Ислам в Кузбассе

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Следует ли мужу оставлять семью во время ифтара, чтобы разговляться в мечети?

Следует ли мужу оставлять семью во время ифтара, чтобы разговляться в мечети?
17 Мая
14:55 2018

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на данный вопрос с сайта шейха Аль-Мунаджида.

Правда ли, что разговляться в мечети с джамаатом важнее, чем разговляться дома с женой, даже если она беременная и по причине недомоганий не может покидать дом?

Я уже несколько месяцев замужем и это первый Рамадан, который я провожу вместе с мужем. До сих пор он еще ни разу не разговлялся дома вместе со мной. Он разговляется в мечети и не возвращается оттуда раньше десяти часов ночи. Правильно ли такое поведение с точки зрения Ислама? Я надеюсь Вы ответите на мой вопрос. Я недавно приняла Ислам, а мой муж мусульманин с рождения. Он говорит мне, что этому учит Ислам, хотя мне не кажется, что Ислам такому учит.

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Нет сомнений в том, что проявлением хороших отношений с женой является обеспечение мужем того, что положено его жене из мирских и религиозных дел, и соблюдение своих обязанностей по отношению к ней. Наиболее важной обязанностью мужа по отношению к своей жене является обучение её положениям её Религии и её убеждениям таким образом, как это повелел Всевышний Аллах. Также нет сомнений в том, что не соответствуют действительности слова Вашего мужа о том, что Ислам учит тому, что он делает. Этим самым он говорит об Аллахе то, чего он не знает.

Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – наряду с тем, что был другом для своих сподвижников, заботился об их делах и об их потребностях, он также оказывал своей семье помощь по дому и проявлял к ней внимание. Передают со слов Асвада, который сказал: «Я спросил ‘Аишу: “Чем занимался Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – у себя дома?”. Она ответила: “Он выполнял для своей семьи домашние работу, а когда наступало время молитвы, он уходил на молитву”». Этот хадис приводит аль-Бухари (№ 644).

Всевышний сказал: «… и уживайтесь с ними по доброму» (Св. Коран, 4: 19). Это указывает на то, что проявление доброты в совместной жизни – это основа супружеской жизни, предписанная Всевышним Аллахом.

Известно, что разговение вместе с женой, пусть даже в некоторые дни – это одно из проявлений благой совместной жизни, особенно когда оно имеет место в начале супружеской жизни, для которой шариат стремится утвердить все средства, которые её укрепляют, особенно в тех случаях, когда жена испытывает отчуждённость по причине их отсутствия. К тому же разговение является удобным случаем для того, чтобы наглядно обучить жену суннатам и культуре ифтара.

На основании изложенного, мы хотим направить уважаемого мужа к тому, чтобы он проявлял внимание к своей семье и своей жене, заботился о ней и не уступал их права, и чтобы он знал, что занимаясь делами своей семьи он получает большую награду, чем когда занимается делами тех, кто не относится к его семье. Поэтому Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Милостыня данная бедняку – это только милостыня, а та, что потрачена на родственников – это уже два [благодеяния]: милостыня и укрепление родственных отношений». Приводит ан-Наса’и (№ 2528), а аль-Албани назвал его достоверным.

Он – мир ему и благословение Аллаха! – также сказал: «Начни с тех, кого ты опекаешь!» Приводят аль-Бухари (1360) и Муслим (1034).

Однако это не значит, что на нём лежит шариатская обязанность каждый день разговляться вместе с женой. Несомненно, что благочестие к жене и семье проявляется и тогда, когда он радует свою семью в их одиночестве, и когда он бывает с ними, если они нуждаются в нём в каких-то своих делах, в особенности в таком случае, о котором говорит задавшая вопрос, то есть, когда она испытывает недомогания по причине беременности.

Также благочестие к жене и семье выражается тогда, когда он проявляет в отношениях с ними простоту и мягкость, беседует с ними и опекает их. Благочестие не выражается в том, что делают некоторые мужчины, которые проводят вечера в компаниях с друзьями и не беспокоятся о своих семьях и своих женах.

Вниманию читателя предлагается перевод фатвы, касающейся семьи в Рамадан с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com.

Вопрос:

Я являюсь главой семейства. Вот уже наступил Рамадан. Каким образом мне следует осуществлять заботу о своей семье и о её воспитании в течение этого благородного месяца?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Воистину, в том, что Аллах дарует мусульманину возможность соблюдать пост Рамадана и выстаивать его ночи в молитвах, заключается проявление одной из милостей Аллаха. Это месяц, в котором благие дела увеличиваются, а верующие возвышаются в степенях. В этом месяце Аллах освобождает некоторых от Огня. Поэтому важно, чтобы мусульманин извлёк из этого месяца всё, что может обернуться для него благом, и усердствовал в том, чтобы посвящать часы своей жизни подчинению Аллаху. Ведь сколько тех, кто упустил этот месяц по причине болезни, смерти или заблуждения.

Подобно тому, как мусульманин обязан посвящать своё время извлечению пользы из этого месяца, на нём также лежит обязанность хорошо воспитывать своих детей, проявлять к ним должную заботу, побуждать их и приучать к совершению всего благого, ибо и ребёнок, и наше подрастающее поколение, развиваются в том направление, к которому их приучили их отцы.

В эти благословенные дни как перед отцом, так и перед матерью, стоит задача извлечь всевозможную выгоду для своей семьи, содержащуюся в этом месяце. Мы же можем дать родителям следующие советы:

1) Следить за тем, чтобы дети соблюдали пост, а также вызывать желание соблюдать его у тех из них, кто пока еще не в состоянии поститься.

2) Напоминать им об истиной сути поста, о том, что пост – это не только отказ от еды и питья, но еще и способ достижения богобоязненности, и благоприятная возможность получить прощение грехов и сокрытие небольших прегрешений.

Передают, что Абу Хурейра – да будет доволен им Аллах! – рассказывал, как однажды, взойдя на минбар, Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – трижды произнёс: «Амин!». Его спросили: «О Посланник Аллаха, почему ты так сделал?». Он ответил: «Джибриль сказал: “Да вотрёт Аллах пыль в нос того раба, чьи грехи с приходом Рамадана не были прощены!”, — я сказал: “Амин!”, — затем он сказал: “Да вотрёт Аллах пыль в нос того раба, который видел своих родителей, или одного из них, но не попал в Рай!”, — я сказал: “Амин!”, — затем он сказал: “Да вотрёт Аллах пыль в нос того раба, в чьем присутствии ты был упомянут, а он не попросил для тебя благословения!”, — я сказал: “Амин!”».

Этот хадис передают Ибн Хузейма (1888). У него он приводится именно в такой форме. Его также передают ат-Тирмизи (3545), Ахмад (7444) и Ибн Хиббан. См.: «Сахих аль-джами’» (3510).

3) Обучать их культуре и правилам приёма пищи, тому, что есть надо правой рукой и брать из блюда то, что находится перед ними. Также следует напоминать им о запрете чрезмерности (исраф) и о том, какой вред оно наносит их организму.

4) Не разрешать им слишком затягивать ифтар, чтобы они не пропустили совершение вечерней молитвы (магриб) в коллективе.

5) Напоминать о положении бедняков и неимущих, которые не могут найти куска, чтобы утолить им свой голод. Следует также напоминать им о положении вынужденных переселенцев и тех, кто во всех землях сражаются на пути Аллаха.

6) Собрания в Рамадане могут послужить удачным способом объединения родственников и укрепления родственных отношений. В некоторых странах этот обычай уже не сохранился, тогда как он представляет собой хорошую возможность для извлечения пользы и восстановления порванных родственных связей.

7) Помогать матери готовить пищу, накрывать на стол, а также убирать со стола и хранить пригодную для потребления еду.

8) Напоминать им о необходимости совершения молитвы-таравих, о том, что перед её совершением следует мало есть, чтобы легче было её выполнять, и о том, что нужно успеть вовремя собраться, чтобы совершить её в мечети.

9) Родители должны напоминать детям о том, какая благодать содержится в сухуре, и о том, что он придаёт человеку сил для соблюдения поста.

10) Нужно стараться предусмотреть, чтобы перед началом утренней молитвы (фаджр) оставалось достаточно времени, чтобы каждый член семьи, который не совершил молитву-витр, совершил её, а также совершил ту молитву, которую он отложил на последнюю часть ночи, и чтобы у каждого оставалось достаточно времени, чтобы обратиться к Господу с какими он хочет мольбами.

11) Нужно уделять внимание тому, чтобы те члены семьи, на которых лежит обязанность совершать молитву, совершали утреннюю молитву своевременно в мечети и с коллективом. Мы же видим, как многие люди встают в конце ночи, чтобы поесть, а затем возвращаются в свои постели и оставляют утреннюю молитву.

12) В последние десять дней Рамадана Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – оживлял ночи поклонением и будил для этого свою семью. Это является указанием на то, что семья должна заботиться о том, чтобы извлечь всевозможную пользу из этих благословенных ночей посредством совершения того, что радует Всемогущего и Великого Аллаха. Поэтому мужу следует будить свою жену и своих детей для того, чтобы они в эти ночи совершали поступки, приближающие их к Всемогущему и Великому Аллаху.

13) Маленькие дети нуждаются в том, чтобы их поощряли за соблюдение поста, поэтому отец должен побуждать их к сухуру и поощрять их за соблюдение поста выражая им похвалу и вручая призы тем из них, кто постился весь месяц целиком, либо половину месяца, либо какой-нибудь другой период месяца.

Передают со слов ар-Рубей’и бт. Му’аввиз: «Как-то раз утром в День ‘Ашура Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – направил в поселения ансаров такое распоряжение: “Кто встал утром не собираясь поститься, пусть не принимает пищу оставшуюся часть дня, а кто встретил утро постящимся, пусть постится!”, — и после этого мы стали поститься, а также заставили поститься своих маленьких детей [и отправлялись вместе с ними в мечети]. Мы делали для них игрушки из шерсти, и если кто-то из них начинал плакать и просить еду, то мы давали ему эту игрушку, и так продолжалось до тех пор, пока не наступало время ифтара».

Аль-Бухари (1859) и Муслим (1136). Слова в скобках приводятся у Муслима.

Ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на необходимость тренировать маленьких детей подчинению Аллаху и приучать их поклоняться Ему, хоть в их возрасте шариат и не возлагает на них никаких обязанностей. Аль-Кадисказал: “Передаётся от ‘Урвы, что на детей возлагается обязанность соблюдать пост с того момента, как они станут способны к этому”, — однако это ошибка, противоречащая хадису: “Перо оторвано от троих: от ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия…”, — а Аллах же знает лучше!». («Шарх Муслим», 8 / 14).

14) Если отец и мать имеют возможность выехать вместе со всей своей семьей на ‘умру в Рамадане, то и для них самих, и для их семьи, будет хорошо, если они туда поедут. За ‘умру в Рамадане предусмотрена такая же награда, как и за хадж. Предпочтительнее поехать туда в начале Рамадана, чтобы не оказаться среди большой толпы.

15) Мужу нельзя обременять свою жену тем, что ей не по силам в деле приготовления пищи и сладостей. Многие люди используют этот месяц для приготовления блюд и напитков, вызывающих изумление, и проявляют в этом расточительство (исраф). Это то, что устраняет наслаждение этим месяцем и лишает постящихся возможности извлечения заложенной в посте мудрости, то есть, достижения богобоязненности.

16) Рамадан – месяц Корана. Поэтому мы искренне советуем, чтобы в каждом доме проводились маджлисы, где читается Коран, где отец обучает свою семью его чтению и знакомит их со смыслами его аятов. Также советуем, чтобы в этих маджлисах читали книгу о нормах поста и о его этике.

Для многих ученых и для тех, кто требует знание, Всевышний Аллах облегчил написание книг, предназначенных для маджлисов в Рамадане. Такая книга разделена на тридцать маджлисов и каждый день читается один раздел из неё. Благодаря этому, каждый может извлечь для себя из этой книги всю её пользу.

17) Следует побуждать свою семью заботиться о соседях и нуждающихся, и оказывать им материальную поддержку.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – был самым щедрым человеком, и больше всего его щедрость проявлялась в Рамадане, когда его посещал Джибриль. В Рамадане они виделись каждую ночь и Джибриль обучал его Корану. В те дни Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – был щедрее, чем дующий ветер». (Аль-Бухари (6) и Муслим (2308)).

18) Родители не должны позволять друг другу и своим детям без пользы бодрствовать по ночам, не говоря уже о том, чтобы позволять им проводить вечера за совершением грехов. Воистину, шайтаны из числа людей вырываются из своих оков в этом месяце и склоняют постящихся к тому, чтобы творили зло, нечестие и разврат по ночам и дням Рамадана.

19) Следует напоминать о том, что в мире вечном семья будет собрана в Раю Всевышнего Аллаха, о том, что великим счастьем окажется встретиться там под тенью Его Трона, и что все эти благословенные маджлисы в этом мире, а также объединения людей в подчинении Аллаху посредством приобретения знаний, соблюдения поста и совершения молитв, являются ничем иным, кроме как путём, ведущим к обретению этого счастья.

Воистину, Аллах оказывает содействие и ведёт по правильному пути!

Арсен Шабанов

islamcivil

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments