучше молиться, когда похолодает, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Когда стоит сильная жара, то подождите с молитвой, пока не похолодает. Ведь сильная жара – это дыхание Ада» (Бухари 537, Муслим 615).

Пророк (мир ему и благословения Аллаха) был в путешествии и Билал встал дать призыв на молитву, тогда он сказал: «Подожди, пока не похолодает». Тогда Билал встал дать призыв на молитву, тогда он сказал: «Подожди, пока не похолодает». Билал встал дать призыв на молитву, тогда он разрешил ему сделать это» (Бухари 629, Муслим 616).

Другой причиной считается, если к концу времени будет возможность совершить коллективную молитву, а в начале времени такой возможности нет. Например, если мужчина находится за городом, и наступает время молитвы, и он знает, что, достигнув города, он сможет совершить коллективную молитву в конце времени молитвы, тогда что будет лучше для него: совершить молитву сразу или подождать пока не достигнет коллективной молитвы?

Мы говорим, что лучше для него отложить молитву, пока он не совершит ее коллективно; мы даже скажем, что для него это является обязательным, чтобы совершить коллективную молитву".

Фатава Аркан аль-Ислам, 287.

ВОСПОЛНЕНИЕ РЕГУЛЯРНЫХ СУННА-НАМАЗОВ

Шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах) сказал: "Восполнение регулярных Сунна-намазов является Сунной для тех, кто их пропустил. Доказательством этому служит то, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) спал и пропустил Фаджр, и он проснулся тогда, когда солнце взошло и совершил сначала Сунну Фаджра, а после этого совершил Фаджр." Лика'ат аль-Бааб иль-Мафтух ( 74, вопрос под номером 18).

Шейх Ибн Усеймин (да помилует его Аллах) сказал: "Ученые говорили, что если пропустишь 2 ракаата, которые совершаются до Зухра, то в таком случае соверши их после молитвы. Такое часто бывает: человек приходит в мечеть и видит, что люди уже начали молиться. В таком случае, он должен возместить Сунну после того, как совершит Зухр. Но ему следует сначала совершить ту Сунну, которая следует за Зухром, прежде чем восполнить Сунну, совершаемую перед Зухром.

Человек приходит, а люди в это время уже молятся и он не может совершить Сунну Зухра. Когда он совершит Зухр, ему следует помолиться два ракаата с намерением совершить Сунна-намаз, который следует за Зухром, затем восполнить Сунна-намаз, совершающийся перед Зухром. Это было передано от Пророка (мир ему и благословения Аллаха) в хадисе, переданном Ибн Маджой". Фатх Зиль-Джаляль валь-Икрам бин Шарх Булуг аль-Марам (2/225).

МОЛИТВА ЗА ВЗЫВАЮЩИМ К МЕРТВЫМ

Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах

Вопрос 1:"Уважаемый шейх, пусть Аллах дарует Вам успех! Этот спрашивающий говорит, что он совершил переселение из селения, в котором получили распространение невежество и безграмотность, и отправился в другую страну, в которой есть ученые, и изучал Таухид и Сунну. Когда же он вернулся в свое селение, чтобы заняться обучением людей, обнаружил, что его отец умер, и он (т.е. отец) был из числа совершающих большое многобожие, однако он был из числа безграмотных и невежественных людей и ни кто не предостерегал его от этого.

Вопрос:дозволено ли для него (т.е. спрашивающего) наследовать имущество (от отца) и делать за него (т.е. отца) дуа?"

Ответ:"Нет! Относиться нему (т.е. отцу) нужно так, как относятся к кафирам, так как внешне видно, что он умер на куфре. Относиться нему нужно так, как относятся к кафирам. Что касается следующей жизни, то Аллах лучше знает о его положении: если до него не дошел призыв, то он будет из числа людей фатры, к которым будет послан пророк в День Воскрешения, который призовет их к Аллаху, и если они ответят (на этот призыв), то войдут в Рай, а если ослушаются - войдут в Огонь. Он считается из людей фатры, если до него не дошло ничего (из призыва). Да. Однако мы относимся к нему так, как относятся к кафирам: не наследуем от него имущество, не хороним на кладбище мусульман, не просится за него дуа, не просится за него прощение. Да."

Вопрос 2:"Уважаемый шейх, пусть Аллах дарует Вам успех! Говорит (спрашивающий): "Совершать ли нам намаз позади имама, который взывает с мольбами к праведникам и умершим?"

Ответ:"Нет! Взывающий к праведникам и умершим является многобожником, молитва которого является недействительной. Не совершайте намаз позади него. Однако разъясняйте ему (Таухид и ширк), ведь он может быть невеждой и не знать этого. Разъясняйте ему правильное вероубеждение. Да".

Примечание:

Люди фатры - некоторые категории людей, до которых не дошел призыв Ислама. Перечисление этих категорий людей пришло в хадисе, приводимом со слов Абу Хурайры: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "В Судный день четверо будут оправдываться: глухой, который не слышал ничего; умалишенный; дряхлый старик; и тот, кто умер из числа тех, до кого не дошел призыв. Глухой скажет: "О Господь, пришел Ислам, но я ничего не слышал!" Умалишенный скажет: "О Господь, когда пришел Ислам, дети бросали в меня навозом!" Дряхлый старик будет говорить: "Пришел Ислам, но я ничего не понял!" А тот, до кого не дошел призыв скажет: "О Господь, до меня твой посланник не доходил!" После этого с этих людей будет взять договор и будет послан к ним посланник, который велит им войти в Ад. И клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, если они войдут в Ад, то он станет для них прохладой и спасением, а тот, кто не войдет, будет ввергнут в него!" После того, как Абу Хурайра передал эти слова пророка (صلوات الله و سلامه عليه), сказал: «Читайте, если хотите: "Мы не наказываем никого, пока не посылаем посланников!" (аль-Исра, 15). (Ахмад 4/24, Ибн Хиббан 1827, ат-Табарани 1/841, аль-Баззар 3/217. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1434).

Был спрошен шейх Мухаммад ибн Ибрахим: Ахлю Фатра называются мусульманами или кафирами?

Ответ: "Они неверные, а не мусульмане. Однако их наказания не будет пока к ним не будет послан посланник…"

См. Фатава уа расаиль Мухаммад ибн Ибрахим 1\246\247

НЕ НУЖНО ПОДНИМАТЬ РУКИ В ДУА ПОСЛЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МОЛИТВ

Постоянному Комитету по выдачам фетв был адресован вопрос: «Является ли сунной мольба после обязательной молитвы? Следует ли во время неё поднимать руки? Лучше ли молить Аллаха вместе с имамом или в одиночку?»

Комитет ответил: «Если мольба после обязательной молитвы совершается с поднятием рук, то это сунной не является в любом случае: делает ли это имам или молящийся за имамом человек в одиночку, или они вместе. Это является нововведением. Так как в хадисах не передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или кто-либо из сподвижников поступал подобным образом. Если же мольба произносится без этого, то в этом нет ничего плохого, так как существуют некоторые хадисы, подтверждающие это». (Фатауа Ляджна Даима. Т. 7. С. 103).

ХУКМ ВЫПОЛНЕНИЯ ВИТРА ТАКИМ ЖЕ СПОСОБОМ, КАК МОЛИТВА МАГРИБ

Шейх Мухаммад Салих аль-Усеймин сказал: - Можно совершать Витр в три раката, можно в пять, семь и девять ракатов. Если кто-то совершает три раката, он можеть делать это двумя способами, оба эти способа предписаны в Шариате:

Первый способ: совершить три последовательных раката с одним ташаххудом.

Второй способ: дать салам после двух ракатов, затем совершить один ракат.

Каждый из двух этих способов приводится в Сунне, и если совершить в один способ, а затем в другой, то это будет хорошо….

Можно совершать эту молитву с одним салямом, но с одним ташаххудом, не с двумя, потому что, совершение двух ташаххудов, уподобляет ее молитве Магриб, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил уподоблять Витр молитве Магриб".

(Аш-Шарх аль-Мумти’, 4/14-16)

МОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ МОЛИТВЫ ПУТНИКУ, НЕ ВЫЕХАВШЕМУ В ПУТЬ, ОПАСАЯСЬ ПРОПУСТИТЬ МОЛИТВУ

На вопрос отвечает: выдающийся ученый, имам, факих, шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин

Вопрос: Если я намерился выйти в путь и совершаю обеденную (зухр) молитву дома, можно ли сразу помолиться и послеобеденную (аср) молитву, если я опасаюсь, что не смогу совершить ее вовремя, так как машина не моя и она не остановится, кроме как после захода солнца, или же мне можно будет помолится сидя в машине во время поездки?

Ответ: Нет проблем, чтобы объединить молитвы в такой ситуации, так как объединение молитв - это послабление или же дозволение (рухса) от Аллаха. И если человек нуждается в этом, то объединяет. И утверждено в "Ассахихе" со слов ибн Аббаса то, что пророк, салляЛлаху алейихи уа саллям, объединил в Медине молитвы и не было причиной этому ни страх, ни дождь. Его (ибн Аббаса) спросили: "Почему он так сделал?", - на что ибн Аббас ответил, что пророк, салляЛлаху алейхи уа саллям, не хотел затруднять свою умму. То есть если будет затруднение в том, чтобы совершить молитвы в отведенное для них время.

И если машина неподвластна тебе и не остановится, кроме как после захода солнца, то тебе дозволено объединить между обеденной и послеобеденной молитвами находясь у себя дома. Однако ты молишься 4 ракаата обеденного и 4 ракаата послеобеденного намаза, а не по два ракаата, так как ты еще не являешься путником".

(Нурун аляд-дарб 9 "А" 09:12)

Если молитва трудна для тебя...

Шейх аль-‘Усеймин (да помилует его Аллах) сказал: «Если ты заметил, что молитва трудна для тебя, и даже дополнительная молитва, то знай, что в твоем сердце лицемерие. Потому что это из особенности лицемеров, о которых сказал Всевышний Аллах:«Когда они встают на намаз, то встают неохотно»(ан-Ниса 4:142). А если же ты заметил в своем сердце легкость и радость, то знай, что это указание на силу твоей веры (иман)». «Шарх Сахих Муслим».

ФАТВЫ УЧЕНЫХ О СУТРЕ

1) Какой высоты должна быть сутра молящегося?

Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах:

Вопрос:"Какой должна быть высота сутры имама в молитве? И хватает ли просто провести черту рукой?"

Ответ:"Взятие сутры - это Сунна из прав имама в коллективной молитве и молящегося отдельно, в неколлективной молитве. Что касается молящихся позади имама, то сутра имама является их сутрой. Это может быть стена, столб, палка, воткнутая в землю перед молящимся, или любая другая неподвижная вещь, как ветка дерева или камень. Лучше, чтобы сутра была высотой как задняя часть седла, если же не нашел подходящую неподвижную вещь, то следует прочертить линию".

(Избранное из фетв Шейха Фаузана: – Т. 3. – Стр. 45.)

2) Оказался перед выбором: помолиться с сутрой, или в первом ряду

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах: Вопрос:"Человек зашел в мечеть перед началом молитвы, и хочет помолиться молитву приветствия за сутрой, зная, что если он помолится за ней, то не успеет на первый ряд. Следует ли ему помолиться за сутрой, или ему нужно помолиться в первом ряду?"

Ответ:"Если он помолившись за сутрой не успеет на первый ряд, то важней успеть на первый ряд, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ели бы люди знали какая (награда ждет) призывающего (на молитву) и того, кто (находится) в первом ряду, и кроме жребия по стрелам не нашли бы другого пути (для того, что бы решить кто станет призывать и кто встанет в первом ряду), то они обязательно прибегли бы к этому!» (Аль-Бухари, Муслим) Пускай встанет на первый ряд и возьмет небольшую сутру, «Если кто-то из вас будет молиться, пускай отгородит (себя хотя бы) стрелой» (Ахмад). Человек может положить перед собой свой сивак, и это будет его сутрой". (Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 54. – Стр. 100)

3) Нужно ли ставить сутру прямо перед собой, или нужно сместить немного в сторону?

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах: Вопрос:"Наш Шейх, да благословит вас Аллах, Ибн аль-Каййим в своей книге «Зад аль-ма’ад» говорит, что молящемуся желательно отгородить себя сутрой и она не должна быть прямо перед ним, чтобы он не был направлен прямо в ее сторону, а нужно чтобы она была чуть левее него или чуть правее (См. «Зад аль-маад»: – Т. 1. – Стр. 305). Мы хотим, чтобы вы разъяснили это, да воздаст вам Аллах благом!"

Ответ:"Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) имеет ввиду, что если ты взял сутру в молитве, то не должен поворачиваться прямо в ее сторону, а должен поставить ее немного правее себя или немного левее, потому что об этом передается Хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Однако Хадис, который передается об этом не имеет твердой основы, в нем есть слабость. Очевидное из доказательств это то, что сутра должна быть прямо перед молящимся, и он направляется прямо в ее сторону, а не в право или влево. Положение в этом вопросе свободное, если направился прямо в ее сторону, то нет проблем, потому что люди далеки от того, чтобы брать их себе идолами. Если же поставил ее чуть правее или левее, тоже нет проблем". (Сборник «Лика аль-баб аль-мафтух»: – Гл. 69. – Стр. 218).

НУЖНО ЛИ СОВЕРШИТЬ НАМАЗ В ЗНАК ПРИВЕТСТВИЯ МЕЧЕТИ, ЕСЛИ НАДО СОВЕРШИТЬ ФАРД-НАМАЗ

Шейх Салих аль-Фаузан, да помилует его Аллах: Вопрос:"Являются ли необходимыми два ракаата приветственной молитвы для каждого, кто вошел в Мечеть? Если он хочет сразу совершить обязательную молитву (фард), является ли необходимым прежде этого помолиться молитву приветcтвия?"

Ответ:"Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если зашел кто-то из вас в Мечеть, то пусть помолится два ракаата прежде чем сядет» (Аль-Бухари).

Тот, кто зашел в Мечеть и хочет сесть, тому следует помолиться два ракаата прежде, чем сесть.

Тот, кто зашел в Мечеть мимоходом и не собирается садиться, просто хочет взять что-то, например, и удалиться, то такому не обязательно совершать молитву.

Точно так же, зашедший для того, чтобы помолиться обязательную молитву и люди уже встали для ее совершения, тому следует присоединиться к коллективной молитве и совершить обязательную молитву, этого хватает взамен молитвы приветствия".

"Избранное из фетв Шейха Фаузана", 4./53.

ХУКМ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА "АМИН" ВСЛУХ В НАМАЗЕ

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах: Вопрос:"Если человек прочитал Фатиху в молитве, читаемой шепотом, следует ли ему произносить слово «Амин»?"

Ответ:"Если человек закончил читать Фатиху, то ему следует сказать «Амин» в любой молитве – как читаемой вслух, так и читаемой шепотом. Однако в молитве, читаемой шепотом, не следует произносить это слово вслух, а в молитве, читаемой вслух – следует произносить вслух". «Лика аль-баб аль-мафтух»: Гл. 68. – Стр. 188.

ЕСЛИ ИМАМ ЧИТАЕТ КУРАН С ОШИБКАМИ

Вопрос:"Дозволенно ли совершать молитву позади имама, который читает Коран с ошибками?"

Отвечает шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах: "Если имам совершает ошибки, которые не меняют смысл тех аятов, которые он читает, то молитва совершённая за таким имамом действительна, но его нужно оповестить об этом, чтобы он научился читать Коран без ошибок. Если же он при чтении совершает такие ошибки, которые меняют смысл тех аятов, которые он читает, особенно это касается суры "аль-Фатиха", то в этом случае нельзя совершать за ним молитву, и ему запрещается оставаться имамом, пока он находится в этом положении (то есть неправильно читает Коран с ошибками)". Шейх ибн Усеймин, да помилует его Аллах, "Сборник Фетв", 15/159.

ХУКМ СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА ПОЗАДИ ИМАМА, КОТОРЫЙ БРЕЕТ БОРОДУ

Вопрос:"Каково постановление шариата относительно человека, который бреет свою бороду хотя он является имамом мечети, в которой совершают джума. Можно ли совершать за ним молитву?"

Ответ:"Хвала Аллаху, Единому. Благословение и мир Его посланнику, его семье и сподвижникам.

А затем. Бритьё бороды является запретным действием, как это пришло в хадисе, который передали Ахмад, Бухари (5892) и Муслим (259) от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Отличайтесь от многобожников. Отпускайте бороды и подстригайте усы".

Так же хадис, который передал имам Ахмад и Муслим (260) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не уподобляйтесь огнепоклонникам. Подстригайте усы и отпускайте бороды".

Постоянное же бритье бороды относится к числу больших грехов, поэтому вы обязаны дать добрый совет (сделать насиха) тому кто её бреет и предостеречь его от этого дела, тем более если человек находится в каком-либо исламском (заведении) или центре. И если этот человек (за которого вы спрашиваете) является имамом мечети и он не принимает насиху, то в этом случае вы обязаны оставить его (то есть не совершать за ним молитву), если это не приведет к фитне. Вы обязаны совершать молитву за другим праведным человек, если такой имеется, чтобы это послужило уроком для вашего имама и было порицанием ему за его действие (то есть бритье бороды), опять таки если это не приведет к фитне.

Если же у вас нет другого человека за которым можно было бы совершать молитву, то вам разрешается совершать молитву за этим человеком, чтобы не лишиться общей пользы (то есть для того чтобы весь джамаат не развалился и коллективная молитва не была оставлена). Также если даже (есть подходящий человек за которым можно было бы совершать молитву), но это опять же приведет к большой фитне, то в этом случае молитва совершается за вашим имамом, во избежание разногласий и чтобы из двух зол (то есть совершением молитвы за имамом который бреется и распадом всего джамаата) выбрать наименьшее. А Аллаху известно об этом лучше, и да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников".

"Фатава Ляджнати ад-Даима", фатва 139/5

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАМАЗЫ В ПУТИ

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: "Что касается добровольных молитв (сунан рауатиб), как обеденной (зухр), послеобеденной (аср), вечерей (магъриб) и ночной (иша) молитв, то они не совершаются. Исключением же является сунна утреннего намаза, а также молитва Уитр, ночная молитва (къийяму-ллейль), молитва Духа, тахиятуль-масджид, и другие не связанные ни с чем добровольные намазы".

См. "Фатауа Ибн Усеймин" 15/258.

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ В НАМАЗЕ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

В основе нет никакой разницы между молитвами мужчин и молитвами женщин. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее». аль-Бухари 631, 6008.

Это веление относится к любой молитве, будь это обязательная или добровольная, относится ко всем членам его уммы, будь то мужчины или женщины, старики или дети.

Необходимо усвоить одно важное правило, что в основе религии Всевышнего Аллаха любое обращение Аллаха или Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) относится ко всем без исключения, если только не будет конкретизирующего доказательства. Обращение к одному, включает в себя и обращение ко всей общине, как и обращение к мужчинам включает в себя и обращение к женщинам. Это то, относительно чего нет разногласия среди ученых ахлю-Сунна.

Всевышний Аллах сказал:«А кто совершает праведные дела, будь то мужчина или женщина и тот верующий, то он войдет в Рай». (ан-Ниса 4: 124).

‘Аиша рассказывала: "Однажды посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о человеке, который нашел выделение, но не может вспомнить о поллюции во сне. На что он ответил: «Ему следует искупаться». А когда его спросили о человеке, который видел возбуждающий сон, но не нашел выделений. Он ответил: «Он не обязан купаться». Умм Суляйм тогда спросила: "А если женщина увидит подобное во сне, обязана ли она купаться?" Он ответил: «Да. Поистине, женщины – родные сестры мужчин»." Абу Дауд 236, ат-Тирмизи 113. Имам Ибн аль-Къатан и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

В комментарии к этому хадису имам аль-Хаттаби сказал: "Из этого хадиса понимается, что если обращение идет в мужском роде, то в это входят и женщины, кроме как в определенных местах, на которые указали конкретные исключающие доказательства". См. "Ма’алиму-Ссунан» 1/161.

То же самое цитирует и шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Адаби, автор известного комментария к сборнику хадисов имама Абу Дауда. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/295.

Да, есть три хадиса, в которых говорится, что в земном поклоне и сидении на ташаххуде женщина не подобна мужчинам. Один из этих хадисов мурсаль, который приводит Абу Дауд в «аль-Марасиль» 118. Мурсаль – это хадис, в котором пропущен передатчик между последователем сподвижников (таби‘ун) и пророком (мир ему и благословение Аллаха). См. "Нузхату-нназар" 43. Такой хадис неприемлем в качестве аргументации.

Что же касается двух других хадисов, то их иснады целы, однако являются слабыми. Эти хадисы приводит имам аль-Байхакъи, который сказал: «В отношении этого (различии между намазом мужчин и женщин) передается два слабых хадиса, на которые нельзя опираться». См. «Сунан аль-кубра» 2/222.

Таким образом, нет ничего достоверного, что указывало бы на отличие молитвы женщин от молитвы мужчин в ее исполнении. Наоборот, от саляфов передается то, что подтверждает тот факт, что нет между их молитвами никакой разницы. Имам аль-Бухари передал: «Умм ад-Дарда садилась в молитве так же, как и мужчины, а она была факъихом». См. «Сахих аль-Бухари» 1/123.

Однако среди ученых есть разногласие о том, о какой именно Умм ад-Дарде идет речь: сподвижнице или же из числа таби’инов, поскольку у Абу ад-Дарды было две жены. Хафиз Ибн Хаджар выбрал то, что речь идет в этом сообщении о младшей, тогда как сам аль-Бухари отдал предпочтение тому, что речь идет о старшей, поскольку он сам сказал, что она была факъихом, в связи с чем и привел это сообщение в своем Сахихе в качестве довода. И даже сам Ибн Хаджар, упоминая смысл названия этой главы и приведения имамом аль-Бухари в ней этого сообщения от Умм ад-Дарда, сказал, что одна из причин это то, что нет в разницы в совершении молитвы между мужчиной и женщиной. См. «Фатх аль-Бари» 1/356.

Но все же, есть некоторые исключения в молитвах между мужчинами и женщинами, на которые указывает Сунна, а именно:

Прикрытие аурата. В этом они отличаются, ибо женщине необходимо в отличие от мужчины прикрыть все тело.

ХУКМ СОВЕРШЕНИЯ ДЖАМААТ-НАМАЗА В ОДИНОЧКУ ПОЗАДИ РЯДА

Шейха Ибн Усеймина спросили: «Возник спор между молящимися относительно того человека, который войдя в мечеть обнаружил, что уже намаз начали и ряд переполнен, не осталось места для него в ряду. Дозволенно ли, чтобы он вытянул одного человека из этого переполненного ряда для того, чтобы получить возможность совершать намаз в ряду? Или же он совершает намаз в одиночку позади ряда? Или что ему делать?».

Ответ:«Относительно этого вопроса существует три положения: Когда человек пришел и обнаружил, что уже ряд переполнен, то он либо совершает намаз в одиночку позади ряда, либо вытаскивает из ряда одного молящегося и совершает намаз вместе с ним, либо направляется к имаму и совершает намаз рядом с ним справа от него. Это три описания, когда он входит в намаз. Либо он не совершает намаз с этим джама’атом, а оставляет их.

Что выбрать из этих четырех вариантов?

Мы говорим: выбор из этих четырех положений — это то, что он совершает намаз в одиночку позади ряда и молится с имамом, поскольку является обязательным выстаивать намаз с джама’атом и быть в ряду. Если же он одно из этих обязательств не в состоянии совершить, а это быть в ряду, то остается другая обязанность, а это намаз с джама’атом. В таком случае мы говорим: Совершай намаз с джама’атом позади ряда, чтобы обрести достоинство джама’ата, а стояние в ряду в таком случае для тебя не является обязательным, так как ты не в состоянии этого сделать. Всевышний Аллах сказал:«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей»(ат-Тагабун,16).

И свидетельствует этому то, что женщина стоит в одиночку позади ряда, если не бывают с ней женщины. Это потому, что нет для нее узаконенного места в рядах мужчин. В связи с тем, что нет для нее узаконенного места в рядах мужчин, она совершает намаз одна.

Поэтому от мужчины, который пришел в мечеть тогда, когда ряд уже переполнен и не осталось для него свободного места, отпадает от него выстаивание молитвы в рядах и становится для него обязательным совершить намаз с джама’атом. Поэтому пусть он совершает намаз позади ряда.

Что касается того, чтобы он вытянул кого-нибудь из ряда, дабы совершить намаз с ним в одном ряду, то так делать не следует, так как подобное приводит к трем последствиям:

Первое:Открытие отверстия в ряду. И это противоречит тому, что велел Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) относительно сплоченности и закрывания промежутков между рядами.

Второе:Перенесение того, кого вытянули из лучшего ряда к менее лучшему. Подобное является из видов преступлений в отношении молящегося (которого вытянули к менее достойному месту).

Третье:Расстройство и нарушение его намаза, поскольку если этого молящегося вытянут, то непременно в его сердце произойдет движение, это также является из преступлений в отношении его.

Что же касается третьего положения, когда он направляется к имаму и совершает намаз справа от него, то этого делать не следует. Так как имам должен выделяться своим местом от тех, которые следуют за ним в намазе, так же как выделяется от них тем, что он опережает их со словами и делами. Произносит «Аллаху Акбар» прежде них, совершает руку’ (коленопреклонение) до них, а также и суджуд (земной поклон) прежде них. Таким же образом он должен выделяться от них своим местом. И это руководство Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), чтобы имам был во главе тех, которые следуют за ним в намазе. И это явное соответствие в том, что имам должен выделяться и отличаться от них своим местом. Поэтому, если кто-нибудь из молящихся станет рядом с ним, то устранится эта особенность, которой выделяться должен только имам в намазе.

Что касается четвертого положения, а это оставление джама’ата, то на это также нет основания. Ибо совершение намаза с джама’атом является уаджибом, так же как и пребывание в рядах. Если же он не в состоянии совершить одно из них, то не отпадает другая обязанность из-за того, что он не смог совершить первую обязанность».

См. «Мажму' фатауа уа расаил»

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ