Ислам в Кузбассе

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Упоминание бороды в Коране

Упоминание бороды в Коране
23 Августа
10:28 2018

Всевышний Аллах ﷻ сказал:

قُلْ آمِنُوا بِهِ أَوْ لَا تُؤْمِنُوا ۚ إِنَّ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ مِنْ قَبْلِهِ إِذَا يُتْلَىٰ عَلَيْهِمْ يَخِرُّونَ لِلْأَذْقَانِ سُجَّدًا

«Скажи (о Пророк): «Веруйте в него [в Коран] или не веруйте, (Коран не улучшится от вашей веры, и не станет он хуже от вашего неверия)». Поистине, когда его [Коран] читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками». [1]

• Обладатели знания сказали, что в данном аяте под словами "касаясь земли своими подбородками" имеются в виду бороды. Ибо невозможно падать ниц, то есть совершать земной поклон так, чтобы при этом подбородок (в котором нет бороды) касался земли. Такое понимание этого аята установлено от ученика Ибн Аббаса (رَضِيَ الله عَنْهُ) Хасана аль-Басри (رَحِمَهُ الله) и других муфассиров.

• В толковании вышеприведённого аята Ибн Джарир ат-Табари (رَحِمَهُ الله) пишет:

حَدَّثَنَا الْحَسَن , قَالَ : أَخْبَرَنَا عَبْد الرَّزَّاق , قَالَ : أَخْبَرَنَا مَعْمَر , قَالَ : قَالَ الْحَسَن فِي قَوْله : { يَخِرُّونَ لِلْأَذْقَانِ } قَالَ : اللِّحَى . وَالْأَذْقَان فِي كَلَام الْعَرَب : جَمْع ذَقْن وَهُوَ مَجْمَع اللَّحْيَيْنِ

«Нам рассказал аль-Хасан, которому сообщил Абдурраззак (ас-Сан’ани), которому сообщил Ма'мар (ибн Рашид), что относительно Слов Аллаха "касаясь земли своими подбородками [азкан]", — Хасан аль-Басри (ученик Ибн Аббаса) сказал: "То есть: бородами". Слово "азкан" в арабском языке – множественное число слова "закн", которое является тем местом, где собирается борода». [2]

• Сказал в своём «Тафсире» шейх Абдуррахман ас-Са’ади (رَحِمَهُ الله), разъясняя данный аят: «…Среди Его рабов есть такие, которых Он одарил полезным знанием. Когда им читают коранические Откровения, они падают ниц, касаясь земли своими бородами, потому что коранические аяты производят на них сильное впечатление и побуждают их смиряться перед Аллахом…».

• Также Всевышний Аллах ﷻ сказал:

قَالَ يَا ابْنَ أُمَّ لَا تَأْخُذْ بِلِحْيَتِي وَلَا بِرَأْسِي ۖ إِنِّي خَشِيتُ أَنْ تَقُولَ فَرَّقْتَ بَيْنَ بَنِي إِسْرَائِيلَ وَلَمْ تَرْقُبْ قَوْلِي

«Сказал [пророк Харун, обращаясь к пророку Мусе]: «О сын матери моей! Не хватай меня за бороду и за голову. Я боялся, что ты скажешь: "Ты разобщил сынов Исраиля и не выполнил наставлений моих"». [3]

• Это единственное место в Священном Коране, где упоминается борода прямым контекстом без каких либо разногласий. Одна из польз, которую можно извлечь из данного Откровения заключается в том, что обычаем Пророков, да будет над ними мир и благословение Аллаха, было ношение бороды.

• Из этого аята становится предельно ясно, что пророк Харун (Аарон) ﷺ отращивал бороду. Причём его борода была такого размера, что его брат Муса (Моисей) ﷺ сумел схватиться за него.

• Из истории известно, что лучшие представители человечества – пророки отращивали свои бороды. Одно из доказательств – это пророк Харун ﷺ, борода которого упоминается и будет упоминаться в Книге Аллаха до Судного Дня.

• Об отращивании бороды говорится также и в прошлых писаниях. Так, например, в Ветхом Завете (Таурате), в книге «Левит», в 19 главе чётко и предельно ясно сказано: «Не обращайся к идолам и богов литых не делай себе. Я [Аллах] Господь, Бог ваш! …и не порти края бороды твоей». [4]

• Там же, в 21 главе говорится: «Они не должны подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своём». [5]

• В древней Руси мужчины исповедовали религию и отращивали свои бороды, следуя Библии. Для мужчин того времени было позором и уродством, если они не отращивали свои бороды, и никто из них не осмелился бы выйти из дома без бороды. Для них это считалось большим и мерзким грехом.

• Так продолжалось до тех пор, пока не началось правление Петра первого. Его реформы коренным образом ломали бытовые устои русского общества. Одним из первых стал указ от 16 января 1705 г. «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». [6]

• Неисполнение этого указа влекло суровое наказание, даже ссылку на каторгу. Государство пыталось насильственно изменить внешний вид своих подданных, и в первую очередь — боярства. За время царствования Петра вышел ряд указов, посвящённых этой проблеме: о наказании за ношение бороды; об установлении для всех чинов, носящих бороды, особой подати и особого покроя платья; о порядке взыскания штрафов с тех, кто носит бороды; о том, как поступать с теми, кто не бреет бороды и не носит «указного» платья и т. д. Русское общество с трудом воспринимало перемены, затрагивавшие не только бытовое, но и религиозное сознание. [7]

• Сбривание бороды настолько тяжкий и мерзкий грех, что некоторые учёные Ислама запрещают приветствовать безбородых, которые осознанно бреют свои бороды, зная о тяжести этого греха. И даже не разрешают без нужды смотреть на них из-за того, что они этим своим поступком уподобляются женщинам.

• К примеру, имам приверженцев Сунны нашего столетия, шейх Хаму́д ат-Тувейджири́ (رَحِمَهُ الله) сказал: «Тот, кто сбрил свою бороду, относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочёл уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. Кто так поступил, того не следует приветствовать, так как он открыто совершает грех». [8]

• Поэтому и неудивительно, что имам ан-Науауи (رَحِمَهُ الله) говорил: «И хуже всего этого — это смотреть на запрещённое, как безбородый мужчина. Поистине, смотреть на красивого безбородого мужчину без нужды – запрещено (харам), без разницы, со страстью это происходит или нет, в безопасности от искушения или нет. Это является верным избранным мазхабом у учёных. Написал о запрете этого имам аш-Шафи’и и другие учёные, число которых не пересчитать. Довод на это — Слово Всевышнего: «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры!» (24:30). И это потому, что безбородый наподобие женщины. Даже бывает так, что некоторые из них и даже большинство красивее, чем большинство женщин. Поэтому он становится из причин, которых нужно опасаться. И становятся доступными пути, ведущие ко злу с этим безбородым, что не происходит с женщиной, а поэтому запрет смотреть на безбородого более достойный, чем смотреть на женщину». [9]

Из книги «Постановление о ношении бороды и одежды ниже щиколоток», глава «Упоминание бороды в Коране», стр. 16. Cм. также стр. 51-58. (Подготовил Кенан Абу Абдуррахман /от 27 Джумада-аль-уля 1438 г.х.).

____________________
[1] Сура 17 «аль-Исра», аят 107.

[2] См. «Тафсир ат-Табари», 17187.

[3] Сура 20 «Та Ха», аят 94.

[4] Библия; Ветхий Завет, третья книга Моисеева, Левит, глава 19. Перед повелением носить бороду сказано о самом важном и первостепенном, а это право Всевышнего Господа: «не обращайся к идолам и богов литых не делай себе. Я Господь, Бог ваш!»

[5] Библия; Ветхий Завет, третья книга Моисеева, Левит, глава 21.

[6] Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в I половине XVIII века. — М., 1906; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. — М.: Издательская группа «Прогресс-культура», 1994.

[7] Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. — М.: Просвещение, 1972; Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в I половине XVIII века. — М., 1906; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. — М.: Издательская группа «Прогресс-культура», 1994.

[8] См. «Тухфат уль-ихван», 26.

[9] См. «ат-Тибьян фи адаб хамалят иль-Кур’ан» имама ан-Науауи, стр. 92.

https://vk.com/doc62025317_444641296…
Ссылка на книгу «Постановление о ношении бороды и одежды ниже щиколоток».

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments