Ислам в Кузбассе

Новости

 ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Реалити-шоу как будущее мира

Реалити-шоу как будущее мира
4 Апреля
06:35 2018

Поговорим о такой интересной вещи, как реалити-шоу и массовый зритель. Есть такой мегапопулярный сегмент в шоу-бизнесе, и в русскоязычном интернете таких успешных проектов несколько. Один мне даже привели в пример, когда я начал снимать видео и выкладывать их в своем блоге: «Мы думали, что ты будешь такой же, как имярек, а ты там сидишь и разговариваешь за какие-то высокие материи».

Мне стало интересно, что же это такое. Посмотрел упомянутый блог и поразился, насколько профессионально и вместе с тем приземленно он сделан. То есть уровень смысловой наполненности сюжетов не просто низкий, а запредельно низкий. При этом чисто технически все снято очень качественно, не подкопаешься. Но самое любопытное то, что автор блога, назову его Икс, чтобы не делать рекламы, в своих интервью показал себя весьма понимающим и интересным человеком. Парень немало времени посвятил изучению человеческой психологии, тому, как работают мозги и как на них можно влиять. И мне стало интересно, в чем феномен такого рода блогов. Ведь если мы абстрагируемся от личности Икса, то поймём – он не уникален, он просто в тренде. Аналогичных проектов множество, и не только в рунете.

Но для упрощения картины давайте рассмотрим это явление на примере упомянутого Икса. Для того чтобы понять, откуда он черпал вдохновение, надо найти те образцы, которыми он мог руководствоваться в процессе создания своего блога. В первую очередь на ум приходят аналогии с американским сериалом «Друзья» и популярным российским проектом «Дом-2». Однако, с моей точки зрения, это далеко не главные источники.

Во многом Икс напомнил мне мистера Бина, персонажа английского комедийного телесериала. Это такой дурачок, что вечно устраивает сам себе какие-то проблемы, но в конце концов выходит победителем. Играет его Роуэн Аткинсон, рафинированный, образованный и очень умный английский аристократ. Но в кино он изображает недотепу, который не то чтобы что-то делать, даже ходить-то нормально не может. И имеет бешеный успех у зрителя.

Так вот, Икс имеет черты мистера Бина, только вывернутого наизнанку. То есть, когда мы говорим о мистере Бине, все понимают, что это кино и Роуэн Аткинсон только тзображает его, будучи сам абсолютно другим. Икс играет вот такого недоумка в жизни. То есть игровой персонаж воплотился в реальности, заменив собой живого человека. И это новый этап эволюции мистера Бина. Люди видят, что в жизни он такой же, как на экране, и верят: «Он не лучше меня! Он такой же, как я, как многие».

Но только ли мистером Бином ограничивается генезис Икса? Конечно же, нет. Здесь не обойтись без Америки, где накоплен громадный опыт в создании и продвижении самых разных реалити-шоу. Как пример, можно вспомнить «Шоу Трумана», интереснейший фильм с Джимом Керри в главной роли. Его герой жил прекрасной жизнью и вдруг в один прекрасный момент выяснил, что весь мир вокруг него – это декорация, все люди – артисты и он единственный человек, который об этом не знал и жил по-настоящему в этой искусственной среде, а миллионы телезрителей следили за его жизнью.

Казалось бы, похоже, но не совсем то. Икс ведь знает, что он играет на публику, в отличие от бедолаги Трумана. То есть они разнонаправлены. Фактически, кто такой Икс? Это противоположность героя Джима Керри. В «Шоу Трумана» людям дано направление, как вырваться из этого симулякра. Икс же, наоборот, показывает нам, как человеку влезть в это шоу, даже если его не пускают. И стать там, внутри, центровым, чтобы все вокруг смотрели и не оставались равнодушными. Суметь угодить зрителям, этой массе, которая следит за его приключениями.

То есть Икс также альтернативен Труману, как и мистеру Бину. И тут уже можно сделать вывод. Икс, равно как и все аналогичные проекты, заключающиеся в «проживании жизни под камеру», есть продукт эволюции реалити-шоу, доведенный до степени отрицания изначального смысла.
Но откуда все пошло? Если копнуть глубже, скажем, до 1969 года, то мы обязательно наткнемся на абсолютно знаковый роман Курта Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Именно оттуда происходят современные реалити-шоу и, соответственно, Икс и иже с ним. Корни там.

В своей статье «Матрица. Начало» я писал, что Воннегут не просто писатель, не собирательная Дарья Донцова, но человек, которого американцы изучают в университетах. Фактически, Воннегут – один из творцов американского истеблишмента, потому что на его книгах они растут. Это часть культурного кода американской элиты. Так вот, через повести Воннегута сквозной темой проходит понятие Тральфамадора. Это такая планета, жители которой влияют на жизнь землян. Тральфамадорцы – высокоразвитая цивилизация, они обладают не только гораздо более продвинутыми технологиями, но, главное, другим пониманием времени.

По Воннегуту, люди воспринимают время, как пассажиры поезда, смотрящие в окно. То есть человек сидит, будучи зафиксирован в определённой позе, и смотрит на мир через шоры, через трубку. Поезд едет, и картинки, сменяющие друг друга за окном, становятся нашей жизнью. Вот промелькнула картинка и ушла в небытие. Ты можешь её вспомнить, но какая картинка будет следующей, неизвестно. Ты можешь вернуться назад, не физически, а в своих воспоминаниях, но не можешь попасть вперёд. И период от точки А, когда человек сел в поезд (момент рождения), до точки Б, когда он сойдет (момент смерти), эти мелькающие картинки и есть время. Линейное и неостановимое. Моменты идут один за другим, как бусы на нитке, и если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно.

Но тральфамадорцы, в отличие от землян, воспринимают время как единое целое. Все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Тральфамадорцы умеют видеть разные моменты совершенно так же, как люди могут видеть сверху горную цепь. Они видят, насколько все эти моменты постоянны, и могут рассматривать тот момент, который их сейчас интересует. Таким образом, понятие времени, понятие жизни у них совершенно другое. Соответственно, восприятие жизни тоже. То есть они смотрят на неё не как на целостное явление, в котором то, что происходит в настоящем и произойдёт в будущем, зависит, в том числе, от самого человека. Они это отрицают, считая, что у жизни нет ни начала, ни конца, есть только бесконечное движение по замкнутому кольцу, по ленте Мёбиуса. По сути, это интерпретация ницшеанской концепции «вечного возвращения».

Воспринимая мир, как замкнутое кольцо, где ничего изменить нельзя, они рано или поздно приходят к дискретности восприятия событий. То есть им, в принципе, не нужен весь процесс целиком, он все равно не дает результата. Это бессмысленное действо, в котором важны только отдельные мгновения. Что-то происходит, через секунду происходит абсолютно другое, и тральфамадорец воспринимает это как телеграмму, как некий набор символов. Каждая группа символов содержит краткое и важное сообщение, описание какого-нибудь положения или события. Между этими сообщениями нет особой связи, кроме того, что в совокупности они дают общую картину жизни. Там нет ни начала, ни конца, ни напряженности сюжета, ни морали, ни причин, ни следствий. Главное, это глубина многих чудесных моментов, сиюминутная картинка, что дает общее душевное состояние. Таков образ мышления и подход к жизни тральфамадорцев, управителей мира.

Но при чем тут реалити-шоу? При том что в «Бойне номер пять» описывается история Билли Пилигрима, которого тральфамадорцы украли, поместили в стеклянный купол и создали ему там условия для жизни. Он не мог выйти, потому что там, за куполом, бушевала синильная кислота. Сами тральфамадорцы сидели вокруг, смотрели, как он ходит, ест, пьёт: «Билли встал со своей кушетки, пошел в туалет и помочился. Толпа пришла в дикий восторг» ©. Потом ему привезли туда женщину. Со временем она забеременела, родила детей, а зрители просто на это смотрели, им было любопытно. Билли был обычный человек, не философствовал, ничего особого не делал. Он просто спал, отправлял свои естественные надобности. И тральфамадорцам, которым неинтересно будущее, которым неинтересно прошлое, которым интересен лишь некий сиюминутный момент, Билли был нужен, был важен. Им было интересно.

Но что мы имеем сейчас, что делает Икс, как представитель современного реалити-шоу-бизнеса? Он, как и Билли Пилигрим, показывает свою «обычную жизнь» тральфамадорцам, что следят за ним через экраны мониторов и смартфонов. Ходит для них в туалет. И люди смотрят на него и живут этим моментом, отрываясь от реальной жизни. Сплошной Тральфамадор, за одним маленьким исключением – они не управители. Они управляемые. И в этом разница между Иксом и Билли Пилигримом. Это то, что изменилось с 1969 года по наше время.

Когда Воннегут писал свои книги, он подразумевал, что тральфамадорцы будут управлять землянами, этими «последними людьми» (по Ницше), которые ходят, моргают и умирают. Но сейчас все наоборот, эти самые люди, которые низводят мир до уровня обыденности, единичности, бессмысленности, управляют тральфамадорцами. Очень скоро мы окончательно придём к тому, что описывал Воннегут. Потому что виртуальная реальность интернета, она и есть Тральфамадор.

Тимур Шангареев

e-minbar

Поделится

ЕЩЕ НОВОСТИ

КОММЕНТАРИИ

comments powered by HyperComments