18 Февраля- 13 Джумада ас-сани 1440

Ислам в Кузбассе

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как удержаться на прямом пути?

Как удержаться на прямом пути?
21 Августа
05:42 2017

Каждый день мы просим Аллаха провести нас прямым путём и уберечь от заблуждения. На каждой молитве мы отрекаемся от тех, кто блуждает в потёмках, и от тех, кто сознательно отворачивается от истины. Но задумываемся ли мы над тем, что значит следовать прямым путём? Имеем ли мы правильные жизненные ориентиры для того, чтобы после смерти оказаться вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах? Не сбился ли наш внутренний компас под влиянием ветров сомнений и бесчисленных мирских соблазнов?

Пожалуй, нет ничего труднее, чем устоять на прямом пути. Шайтан без конца вселяет в наши сердца сомнения и пугает бедностью, неверующие строят козни, завистники завидуют, а дети растут, и вместе с ними растут нужды и проблемы. К тому же сердце лишено постоянства и готово опрокинуться от лёгкого дуновения, если только Аллах не поддержит его. И эта жизнь, полная трудностей и забот, — наш единственный шанс приблизиться к Аллаху, заслужить Его прощение и подняться на высокие ступени. Для того чтобы использовать этот шанс, нужно регулярно требовать отчёта от самого себя и приводить свои жизненные параметры в соответствие с установками, полученными от Всевышнего Господа.

Одна из важнейших установок сформулирована в кораническом аяте: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире. Делай добро, подобно тому как Аллах сделал добро тебе, и не распространяй нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (сура 28 «Рассказ», аят 77).

Мы не можем прожить без мирских благ и постоянно стремимся к благоденствию. Однако мирская суета лишает нас душевного покоя и отвлекает от нашего главного предназначения. Увлекшись погоней за удачей, даже глубоко верующий человек порой не замечает, как истинные ценности и цели вдруг подменяются ложными надеждами и умоточными исканиями. Для того чтобы избежать этого и не лишиться гармонии духовного и материального, наш Господь чётко прописал для нас жизненную позицию и расставил приоритеты.

Стремись к будущей жизни и запасайся добрыми делами, потому что ты не сумеешь унести из этого мира ничего, кроме твоих деяний. Этот мир — всего лишь временное пристанище, соблазняющее своей доступностью и скоротечностью. Не впускай его в своё сердце, как не пускают врага в святая святых, но используй его для того, чтобы занять лучшее место возле твоего Господа. Не превращай средство в цель и благоустраивай свой земной быт лишь в той мере, которая необходима для безбедного существования и красивого поклонения Аллаху.

Не будь похож на тех, кто трудится ради этой жизни и забывает о смерти, но и не пренебрегай мирскими делами, ведь ты отвечаешь за поддержание порядка на земле. Не скупись делать добро и не обольщайся собой — любое пожертвование ты делаешь из того, что Аллах даровал тебе. Не греши и не поддерживай тех, кто грешит открыто, ведь Аллах не любит распространяющих грехи.

Следование этим простым заповедям — тот самый прямой путь, о котором мы просим нашего Господа. Но разве мы соблюдаем их? В наше время многие поступают с точностью до наоборот. Они стремятся к мирскому благополучию, обогащаются и стараются возвыситься над другими, и лучшие среди них — те, которые не забывают о своей доле в жизни вечной. Не помнят, а не забывают! Ведь они настолько поглощены мирскими заботами, что едва находят время для повседневных молитв или объединяют их в конце дня. Они раздают милостыню, но шайтан умудрился даже это благородное занятие превратить в корпоративную повинность, и вот уже мусульмане занимаются благотворительностью по поручению того, кто помогает им развивать бизнес! Они вроде бы не распространяют пороки и не учат грехам, но для их распространения хватает того, что мусульмане занимаются друг другом вместо того, чтобы заниматься собой, и призывают к себе вместо того, чтобы призывать к Аллаху.

Если ты действительно уверовал и хочешь следовать прямым путём, ты должен привести свои цели, желания и предпочтения в соответствие с тем, что ниспослал Аллах и принёс Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Невозможно идти прямым путём наполовину или частично. Можно хромать и ковылять, но при этом отчётливо видеть цель и не сбиваться с курса. Идущий прямым путём не застрахован от ошибок и грехов, но он обязан уверовать всем сердцем и сделать довольство Аллаха душой и венцом всех своих устремлений. Иначе однажды можно обнаружить, что для возвращения на прямой путь не хватит целой жизни.

Кто они, плывущие против течения?

Быть или не быть? Жить правильно, как того требует совесть, или плыть по течению, не выделяясь среди серой безвольной массы?

Для человека верующего плыть по течению — значит соглашаться с тем мещанством, гедонизмом и распущенностью, которые нам навязываются практически повсеместно. В этой системе ценностей нет места верности и прямоте. Успеха добиваются беспринципные и лизоблюды, которые нисколько не смущаясь и уверенно переступают через других. Но ещё большую неприязнь они питают к тем, кто избегает грехов и верует в Аллаха. Примерно те же чувства испытывали содомиты к пророку Луту и его семье, когда сказали: «Прогоните их из вашего селения. Эти люди хотят остаться чистыми» (сура 7 «Ограды», аят 82).

Стараясь держаться подальше от этих особей, паразитирующих на теле «цивилизации», сохранившейся с лучших времён, люди верующие обычно создают свой микрокосмос. Вместо большого бизнеса они довольствуются мелким предпринимательством, вместо научных изысканий — чтением религиозной литературы, вместо общественной деятельности — религиозной проповедью. Многие просто замыкаются на мечети, чтобы предаваться молитве, чтению Корана и поминанию Всевышнего. Блажен тот, кому удаётся устоять на этом пути, но таких мало.

Тонкость же в том, что даже укрывшийся в мечети, по сути, тоже плывёт по течению, потому что принимает тот выбор, который оставляют ему. Он отстраняется от участия в определении дальнейшей судьбы своей и общества, в котором он живёт. Он не занимается наукой и ничем не стесняет тех, кому высокие академические звания достаются за примитивные компиляции. Его нет в публичном пространстве, когда обсуждаются общественные инициативы и готовятся законопроекты. Его голос не доходит даже до тех, кто, вполне возможно, прислушался бы к нему.

Но самое главное, избранный им путь отчуждения запирает его в среде, которая может служить карантинным боксом для восстановления пострадавших от современного язычества, но никак не годится для их дальнейшего личностного роста. Более того, даже душевный покой и гармонию в таких условиях обретает лишь тот, кто искренне отворачивается от мирских благ и не имеет тяги к ним. А если есть тяга к богатству и удовольствиям, то душевное равновесие сменяется завистью, ненавистью, агрессией. Всё это мы наблюдаем у самых ревностных последователей тех, кто проповедует квазиотшельничество.

Как же тогда исповедовать ислам? Как жить по совести в мире, в котором правят страсти и невежество? Возможно, кому-то это покажется невероятно трудным, почти невозможным. Но нет ничего невозможного в том, чтобы верить в Аллаха, поклоняться только Ему и приносить пользу людям, занимаясь любимым делом.

Этот мир со всеми его благами и искушениями создан для нас, чтобы мы использовали его для деяния добра, поддерживали в нём порядок, сохраняли и благоустраивали его для будущих поколений. Согласен, остерегаться обольщения этим миром, окунувшись в него, всё равно что балансировать на краю обрыва. Это требует терпения, самоконтроля, постоянной работы над собой. А кто сказал, что будет легко?

Кто сказал, что укрывшиеся от мира сего в михрабе не будут испытаны? Или что их испытание будет проще, чем испытание богатством и властью? Или неспособность защитить свою семью и родину не одно из величайших испытаний? Или мы не будем спрошены за то, что заблаговременно не укрепили свой дом до того, как на него покусились другие?

Каждый из нас выбирает свой путь, но избежать испытаний не удаётся никому, и легко лишь тем, кому облегчает Аллах. Только вот одни за отпущенный им срок добиваются многого, устремляясь к наивысшим целям, а другие топчутся на месте. А наибольшего успеха добивается тот, кто отдаёт должное каждой грани своей души и плоти, ибо Аллах ничто не создал понапрасну и нет несуразности в Его творении.

Вырвавший Бога из своей души пусть знает, что никакой суррогат не восполнит образовавшуюся пустоту. Награда за терпение станет утешением для погубившего своё здоровье, но раны останутся. Душа того, кто не решился создать семью, так и будет томиться от одиночества. Пренебрегший созидательным трудом не насладится осознанием своей полезности.

Аллахумма, помоги уразуметь это и не пренебрегать тем, что Ты поручил нам сберечь, научи ставить перед собой самые высокие цели и не бояться трудностей, укрепи наши стопы и поддержи нас надёжными попутчиками. Аминь.

Об уставших от жизни

Чего мы ожидаем от жизни? К чему мы стремимся в этом мире, где всё вокруг обольщает и отвлекает от Аллаха? Стоит ли цепляться за жизнь, если завтра нам придётся отвечать за каждое из приобретённых в этом мире благ? Задаваясь такими вопросами, некоторые братья и сестры разочаровываются в одной из величайших милостей Всевышнего. Они перестают ценить жизнь и опускают руки, отчаиваются в исправлении людей и надеются только на расчёт после смерти.

Некоторые даже помышляют о том, как лучше уйти из жизни, чтобы обрести довольство Аллаха. Пренебрежение жизнью отражается на их отношении к людям и мешает им делать добро. Они не находят себя, и с каждым днём пребывание в этом мире тяготит их всё больше и больше. Но разве ради этого Аллах отправил посланников и ниспослал писания? Разве в этом заключается предназначение ислама и жизненная миссия мусульманина?

Поистине, Аллах сделал нас наместниками на земле и возложил на нас ответственность за поддержание на ней справедливого порядка. Он одарил нас знаниями о пророках и писаниях, чтобы мы поклонялись Ему и призывали людей к добру. Праведная жизнь — это великое благо, и верующий должен благодарить Всевышнего за каждый миг отпущенного ему срока. Чем больше праведных дел совершает человек, тем ближе он к Аллаху. А грехи… Всемилостивый Господь прощает грехи тем, кто кается и молит о прощении, и добрые дела тоже смывают их. Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Бусра, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшие из людей — те, которые живут долго и совершают праведные дела, а худшие из людей — те, которые живут долго и грешат» (ат-Тирмизи).

Вот почему шайтан, почувствовав в мусульманине стойкость, пытается внушить ему отвращение к этой жизни. Он знает, как мало пользы от верующего, который устал от жизни и потерял интерес к созидательному труду. Люди сторонятся его и не хотят походить на него. Они видят в нём отчаявшегося неудачника, и порой его проповеди лишь отдаляют других от ислама. Он тешит себя тем, что желает скорой встречи с Аллахом, но в глубине души понимает, что его судьба складывается не лучшим образом.

Многие не выдерживают этого внутреннего напряжения и срываются. Одни вымещают злость на людях, которых они считают виновниками своих неудач, и оправдывают свои преступления религией. О таких сказано в Коране: «Может быть, если вы обретёте власть, то станете распространять нечестие на земле и разрывать родственные связи» (сура 47 «Мухаммад», аят 22). Другие, не будучи в состоянии постичь смысл происходящего с ними и вокруг них, восстают против Аллаха и отворачиваются от веры. Сохранить здравый смысл и душевное равновесие, питая неприязнь к этой жизни и этому миру, очень трудно.

Не тот взыскует встречи с Аллахом, кто ищет смерти, а тот, кто приближается к Нему посредством праведных поступков. Смерть лишает нас возможности самим подниматься выше, и поэтому она неприятна верующим. В хадисе сказано: «Пусть никто из вас не желает себе смерти и не призывает её раньше времени. Поистине, со смертью деяния любого из вас прекращаются, и, поистине, жизнь не прибавляет верующему ничего, кроме добра» (Муслим). А в другой версии говорится: «Пусть никто из вас не желает себе смерти. Возможно, с годами праведный человек станет ещё более праведным, а грешник покается» (аль-Бухари).

Здесь уместно вспомнить хадис о том, кто умер в постели и вошёл в рай раньше шахида. Он поднялся на более высокую ступень благодаря тому, что не проявил нерадения и совершил больше праведных дел. В «Муснаде» имама Ахмада приводится рассказ Абу Хурайры о том, что двое мужчин из племени куда‘а приняли ислам вместе, и один из них погиб в бою, а другой умер своей смертью спустя год. А потом Тальха ибн ‘Убайдаллах увидел во сне, что умерший своей смертью вошёл в рай быстрее, чем шахид. Он сильно удивился этому и наутро рассказал свой сон посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Тот сказал: «Разве после [смерти своего товарища] он не постился в рамадане и не совершил шесть тысяч ракатов и ещё сколько-то дополнительных ракатов?» Шу‘айб аль-Арнаут назвал иснад этого хадиса хорошим.

Цените жизнь, дорогие друзья, и не отчаивайтесь в милости вашего Господа! Цените мир, в котором мы живём, ибо он полон удивительных знамений, рассказывающих об Аллахе, и возможностей совершить доброе дело и приблизиться к Нему! Помните о смерти, готовьтесь к ней, но не призывайте её, и да убережёт нас Аллах от плохого конца!

Найди себя в этом мире

Люди устали от торжества лжи и несправедливости. Но в этой усталости своей даже верующие разучились любить и стремиться. Удрученные и молчаливые, они не хотят расстаться с оковами страха, предпочитая надеяться на божье возмездие. Некоторые оправдывают свое бездействие тем, что пророк наш, мир ему и благословение Аллаха, избрал путь бедности и предпочел этому миру то, что лучше и долговечнее. Но за этим смирением порой скрываются никчемность, леность, боязливость.

Ислам учит познавать Вселенную и оставлять после себя полезные знания, обустраивать мир и облегчать жизнь, ценить красоту и создавать прекрасное. Свет веры рассекает мрак отчаяния и рождает устремление. Но, как сказал поэт, любое стремление слепо, пока нет знания, и знание любое бесполезно, пока нет труда, и труд любой пуст, пока нет любви. Люди забывают это по мере того, как забывают Аллаха и Его заповеди. И среди верующих находятся такие, которые невелики знаниями, и такие, которые вялы и неторопливы, и такие, которые не научились любить старания свои. Вера слабеет там, где человек подкармливает душу высокомерием, завистью, самонадеянностью.

Разве можно опускать руки, когда вокруг столько возможностей добиться успеха и принести пользу себе и окружающим? Разве не бездействие, малодушие и малограмотность усугубляют положение этой уммы?

Аллах создал тебя в эту эпоху и в этой земле не случайно. Он создал этот мир для тебя, чтобы ты использовал блага, которые есть в нём, благоустраивал его и оберегал от гибели и исчезновения. Он наделил тебя теми качествами, которые необходимы мусульманам для лучшего из того, что они могут сделать сегодня. Даже твои слабости ты можешь использовать наилучшим образом. Ведь Аллах не возлагает на человека больше, чем он способен вынести. Он не поступает с нами несправедливо — мы сами бываем несправедливы к себе. Когда перестаем верить в то, что способны изменить мир к лучшему, когда смиряемся с ролью неудачников и проигравших, когда опускаем руки и укрываемся в кельях, но не в молитве и размышлении, а в ненависти, разъедающей душу и лишающей сил.

Мы словно забываем, что Аллах облегчает положение тех, кто испытывает трудности, и дарует каждому то, к чему он стремится. Пусть наши высшие устремления связаны с вечным блаженством после смерти. За этой высшей целью непременно лежит земная миссия каждого из нас в отдельности и уммы в целом. И если как часть уммы ты должен призывать к добру и устанавливать порядок, то как личность, зрелая и состоявшаяся, ты непременно должен найти себя там, где ты больше всего полезен людям.

Коран гласит устами благородной женщины, что лучший работник — тот, который силен и надежен. Аллах поведал нам об этом для того, чтобы каждый верующий приобретал полезные навыки и не предавал доверия. Спроси себя, обладаешь ли ты этими двумя качествами. В чём ты силен? Занимаешься ли ты своим делом? Оправдываешь ли ты доверие тех, кто положился на тебя?

Не отчаивайся, если ты не получил хорошего образования и не приобрел полезной специальности. Никогда не поздно обучиться тому, что тебе интересно и что востребовано в твоей стране. Но если ты не хочешь учиться, тогда пора задаться вопросом: во что же ты уверовал? И уверовал ли ты в этот Коран целиком или выбрал из него то, что показалось твоему нафсу легким?

Выполнить завет с Аллахом — значит принять ислам полностью и подчинить свои желания тому, что принес посланник, мир ему и благословение Аллаха. Многие принимают ислам, но выбирают из Божьих заповедей те, которые близки их интересам и склонностям. Одним нравится приобретать знания, и они посвящают себя чтению книг, пренебрегая призывом. Другим нравится зарабатывать деньги, и они делают щедрые пожертвования, но избегают собраний ученых и общения с бедняками. Третьи крепко сложены и умеют хорошо сражаться, и они ищут такую возможность, но не выполняют обязанностей перед родителями и детьми.

Заниматься тем, что ты умеешь делать лучше всего, очень важно. Если ты делаешь это правильно и искренне, это может привести тебя в рай. Но полного смирения и высших ступеней в раю достигает тот, кто повинуется Аллаху, когда ему тяжело и когда легко, кто совмещает усердное поклонение Аллаху с полезным служением обществу, кто готовится к жизни после смерти, но не губит тех, кто зависит от него и нуждается в нём.

Загляни в свою душу

Что мы чувствуем, когда встречаем безнадежно больных или нуждающихся? Наверно, многие проникаются к ним чувством жалости и сострадания. Но задумываемся ли мы о том, что наша встреча может быть неслучайной? И что в этот самый момент Аллах испытывает нас? Как в случае с прокажённым, плешивым и слепым, которых Аллах избавил от недугов для того, чтобы испытать их. Все трое исцелились и разбогатели, а спустя некоторое время к каждому из них пришел убогий странник в том виде, в котором они сами пребывали некоторое время назад. Прокажённый и плешивый забыли о том, что Аллах оказал им милость, и отказали ему в помощи, и Аллах вернул их в прежнее жалкое состояние. А слепой сказал: «Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, сегодня я не потребую назад то, что ты возьмёшь ради Аллаха». Тогда ему было сказано: «Оставь себе своё богатство. Вы были испытаны, и Аллах остался доволен тобой и разгневался на двух твоих товарищей» (аль-Бухари и Муслим).

А ведь такое случается с каждым из нас. Кто из нас не просил Аллаха помочь ему, когда ему было трудно? Почему же мы отворачиваемся и отказываем людям в том, что не делает нас богаче? Кто из нас не нуждался в прощении Аллаха, оступившись? Почему же мы не забываем причиненные нам обиды? Или мы полагаем, что больше не попадём в трудное положение? Или что мы вправе самостоятельно решать, кого лишать, а кого одаривать?

Аллах посылает нам бесчисленными блага лишь для того, чтобы испытать нас и увидеть, будем ли мы благодарны. Сироты и инвалиды не больно нуждаются в нашей жалости. Да и мы не можем отнестись к ним лучше, чем Всемилостивый Господь, пославший им тяжелое испытание. Он милосерднее к человеку, чем мать к своему ребёнку, и если Он посылает нам лишения, то лишь потому, что в этом есть благо для нас. Тем, кто смиренно принимает волю Всевышнего, уготована великая награда. Увидев её воочию, терпеливые пожелают, чтобы их жизнь от рождения до смерти была сплошным испытанием. Но это будет в день воскрешения. А пока они вместе с нами молят Аллаха об избавлении и облегчении.

Поэтому верующий, увидев человека, нуждающегося в его помощи, не может отворачиваться от него, довольствуясь сочувствием. Сострадание должно быть деятельным, подвигающим нас на добрые дела. А когда человек отказывает ближнему, имея возможность помочь ему, то его сердце грубеет, а сострадание сменяется безразличием. Разве не это побудило язычников сказать: «Неужели мы станем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал?» (сура 36 «Йа син», аят 47)?

Если бы мы знали, кто больше нуждается в нашей доброте: мы, довольные собой и чувствующие себя в безопасности, или сирота, которому некуда податься, или бедняк, которого нужда опустила на самое дно? Как-то раз к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, пришёл человек и пожаловался на то, что его сердце огрубело. Он спросил: «Хочешь ли ты, чтобы сердце твоё смягчилось и ты добился желаемого?» Тот ответил: «Да». Тогда он сказал: «Будь милосерден к сироте, гладь его по голове и корми его тем, что ешь сам, и сердце твоё смягчится и ты добьешься желаемого» (Ахмад и ат-Табарани).

Уберечь душу от безразличия можно, только делая добро и прощая обиды. Верующий должен искать возможности, чтобы помочь людям и принести пользу. Богатый должен делать щедрые пожертвования, человек со средним достатком должен расходовать из своего достатка. Даже если тебе нечем поделиться, ты обязательно найдешь способ сделать что-нибудь хорошее. Было бы желание! Ты можешь пригласить соседа разделить с тобой скромный ужин, или помочь другу перевезти вещи, или навестить больного брата, или принять участие в похоронах и задержаться на кладбище, чтобы помолиться за умерших.

А жалость… Трудно понять это чувство, если оно не возбуждает желание помочь или хотя бы помолиться за того, кто попал в беду и нуждается в поддержке. Ведь вера, если она есть в сердце, побуждает на действенность и возгорается с новой силой, как только перед нами открывается возможность приблизиться к Аллаху. Если же ты не ощущаешь этого, то самое время задуматься над своим положением.

О Аллах, Истинный Царь, Ты ворочаешь нашими сердцами и творишь, что пожелаешь. Ты ведёшь прямым путём по милости Своей и вводишь в заблуждение только тех, кто сам отвернулся от истины, когда она открылась к нему. Укрепи наши стопы на прямом пути и убереги от искушений и обольщения собой. Вдохнови нас на добрые дела и посели в сердцах наших любовь к беднякам и сиротам. Аминь.

Притча о побеге в Коране и Евангелии

Слышали ли вы притчу о побеге, который окреп и выпрямился на радость добрым людям и назло нечестивцам? Эта притча была в том самом Евангелии, которое Всевышний ниспослал пророку Иисусу, мир ему и благословение Аллаха. Это притча о сподвижниках Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Коран гласит: «Мухаммад — посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признак — следы от земных поклонов на их лицах. Так они описаны в Торе, а в Евангелии они сравниваются с растением, которое пустило побег. Потом он укрепил его, потом стал толстым, а потом выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей и приводя в ярость неверующих» (сура 48 «Победа», аят 29). В этом аяте посланник, мир ему и благословение Аллаха, сравнивается с растением, а его сподвижники — с побегом: они поддержали его и выросли в могучую умму, которая принесли славные плоды. Сеятели — это верующие, творящие добро. Они любят пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников. В отличие от лицемеров и неверующих, которые приходят в ярость, когда слышат о них.

Всевышний засвидетельствовал благочестие и праведность тех, кто уверовал вместе с Его посланником, мир ему и благословение Аллаха. Может ли быть большее свидетельство для людей разумеющих? Их сердца были настолько чисты, что свет доброты и благочестия озарял их лица. Они проводили ночи в молитвах и так долго взывали к Аллаху в земных поклонах, что их лбы, колени и стопы украшали мозоли. Их рвение вылилось в великие добрые дела, которые подарили надежду угнетенным народам и привели в отчаяние тиранов и их приспешников. Аллах избрал их для оказания поддержки последнему и лучшему среди Его посланников, и они справились с этой миссией. Они поддержали нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда остальные отвернулись от него. Они терпели пытки и преследования, чтобы даже волос не упал с его головы. Они голодали вместе с ним, сражались вместе с ним и защищали его грудью. Они любили его сильнее себя и своих детей и любили тех, кто последовал за ним. Он знал, на какие жертвы они пошли ради Аллаха, и тоже любил их. Он заповедал нам любить их и молиться за них, и сделал искреннее отношение к ним мерилом чистой веры. В хадисе говорится: «Любовь к ансарам — это признак веры, а ненависть к ним — это признак лицемерия» (ал-Бухари со слов Анаса ибн Малика).

Вместе с тем сподвижники были обычными людьми. Они грешили и молили о прощении. Они оступались и снова поднимались на ноги. Они ссорились и прощали друг друга. На их долю выпало величайшее испытание в истории Ислама — они похоронили Божьего посланника, мир ему и благословение Аллаха. А потом им пришлось самостоятельно искать ответы на трудные вопросы и принимать судьбоносные решения за всех мусульман. Им было нелегко, но они преодолели трудности. Они объединили разрозненные племена арабов под знаменами Ислама. Они в точности сохранили писание Аллаха и собрали отдельные списки в одну книгу. Они передали своим последователям то, что слышали от посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего. Они построили могущественное государство и заложили основы величайшей цивилизации всех времен.

Кто может питать неприязнь к этим удивительным людям, сделавшим довольство Аллаха смыслом своей жизни и целью своих устремлений? Любой беспристрастный исследователь, изучивший раннюю историю Ислама, непременно проникнется уважением к ним. Если же человек питает неприязнь к ним, то только из-за их благочестия и преданности Исламу. В «Сунане» имама ат-Тирмизи сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто возлюбил моих сподвижников, тот возлюбил их из любви ко мне, а кто возненавидел их, тот возненавидел их из-за ненависти ко мне. Тот, кто обижает их, обижает и меня. Тот, кто обижает меня, обижает самого Аллаха. А того, кто обижает Аллаха, очень скоро постигнет наказание».

Почему я не удивляюсь этому суровому предостережению? Потому что не может истинно уверовавший ненавидеть и оскорблять тех, кому сам Аллах обещал райские сады: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние» (сура 9 «ат-Тауба», аят 100).

Дорогие братья и сестры! Любите сподвижников нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха! Любите его ближайших родственников и его жен! Изучайте их жизнь и берите с них пример, потому что следование их путем — это залог спасения и успеха в будущей жизни. Молитесь за них и будьте благодарны им, ибо мало кто из людей сделал вам больше добра. Молитесь так, как заповедал вам Всевышний: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал» (сура 59 «Сбор», аят 10). Аминь!

Эльмир Кулиев

e-minbar

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ