Ислам в Кузбассе

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Исмагил Шангареев: Али Якупов – «Фигурант уголовного дела»

Исмагил Шангареев: Али Якупов – «Фигурант уголовного дела»
Али Якупов – «фигурант уголовного дела»
2 Июня
07:15 2018

Хорошо известно, что в ареоле Евроатлантической цивилизации становление правовой государственности заняло не менее двухсот лет. За этот довольно небольшой для Всемирной истории срок западная правовая государственность сформировалась как политическая власть, основанная на идеалах открытого гражданского общества, приоритете общечеловеческих ценностей, демократическом плюрализме. Вместе с тем, ставя сегодня задачу формирования основ правового государства в Российской Федерации, было бы неправильно идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся на современном Западе модель правового государства.

Проблемы соотношения права, религии и культуры

На современном этапе мирового развития, в условиях нарастающей интеграции, глобализации и интенсификации связей между цивилизациями, появляется редкая возможность по-новому увидеть проблемы соотношения права, религии, нравственности и культуры, оценить современный опыт их взаимодействия как социальных и одновременно культурно-исторических феноменов. Прежде всего, это касается нестыковки понятий правовой культуры и религиозной системы традиционного права, соотношения правовых и неправовых поведенческих стандартов.

Не будет преувеличением сказать, что в плане адекватной оценки права с учетом национальной и религиозной специфики поведенческих стандартов, Российская Федерация продвинулась значительно дальше европейских законодателей, реализуя концепцию, основанную на твердом убеждении Президента Владимира Путина в том, что «законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности». Говоря о современных проблемах Запада, связанных с политикой мультикультурализма, Владимир Путин указывал, что ее провал неизбежно приведет к разрастанию межнациональных конфликтов, столкновению цивилизаций по линии разлома в понимании поведенческих стандартов, особенностей образа жизни, духовных и нравственных предпочтений.

Хочу особо отметить, что это, прежде всего, правовой кризис. Большой материал для размышлений дают споры вокруг хиджаба (под хиджабом подразумевается такая традиционная одежда женщины-мусульманки, которая скрывает всю ее фигуру, кроме кистей рук и овала лица) в современной Европе. Именно, это недопонимание в сфере традиционной культуры, диктующей поведенческие стандарты, предпочтения в одежде (в центре внимания хиджаб), высветило суть противоречий между европейским и мусульманским взглядами на соотношение права и религии, нравственности и обычаев. Хиджаб как символ традиционной культуры (безусловно несущей в себе религиозное начало) наглядно продемонстрировал всему миру принципиальные различия между двумя правовыми культурами.

Однако, было бы неправильно думать, что в вопросе с хиджабом мы имеем дело с культурно-правовым кризисом только в странах Евросоюза. Например, в КНР нет запрета исповедовать исламскую религию, но существуют серьезные ограничения нарушающие права уйгуров-мусульман. Достаточно сказать, что в Китае действует запрет на ношение хиджаба в общественных местах столицы провинции Синьцзян. Общественная уйгурская организация по защите прав человека обратилась к руководству коммунистической партии КНР с просьбой положить конец нарушению прав уйгуров-мусульман.

Понятно, что в руководстве коммунистической партии Китая к обращению уйгурских мусульман отнеслись как к проявлению экстремизма и сепаратизма. Но вот в России, на волне уйгурских проблем в Китае, было возбуждено уголовное дело, и даже состоялся суд над бывшим имамом Кургана Коран-хафизом Али Якуповым.

Фигурант уголовного дела

Фигурантом уголовного дела Али Якупов стал за комментарий в социальной сети «ВКонтакте», где, обращаясь к высшим силам, осудил китайских коммунистов, ведущих геноцид мусульман-уйгуров и, в частности возмутился, что мусульманкам запрещают носить хиджаб. Обвинение в адрес Якупова было вынесено по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды»).

Из публикаций об этом судебном процессе известно, что, рассмотрев уголовное дело Али Якупова Курганский городской суд решил, что обращение к высшим силам не является ксенофобным призывом. "Сам Бог не может являться субъектом общественной жизни, и обращение к нему не может считаться призывом к осуществлению розни", – говорилось в решении суда.

С подобной же аргументацией в защиту Али Якупова выступил лидер мусульман Сибири муфтий Нафигулла Аширов.

Хочу напомнить, что одной из ключевых задач построения правовой государственности в Российской Федерации является утверждение принципов господства права в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Курганский городской суд продемонстрировал достаточно высокий уровень политической и правовой культуры. Однако, это не помешало Курганскому областному суду позднее удовлетворить апелляционное представление прокуратуры и отменить оправдательный приговор Али Якупову. Дело было возвращено в Курганский городской суд на новое рассмотрение.

Факт пересмотра дела Якупова следует рассматривать как тревожный сигнал, который свидетельствует о том, что, в процессе построения правового государства в Российской Федерации, необходимо избавляться от желания отдельных обвинителей добиваться осуждения ради самого осуждения.

Конфуций сказал: «Очень трудно искать в темной комнате черную кошку. Особенно, если там ее нет», но подобная ситуация не остановила курганскую прокуратуру.

Поэтому представляется закономерным, что 27 ноября 2017 года Курганский городской суд вновь оправдал бывшего имама городской мечети Али Якупова, которого обвиняли по ч. 1 ст. 282 УК «в возбуждении ненависти либо вражды», поскольку китайские коммунисты не составляют уязвимой социальной группы, требующей защиты по статьям УК РФ. С моей точки зрения, вообще не было даже основания переводить в правовое поле высказывания Якупова, поскольку они касались исключительно проблем нравственной и, отчасти, социальной сфер жизни.

Справедливый приговор в данном случае это важный правой и политический прецедент. «Выделение справедливости как требования, предъявляемого к приговору, — писал М. С. Строгович, – имеет тот смысл, что этим подчерки­вается правильное не только с правовой, но и с нравственной, моральной стороны отношение к человеку, судьба которого ре­шается приговором».

В 2017 году оправдательными приговорами завершились 0,2% дел, рассмотренных российскими судами. Всего было оправдано 1,6 тыс. человек. Али Якупов был одним из них, человеком, упрекнувшим руководство другой страны за введение запрета на хиджаб. Сколько он перенес физических и нравственных страданий можно только догадываться. Восполнит ли материальная компенсация, назначенная судом его потери? Думаю, лишь в очень незначительной мере.

Уголовное дело Якупова – это зеркало, в котором нашли отражение проблемы исламского миропонимания как у нас в стране, так и в мире в целом. Он стал фигурантом уголовного дела только потому, что мыслит в категориях мусульманского права, которое, к примеру, осуждает женщину, не носящую хиджаб. То, что это могут не понять в Европе или Китае в какой-то степени объяснимо, но то, что это не поняли отдельные российские правоохранители не может не вызывать тревогу. Ведь в итоге очень важно – какое место занимает человек в системе ценностей того или иного государственного или общественного строя, какие реальные возможности ему предоставлены обществом, какими реальными правами он пользуется. Якупов был оправдан. Однако сам факт уголовного преследования за высказанное, пусть и эмоционально, мнения о притеснениях мусульман в Китае, позволяет говорить о серьезных расхождениях в оценке деяний, которые, не будучи правонарушением по сути, по форме представляются как уголовное преступление.

В 2016 году у меня гостила одна из самых популярных российских актрис – Елена Проклова. Уважая традиции мусульманского Востока, она нередко одевала хиджаб не находя в этом ничего, что ущемляло бы ее права на европейскую одежду. Если смотреть с бытовой точки зрения, то по сути хиджаб – это часть одежды, подчеркивающая культурное своеобразие мусульманского мира. Сегодня мусульмане должны научиться отстаивать свои интересы и защищать свои права не в эмоциональных выступлениях, а используя правовые аргументы, облекая свои претензии в адекватную юридическую форму. И надо признать с полным на том основанием, что путь к диалогу культур и религий, должен пролегать через международное правовое поле, в котором свобода вероисповедания является одним из базовых императивов развития.

Исмагил Шангареев – культуролог, писатель-публицист, общественный деятель, Сопредседатель Совета по кино- видеовизуализации культурно-исторического пространства Евразии при «Ассамблее народов Евразии», Член Президиума Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР).

islamnews

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments