19 Ноября- 11 Раби аль-авваль 1440

Ислам в Кузбассе

СТАТЬИ

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Правила для опоздавшего на совместный Джамаат намаз

Правила для опоздавшего на совместный Джамаат намаз
7 Октября
15:29 2018

Во-первых:Сказано в аль-Маусуах аль-Фикхия (3353): «Опоздавший на совместную молитву – это тот, кто пришел, когда имам сделал все или часть из ракатов молитвы».

Во-вторых:Правила в отношении опоздавшего на совместную молитву:

1.Мустахабом является для опоздавшего на совместную молитву, зайти в мечеть спокойно и размерено. Ему следует помнить, что начало его молитвы связано с тем моментом, когда он присоединится к имаму. Если опоздавший на молитву присоединился, когда имам совершал второй ракат вечерней (магриб) молитвы, например, то этот ракат считается вторым для имама и первым для присоединившегося.

Доводом на это являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): ««Когда услышите, как объявляют о начале молитвы, ступайте на молитву. (Направляясь на молитву), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)». (Бухари, 600). Некоторые ученые сделали исключение для того, кто боится совсем упустить совместную молитву; он может поторопиться, чтобы застать совместную молитву.

2.Если опоздавший на молитву присоединился, когда имам находится в поясном поклоне, то ему следует произнести такбират уль-ихрам (вступительный такбир, произносимый вначале молитвы) в положении стоя. Если он скажет такбир наклоняясь, то его молитва не действительна.

Ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Обязательно произнести такбират уль-ихрам стоя ровно. И это относится к тому, кто опоздал на молитву и присоединяется к имаму, когда тот уже наклонился. Такбират уль-ихрам должен быть произнесен правильно, стоя ровно; если хотя бы одна буква будет произнесена, когда он не стоит ровно, то он не начал молитву, и в этом нет разногласия между учеными». Аль-Маджму (3/296).

3.Если опоздавший на молитвы присоединяется, когда имам совершает поясной поклон, то для безопасности, ему следует произнести два такбира: первый – это такбират уль-ихрам, второй такбир поясного поклона. Но если он скажет только такбират уль-ихрам и наклонится без такбира поклона, то это приемлемо, согласно наиболее правильному мнению ученых.

Шейх ибн Баз был спрошен: «Если поклоняющийся присоединяется к молитве, когда имам уже совершает поясной поклон, то следует ли произнести такбират уль-ихрам и такбир для поясного поклона, или следует произнести только один такбир и совершить поясной поклон?»

Ответ:«Лучше и более разумно будет произнести два такбира: один для такбират уль-ихрам, являющийся обязательной частью молитвы, и его следует произносить стоя прямо, а второй это такбир поясного поклона, который следует произносить во время совершения поклона. Если же человек опасается не успеть на ракат, то достаточно будет произнести такбират уль-ихрам, согласно наиболее верному мнению ученых, так как эти два действия поклонения будут совершены одновременно, а более важное восполняет то, что менее важно и этот ракат будет действительным, согласно мнению большинства ученых Маджму аль-Фатава ибн Баз, (11/245).

4.Если поклоняющийся присоединяется к молитве, когда имам совершает поясной поклон, то этот ракат засчитывается, даже если человек не успел произнести тасбих после выпрямления имама.

5.Если опоздавший на молитву не знает застал он с имамом поясной поклон или нет, то в этом случае он должен полагаться на то, что более вероятно для него. Если он считает, что вероятнее всего он застал имама в поясном поклоне, то значит так и есть; если же он думает, что вероятнее всего он не застал имама в поясном поклоне, то значит, ему следует действовать соответственно».

Сказано в аш-Шарх аль-Мумти (3/383) шейхом ибн Усеймином (да помилует его Аллах):

Вопрос:Человек присоединился к молитве, когда имам находился в поясном поклоне, человек произнес такбират уль-ихрам и совершил поясной поклон, затем у него появилась неуверенность, застал ли он имама в руку или имам встал до того как человек совершил руку.

Согласно мнению автора, этот ракат не засчитывается, потому что человек не уверен в том застал он имама в руку (поясном поклоне) или нет. Поэтому человеку следует продолжать на основе уверенности, т.е. то, что он не успел, поэтому данный ракат не засчитывается.

Согласно второму мнению, человеку следует продолжить молитву, основываясь на том, что по его мнению более вероятно. Мы говорим: «Считаешь ли ты, что более вероятно то, что ты успел на молитву, когда имам еще был в поясном поклоне?» Если он ответит «Да, вероятнее всего то, что я застал имама во время поясного поклона (руку)» Тогда мы скажем: «Этот ракат засчитывается». Если же он скажет: «Я думаю, что не успел на поясной поклон», то мы скажем: «Не засчитывай этот ракат и соверши свою молитву, основываясь на это»

Если же он скажет: «Я не уверен, но не думаю, что я успел», то мы скажем: «соверши молитву основываясь на том в чем уверенность; не считай этот ракат и совершай молитву, основываясь на это»

6.Дозволено опоздавшему на молитву совершить молитву позади ряда в одиночку, если он не может найти место впередистоящем ряду.

7.Если имам совершил дополнительный ракат по ошибке, то следует ли тому, кто присоединился к молитве позже, засчитывать этот ракаат (как часть своей молитвы)?

По этому вопросу существуют различные мнения ученых.

Шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах) сказал: Если имам совершит пять ракатов, а кто-то присоединился к молитве за ним во втором ракате, то следует ли ему дать салам вместе с имамом или ему следует совершить еще один ракат (после того, как имам завершит молитву)?

Ученые разногласят по этому вопросу. Некоторые из ученых сказали, что если имам совершит пять ракатов, то присоединившийся к молитве, должен совершить еще один ракат, т.е. он совершит пять ракатов, как и имам. Доводом для этого являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Соверши с имамом, то что успел, а что пропустил, то дополни». Ученые сказали, что этот человек пропустил один ракат, поэтому его нужно возместить.

Но согласно более правильному мнению, не дозволено ему совершать пятый ракат; ему следует дать салям с имамом, в этом случае, потому что имам совершил пятый ракат по уважительной причине (забыл), но у этого человека нет подобной причины. Поэтому не дозволено ему что-то добавлять к молитве.

В словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «… и дополните то, что вы пропустили» приказ «дополните» указывают на это, потому что то, что он пропустил, является недостатком молитвы, и если он совершил четыре ракаата с имамом, то его молитва не будет с недостатком. Так можно ответить тому, кто приводит хадис. Аллаху известно лучше». Маджму аль-Фатава ибн Усеймин (20/14).

8.Если имам совершает суджуд ас-сахв (земной поклон за ошибки) до салама, то опоздавший на молитву должен совершить этот поклон с имамом, вне зависимости от того был он с имамом, когда тот совершил ошибку или нет. Но если имам совершает суджуд ас-сахв (земной поклон за ошибки) после салама, то опоздавший на молитву не должен следовать за имамом в этом поклоне, потому что в этом случае, он не сможет следовать за имамом.

9.Опоздавший на молитву не считается совершившим совместную молитву, если не успел хотя бы на последний ракаат. На ракаат можно успеть, если присоединился до совершения руку (поясного поклона)/

Сказано в Фатава аль-Ладжна ад-Даима (том 2, 6/225): Опоздавший на молитву не успел на общинную молитву, если не успел совершить хотя бы один ракат, согласно правильному мнению, так как сказано в хадисе «кто успеет к ракаату молитвы, тот успел к молитве» (Муслим, сахих). Человек успевает к ракаату, если успевает совершить руку (поясной поклон).

10.Если опоздавший на молитву приходит после последнего руку, то лучше ему присоединиться к молитве имама, а не искать другого джамаата (для совершения молитвы).

Сказано в Фатава аль-Ладжна ад-Даима (том 2, 6/225): Если мусульманин пришел после последнего руку, то лучше для него присоединиться к имаму и совершить то, что успел, так как на это указывает общий смысл слов: «(Направляясь на молитву), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)». К этому относится и те, кто пришел после последнего руку и до последнего руку».

11.Опоздавший не считается совершившим молитву Джума, если он не успел на поясной поклон (руку) во втором ракаате. Если он пришел после того как имам выпрямился из поясного поклона, то он пропустил пятничную молитву. Ему следует присоединиться к имаму (для совершения оставшейся части молитвы), и завершить ее как молитву зухр (четыре ракаата), после того как имам скажет салам.

12.Для того, чтобы быть на безопасной стороне, опоздавшему не следует вставать сразу после первого салама имама. Ему лучше подождать пока имам не произнесет второй таслим.

Поделится

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Понедельник, 19 Ноября 2018 г.
Фаджр:7:17
Восход:8:47
Зухр:12:58
Аср:14:48
Магриб:17:09
Иша:18:39

Ислам в Кемеровской области

Помощь сайту