22 Ноября- 14 Раби аль-авваль 1440

Ислам в Кузбассе

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

С 10 на 11 июня некоторые мусульмане российских регионов отметили Ночь Могущества

С 10 на 11 июня некоторые мусульмане российских регионов отметили Ночь Могущества
11 Июня
11:22 2018

Некоторые мусульмане с 10 на 11 июня отметили ночь в священном месяце Рамадан – ночь Лейлят уль-кадр — Ночь Могущества и Предопределения. В это время во многих российских мечетях прошли ночные бдения с чтением молитв, зикров и мольбами ко Всевышнему.

Для большинства мусульман планеты Лейлят уль-кадр — Ночь Могущества и Предопределения по сунне выпадает на сегодня.

Можно ли собираться в 27 ночь для коллективного возвеличивания этой ночи?

Во-первых. В последние десять дней Рамадана Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял в поклонении: в совершении намаза, чтении Корана и мольбах к Аллаху, такое усердие, какое не проявлял в другие дни. Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда наступали последние десять дней Рамадана, потуже затягивал свой изар (нижняя часть одежды – прим. пер.), бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи (приводится у аль-Бухари). В версии этого хадиса, который приводится у Муслима и Ахмада сказано: «В последние десять дней Рамадана проявлял такое усердие, какое он не проявлял в другие дни».

Во-вторых. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей выстаивать в молитве ночь Предопределения с верой и надеждой на вознаграждение. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто выстаивал ночь Предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (приводится у аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и ан-Насаи). Этот хадис указывает на законность, со стороны Шариата, проведения ночи Предопределения в молитве.

В-третьих. Лучшей мольбой, которую следует говорить в ночь Предопределения, является та, которой обучил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах. Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «О посланник Аллаха, если я узнала какая из ночей ночь Предопределения, то что мне следует говорить?», он ответил: «Скажи: „О Аллах, воистину, Ты – Прощающий, любишь прощение, так прости же меня»(приводит ат-Тирмизи; достоверный хадис).

В-четвертых. Для заявления, что именно эта ночь Рамадана является ночью Предопределения, необходимы доказательства. Однако более вероятно, что она приходится на один из нечетных десяти последних дней Рамадана, и двадцать седьмая ночь – более подходит, чтобы быть ночью Предопределения. Так как существуют хадисы, указывающие на это.

В-пятых. Нововведение запрещено как в Рамадан, так и в другие дни. Известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто», в другой версии этого хадиса сказано: «Если кто-то совершит нечто, не соответствующее нашей религии, это будет отвергнуто».

В отношении празднования и проведения вечеров в некоторые из ночей Рамадана мы не знаем никаких доказательств. Лучше из путей тот, на который указал Мухаммад, а худшие из дел – нововведения.

Ночные бдения с чтением молитв, зикры, всевозможные выдуманные мольбы и т.д. - это нововведения.

Вопрос шейху Ибн Джибрину: Ночь предопределения одна для всех мусульман, или же это разные ночи в разных странах? 

Ответ: Вся хвала Аллаху. Это будет одна ночь, даже если она в разное время войдет в разные страны. Она войдет в арабские страны с заходом солнца у них, и войдет в страны Африки с заходом солнца у них. И так же с другими странами. В стране какого бы то ни было народа ни зашло солнце – входит к ним ночь предопределения, даже если в целом она будет идти более двадцати часов. Получается, что и для тех людей своя ночь и для других своя ночь (в то время как она одна). И нет того, что бы мешало ангелам спускаться и к тем и к этим. И Аллах лучше знает.

Так же нужно принять к сведению, что не обязательно чтобы в каждой местности были видны все признаки Ночи предопределения для того, чтобы она считалась таковой. Пишет шейх Машхур ибн Хасан Али Сальман: «И да помилует Аллах хафиза Ибн Хаджара, он упомянул в «Аль-Фатх» (4/266), что мудрость сокрытия Ночи предопределения в приложении усердия чтобы застать ее, ведь если бы она была определена, то ограничились бы только ей. Затем он передал от имама Ат-Табари, что он выбрал правильным мнение, по которому не обязательно, чтобы в Ночи предопределения собрались все ее признаки» «Мин ахта-и ннас хауля ляйлятиль-кадр». 

Таким образом может быть так, что в одной местности собрались все признаки Ночи предопределения, а в другой не все. В каких-то областях больше этих признаков собрались в одни дни, а в каких-то областях – в другие дни. В Каких-то областях большая часть ночей последней декады соответствует описанию Ночи предопределения, в каких-то – меньшая. И все это не означает, что в одну из этих ночей не было ночи предопределения. Она могла быть в какой-либо из этих дней, при том что в каких-то странах люди стали свидетелями того, что не все ее признаки проявились. Это все указывает на то, что сейчас ни один человек не может с уверенностью сказать, что такая-то ночь в этом году – ночь предопределения. Так же это указывает на то, что мудрость сокрытия Ночи предопределения сохраняется из века в век. 

И в завершение – слова шейха Машхура в адрес мусульман, занятых определением Ночи предопределения: «… им следует обратить внимание на то, что передано в словах пророка, мир ему и благословение Аллаха: «… может быть это будет лучше для них». В этом указание, намек на то, что не стоит определять ее. Сказали ученые, делая вывод из этих пророческих слов, что сокрытие ее (ночи) – лучше. Сказали: «Мудрость этого в том, чтобы проявлял усердие раб Аллаха, увеличивая количество благих дел во все ночи, надеясь, что так он ее застанет. А в иной ситуации, если ночь будет определена, то он ограничится совершением большого количества благих дел в одну ночь и упустит поклонение в иные ночи, или же сократит его в них». И некоторые ученые пришли к выводу, что тому, кто узнал Ночь предопределения следует скрыть это, приводя в довод то, что Аллах предопределил для пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он не сообщал людям о ней, и все добро содержится в том, что было предопределено ему, и желательно следовать этому». «Мин ахта-и ннас хауля ляйлятиль-кадр».

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Достоинства Ночи предопределения

Ночь предопределения наделена великими достоинствами. Она лучше тысячи других ночей и она является лучшей из всех ночей рамадана. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ * وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ * لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ * تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْرٍ * سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ 

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари».

Ас-Са‘ди (да помилует его Аллах) сказал в своём «Тафсире», комментируя аят: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев»: «Это означает, что по своему достоинству она лучше тысячи месяцев, и дела, совершённые в эту ночь, лучше дел, совершаемых в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

Это приводит в изумление всякого: Всевышний Аллах даровал этой слабой общине такую силу. Это особая ночь: дела, совершённые в эту ночь, приравниваются к делам, совершаемым в течение тысячи месяцев, а это целая жизнь, и не простого человека, а долгожителя, прожившего более восьмидесяти лет.

Ибн Касир сказал в своём «Тафсире», комментируя Слова Всевышнего: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят»: «То есть в эту ночь умножается нисхождение ангелов, учитывая её особую благодать. Ангелы нисходят с благодатью и милостью, как нисходят они при чтении Корана, окружают собрания поминающих Аллаха и преклоняют крылья перед искателем знаний, возвеличивая его».

Когда наступает ночь предопределения?

В «Ар-рауда ан-надиййа» говорится: «В “Аль-мусавва” сказано: “Относительно Ночи предопределения учёные разошлись во мнениях. Наиболее правильное мнение — что это одна из нечётных ночей последней декады рамадана, и она может наступать в один год раньше, чем в другой и наоборот”. Абу Са‘ид сказал, что это ночь двадцать первого числа»[1].

Аль-Музани передаёт, что аль-Хузайма сказал: «Эта ночь перемещается, то есть в один год выпадает на одно число, а в другой — на другое. Это мнение позволяет согласовать все передаваемые хадисы на эту тему».

А «Ар-рауда» также говорится: «Это сильное мнение. А аш-Шафи‘и считал, что она не приходится на какую-то определённую ночь. А в “Аль-минхадж” аш-Шафи‘и склонялся к мнению, что это ночь двадцать третьего или двадцать пятого числа. А Абу Ханифа утверждал, что это одна из ночей рамадана. Но какая именно, неизвестно…»

Абу ‘Иса ат-Тирмизи (да помилует его Аллах) сказал: «От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся относительно Ночи предопределения, что это ночь двадцать первого числа, или двадцать третьего, или двадцать пятого или двадцать седьмого или двадцать девятого, или же это последняя ночь рамадана»[2].



‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) неотлучно пребывал в мечети в последние десять дней рамадана и говорил:

«تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ».

«Ищите Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана»[3].

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) также передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى الْوِتْرِ مِنَ الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ».

«Ищите Ночь предопределения в числе нечётных ночей из последних десяти ночей рамадана»[4].

Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

«تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى السَّبْعِ الأَوَاخِرِ».

«Ищите Ночь предопределения среди последних семи ночей рамадана»[5].

А в другой версии говорится, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«الْتَمِسُوهَا فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ يَعْنِي لَيْلَةَ الْقَدْرِ فَإِنْ ضَعُفَ أَحَدُكُمْ أَوْ عَجَزَ فَلَا يُغْلَبَنَّ عَلَى السَّبْعِ الْبَوَاقِي»

«Ищите её в последние десять ночей рамадана, а если кто-то из вас слаб. Пусть не упускает хотя бы последние семь ночей»[6].

Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) неотлучно пребывал в мечети среднюю декаду рамадана в ожидании Ночи предопределения, до того, как ему были даны разъяснения относительно неё. Потом он велел убрать навес (палатку), а потом ему было разъяснено, что Ночь предопределения нужно искать среди последних десяти ночей рамадана.

Тогда он велел заново поставить палатку, что и было сделано. А потом он вышел к людям и сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّى أُنْبِئْتُ بِلَيْلَةِ الْقَدْرِ فَخَرَجْتُ كَيْمَا أُحَدِّثَكُمْ بِهَا أَوْ أُخْبِرَكُمْ بِهَا. فَتَلاَحَى رَجُلاَنِ يَحْتَقَّانِ مَعَهُمَا الشَّيْطَانُ فَأُنْسِيتُهَا فَالْتَمِسُوهَا فِى التَّاسِعَةِ وَالسَّابِعَةِ وَالْخَامِسَةِ 

“О люди! Мне было сказано, когда наступает Ночь предопределения, и я вышел к вам, чтобы сообщить о ней. Однако ко мне явились два человека, которые препирались, и с ними был Шайтан, и я забыл о ней (по воле Всевышнего). Ищите же её среди последних десяти ночей рамадана, а именно, в девятую, седьмую или пятую ночь (последней декады)”».

Передатчик этого хадиса от Абу Са‘ида рассказывал: «Я сказал: “О Абу Са‘ид! Ты знаешь, как вести отсчёт, лучше нас”. Он ответил: “Да. У нас на это больше прав, чем у вас”. Я спросил: “Что же такое девятая, седьмая и пятая ночи?”

Он ответил: “Когда пройдёт двадцать первая ночь, то следующая за ней будет двадцать вторая. Она и есть девятая. А когда пройдёт двадцать третья, то следующая за ней и будет седьмая. А когда пройдёт двадцать пятая, то следующая за ней и будет пятая”»[7].

‘Абдуллах ибн Унайс передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أُرِيتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ ثُمَّ أُنْسِيتُهَا وَأَرَانِى صَبِيحَتَهَا أَسْجُدُ فِى مَاءٍ وَطِينٍ

«Мне была показана Ночь предопределения, а потом я забыл её (по воле Всевышнего), и я знаю, что утром этой ночи я совершал земной поклон в воду и глину».

Он сказал: «А дождь шёл ночью двадцать третьего числа, и потом Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву с нами, и когда мы уходили, мы видели следы воды и глины у него на лбу и носу».

Он сказал, что ‘Абдуллах ибн Унайс говорил, что это была ночь двадцать третьего числа[8].

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«الْتَمِسُوهَا فِى الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى تَاسِعَةٍ تَبْقَى وَفِى سَابِعَةٍ تَبْقَى، وَفِى خَامِسَةٍ تَبْقَى»

«Ищите её в последние десять ночей рамадана — Ночь предопределения. Это либо девятая[9] с конца месяца, либо седьмая[10], либо пятая[11]»[12].

Му‘аз ибн Джабаль (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о Ночи предопределения, и он сказал:

«هِيَ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ أَوْ فِي الْخَامِسَةِ أَوْ فِي الثَّالِثَةِ»

«Это одна из последних десяти ночей рамадана, либо пятая, либо третья»[13].

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«هِىَ فِى الْعَشْرِ، وَهِىَ فِى تِسْعٍ يَمْضِينَ أَوْ فِى سَبْعٍ يَبْقَيْنَ»

«Это одна из последних десяти ночей рамадана — либо девятая (с начала)[14], либо уж точно седьмая (с начала)[15]».

Му‘авийа передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«اِلْتَمِسُوا لَيْلَةَ القَدْرِ آخِرَ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ»

«Ищите, Ночь предопределения. Это последняя ночь рамадана»[16].

В «Маджму аль-фатава» говорится (с небольшими сокращениями), что Ибн Таймиййу (да помилует его Аллах) спросили о Ночи предопределения, когда он сидел под стражей в Кальат аль-джабаль в 706 году, и он ответил: «Её следует искать среди последних десяти ночей рамадана, а именно — среди нечётных ночей, то есть это ночи нечётных чисел последней декады рамадана, а именно, ночь двадцать первого числа ночь двадцать третьего числа ночь двадцать пятого числа ночь двадцать седьмого числа ночь двадцать девятого числа.

Ночи можно отсчитывать и с конца, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

‏لِتَاسِعةٍ تَبْقِى، لِسَابعةٍ تبقى، لخامِسةٍ تَبْقَى، لِثَاِلثةٍ تَبْقَ

“Девятая с конца, седьмая с конца, пятая с конца или третья с конца”[17]. Таким образом, если в месяце тридцать дней, то это будут чётные ночи, то есть девятая с конца — это двадцать вторая, седьмая с конца — это двадцать четвёртая. Так разъяснил порядок отсчёта Абу Са‘ид в достоверном хадисе. Так следует из хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Если же в месяце двадцать девять дней, тогда, что с конца, что с начала, считать одинаково — получатся нечётные ночи.

Исходя из этого, верующий должен искать Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана, как чётных, так и нечётных, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел искать её среди последних десяти ночей рамадана».

Чаще всего она выпадает на последние семь ночей рамадана, и чаще всего это бывает ночь двадцать седьмого числа. Убайй ибн Ка‘б клялся, что Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого рамадана. Бывает, что Всевышний Аллах открывает эту ночь некоторым людям во сне и наяву и он видит её свет. Или же он видит того, кто говорит ему, что это — Ночь предопределения. А иногда человек вдруг чувствует. Что эта ночь и есть Ночь предопределения. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше».

И его спросили, какая из ночей лучше: Ночь предопределения или ночь вознесения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (исра)? Он ответил, что относительно Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ночь вознесения лучше, а для общины лучше Ночь предопределения, поскольку в ночи вознесения доля Пророка (мир ему и благословение Аллаха) больше, нежели в Ночи предопределения. Верно и обратное: в ночи предопределения доля мусульманской общины больше, нежели в Ночи вознесения. Доля мусульман в ночи вознесения также велика, однако величайшая честь и возвышение принадлежали в эту ночь тому, кто был вознесён.

Определение Ночи предопределения

Большинство хадисов указывают на то, что Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого рамадана[18].

Зирр ибн Хубайш сказал: «Я спросил Убаййа ибн Ка‘ба: “Вот твой брат Ибн Мас‘уд говорит, что кто проводит весь год в поклонении, тот непременно застанет Ночь предопределения”. Он ответил: “Да помилует его Аллах. Он хотел чтобы люди не оставляли поклонение и в другое время… Известно, что она в рамадане в его последней декаде, и это ночь двадцать седьмого рамадана”. Сказав это, он поклялся, что это ночь двадцать седьмого рамадана, не говорят: “Если пожелает Всевышний Аллах”.

Я спросил: “На основании чего ты утверждаешь это, о Абу аль-Мунзир?” Он ответил: “На основании приметы, о которой сообщил нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«إِنَّ الشَّمْسَ تَطْلُعُ مِنْ ذَلِكَ الْيَوْمِ لاَ شُعَاعَ لَهَا»

на следующий день после этой ночи солнце встаёт, не испуская лучей”»[19]. А в другой версии говорится, что Убаййу ибн Кабу сказали, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд говорит, что кто проводит весь год в поклонении, тот непременно застанет Ночь предопределения. Убайй сказал: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, это ночь в рамадане (он поклялся, не сделав оговорку: “Если пожелает Всевышний Аллах”). И, клянусь Аллахом, я знаю, что это за ночь. То ночь, которую Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам выстаивать. Это ночь двадцать седьмого рамадана, а приметой её является то, что наутро после неё солнце встаёт белым, не испуская лучей».

Выстаивание Ночи предопределения и обращение к Аллаху с мольбами в эту ночь

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« مَنْ قَامَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ»

«Кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллах, тому простятся его прежние прегрешения»[20].

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт:

«يَا نَبِيَّ اللَّهِ أَرَأَيْتَ إِنْ وَافَقْتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ مَا أَقُولُ؟ قَالَ تَقُولِينَ: اللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي»

«Я спросила Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Если я узнаю эту ночь, то что мне говорить в неё?” Он ответил: “Говори: ‹О Аллах! Поистине Ты — Прощающий и любишь прощение, прости же меня!›”»[21].

Описание Ночи предопределения

1. Это прекрасная ночь, не жаркая и не холодная.

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«إِنِّي كُنْتُ أُرِيْتُ لَيْلَةَ القَدْرِ، ثُمَّ نُسِيتُهَا، وَهِيَ فِي العَشْرِ الأَوَاخِرَ مِنْ لَيْلَتِهَا، وَهَيَ طَلِقَةٌ بَلِجَةٌ، لاَ حَارَّةٌ وَلاَ بَارِدَةٌ»

«Мне была показана Ночь предопределения, а потом я забыл её по воле Всевышнего. Это одна из последних десяти ночей рамадана. Это прекрасная ночь, ясная, ни жаркая и не холодная»[22].

2. Наутро после этой ночи солнце встаёт белым, не испуская лучей.

Многочисленность ангелов на земле в эту ночь. Абу Хурайра передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«إِنَّهَا لَيْلَةُ سَابِعَةٍ أَوْ تَاسِعَةٍ وَعِشْرِينَ إِنَّ الْمَلَائِكَةَ تِلْكَ اللَّيْلَةَ فِي الْأَرْضِ أَكْثَرُ مِنْ عَدَدِ الْحَصَى»

«Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого или двадцать девятого рамадана, и поистине, в эту ночь ангелов на земле больше, чем мелких камешков»[23].


[1] Том 1, стр. 576.

[2] Аль-Альбани, «Сахих сунан ат-Тирмизи», т. 1, стр. 338.

[3] Аль-Бухари, № 2020. Муслим, № 1167.

[4] Аль-Бухари, № 2017. Муслим, № 1169.

[5] Муслим, № 1165.

[6] Муслим, № 1165.

[7] Муслим, № 1167.

[8] Муслим, № 1168.

[9] То есть двадцать первая от начала месяца, как сказал аль-Кармани.

[10] То есть двадцать третья.

[11] То есть двадцать пятая, как сказано в «Умдат аль-кари».

[12] Аль-Бухари, № 2021.

[13] Ахмад. Аль-Альбани назвал его достоверным в «Ас-сахиха», № 1471.

[14] То есть двадцать девятая, если считать от начала месяца.

[15] То есть двадцать седьмая, если считать с начала месяца.

[16] Ибн Хузайма. См. «Ас-сахиха», № 1471.

[17] Аль-Бухари, № 202.

[18] См. «Кыйам аль-лейль», имам Мухаммад бин Наср аль-Маррузи, стр. 19.

[19] Муслим, № 762.

[20] Аль-Бухари, № 1901. Муслим, № 759.

[21] Ахмад, Ибн Маджа и ат-Тирмизи. Аль-Альбани назвал его достоверным в «Аль-мишкат», № 2091.

[22] Ибн Хузайма, № 2190. Аль-Альбани сказал, что этот хадис достоверен благодаря наличию подкрепляющих его хадисов с похожим смыслом.

[23] Ат-Тайалиси, Ахмад, Ибн Хузайма. Аль-Альбани сказал о нём в «Ас-сахиха», № 2205: «Хадис с хорошим иснадом. Ибн Хаджар умолчал о нём в «Аль-фатх». Т. 4. С. 209.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

Достоинство выстаивания ночных молитв в месяц рамадан

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал выстаивать ночи месяца рамадан в молитве, но не делал это обязательным. Потом он, мир ему и благословение, сказал: «Будут прощены предыдущие грехи того, кто выстоит (в молитве ночи) рамадана, веруя и надеясь на награду за это». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, и положение этой молитвы оставалось таким же (то есть дополнительную молитву тарауих не совершали общиной). Так же обстояло дело и во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и во время части правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах.

Передается, что ‘Амру ибн Мурра аль-Джухани сказал: «К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел мужчина из племени Куда‘а и обратился к нему: „О посланник Аллаха! Что ты скажешь, если я засвидетельствовал, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты, Мухаммад, – посланник Аллаха, буду совершать пятикратную молитву, стану соблюдать пост в месяц рамадан и выстаивать его в молитве, и буду выплачивать закят?“ На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: „Человек, умерший выполняя всё это, будет из числа правдивейших и павших (за веру)“».

Ночь Предопределения и ее установленное время

Лучшая из ночей рамадана – это ночь Предопределения. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выстаивал (в молитве) ночь Предопределения, веруя и надеясь на награду Аллаха(, и застал эту ночь), будут прощены предыдущие грехи».

Согласно наиболее достоверному мнению она приходиться на двадцать седьмое число месяца рамадан. На это указывают большинство хадисов, среди которых хадис, что передал Зирр ибн Хубейш. Он сказал: «Я слышал, что когда Убайю ибн Ка‘бу сказали о том, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: „Человек, выстаивающий в ночных молитвах ежедневно на протяжении года, обязательно застанет ночь Предопределения!“, Убай, да будет доволен им Аллах, воскликнул: „Да помилует его Аллах, он желал, чтобы люди не становились пассивными! Клянусь Тем, кроме Которого нет иного бога, ночь Предопределения приходиться на рамадан (и он поклялся в этом без исключений – прим. передатчика хадиса), и клянусь Аллахом, я знаю, какая из ночей ночь Предопределения! Это ночь, выстаивать которую нам велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это ночь на двадцать седьмое число месяца рамадан, ее признаком является то, что на утро по ее окончании солнце восходит белым и без лучей“ (в одном из преданий, эти слова приводятся, как слова пророка, мир ему и благословение). Хадис передали Муслим и другие.

Законность совершения молитвы тарауих коллективно (джама‘а)

Совершение молитвы тарауих совместно с другими узаконено по Шариату. И это лучше, чем совершать ее в одиночку. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ее и указал на ее достоинство в своих словах, как предает их Абу Зарр, да будет доволен им Аллах: «Мы соблюдали пост в рамадан вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он не совершал с нами ни одну из дополнительных ночных молитв (тарауих), пока до конца месяца не осталось семь дней. Он совершал ее с нами на протяжении трети ночи, на шестую ночь он не молился с нами. На пятую ночь он вновь возглавлял молитву тарауих в течение половины ночи. Тогда я сказал: „О посланник Аллаха, что, если бы ты продолжил с нами стояние в молитве в эту ночь?“ Он ответил: „Если человек совершал молитву вместе с имамом, пока он не покинул (место молитвы), то ему засчитается это, как выстаивание полной ночи“. Когда до конца рамадана осталось четыре ночи, он не возглавлял дополнительную ночную молитву, а когда осталось три ночи, он собрал свою семью, своих жен и остальных людей и возглавлял молитву так долго, что мы стали опасаться, что пропустим фалях (успех)». Спросили: «Что такое фалях?» Передатчик хадиса ответил: «Это сухур (предрассветный завтрак), а оставшуюся часть месяца он не возглавлял ночное стояние в молитве» (достоверный хадис; передается Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Причина того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не продолжил совершать молитву тарауих коллективно

Он, да благословит его Аллах и приветствует, не возглавлял молитву в оставшиеся ночи месяца рамадан, так как опасался, что ночная молитва в рамадан станет для них обязательной, а они не смогут ее выполнять. Об этом упоминается в хадисе, что передала ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, в двух сборниках «Сахих» и в других. После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, этого опасения уже не существовало, ведь Аллах завершил Шариат. Таким образом, пришел конец и результату этого опасения, то есть не совершению молитвы тарауих коллективно. А предыдущее положение этой молитвы, то есть законность совершения ее совместно с другими, сохранилось. Именно поэтому ‘Умар, да будет доволен им Аллах, стал вновь совершать ее коллективно, как об этом передается в «Сахих аль-Бухари» и других сборниках.

Законность участия женщин в совместной молитве (джама‘а)

Женщина может присутствовать и участвовать в ночной молитве месяца рамадан. Об этом утверждается в хадисе Абу Зарра, что был приведен ранее, и им даже разрешается выбрать предводителя в молитве, не являющегося предводителем молитвы для мужчин. Достоверно известно, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, собрал людей на молитву, он назначил предводителем молитвы для мужчин Убайа ибн Ка‘ба, а для женщин – Сулеймана ибн Абу Хасму. Передается, что ‘Арфаджа ас-Сакафи сказал: «‘Али ибн Аби Талиб велел людям выстаивать ночи рамадана в молитве и назначал предводителя молитвы для мужчин и предводителя молитвы для женщин. И я был имамом этой молитвы для женщин».

Подобным образом можно поступить в просторной мечети, где один из имамов не будет мешать другому.

Количество рака‘атов в дополнительной молитве месяца рамадан (тарауих)

Количество рака‘атов этой молитвы – одиннадцать. Мы, следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предпочитаем не добавлять к ним больше других рака‘атов. Он, мир ему и благословение, не совершал эту молитву более одиннадцати рака‘атов до самой смерти. ‘Аишу, да будет доволен её Аллах, спросили о его молитве в рамадан. Она ответила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни в рамадан, ни в любой другой месяц не совершал более одиннадцати рака‘атов. Он совершал четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе, затем он совершал еще четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе. А после он совершал три рака‘ата» (приводят аль-Бухари, Муслим и др.).

Молящийся может совершать ее короче, и даже обойтись только одним рака‘атом молитвы витр, так как существует доказательство, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступал подобным образом и говорил об этом.

Что касается действия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то на это указывают слова ‘Аиши, да будет доволен её Аллах. Ее спросили: «Сколько рака‘атов молитвы витр совершал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Она ответила: «Он совершал молитву витр в четыре и три рака‘ата, в шесть и три рака‘ата, в десять и три рака‘ата. Он не совершал молитву витр менее семи рака‘атов и более тринадцати рака‘атов» (приводится у Абу Дауда, Ахмада и др.).

Что касается его слов, то они таковы: «Витр – истина. Тот, кто желает, может совершать молитву витр в пять рака‘атов, кто желает – в три рака‘ата, а кто желает – в один рака‘ат».

Чтение Корана во время молитвенного стояния в рамадан

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил чтение Корана в ночных молитвах в рамадан и в другие месяцы. Иногда он, мир ему и благословение, читал недолго, а иногда удлинял своё чтение. Иногда в каждом рака‘ате он читал столько же, сколько в суре «аль-Музаммиль» (двадцать аятов), а иногда он читал пятьдесят аятов. Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Человек, прочитавший сто аятов за ночь, не будет записан среди беспечных», в другом хадисе сказано: «Человек, прочитавший двести аятов, будет записан среди набожных и искренних».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи больным, читал в ночной молитве семь длинных сур: «аль-Бакара», «Али ‘Имран», «ан-Ниса», «аль-Маида», «аль-Ан‘ам», «аль-А‘раф» и «ат-Тауба».

В предании от Хузейфы ибн аль-Йамана, что он совершал молитву за пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк прочел в одном рака‘ате суру «аль-Бакара», после «ан-Ниса», а после «Аль ‘Имран». И посланник Аллаха читал их спокойно и медленно.

Существует более достоверное по цепочке передатчиков предание, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, велел Убайю ибн Ка‘бу в рамадан совершать с людьми молитву в одиннадцать рака‘атов, Убай, да будет доволен им Аллах, читал по сотни аятов (читал суры, в которых было сто или чуть больше, или чуть меньше аятов – прим. пер.). Люди, молящиеся за ним, из-за долгого стояния были вынуждены опираться на трости. Но они не расходились, пока не начиналась появляться утренняя заря.

Также достоверно передается от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он созвал в рамадан чтецов Корана и велел тому, кто читает быстро, читать (в молитве) по тридцать аятов, тому, кто читает, в среднем темпе, - по двадцать пять аятов, а тому, кто читает медленно, - по двадцать аятов.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что если человек выстаивает молитву в одиночестве, то он может удлинять молитву настолько, насколько пожелает. Это касается и случая, если с ним молитву совершают люди, которые разделяют его мнение: чем длиннее, тем лучше. Пусть только он не переусердствует, выстаивая всю ночь полностью, оставляя для сна совсем немного, и следует пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Наилучшее руководство – руководство Мухаммада». Если же человек является предводителем в молитве, то он может удлинять молитву настолько, насколько не трудно выстоять молящимся позади него. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас возглавляет молитву людей, то пусть облегчает ее. Воистину, среди молящихся есть малые, пожилые, есть слабые и больные, и есть люди, которым необходимо восполнить нужды. Если же он совершает молитву в одиночестве, то пусть удлиняет ее насколько пожелает».

Время совершения ночного стояния в молитве

Время ночной молитвы начинается после молитвы ‘Иша и до молитвы Фаджр. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах добавил вам молитву, и это молитва витр. Так совершайте же ее между молитвами ‘Иша и Фаджр».

Совершение молитвы в последнюю часть ночи лучше для того, кто в состоянии сделать это. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то боится, что не сможет проснуться в последнюю часть ночи, пусть совершает молитву витр в начале ночи. Если же кто-либо пожелает совершить ее в последнюю часть ночи, пусть совершает витр в последнюю часть ночи. Воистину, молитва в последнюю часть ночи засвидетельствована (ангелами), и это лучше».

Если предстоит выбор между молитвой в начале ночи, но коллективно (джама‘а), и молитву в конце ее, но в одиночку, то молитва, совершаемая совместно лучше, так как в этом случае человеку засчитывается выстаивание всей ночи.

В соответствии с этим мнением действовали сподвижники во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. ‘Абдуррахман ибн ‘Абд аль-Кари сказал: «Я вместе с ‘Умаром в одну из ночей рамадана вышел в мечеть. И мы обнаружили, что люди разделились. Один из них совершал молитву в одиночестве, другой же молился с небольшой группой людей. Тогда он (то есть ‘Умар) сказал: „Клянусь Аллахом, я считаю, что если бы все они собрались и молились с одним предводителем в молитве, было бы лучше“. После этого он утвердился в своем намерении и собрал всех их, а руководителем молитвы назначил Убайа ибн Ка‘ба. После этого я вышел с ним в другую ночь. Люди молились позади одного чтеца. Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: „Какое это прекрасное новшество. Но молитва, которую они пропускают из-за сна, лучше, чем та, что они выстаивают (то есть молитва, совершаемая в конце ночи лучше)“. Люди совершали молитву в начале ночи».

Зейд ибн Уахб сказал: «‘Абдуллах в месяц рамадан совершал с нами молитву, и покидал нас ночью».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил совершать молитву витр, соединяя три рака‘ата между собой. Доказательством этому служат слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уподобляйте (молитву витр) молитве Магриб (закатной молитве)». Мусульманин должен избегать этого уподобления, совершая молитву витр одним из двух способов:

а) произнести приветствие (то есть разделить) четный и нечетный рака‘аты; это лучше и более достоверно;

б) не сидеть на ташаххуде между четным и нечетным рака‘атами; а Аллах знает лучше.

Чтение Корана в молитве витр в три рака‘ата

Сунной при совершении трехрака‘атоного витра является чтение в первом рака‘ате суры «аль-А‘ля», во втором – суры «аль-Кафирун», а в третьем – суры «аль-Ихляс», добавляя иногда к этому суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас».

Достоверно передается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочел в одном рака‘ате молитвы витр сто аятов из суры «ан-Ниса».

Дуа - Мольба кунут

Далее молящийся произносит мольбу кунут, которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил своего внука аль-Хасана ибн ‘Али, да будет доволен ими Аллах: «О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты его указал, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и сделай для меня благословенным то, что Ты даровал мне, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а относительно Тебя решений не принимают; поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты враждуешь! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний, и нет убежища от Тебя ни у кого, кроме Тебя! » (Аллахумма-хди-ни фи-ман хадайта, уа ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, уа тауалла-ни фи-ман тауаллайта, уа барик ли фи-ма а‘тайта, уа кы-ни шарра ма кадайта. Фаинна-ка такды уа ля юкда ‘алейка, уа инна-ху ля йазиллу ман уалайта, уа ла йа‘иззу ман ‘адайта, табаракта Раббана уа та‘алайта, уа ла манджа мин-ка илля илейка). После молящийся, иногда, произносит благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует (об этом будет ниже). Нет ничего плохого в том, чтобы после этой мольбы добавить другую благую мольбу, что достоверно упоминается в шариатских текстах.

Нет ничего плохого в том, чтобы произнести мольбу кунут после поясного поклона, и добавить к ней проклятия на неверующих, благословение пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и мольбу за всех мусульман во второй половине месяца рамадан. Так как подобные действия приводятся от имамов во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. В конце хадиса от ‘Абдуррахмана ибн ‘Абд аль-Кари, что упоминался ранее, сказано: «Они проклинали неверующих во вторую половину месяца рамадан: „О Аллах! Разрази неверующих, что сбивают других с Твоего пути, что считают ложью Твоих посланников, не веруют в Твое обещание! Раздели их, всели страх в их сердца, нашли на них Свое наказание и мучения, о Истинный Бог!“ (Аллахумма катиль-ль-кафара аль-лазина йасуддуна ‘ан сабили-ка, уа йакзибуна русулу-ка, уа ла йуъминуна би-уа‘дака. Уа халиф байна калимати-хим, уа алькы фи кулуби-хим ар-ру‘ба, уа алькы ‘алейхим риджза-ка уа ‘азаба-ка, илаха-ль-хакк)». После этого имам произносил благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха блага для мусульман, а после просил прощения для верующих.

Он сказал: «После проклятия неверующих и благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просьбы о прощении за верующих мужчин и женщин он произносил следующую мольбу: „О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся, пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего серьезного наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет того, кому Ты объявил войну!“ (Аллахумма иййака на‘буду, уа лака нусалли уа насджуду, иййака нас‘а уа нахфид, уа нарджу рахмата-ка Раббана, уа нахафу ‘азаба-ка аль-джадд. Инна ‘азаба-ка лиман ‘адайта мулхак)», а после он возвеличивал Аллаха и склонялся в земном поклоне.

О том, что говорится в конце молитвы витр

В конце витра (иногда после приветствия, а иногда до него) Сунной является произносить следующее: «О Аллах, поистине, я прибегаю к защите довольства Твоего от негодования Твоего, и к защите прощения Твоего от наказания Твоего, и я прибегаю к Твоей защите от Тебя! Не счесть мне славословий Тебе и не восславить Тебя так, как Сам Ты восславил Себя» (Аллахумма инни а‘узу би-рида-ка мин сахати-ка, уа би-му‘афати-ка мин ‘укубити-ка, уа а‘узу би-ка мин-ка, ла йухса санаъан ‘алайка, анта кама аснайта ‘аля нафси-ка).

После приветствия в конце молитвы витр молящийся трижды говорит: «Слава Пресвятому Царю, Господу ангелов и Духа!» (Субхана-ль-малика-ль-куддус), удлиняя при этом свое чтение и повысив голос во время третьего повторения.

Он также может совершить два рака‘ата дополнительной молитвы (после витра, если желает). Достоверно передается, что так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он даже сказал: «Воистину, этот путь является трудом (борьбой) и бременем. И если кто-либо из вас совершил молитву витр, пусть совершит два рака‘ата, если проснется. Если же нет, то они будут записаны ему».

Чтение сур «аз-Зальзаля» и «аль-Кафирун» в этих двух рака‘атах является сунной.

Из книги «Кыям рамадан» аль-Албани


Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ